Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Позднее творчество И. Ф. Стравинского Гливинский, Валерий Викторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гливинский, Валерий Викторович. Позднее творчество И. Ф. Стравинского : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория.- Москва, 1996.- 40 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/324-1

Введение к работе

I. 1. Актуальность исследования

В конце века все отчетливее вырисовывается центральное' положение Стравинского в музыкальной культуре его времени. Историки музыки третьего тысячелетия, судя по всему, будут рассматривать -XX век, в особенности первую его половину как «время Стріти некого». Многие художественные тенденции того времени именно и творчестве русского мастера нашли наиболее полное и последовательное выражение. Будучи законодателем музыкальной моды в первой половине XX века, композитор в последующие десятилетия оказался в положении художника, движущегося по «вспаханному полю». Именно это обстоятельство наложило на творчество Стравинского 50—60-х годов особый отпечаток. Мироощущение художника, выступившего в роли «живой истории», формы музыкального самовыражения іі новой языковой ситуации — эти, а также многие другие аспекты позднего творчества Стравинского пока еще не получили должного освещения в современной исследовательской литературе.

В скос время каждое из поздних произведений Стрли'инекого привлекало пристальное внимание музыковедов, стремившихся «по горячим следам» первого исполнения, первого издания дать ему возможно более полную образно-содержательную и технико-стилевую характеристику. Бесспорное первенство в этой области принадлежит американскому журналу «Tempo», на страницах которого было опубликовано не менее 14 статей, принадлежащих перу Р. Крафта, X. Келлера, К. Мэзона, X. Паули, Э. Пайна, Э. Штейна, Э. В. Уайта, А. Виталла. В монографиях Р. Влада, Э. В. Уайта, М. С. Друекина. П. ван дсн Тоорна, С. Уэлша, изданных в 70—80-е годы, позднее творчество Стравинского рассматривается обзорно, как составная часть художественного наследия композитора. Особого внимания заслуживает исследование немецкого музыковеда Н. Йсрса, представляющее собой всесторонний анализ двенадцатитоновых произведений Стравинского 1958—1966 годов:

В настоящей работе создана целостная концепция позднего творчества русского мастера. Создание подобной концепции осуществлено впервые; актуальность се предопределена тем, что произведения Стравинского 50—60-х годов представляют собой одно из наиболее значительных в художественном отношении явлений мировой музыкальной культуры. Уникальность данного явления обусловлена как преемственной связью с предшествующими этапами художественной эволюции композитора, таки специфическими формами реагирования русского мастера на радикальные изменения в музыкальной культуре второй половины XX века.

I. 2. Цель и задачи исследования

Анализ 30 произведений Стравинского 50—60-х годов предприми' в настоящей работе с целью выявления характерных черт поздпсг< стиля композитора. Вытекающие из этой цели задачи сконцентрированы вокруг следующих аналитически-тематических блоков:

  1. определение места позднего творчества Стравинского в контексті современной ему музыкальной культуры;

  2. выявление специфики серийной техники композитора:

  3. характеристика его творческих связей с музыкой эпохи Возрождения;

  4. анализ жанрово-тематических особенностей «библейских», «мемориальных» произведений, обработок своих и чужих сочинемиіі.

I. 3. Методологическая основа исследования

Заключительный этап творчества одного из крупнейших мастеров музыки XX века как объект исследования предопределил системный подход к его изучению, основанный на гармоническом объединении исторического и теоретического ракурсов. Отличительная особенность исторического ракурса — включение в качестве неотъемлемых компонентов культурологического и источниковедческого аспектов. В культурологическом аспекте феномен позднего творчества Стравинского рассмотрен с позиций диалогичности художественного мышления композитора, обусловленной его принадлежностью линии русского западничества. Обоснование подобной точки зрении осуществлено в опоре на концепцию диалога культур М. М. Бахтина — В. С. Библсра. Источниковедческий аспект базируется на изучении архивных материалов по избранной теме. Осенью 1993 года автор настоящей работы был приглашен Фондом Пауля Захера (Базель. Швейцария) в архив Стравинского. Детальное знакомство с эскизами поздних произведений русского мастера позволило пролить свет на многие, до настоящего времени не изученные компоненты его композиторской техники.

I. 4. Научная новизна диссертации

Концепция позднего творчества Стравинского, предложенная г. настоящей работе, не имеет аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном музыкознании. Ее научная новизна проистекает из взгляда на произведения 50—60-х годов как самобытный этап художественной эволюции композитора, отмеченный изменением языковой основы его творчества. В диссертации впервые выявлена специфика

подхода Стравинского к решению вопроса о серил и се интервалы ю-лроизводных формах, впервые всесторонне проанализирован ротационный компонент серийной техники композитора, совокупность использованных им серийно-гармонических приемов.

Благодаря выявлению жанрово-тематических «доминант» позднего творчества Стравинского, произведения 50—60-х годов объединены в диссертации в три основных группы: «библейскую», «мемориальную», обработки своих и чужих сочинений. Развернутая характеристика каждой из групп позволила сделать вывод о том, что выразительные возможности серийности Стравинского наиболее полно раскрылись в жанрово-синтстической трактовке образов Святого Писания, ритуальных текстов и сюжетов неканонической духовной литературы. Диалогическая основа художественного мышления позднего Стравинского прослежена на примере творческих контактов русского мастера с музыкой эпохи Возрождения. Принципиальной научной новизной отмечены обобщения, выявляющие специфику трактовки Стравинским техники возрожденческого канона, формы католической мессы.

I. 5. Структура диссертации

Многоаспектная стратегия исследования позднего творчества Стравинского предопределила содержательную направленность составных частей диссертации. В структуре целого Введение играет роль концептуальной основы, очерчивающей авторский подход к феномену личности и творчества Стравинского. Изучение архивных материалов Фонда Пауля Захера обусловило аналитический профиль Глав 2—4, где создано исчерпывающее представление о серийной технике Стравинского, дан ответ на ставший уже почти риторическим вопрос, в чем же ее специфика. Анализы ряда эскизных фрагментов, включенные в текст Второй главы, сопровождены ссылками на соответствующие кадры архивных микрофильмов. Ряд эскизов с любезного разрешения Фонда Пауля Захера воспроизведен в основном тексте диссертации в виде факсимильных копий. Первая глава посвящена определению места композитора в музыкальной культуре 50—60-х годов, в Пятой главе рассмотрены его творческие контакты с музыкой эпохи Возрождения. Основные жанрово-тсматические группы поздних произведений охарактеризованы в Главах 6—Я. В Заключении дается обобщающая оценка позднего периода творчества Стравинского, подчеркивается его уникальность в сравнении с аналогичными временными этапами художественной эволюции ряда крупнейших европейских композиторов XVIII—XX исков. Приложение содержит: ксерокопии эскизов поздних произведений, опубликованных в ряде зарубежных изданий; копии (списки) некоторых архивных матерна-

лов Фонда Пауля Зохсра, выполненные автором диссертации; схему серийного строения «Движений» для фортепиано с оркестром.

I. 6. Практическая ценность диссертации

Материалы, положения и выводы диссертации имеют самое широкое практическое применение. Прежде всего они могут быть использованы в исторических и теоретических курсах консерваторий, затрагивающих широкий спектр проблем музыки XX века. Источниковедческие разделы исследования окажутся великолепным подспорьем для практического освоения современных видов композиторскоіі техники. Культурологические главы работы представляют интерес для специалистов, изучающих закономерности развития художественной культуры XX века.

I. 7. Апробация работы

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите па заседании кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории 18.01.1995 г.

Основные положения диссертации послужили автору материалом для докладов на следующих научных конференциях:

  1. научно-практическая межвузовская конференция «Хоровая духовная музыка (литургическая и внелитургическая). ее становление, развитие, перспективы» (Одесса, 19—22 февраля 1990 года), доклад па тему «Кантата «Вавилон» И. Ф. Стравинского. У истоков воплощения библейской темы»;

  2. всесоюзная научная конференция «Отечественная культура XX века и духовная музыка» (Ростов-на-Дону, 16—21 апреля 1990 года), доклад на тему «Черты жанрового синтеза в «Потопе» И. Ф. Стравинского»;

  3. республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки современного хорового дирижера» (Донецк, 20—22 декабря -1990 г.), доклад на тему «Жанровые особенности поздних хоровых произведений И. Ф. Стравинского»;

  4. всесоюзная конференция «Русская музыка X—XX веков в контексте традиций культуры Восток-Запад» (Новосибирск, 5—7 мая 1991 г.), доклад на тему «И. Ф. Стравинский и традиции «русского западничества»;

5) всероссийская научная конференция «Культура — религия — церковь» (Новосибирск, 1—4 апреля 1992 года), доклад на тему «И. Ф. Стравинский и русская христианская философия рубежа ХІХ-ХХ веков».

Похожие диссертации на Позднее творчество И. Ф. Стравинского