Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыка "викториальных" торжеств эпохи Петра I : о путях становления русской светской культуры Демина Вера Николаевна

Музыка
<
Музыка Музыка Музыка Музыка Музыка
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демина Вера Николаевна. Музыка "викториальных" торжеств эпохи Петра I : о путях становления русской светской культуры : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Демина Вера Николаевна; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова].- Ростов-на-Дону, 2009.- 375 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/49

Введение к работе

Актуальность темы исследования Отечественная наука никогда не была едина в оценке перелома, произошедшего в русской культуре второй половины XVII, и реформаторской деятельности Петра І в первой четверти XVIII столетия Сторонники особого «русского пути» видели в петровских реформах лишь насильственное, искусственное насаждение европейских новаций, разрыв с предшествовавшей традицией, приведший к ломке мировоззрения Такая историческая концепция является исходной для многих современных исследований, в том числе и в области музыкальной культуры

Между тем, возникновение светских форм искусства по европейскому образцу и ослабление церковного влияния в художественном творчестве самими реформаторами воспринималось, по мысли Ю М Лотмана, с позиций религиозного миропонимания, в связи с чем ученым поставлен вопрос о конструктивной роли христианства в секуляризации культуры1

Анализ художественных явлений интересующего нас исторического периода неизменно приводит в дискуссионное поле проблем национального своеобразия искусства, традиций и новаций, наложения и совмещения различных типов культур и их языковых систем К таким, актуализирующим названные и многие другие проблемные ракурсы, в петровской эпохе принадлежат официальные (государственные) праздники, инициированные волей монарха и призванные создать образ новой России К концу XVII - началу XVIII века как особая форма они еще не сложились

Их становление началось с викториальных торжеств, которые были довольно многочисленны, регулярны и динамично развивались от празднования первой победы под Азовом (1696) до чествования взятия Дербента (1722) Они объединяли практически все существовавшие в то время жанры и формы музыкального искусства от богослужебных песнопений и концертов до инструментальной музыки, панегирического канта и вивата

Перспективным представляется исследование процесса обновления под воздействием западноевропейских влияний музыки церковно-

1 Лотман Ю М Русская культура послепетровской эпохи и христианская традиция//Труды по знаковым системам Т 24 Культура Текст Нарратив Тарту, 1992 С 58-71

\

го певческого канона и «вызревания» светской сферы в музыкальном оформлении празднества, что позволило бы, на наш взгляд, ответить на некоторые из вопросов искусствознания, обозначенных выше и остающихся спорными

Викториальные торжества обстоятельно изучены специалистами разных областей гуманитарного знания, но анализу подвергались, как правило, отдельные компоненты и комплексы синтеза искусств В то же время, не созданы еще исследования, рассматривающие их в целостности, в аспекте преемственности отечественных традиций Неизученной, в основном, остается и музыка празднеств, ее инновационная и объединяющая роль в синтезе искусств

Все вышеизложенное позволяет обосновать актуальность избранной темы

Объектом исследования стали викториальные торжества как форма государственного праздника петровской эпохи, синтезирующая все характерные для своего времени искусства

Предметом изучения является процесс интеграции в рамках викториального торжества богослужебного и внебогослужебного музыкально-поэтического компонентов и рождения на этой основе новых музыкальных жанров панегирической направленности

Цель работы состоит в изучении формирования в рамках виктори-альных торжеств праздничной ветви светской музыкальной культуры

В связи с обозначенной целью необходимо решить следующие задачи

изучить русские викториальные торжества в генетическом и структурном аспектах,

исследовать богослужебные и внебогослужебные жанры в контексте их бытования,

проследить становление «Службы благодарственной» как нового вида викториального служения,

обозначить пути формирования новых светских жанров и жанровых циклов,

рассмотреть музыкальный компонент петровского празднества в развитии

Научная новизна. В настоящем диссертационном исследовании впервые изучен музыкальный компонент (певческая его часть) петровских викториальных торжеств в многообразии составляющих форм и жанров

В работе посредством анализа поэтики гимнографии и панегирической литературы, канонических песнопений и музыкальных панегирических жанров (кантов, виватов, концертов) показан механизм взаимодействия традиций и новаций

Музыкально-поэтические жанры, включая богослужебные, рассмотрены в контексте их бытования, непосредственно в континууме викториальных торжеств, что позволило обозначить пути обновления канона и создания нового вида служения - викториального

В научный обиход вводится новый фактический материал, связанный с историей музыкальной культуры России, обобщена литература по проблеме формирования светских жанров русской музыки, выявлены и описаны источники, в том числе нотные рукописи памятников «Стихов победительных», «Стихов благодарственных Богу за взятие Слюссенбурха» и «Стихир торжественных о победе над Левенгауптом под Лесным», до этого не привлекавших должного внимания ученых В диссертации систематизированы разрозненные сведения о порядке проведения празднеств и месте в них музыки, приуроченности к различным викториальным празднествам большинства изданных панегирических кантов

Изучение архивных источников, а также восстановление на основе отдельных голосовых партий фрагментов и целостных партитур партесного многоголосия позволило расширить представление о музыке «Полтавского торжества», показать сближение и расхождение традиционных и инновационных форм В работе предложена авторская атрибуция различных редакций «Службы благодарственной о Полтавской победе», воссоздана история ее бытования, выявлена многоголосная природа ранее считавшихся одноголосными «Стихов победительных»

Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении процесса становления русского светского искусства в его обусловленности христианской традицией, в показе преемственности праздничной культуры, ее опоре на православные византийские и отечественные прототипы

В работе обосновано выделение особого вида служения - викториального и выведение из массива панегирических кантов вивата

Художественный компонент государственного празднества показан в динамике и существе произошедших изменений в течение сравнительно небольшого отрезка времени (около 30 лет)

Практическая значимость исследования определяется тем, что его данные могут быть использованы в разработке тем учебных дисциплин, таких как история музыки, хоровая литература, полифония, история исполнительства в средних и высших специальных учебных заведениях

Полученные результаты уже нашли и еще найдут более глубокое отражение и в трудах по истории музыкальной культуры Выявленные в его ходе особенности бытования малых панегирических жанров будут способствовать корректировке современной исполнительской и музыкально-педагогической практики, восстановлению прерванных традиций

Методологический подход обусловлен особенностями материала исследования, потребовавшего сочетания различных методов Исходя из принципов историзма, выявленные элементы праздничной культуры рассматривались в их динамике и историческом контексте Образцовыми в этом смысле являются труды Б В Асафьева, Ю В Келдыша, Т Н Ливановой, В В Протопопова, С С Скребкова, литературоведов и культурологов С С Аверинцева, Д С Лихачева, Ю М Лотмана, А М Панченко, на которые мы опирались

Комплексный подход к изучению петровских триумфов обусловлен синтетической природой изучаемого объекта, включающего архитектуру, изобразительное искусство, музыку, поэзию, театр В его применении мы использовали опыт специалистов в области праздничной культуры и ритуала [Байбурин 1993, Гребенюк 1976,1979, Жигульский 1985, Мазаев 1978, Мозговая 1985, Огаркова 2000, Топоров 1992] Это позволило рассмотреть викториальный праздник многосторонне, в полноте составляющих компонентов и взаимодействии в его рамках различных видов искусств

Источниковедческий метод применялся для установления круга музыкально-исторических документов и общего подхода к их изучению Подспорьем служили труды русского классического источниковедения П П Пекарского (1862), В Н Перетца (1900), Д С Лихачева (1962,1964,1983), И. Ф Мартынова (1974), А В Позднеева (1961,1996) и современные труды по источниковедению музыкального искусства - Н Б Захарьиной (2003), Е М Левашова (1994), И Ф Петровской (1983) Инструментарий музыкальной текстологии, примененный в музыкально-исторических исследованиях Е М Левашова, Н А Герасимовой-Персидской, В В Протопопова использован при

анализе сохранившихся разрозненных голосовых партий и их объединении в партитуры

Степень изученности проблемы. Период русской истории, связанный с реформами Петра І в области культуры и искусства, привлекал внимание представителей различных областей науки Подходы к их осмыслению и значению для культуры были заложены историками и литераторами XIX в - С М Соловьевым, Н П Боголюбовым, Н И Розановым, А С Пушкиным

Петровская эпоха, единодушно определяемая как переломная в истории России, находит неоднозначную оценку в литературе В своеобразное противостояние вовлечены многие ученые В работах наших современников прослеживается влияние идей сторонников европейского и «особого» пути России К первым принадлежит работа Д Д Зе-лова (2001), рассматривающего триумфы Петра Великого, как рецепцию «римской имперской традиции в петровское время» Такой взгляд на петровские триумфы не позволил объективно осветить вопрос преемственности светских форм русской культуры

Почвенность, опора на отечественные традиции в различных видах русского искусства начала XVIII в прослежена в исследованиях Н В Сиповской, Е А Сариевой, Е Б Мозговой

Разработка категорий канона и стиля и их соотношения в общетеоретическом плане осуществлена в трудах С С Аверинцева, Б М Берн-штейна, Г К Вагнера, Д С Лихачева, М Н Лобановой, А Ф Лосева, Ю М Лотмана, М И Найдорфа, А Л Порфирьевой, С С Скребкова и др Диалектика отношений в русской культуре начала XVIII века канона и стиля раскрыта в литературоведении и культурологии конца XX - начала XXI в (А М Панченко, Ю М Лотман, Б А Успенский, Е А Погосян)

В музыкознании эта проблема была поставлена и разрешалась в ракурсе соотношения религиозного и светского начала, в связи с возникновением партесного концерта и канта (Н А Герасимова-Персидская, Ю В Келдыш, В В Протопопов, Н Д Успенский, Н Ф Финдейзен) Поскольку классические труды Т Н Ливановой, Ю В Келдыша и В В Протопопова [Ливанова 1952-1953, Келдыш 1965, 1983-1984, Протопопов 1973] создавались в период воинствующего атеизма (1938-1973), по вполне понятным идеологическим причинам связь данных жанров с церковными песнопениями в них лишь обозначена Хотя Т Н Ливановой установлена гласовая природа некоторых попевок сборника

кантов XVIII в , а В В Протопопов делает ссылки на распевы и виды песнопений, эти труды не позволяют во всей полноте представить взаимодействие церковной и светской ветвей музыкальной культуры интересующего нас периода

Развитию светских тенденций и формированию нового языка культуры в синтетических искусствах посвящены работы А Н Робинсона и А С Демина (театр), В П Гребенюка (публичные зрелища), Т П Ван-ченко, Н А Огарковой, Н В Сиповской, Д Д Зелова (праздник), Е А Сариевой (фейерверки) В В Протопоповым поставлена проблема авторства в богослужебных по следованиях, создаваемых одним композитором («Музыка петровского времени о победе под Полтавой» -1973, «Музыка русской литургии» -1990) Маститый ученый, вслед за предшественниками (Н Ф Финдейзеном, Т Н Ливановой), высказал мысль о циклизации в рамках торжеств малых жанров (кантов и вива-тов), хотя специально в этом аспекте издаваемые образцы изучены не были Исследование авторских циклов было продолжено С Б Буцкой (1991) иН Ю Плотниковой (2004)

Непосредственное отношение к нашей теме имеет исследование Н А Огарковой «Церемонии, празднества, музыка русского двора XVIII - начало XIX века» (2004) В его центре коронационные, свадебные, погребальные церемонии и их музыка (викториальное торжество рассмотрено на примере праздника в Таврическом дворце по случаю победы под Измаилом в 1791 г) Изучаемые автором придворные театрализованные торжества и празднества охватывают другой период -от царствования Анны Иоанновны до восшествия на престол Александра I Благодаря воссозданной Н А Огарковой картине придворной жизни следующего исторического периода становятся ясны тенденции развития официальной культуры, обозначившиеся в царствование Петра I

Хронологические рамки исследования ограничены периодом царствования Петра I, связанным с главными военными победами (1696— 1722) Именно в это время в области культуры происходят сложные преобразования, протекает процесс формирования нового светского языка искусств и музыки, в частности

Материал исследования. В работе изучены различные формы певческой культуры петровской эпохи «Службы благодарственные», «Стихи победительные», концерты, канты, виваты, содержащиеся в рукописных и печатных источниках Архивные источники использовались, прежде всего, в связи с изучением богослужебного компонен-

та празднеств (РГАДА Ф 396 Архив Оружейной палаты, РНБ Ф 550 Основное собрание рукописной книги Q1-126, Отдел редкой книги V6 37, РГБ Ф 304 Славянские рукописи библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Оп I Д 639, БАН Ф ПІБ Собрание Петровской Галереи Д 137)

Анализируемые образцы внебогослужебной музыки в значительной своей части опубликованы Среди них самой репрезентативной по охвату жанров и показу их включенности в контекст является публикация В В Протопопова «Музыка петровского времени о победе под Полтавой», содержащая фрагменты «Службы благодарственной», «Стихов победительных», кантов, виватов и народных песен (1973)

В изданиях, подготовленных Н Ф Финдейзеном (1928), Т Н Ливановой (1953), В В Протопоповым (1973), В Копыловой (1983), широко представлены канты Две публикации Е Е Васильевой и В А Лапина «Рукописный песенник XVIII века», «Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны» (2002) позволили более полно и достоверно воссоздать картину музыкального оформления викториальных торжеств

Несмотря на значительный объем опубликованных партесных концертов, викториальные имеются лишь в «Памятниках русского музыкального искусства» (1973) и «Материалах из истории украинской музыки» (1976)

Апробация работы Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им С В Рахманинова и была рекомендована к защите Основные положения и результаты исследования апробированы в докладах на региональной конференции «Памяти И И Соллертинского К столетию со дня рождения» (2003), на международной научной конференции «Композиторы второго ряда в историко-культурном процессе» (2009), на Всероссийском конкурсе научных работ студентов в области музыкознания Российской академии музыки им Гнесиных (2004,2005 г) Идеи и материалы диссертации положены в основу прочитанных автором лекций и семинарских занятий по курсу истории музыки в Ростовской государственной консерватории (академии) им С В Рахманинова в 2007-2009 гг

В построении диссертации отражена логика развертывания исследования от богослужебного певческого компонента праздника и его обновления к внебогослужебному Ее структура складывается из введения, четырех глав, заключения, списков (библиографического и ис-

пользованных архивных источников), приложений, содержащих фрагменты текстов, иллюстрации, нотные примеры, таблицы и схемы

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Викториальный праздник петровской эпохи развился из таких архетипических элементов религиозного ритуала как движение к сакральному локусу (включая крестный ход), трансформировавшееся в триумфальное шествие, и благодарственный молебен, эволюционировавший в новый вид служения - викториальный

  2. В государственных торжествах объединились все сложившиеся виды и жанры музыкального искусства (богослужебные, внебогос-лужбные, вокальные и инструментальные, народные песни), создав уникальные условия для их взаимодействия и синтеза

  3. Викториальный праздник служил целям пропаганды военных побед и проводником реформаторских идей европеизации культуры, поэтому требовал выработки новых языковых средств, облекаемых в иную жанровую оболочку, что привело к формированию целого ряда жанров и жанровых разновидностей (панегирический кант, виват)

  4. Интеграция богослужебного и внебогослужебного компонентов происходила на основе панегирической темы, выраженной как с помощью религиозных вневременных символов, так и создаваемых средствами различных искусств аллегорий и эмблем, являвшихся плодом авторского волеизъявления

  5. Временные рамки праздника, общность условий бытования и функции создали предпосылки к сближению на основе партесного (многоголосного) стиля, в восточнославянских странах воплотившего идеи европейского барокко, музыкальных жанров, принадлежащих разным художественным системам, и к циклизации светских жанров по типу богослужебных последований

Похожие диссертации на Музыка "викториальных" торжеств эпохи Петра I : о путях становления русской светской культуры