Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ПОЛЬШЕ.
1.1. Дошопеяовский период развития польской музыкальной культуры и его значение в развитии симфонической музыки 16
1.2, формирование романтического направления в польской культуре и роль творчества Ф. Шопена в становлении симфонической музыки 40
Глава вторая. РОСТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ПОЛЬСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУШКЕ.
2.1. Развитие польской симфонической музыки до Станислава Монюшко 57
2.2. Идеи "Весны народов" и ее образы. Со временники Монюшко и симфоническая музыка основателя польской национальной оперы 77
Глава третья. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.
3.1. Основные черты симфонического творчества З.Носковского 109
3.2. Школа З.Носковского и начало расцвета польской симфонической музыки 154
Заключение 166
Литература 171
- Дошопеяовский период развития польской музыкальной культуры и его значение в развитии симфонической музыки
- Развитие польской симфонической музыки до Станислава Монюшко
- Основные черты симфонического творчества З.Носковского
Введение к работе
Советское музыковедение, интернациональное в своей основе, к настоящему времени достигло определенных успехов в изучении искусства как народов СССР, так и народов мира. Интерес советских музыковедов к исследованию различных областей национальных культур славянских народов, в частности - дольского искусства, объясняется общностью этих культур, которые тесно соприкасались и традиционно взаимодействовали с русской. Внимание к изучению культуры Польши усиливается еще тем, что ПНР отнооится к странам социалистического содружества.
Близость стремлений прогрессивных слоев польского и русского общества проявлялась в росте национального самосознания; во взаимовлиянии на активизацию народного и национально-освободительного движения; в развитии демократических устремлений; в высокой оценке народа в общественной жизни страны; в понятии народного как национально-самобытного.
Настоящая диссертация посвящена одной из важнейших областей польской культуры - национальной симфонической музыке. В работе исследуются проблемы становления симфонической музыки от ее истоков (вторая половина ХУШ века ) и до начала формирования зрелого польского симфонизма (на рубеже XIX и XX века), который в широком смысле представляет собой принцип художественного, философски-обобщенного отражения жизни в музыкальном искусстве. Понятие "симфонизм" как категория музыкального мышления впервые было выдвинуто Б.В. Асафьевым в 1918 году /19/. Возникновение симфонизма возможно лишь при высоком развитии различных областей национальной культуры. В свою очередь, симфонизм является показателем ее общего уровня и рассматривается
4 в музыковедении как метод художественного обобщения и специфического мышления образами.
Выявление путей становления симфонической музыки и определение ее места в развитии национальной культуры представляет значительный научно-теоретический и познавательный интерес как для осмысливания.прошлого, так и для лучшего проникновения в сущность современной польской симфонической музыки. Кроме того, это позволит обнаружить ее преемственную связь с национальными, народными и профессиональными традициями:, что будет способствовать более полному пониманию современных процессов, происходящих в музыкальной культуре Польши и других славянских и европейских странах.
Формирование польской симфонической музыки рассматривается нами в общем контексте истории и художественной культуры Польши, Это определило основной подход к освещению темы настоящего исследования, которым стал историко-культурный аспект, помогающий полнее "представить ведущие тенденции национального исторического процесса" /72, с.136/. Указанный аспект дает возможность проанализировать не только развитие художественного творчеотва, но и его место в духовной, общественной жизни страны и ее национальной культуре.
В трудах советских музыковедов нашли свое освещение общие вопросы истории и теории симфонизма /19, 136, 15, 52, 57, 73, 99, 123/. Известный интерес вызывают также многочисленные монографии и статьи, посвященные творчеству отдельных отечественных и западно-европейских композиторов.
Среди работ, приближенных к теме нашего исследования, определенную ценность представляют труды крупного польского му-
5 зыковеда Адольфа Хыбиньского1. в 1928 году А. Хыбиньский вместе о Тадеушем Охлевским начали выпускать "тетради" обширной серии ПОД Общим названием "Wydawnictwo Dawneo Muzyki
Foiskiej"2. В эту серию вошли произведения различных инструментальных и вокальных жанров (с ценными научными комментариями), во многом способствующими созданию правильных представлений .о богатстве польской музыкальной культуры прошлого.
В Народной Польше в работу над этой серией включились представители как старшего (И, Фейхт), так и младшего поколения (Т. Струмилло) польских музыковедов, отдавших много сил поиску и публикациям ранних сочинений польской инструментальной и вокальной музыки. Значительная чаоть найденных ими произведений представлена фрагментами. Некоторые из них, в частности Симфония для гобоя с оркестром А.Мильвида, 4 Вариации для флейты с оркестром Ф.Лесселя, в дальнейшем были переработаны современными польскими композиторами Я, Кренцем, П.Пер-ковским, К. Сикорским и др. Учитывая, что при воссоздании и переработках специфика оригинала этих сочинений оказывалась в той или иной мере переосмысленной, мы рассматриваем в творчестве ранних польских "композиторов-симфонистов" лишь их оригинальные произведения или фрагменты, дошедшие до нас.
Развитие камерной и симфонической музыки в Польше отдельных периодов XIX столетия освещено в ряде работ /190, 237, 240, 263/ и монографий о выдающихся польских композиторах /50, 196, 231, 246, 256, 267/, чье творчество способствовало развитию национальной симфонической музыки.
х Полный спиоок работ и публикаций А.Хыбиньского помещен в сборнике, выпущенном в 1950 году в связи с его семидесятилетием/206/.
^"Издание старинной польской музыки" (польок.).
Однако в указанных работах не нашли отражения рост оркестрового мастерства композиторов; черты национальной самобытности в инструментальной музыке; качественные изменения музыкальных образов и процесс их типизации. Мало исследовано симфоническое творчество польских композиторов (за исключением увертюр К.Курпияьского), а также оркестровое творчество в сценических произведениях этих композиторов с позиции развития симфонической музыки. Как в советской, так и в польской музыковедческой литературе практически отсутствуют специальные работы об инструментальном и симфоническом творчестве С.Монюшко, сочинения которого сыграли ощутимую роль в становлении польской симфонической музыки.
В истории национального музыкального искусства Польши недостаточно высоко оценена личность выдающегося деятеля культуры, педагога и композитора 3. Носковского. Значительная часть его оочинений, в том числе и три симфонии композитора, до сих пор не изданы. В польском музыковедении Нооковскому посвящены лишь немногочисленные статьи, рецензии и небольшое число отдельных работ /209, 225, 247/. Среди них оледует выделить монографию В.Вроньского /267/, в которой представлен большой фактологический материал о жизненном пути композитора. Однако, все известные нам труды о Носковском представляют собой либо рецензии на концерты композитора с весьма поверхностным анализом наиболее известных его произведений, либо биографические исследования с далеко не полным отражением педагогической деятельности Носковского.
В советском музыковедении литература о Носковском вообще отсутствует.
Несмотря на определенную ценнооть отмеченных выше работ,
7 оди де создают целостной картиды развития польской симфонической музыки как единого непрерывного процесса, в них не рассматривается вызревание принципов симфонизма.
Новизна данной диссертации состоит в том, что она является первой попыткой изучения процесса отадовледия польской симфонической музыки, выявления важных его закономерностей, а также определения связи оркестровой музыки с развитием национальной культуры.
В настоящей работе впервые определяется значение творчества З.Носковского в исследуемом процессе, показана роль его композиторского творчества и плодотворной педагогической деятельности в польском музыкальном искусстве. Анализируя деятельность З.Носко-вского(1846-1909), мы отмечали ее непосредственное воздействие на формирование композиторов "Молодой Польши в музыке", что в значительной мере опровергает существующее в музыковедении мнение об исключительном влиянии западных композиторов на их творчество. В диссертационном исследовании впервые обосновывается преемственность связи польской музыкальной культуры XIX века с началом XX столетия; рассматривается развитие и преобразование тематических и жанровых фольклорных элементов на примере симфонических произведений.
Вынесенная в название диссертационной работы тема весьма обширна; отсюда возникли поиски возможных ограничений. Автору не представлялось возможным изучение всех сохранившихся партитур польских композиторов с середины ХУШ до начала XX века (даже из числа изданных), т.к. углубленный музыковедческий анализ этих произведений потребовал бы специального и значительно более масштабного и, вероятно, коллективного исследования. Поэтому мы основывались на анализе тех произведений или отдельных фрагментов
8 сочинений, которые наиболее доказательны для развития национальной симфонической музыки. Кроме того, в данном исследовании нами рассматривается ряд произведений фортепианной и камерной музыки, в которых в той или иной степени происходил процесс эволюции дольской симфонической музыки, а в отдельных сочинениях - и симфонического мышления.
Нами был проведен анализ произведений, фиксирующих важные этапы интересующего нас процесса, а также выявлены особенности отдельных сочинений, их общая направленность, жанровая принадлежность. Именно такой подход в разделении на "этапные" и "вспомогательные" произведения представлялся нам целесообразным для выявления единой линии и общей картины развития польской симфонической музыки как части национальной культуры, и определения закономерностей этого процесса.
В данной работе освещены также вопросы плодотворного претворения традиций народной музыки в профессиональном музыкальном искусстве; преобразование оркестрового мастерства ряда польских композиторов; рост профессионализма музыкальной культуры; утверждение принципов сонатности с ее контрастной драматургией; овладение методами тематического развития; создание музыкальных образов с чертами обобщения и рассмотрения путей их типизации. Автор стремился исследовать наиболее общие, типичные черты становления симфонической музыки во взаимосвязи с формированием ее национальной культуры. В этом аспекте мы рассматривали проблемы генезиса и развития национально-самобытного жанра думы-баллады в инструментальной и симфонической музыке, так как этот жанр отчасти способствовал интенсивности роста типизации образов.
Важное место в работе отводится воздействию некоторых элементов других национальных культур (в том числе русской) на становление польской симфонической музыки.
Методологической основой настоящего исследования являются принципы марксистско-ленинской эстетики, теоретические положения советской исторической науки и отечественного музыкознания. В частности, работа выполнена по методологии известного советского ученого И.Ф.Бэлзы.
В истории культуры Польши интересующего нас периода (вторая половина ХУШ - конец XIX века) одну из важных функций, наряду с национальной поэзией и литературой, выполняет музыкальное искусство. Значение музыки в истории культуры этой страны возрастает после утраты ею государственной независимости, в борьбе за национальное своеобразие польской музыки в период сильного воздействия иностранных культур. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит творчеству Ф.Шопена (I8I0-I849), в лице которого польское музыкальное искусство первой половины XIX столетия достигает выдающихся высот как национальной, так и мировой культуры.
Необходимо подчеркнуть, что достижения Шопена были подготовлены его предшественниками, старшими современниками и явились кульминацией длительного периода развития польской культуры. Вызреванию черт национальной самобытности и утверждению демократической основы творчества польских композиторов способствовало их обращение к народной музыке.
Черты народной песенно-танцевальной мелодики и ритмики содержатся в музыке ранних польских симфонистов, в вокальных и вокально-инструментальных произведениях композиторов второй половины ХУШ века и даже (нарушая культовые каноны) в сочинениях,
10 обращенных к религиозной тематике, как, например, в "Реквиеме" польского органиста и композитора Матеуша Звежховского (1720-1766).
Имеются факты, указывающие на то,что иностранные музыканты и композиторы, работавшие в Польше, также испытывали воздействие польской песеняо-танцевальной культуры. Так, в 1782 году исполнялись "национальные симфонии" гамбургского композитора и дирижера Яна Давида Холлянда (1745-1825), работавшего с начала 80-х годов в Несвижском театре по приглашению литовского магната Кароля Радзивилла. "Национальные симфонии" Холлянда не дошли до нас, однако, известно, что они были созданы на темы народных песен, это подтверждает вторая часть одной из симфоний под названием "охотничий полонез". Песенный фольклор занимает также значительное место в творчестве многих польских поэтов и писателей. Так, в области стихосложения использует традиции фольклора и добивается песенной мелодичности "польский якобинец" Якуб Ясиньский (1759-1794); крупный представитель сентиментализма в национальной просветительской литературе Францишек Карпиньский (I74I-I825) в своем творчестве уделяет фольклору особое внимание. Глубоко постигали и ценили значение народной музыки и песни великие национальные поэты Адам Мицкевич (1798-1855) и Юлиуш Словацкий (1809-1849), а также многие другие выдающиеся писатели и поэты. Признание высокой эстетической ценности музыкального фольклора крупнейшими представителями литературы не только сопровождало рост профессиональной музыки, но и в определенной мере способствовало ему.
Формирование профессиональной музыки и начало создания польской оперы непосредственно связаны с развитием театраль-
ного искусства второй половины ХУШ века, так как постановки театральных пьес, как правило, сопровождались песнями, танцевальными номерами, инструментальными вступлениями и интермедиями. В рассматриваемый период в театральном искусстве развернулась борьба за сохранение самобытности польского языка и культуры. Так, талантливый режиссер, драматург, директор Национального театра (с 1783 года) Бойцех Богуславский (1760-1829) объединил вокруг себя артистов, композиторов, видных деятелей культуры, которые способствовали развитию театрального искусства. Крупный представитель польской культуры первой половины XIX века, композитор и педагог (учитель Ф.Шопена) Юзеф Эльснер (1769-1854) проводил плодотворную просветительскую работу среди оркестрантов и вокалистов Национального театра, большая часть из которых не имела музыкального образования. Примечательно, что Эльснер - представитель немецкого театра постепенно отходит от него, а после сближения с Богуславским переходит в польскую труппу, приезжает в Варшаву и становится первым дирижером польского Национального театра.
К музыкальному театру обращаются многие видные деятели польской культуры. Среди них выдающийся писатель Юлиан Ур-сын Немцевич (І757-І84І), который написал тексты комических опер "Оруженооцы короля Яна", "Ян Кохановокий в Чернолесье" и "Ядвига", положенная в основу одноименной музыкальной драмы Кароля Курпиньского (1785-1857).
Сложные политические условия, в которых оказалась Польша после подавления восстания 1794 года, изменяют оценку разных видов музыкального искусства g точки зрения их социальной значимости. На первый план польской культуры выдви-
12 гаются самые массовые, самые демократические ее формы, активно отражающие патриотические устремления и способствующие усилению освободительной борьбы. Такой формой стали революци-. онные песни. Развивая традиции песен периода восстания 1794 года, революционные песни пишет Михал Клеофас Огиньский (1755 - 1833), а вслед за ним и Юзеф Эльснер.
На рубеже ХУШ и XIX столетий среди польских патриотов значительно усилился культ Наполеона, который, создав польские легионы, объявил себя единственным спасителем Польши. Патриотические раздумья легионеров, их переживания о судьбе многострадальной Родины отразились в творчестве поэтов Циприана Годебского (1765-1809), Каяторберия Тымовского (1790-1850), Антония Турецкого (I787-I86I) и других. Наиболее ярким выражением героической эпопеи легионеров была боевая песня на слова политического публициста Юзефа Выбицкого (1747-1822) "Мазурка Домбровского", впоследствии национальный гимн страны.
Патриотические побуждения выражены и в многочисленных патриотических песнях К.Курпиньского, среди которых особо выделяется гимн литовских легионов - "Литвинка". Выдающимся событием как в истории Польши, так и в истории её культуры,стало создание знаменитой революционной песни К.Курпиньского "Варшавянка" (1831), получившей международный резонанс /100/.
Поражение Ноябрьского восстания І830-І83І года изменило в значительной степени идейное содержание произведений искусства и польской художественной жизни в целом.
Героико-трагедийные образы, призывные интонации вторгаются во все сферы культуры. Так, ритм боевой солдатской песни вбирает в себя повстанческая поэзия, представленная в основном творчеством участников "ноябрьских событий". Героико-
ІЗ трагедийные же образы нашли наиболее интенсивное проявление в творчестве Ф.Шопена.
Надо отметить, что не только народная, но и профессиональная музыка приобретает в этот период важное значение для многих польских писателей и поэтов, оказывая воздействие на "музыкальность" их поэтических сочинений. Убедительным примером с этой точки зрения является творчеотво Мицкевича, музыкальность поэтической речи которого привлекает к себе многих известных польских и русских композиторов. Среди них прежде всего следует назвать основоположника польского музыкального романтизма Ф.Шопена и автора первой национальной оперы С.Монюшко. (1819- 1872).
Развивая национальные танцевальные жанры (полонез, мазурка и др.), Ф.Шопен насыщает их иной идейно-эмоциональной образностью, связанной с поражением восстания І830-І83І года и трагическими переживаниями польских патриотов; с ностальгией, ставшей лейтмотивом всей жизни композитора. Обогатив новым идейно-эмоциональным содержанием танцевальные жанры и подчеркнув в них национальное начало, Ф.Шопен сделал их достоянием мировой музыкальной культуры.
В период борьбы за сохранение самобытности национальной культуры, усилившейся после подавления Ноябрьского восстания, особое место занимает творчество М.К.Огиньского, Ю.Эльснера, К.Курпиньского, а созданные ими революционные песни приобретают патриотическое звучание и получают широкое международное признание.
В грандиозных обобщениях шопеновской музыки, в насыщенных социальными идеями операх С.Монюшко, созданных (как и большая часть произведений польских композиторов), на национальной ос-
14 нове, запечатлены надежды и чаяния польского народа.
Анализируя процесс становления и развития польской симфонической музыки, автор отремился полнее раскрыть его народные и профессиональные истоки. Периодизация, использованная в диссертации, учитывает главные исторические события в жизни польского народа, узловые этапы в культурном процессе.
Источниками исследования поолужили изданные партитуры польских композиторов и дошедшие до нас отдельные фрагменты их сочинений. Ценными источниками явились также нотные и иконографические материалы; документы, рецензии, заметки, опубликованные в советских, польских, немецких изданиях и периодической печати; ряд произведений фортепианной и камерной музыки, в которых отражены принципы становления национальной симфонической музыки и вызревание симфонического мышления.
Для данной научной работы автором был собран большой теоретический и фактический материал, который оказалось невозможным использовать полностью в рамках кандидатской диссертации. Поэтому важнейшие материалы, не вошедшие в основную часть диссертации, были введены в Приложение.
Структура и объем работы определяются целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Приложение к диссертации включает в себя дополнения и нотные примеры.
Практическая ценность данного исследования состоит в том, что она восполняет пробел в тех разделах истории зарубежной музыки, где рассматривается музыкальная культура Польши с середины ХУШ века и особенно со второй половины XIX до начала XX столетия. Материалы и выводы по узловым вопросам диссертации могут быть использованы в курсах истории музыки в музы-
15 кальных и культурно-просветительных средних и высших учебных заведениях; в музыкознании и музыкальной критике при изучений польской музыкальной культуры; в исследовании путей развития зрелого польского симфонизма, а также проблем, связанных с формированием профессионального музыкального творчества и профессионализма в других славянских странах; в ходе целостного анализа польской художественной культуры и в историко-культурных исследованиях широкого плана.
Дошопеяовский период развития польской музыкальной культуры и его значение в развитии симфонической музыки
Данный раздел, цель которого сформулирована в названии самой главы, является как бы преамбулой к основному материалу. Здесь (в форме историко-культурного экскурса) мы старались подчеркнуть наиболее важные этапы в развитии музыкальной культуры Польши до конца ХУШ века, отметить значение творчества ряда композиторов и их отдельных сочинений в формировании ранней польской симфонической музыки.
Развитие раннего польского симфонизма опиралось на отечественную профессиональную музыкальную культуру, которая со средневекового периода формировалась в храмах, монастырях, в вокально-инструментальных капеллах, находившихся при королевском дворе и замках феодальной знати. Из наиболее ранних польских композиторов нам известны Винценты из. Кельце (ХШ век) и автор нескольких секвенций и антифона Ян Кемпа. К ХУ веку относится творчество композитора Миколая Радомского.
Ассимилируя на национальной почве нормы григорианских песнопений, польские композиторы привносили в них народно-песенные интонаций. В церковных произведениях композитора и капельмейстера королевской капеллы Марцина Мельчевского (? - 1651) присутствуют черты славянской музыки. Как отмечают советские и польские исследователи /24, 168/, среди его сочинений сохранились 12 месс и некоторые инструментальные произведения.
К ХУІ столетию относится творчество ряда значительных дольских композиторов. Среди них составитель знаменитой органной табулатуры Ян из Люблина, чье собрание превосходит до своим размерам все известные до сего времени европейские табулатуры ХУІ века, іуіиколай Краковский (первая половина ХУІ века), чья органная табулатура, состоящая из прелюдий (преамбул) для органа и многоголосных вокальных произведений, наряду с латинскими текстами .духовного содержания использует и польские светские тексты. Крупные достижения в музыкальной культуре этого столетия связаны с творчеством Вацлава из Шамоту л и Миколая Гомулки. Их сочинения отличаются развитой полифонической техникой, типичными для славянской музыки приемами "опевания" опорных звуков и не менее характерным применением интервала сексты. Нам известны: книга 4-голосных "Плачей" Вацлава из Шамотул и 150 псалмов "Мелодии польского псалтыря" Миколая Гомулки на польские тексты Яна Кохановского (1580).
В начале ХУД века в Венеции было издано свыше 120 вокально-инструментальных многоголосных произведений одаренного польского композитора Миколая Зеленьского, свидетельствующих о его мастерстве техники письма. Композитор и скрипач Адам Яжембский (159? - 164?) обогатил органную канцону элементами польской народной музыки. К выдающимся сочинениям добаховского периода развития европейской музыки причисляется "Прекраснейшая месса" ("Missa pulcherrima ") крупнейшего мастера польской музыкальной культуры ХУП века, композитора и органиста Бартоломея Пенкеля (161?-1670).(0 некоторых чертах национального своеобразия произведений Яжембского и Пенкеля см. в Приложении I, Ш I). Вплоть до середины ХУШ столетия в Польше церковь являлась основным "заказчиком" музыкальных произведений, что ставило в зависимое от нее положение значительную часть отечественных композиторов и музыкантов. Естественно поэтому, что подавляющее большинство дошедших до нас произведений композиторов второй половины ХУП-дервой половины ХУШ века являются церковными сочинениями.
На рубеже ХУП и ХУШ веков из плеяды краковских композиторов выделяется композитор и дирижер Гжегож Гервазы Горчицкий (1669 - 1734), как и большинство композиторов работающий в основном в области церковной музыки. Из его произведений в литературе упоминаются /168,244/ 3 мессы ачсаре11а И около 30 других сочинений. В культовые произведения польских композиторов этого периода такав проникают ритмические и мелодические элементы польской народной музыки, о чем свидетельствует упоминавшийся нами Реквием М.Звежховского (в Приложении І, В 2 этот аспект выявляется более подробно). Реквием, написанный в 1760 году (обнаружен в 1958 году в архиве Гнезненского собора) , является наиболее ранним из дошедших до нас польских сочинений этого жанра и свидетельствует о том, что в Польше в середине ХУШ века уже было создано крупное циклическое музыкальное произведение с чертами национального своеобразия. С духовной музыкой были связаны судьбы многих авторов ранней польской симфонии. Так, в начале 70-х годов ХУШ века в церковной капелле Краковского кафедрального собора служил Якуб Голомбек (1739-1789), а в капелле костела в Червеньске работал Антони Мильвид (вторая половина ХУШ века), творчество которых будет рассмотрено ниже.
В задачу данного исследования не входит изучение много 19 планового и сложного процесса взаимодействия церковной и народной музыки. Однако, необходимо помнить, что в результате этого взаимодействия произошло насыщение церковной музыки фольклорными элементами. Хотя церковь не оказывала положительного воздействия на развитие национального музыкального искусства, вместе с тем, именно в духовной музыке и вокально-инструментальных капеллах королевского двора и польско-литовских магнатов развивалось и росло профессиональное мастерство польских композиторов.
Развитие польской симфонической музыки до Станислава Монюшко
Рассматривая развитие польской симфонической музыки, мы остановимся прежде всего на творчестве и, которые накопили богатейший опыт в области оркестрового мастерства.
Найомним, что конденсация данного опыта началась еще в середины ХУШ столетия в магнато-шляхетских капеллах, в которые входили инструментальные ансамбли самых разнообразных составов. В течение долгого времени имена многих музыкантов капелл были забыты, а их творческое наследие затеряно. Только в нашем столетии поиски этого наследия приобрели систематический характер, о чем уже говорилось во Введении. Тем не менее, значение капелл в развитии симфонической музыки как в Польше, так и в Чехии, для своего времени, очевидно. Примерами их плодотворной деятельности могут служить отчасти Яромержицкая капелла в Моравии, капеллы Радзивиллов, Чарторыских, Огинь-ских и других польских и литовских магнатов.
Существенным этапом в формировании раннего периода польского симфонизма были симфонии и другие партитуры Ю.Эльснера, а также партитуры его младшего современника К.Курпиньского. Следует вспомнить, что творчество и деятельность этих польских композиторов, в особенности Ю.Эльснера, имели большое значение для выработки у Ф.Шопена профессиональных навыков в области теории композиции и исполнительского мастерства. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания самого Шопена, а также ряд работ советских и польских музыковедов /30,162, 161, 87, 103, 166/.
Рассматривая восприятие польскими композиторами творческого опыта западно-европейской музыки, прежде всего необходимо отметить произведения композиторов мангеймокой школы, влияние которых распространялось не только на польских мастеров. Роль мангеймокой школы в развитии европейского симфонизма и, в частности, в эволюции сонатно-симфоничеокой формы определяется поисками и находками в области драматургии этой формы, - прежде всего, утверждением принципа разработоч-ности (термин " gebrochene Arbeit " возник именно у мангейм-цев), т.е. контрастного сопоставления и противопоставления (что М.Г. Арановский заменяет словом "оппозиция" /16, с.ЗЗ/) тематических элементов экспозиции и их эмоционального обобщения.
Опыт мангеймокой школы, как известно, был воспринят великими венскими клаосикамй, сыгравшими огромную роль в развитии европейской музыки во всех ее областях и жанрах.
Несомненное воздействие на польскую музыку оказало также оперное творчество французских и особенно итальянских композиторов. Отметим при этом, что увлечение их произведениями не всегда было достаточно критическим и даже вызывало протесты со стороны передовых отечественных композиторов, в частности Кароля Курпиньского. В "Путевых заметках" К.Курпиньского (1823) впервые отчетливо формулируются творческие задачи, стоящие перед национальной оперой: "Композиторы смогут понять ее значение (т.е. отечественную музыку - И.Я.) только тогда, когда вдумаются в природу родного языка и будут сочетать с ним свойственные ему мелодии" /212, с.44/. Высказывание видного представителя национальной культуры XIX века явилось также предостережением для многих польских композиторов того периода, недостаточно критически воспринимавших опыт западноевропейских мастеров; их творчеству угрожала утрата черт национальной самобытности. Это опасение стало в дальнейшем как бы частью эстетической программы, которой в своем творчестве следовали все наиболее крупные отечественные композиторы вплоть до начала XX столетия.
Развитие польской симфонической музыки первой трети XIX столетия связано также с творчеством К.Липиньского и композиторов, вышедших из школы Зльснера, среди ранних произведений которого (концерт для флейты с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли и др.) были и симфонии, далекие, впрочем, от классического совершенства.
В середине 60-х годов XX века В.Григорьевым в архиве Львовской консерватории были найдены /237/ три симфонии и увертюры К.Липиньского, а в архиве Львовского оперного театра его же одноактная комическая опера "Ссора на пари" ( K otnia przez zak ad ). Эти произведения (симфония сочинены до 1810 года, а опера написана в период работы Липиньского во Львовском оперном театре в I8I0-I8I4 годах), созданные молодым композитором, свидетельствуют о его композиторском мастерстве /50/.
Три симфонии К.Липиньского представляют собой крупные произведения для небольшого симфонического оркестра, который состоял из 3-4 скрипок, альта, виолончели, контрабаса, двух кларнетов, иногда заменяемых гобоями, двух фаготов и двух валторн.
Основные черты симфонического творчества З.Носковского
Польское музыкальное искусство, представляющее важную составную часть национальной культуры, было неразрывно связано о историей ее народа, с социальными и политическими изменениями в стране, с идеями и образами польского национально-освободительного движения.
1861 год на территорий Польши отмечен подъемом революционного движения, частыми антиправительственными демонстрациями (например, 27 февраля, 8 апреля), которые имели стихийный характер и были жестоко подавлены. Осенью этого же года оформляется лагерь "красных", который, несмотря на разногласия, разделившие организацию на три группы, можно охарактеризовать как революционную партию, взявшую курс на восстание.
В Королевстве Польском поместная шляхта, получившая название "белых", мешала повстанческим приготовлениям "красных". В результате этих противоречий, "белые" спровоцировали начало восстания (с 22 на 23 января 1863 года), которое не было подготовлено ввиду отсутствия утвержденного военного плана, недостатка опытных командиров и оружия. Весной 1863 года повстанческая деятельность развернулась в западных частях Польши, а также в Литве и Белоруссии, достигнув к лету того же года своего апогея.
Крестьянство занимало выжидательную политику по отношению к восставшим, что объяснялось, во-первых, их надеждами на крестьянскую реформу (в 1848-1863 годы Королевство Польское было единственным из дольских земель, в котором сохранилась феодальная зависимость), во-вторых, неправильным руководством начальников отрядов (которыми являлись представители шляхты), выражавшимся в том, что они не укрепляли связи с крестьянами, страшась объединения антифеодального движения (за отмену барщины, за землевладение) с национально-освободительным. С осени 1863 года происходит общий спад восстания, что усугубилось проведением царским правительством крестьянской и тминной реформ в феврале 1864 года.
Польский пролетариат еще только формировался (разорение крестьянства стимулировало развитие внутреннего рынка и было главным источником формирования рабочего класса) и не принимал участия в восстании 1863-1864 года, которое вошло в историю Польши как неудавшаяся буржуазная революция, отделяющая феодальную эпоху Польши от капиталистической.
После восстания 1863 года многие революционеры и повстанцы были сосланы на каторгу и поселение в Сибирь. Поражение восстания усугубило враждебное отношение австрийских властей к польскому и украинскому населению Галиции, где для пресечения помощи повстанцам Королевства Польского в 1864 году было введено военное положение. Лишь после поражения Австрии в австро-прусской войне 1866 года и превращения абсолютистской Габсбургской монархии в конституционно-бюрократическое, дуалистическое государство Австро-Венгрию (1867 год), Галиции было предоставлено автономное положение.
На польских землях под властью Пруссии, одержавшей победу во франко-прусской войне I87Q-I87I годов и образовавшей
Гмина - первичная административная единица в составе не скольких деревень,примерно соответствующая русской волости.
Германскую империю, запрещалось обучение на польском языке, усиливались репрессии против национально-освободительного движения.
В революционных событиях 1863-1864 годов вместе с поляками в повстанческих отрядах сражались русские, украинцы, белорусы, литовцы, что еще контраотней противопоставило революционную Россию официальной России Романовых и Муравьевых. В тесном сотрудничестве с русским революционным движением были Ярослав Домбровский и Зыгмунт Сераковский, выполнявший связующую функцию между революционными силами России и Польши.
Передовые представители царской России выступали за независимую Польшу. Так, А.И.Герцен в своих произведениях отстаивал защиту Польши, освобождение которой связывал с общерусской революцией. В польской демократической эмиграции, наиболее яркими представителями которой были участник франко-прусской войны и Парижской коммуны Я.Домбровский и друг Маркса и Ф.Энгельса Валерий Врублевский , усиливается борьба против национализма.