Введение к работе
Актуальность темы. Воссоздание ясной и полной картины культурного строительства в России невозможно без комплексного изучения музыкальной жизни разных регионов страны в сопоставлении с основными тенденциями, характерными для Москвы и Ленинграда. Только путем подобного исследования деятельности в отдельных регионах, возможно воспроизведение целостной музыкально-исторической панорамы, постижение культуры страны как неделимого явления.
Одним из таких регионов является Западная Сибирь, весомость достижений которой в последние десятилетия дает все основания включить этот край в круг комплексного исследования музыкальной культуры страны.
Несмотря на разработанность некоторых проблем музыкальной
культуры Западной Сибири (большую работу по ее изучению проводит
I 2
Новосибирская консерватория , защищено несколько диссертаций ,
существует ряд рукописных работ ), особенности становления и пути ее формирования пока не изучены не только комплексно по краю, но даже по отдельным городам? Что же касается камерно-инструменталь-
Результаты большинства исследований, представленных на научных конференциях, организуемых НТК (часто, совместно с СО СК), отражены в тезисах докладов и сообщений. Авторами выступают музыковеды консерватории: В.Калужский, Б.Шиндин, Г.Осипенко, С.Гончаренко и др.
Роменская Т. Музыкально-просветительн.деятельн.декабристов в Сибири.-Дисс. .канд.историч.наук.-Томск, 1971: Шуряк М. Музыкальн. культ.Западн.Сиб. в годы Велик.Отеч.войны.-Дисс...канд.историч. наук.-Новосиб., 1981; Куперт Т. Музык.культура городов Западн. Сиб. в конце XIX начале XX в.-Дисс...кандид.искусствовед.-М., 1986; Дьябеко Л. Фортепиан.культура Сибири и Дальн.Вост.-Дисс... канд.искусствоведен.-Л., 1989.
"Тольденберг Е. Из истор.культури.жизни Томска (І900-І9І7)-б/г, НГК; Зингер Е. Из истории муз.просвещен, в г.Томске.-б/г, НГК,-Роменская Т. Личный архив.-б/г, хранится у автора, НГК.
Прежде всего, это музыкальная культура Омска и Барнаула, до некоторой степени - Новосибирска и Томска.
ного ансамблевого музицирования, то его развитие в регионе не получило даже общего освещения в музыкознании, хотя эта область музыкального искусства на протяжении длительных периодов истории Западной Сибири имела важнейшее значение в формировании вкусов населения и музыкальной культуры региона в целом. Прежде всего, это инструментальное ансамблевое исполнительство; немалая роль принадлежала этому жанру в музыкальном обучении и в творчестве композиторов. Тем не менее, несмотря на несомненные достижения в этой области музыки, она наименее изучена. История становления и развития камерно-ансамблевого исполнительства, творчества и педагогики, взятых от истоков их возникновения в крае и наиболее рельефно раскрывающихся на основе изучения формирования музыкальной культуры региона, а также в связи с процессами, протекающими в музыкальном искусстве ведущих центров страны, - все это оказалось вне сферы интересов исследователей. Мезду тем, очерченный выше аспект анализа музыкальной культуры городов Западной Сибири открывает ее новые грани, что в значительной степени может говорить об актуальности темы диссертации. Она определяется и значимостью изучаемого' жанра, весомостью достижений инструментально-ансамблевого исполнительства, творчества и педагогики в контексте развития музыкальной культуры Западной Сибири.
Цель работы - исследовать пути развития музыкальной культуры
Наряду со статьями общеинформационного характера (в газетах и журналах), более тщательно освещены некоторые проблемы современного композиторского творчества в регионе: Гончаренко С. Традиции и новаторство в кам.-инструм.музыке Сибирск.композиторов в 70-е годы// Современ.тема в творч.композит.Сибири/ Тезисы науч-но-практич.конференции: Н-к: СК PCSCP, СО СК, 1982. -С.14-16; Минасян В. Инструм.ансамбль в творч.сибирск.композиторов// Муз. жизнь, творчество, проблемы муз.науки/ Тезисы научн.конференц. -Н-к: СО СК, НГК, 1982. -С.8; Бялый И. "Тема памяти" в фбртел. триосибирск.композит.// Гражд.и патриотич.тем&т.в муз.композит. Сибири// Тезисы докладов и сообщен.научн.-теоретич.конференц. -Н-к: COCK, НГК, 1986.-С.31-33.
- З -в городах Западной Сибири от истоков до переломно-этапного 1956 г. и дать обзор дальнейшего ее формирования (качественно-нового периода в. развитии музыкальной жизни региона, достигнутого в 70-е годк), взяв за основу камерно-инструментальное ансамблевое исполнительство, образование и творчество. Для достижения поставленной пели были определены следующие задачи исследования: I.Проследить историю становления музыкальной культуры Западной Сибири, наметив наиболее значительные ее этапы и специфические черты. 2.Проанализировать протекающие в ней процессы в их взаимосвязях с традициями Москвы и Ленинграда. 3.Выявить особенности, характерные для развития музыкальной культуры края, меру и причины ее отставания от уровня центральных районов страны. 4.Определить основные направления и важнейшие этапы в распространении камерно-ансамблевого исполнительства в контексте становления музыкальной культуры Сибири и в соотнесении с развитием других видов исполнительства в регионе. 5.Вскрыть причины, способствовавшие завоеванию ансамблевым исполнительством важной роли в музыкальное жизни края почти на всех этапах ее развития, б.Показать воздействие общесоюзных традиций на становление исполнительской культуры Западной Сибири, раскрыв роль и значение важнейших ансамблевых коллективов края в воспитании музыкальных вкусов сибиряков и формировании слушательской аудитории. Кроме того, исследовать взаимовлияние камерно-ансамблевого исполнительства и творчества на новом этапе развития музыкальной культуры края (после 1956 г.). Выявить и обобщить имеющийся нотный материал и рассмотреть некоторые ансамблевые сочинения, раскрыв важнейшие стилистические черты творчества тех композиторов, которые связали свою судьбу с Сибирью.
Научная новизна. Данная диссертация является первым опытом изучения истории становления камерно-инструментальной ансамблевой культуры Западной Сибири от истоков до современного состояния в совокупности всех ее слагаемых (исполнительства, творчества и педагогики),
- 4 -предпринятом на основе исследования музыкальной культуры края в соотнесении с ее развитием в центральных районах страны.
Теоретической базой диссертации послужили положения трудов Б.Асафьева и работы советских музыковедов историко-культурологичес-ко. характера: Л.Корабельниковой, И.Нестьева, М.Тараканова, Н.Шахназаровой и др.
Методологической основой в разработке поставленной темы является принцип историзма, позволяющий путем системного анализа музыкальной жизни региона, сравнения и сопоставления с общерусской музыкальной культурой (в частности, с развитием ансамблевого искусства) прийти к целостному представлению о музыкальной культуре городов Западной Сибири. В работе раскрываются истоки, музыкально-исторический фон, комплекс общественных и художественно-эстетических идей, которые влияли на ее формирование. Примененный в исследовании метод сопоставления музыкальной культуры провинции с центрами страны, выявление хронологических несовпадений между ними и специфических черт исследуемого региона - все это находится в русле современной методологии музыкального краеведения.
В изложении материала автор руководствовался хронологическим принципом, стремясь выявить ведущие тенденции в общем процессе.
Разнообразен круг материалов, составивших источниковую базу работы (многие архивные документы впервые вводятся в научный обиход): I.Данные из центральных и местных периодических изданий. 2.Документы центральных (ЦГАЛИ) и областных Государственных Архивов Сибири (ГАНО, ГАОО, ГАТО, ГААЮ, Томского и Омского Краеведческих музеев, а также, находящиеся на хранении в COCK, в фондах кабинета и музея музыкальной культуры Сибири при НГК. 3.Материалы, хранящиеся в Государственной библиотеке СССР им.Ленина, ГПНТБ ООАН СССР и областной библиотеке Новосибирска, а также библиотеках музыкальных вузов страны. 4.Записи бесед с сибирскими композиторами, исполнителями, старо-
-5--жилами и результаты собственной исполнятельско-пропагандистской и педагогической деятельности.
Практическое значение диссертации заключается в возможности использования ее основных положений в курсах истории камерно-ансамблевого исполнительства, методики преподавания камерного ансамбля и соответствующих разделов истории русской и советской музыки. Кроме того, работа может способствовать привлечению внимания исполнителей и педагогов к инструментально-ансамблевому творчеству композиторов Западной Сибири и оказать практическую помощь при их изучении, а нерешенные проблемы, поставленные в диссертации - вызвать интерес музыковедов в плане их дальнейшего исследования.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на секторе музыки народов СССР ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР и на кафедре истории музыки ДВПИИ. По теме исследования состоялся ряд выступлений на внутривузовских конференциях {1987, 1989, 1990) на научно-теоретической конференции по региональным вопросам музыкальной культуры в ДВО АН СССР (1988), в радиопередаче от 9.05.89 (Владивосток, фондовая запись). Некоторые идеи диссертации отражены в курсе "Истории камерно-инструментального ансамблевого исполнительства", читаемом автором в ДВПИИ, а также в ряде опубликованных работ (список прилагается) .
Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения (общим объемом в 195 машинописных страниц); снабжена библиографическим указателем использованных источников, Примечаниями (справочного характера) и отдельным томом Приложений, включающим документальные материалы (дополняющие основное содержание диссертации) и нотные примеры.