Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Флейтовая культура Франции Захарова Варвара Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Захарова Варвара Александровна. Флейтовая культура Франции : генезис, пути и закономерности развития : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Захарова Варвара Александровна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 26 с. РГБ ОД,

Введение к работе

Актуальность исследования Французская флейтовая культура1 имеет богатейшую историю На протяжении по меньшей мере трех столетий флейтовое искусство Франции занимает одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре выдающиеся достижения французских исполнителей, педагогов, композиторов и конструкторов общеизвестны Между тем в отечественном музыкознании не изучена и не освещена ни одна из вышеназванных составляющих французской флейтовой культуры и тем более не ставился вопрос о путях и закономерностях ее развития

История духового инструментального искусства - область сравнительно новая в отечественном музыкознании « до 70-х годов нашего столетия история духового инструментального искусства, по существу, не разрабатывалась в советском музыкознании»2, - отмечал в 1989 году профессор Ю Усов И хотя он утверждал, что « среди советских специалистов-духовиков уже нет недопонимания необходимости детального изучения истории исполнительства на духовых инструментах, истории педагогики, репертуара, истории совершенствования конструкций инструментов и создания их новых видов» , фундаментальных трудов, посвященных истории флейтового искусстваугак и не было создано В связи с этим подчеркнем, что сочинения для флейты французских композиторов XVIII-XX вв являются наиболее востребованной частью репертуара современного флейтиста Значителен и вклад французских мастеров в деле технического усовершенствования инструмента Что же касается французской флейтовой школы, то еще в 1983 году выдающийся отечественный педагог профессор Ю Должиков писал «Для нас нет сомнении в том, что наша духовая культура должна приобщаться к лучшим достижениям исполнительских культур других стран Подобное приобщение и взаимный обмен опытом всегда плодотворен Одной из передовых школ игры на флейте справедливо признается французская школа, оказавшая и оказывающая влияние на развитие других национальных школ»4 Потому достижения именно французской флейтовой культуры как наиболее яркого явления с самой продолжительной и богатой событиями историей в первую очередь требуют изучения и осмысления

Степень изученности проблемы. В отечественном музыкознании существуют три исследования, которые, если судить по названиям, имеют отношение к теме настоящей диссертации труд Усова «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах» (1989) - первая и единственная работа в отечественном музыкознании, посвященная зарубежному исполнительству, монографии С Левина «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» (в двух частях 1973, 1983) - единственное исследование, содержащее обширные инструментоведческие сведения, и В Березина «Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма» (2000) - первая работа о «Harmoniemusik» (термином «гармоническая музыка» исследователь обозначает ансамбль духовых инструментов парного состава) Каждая из них, являясь базовой в своей области, указала направление дальнейших исследований Однако, во-первых, во всех трех трудах флейта не является отдельным предметом исследования, инструмент освещается в контексте группы духовых — и деревянных, и медных Попытка охватить явление в целом - в данном случае группу духовых инструментов и все, что с ними связано, - влечет за собой широкий, но нередко поверхностный охват материала, порой ничем не оправданные обобщения и нивелирует особенности развития каждого инструмента, педагогической школы и т п в отдельно взятой стране В единственной работе, посвященной только флейте, — научно-популярном издании «Флейта» (1964), написанном Б Тризно, - сведения, представленные в формате брошюры, носят еще более обзорно-общий характер, грешат неточностями, а порой и ошибками

Далее, рассматривая с разной степенью полноты те или иные аспекты флейтового искусства, исследователи практически не затрагивают вопросов, связанных с сольным исполнительством, особенно французским В этой связи можно упомянуть только одну публикацию - статью Березина о выдающемся музыканте и основателе классической школы игры на флейте Поле Таффанеле «Великий французский флейтист в зеркале времени» (2005) Таким образом, каждый, кто захочет удовлетворить свой профессиональный интерес относительно французской флейтовой школы, узнать что-то о выдающихся ее исполнителях, педагогах, столкнется практически с информационным вакуумом Если говорить, к примеру, об освещении флейтового искусства эпохи барокко, то первые научные публикации на эту тему появились лишь в 2005 и 2006 гг (базирующиеся на материалах старинных трактатов статьи В Качмарчика «Флейтовая артикуляция эпохи барокко» и «Барочная техника амбушюра флейтиста») До сих пор не переведены на русский язык трактаты и флейтовые методики прошлых эпох, столь необходимые исполнителям барочного репертуара и музыкантам-аутентистам Речь идет о таких трудах XVIIT столетия, как «Pnncipes de la Flute Traverstere, ou Flute d Allemagne, de la Flute a Bee ou Flute Douce, et du Hautbois» («Принципы [игры] для флейты поперечной или немецкой флейты, продольной флейты и гобоя») и «L Art de Preluder sur la flute traversiere, sur la flute a bee, sur le haubois, et autres instruments de dessus» («Искусство прелюдироваиия для флейты траверсо, продольной флейты, гобоя и других инструментов») Жака Оттетера «Римлянина» Русский перевод «Versuch einer Anweisung die Flote traversiere zu spielen» («Опыта наставления по игре на поперечной флейте») Иоганна Иоахима Кванца не соответствует оригиналу (девять глав, посвященные непосредственно флейте, отсутствуют полностью, а остальные переведены со значительными сокращениями) Не переведены также на русский язык методики и учебные пособия XIX и более близкого к нам XX веков

Некоторые сведения (короткой строкой) о флейтовом репертуаре можно найти в научно-популярной монографии Г Шиеерсона «Французская музыка XX века» и в трудах, посвященных творчеству того или иного композитора, таких авторов, например, как Т Золозова, П Холмс, Р Куиицкая, К Мелик-Пашаева, А Альшванг Встречающийся в отечественных методических трудах материал о французском флейтовом исполнительстве и репертуаре зачастую содержит устаревшие сведения, где-то имеют место идеологические штампы

Что же касается наиболее разработанной области духовой культуры, каковой является органология, то представленный отечественными авторами материал о флейте изобилует как многочисленными разночтениями5, так и отсутствующими звеньями в фактологической цепи, касающейся усовершенствования инструмента именно во Франции Такое положение препятствует созданию целостной картины эволюции инструмента Как справедливо заметил профессор И Пушечников, « отдетьные просчеты, неточности в формулировках, в выводах, в предложениях и ссылках на личный опыт часто приводят к дезориентации читателя, а отсюда - к ремесленничеству в науке» Стало быть, не подлежит сомнению давно назревшая необходимость исправления допущенных неточностей и устранения существующих разночтений, что тоже подчеркивает актуальность настоящего исследования

Из всего вышесказанного следует, что истории флейтовой культуры Франции - родоначальницы конструктивных усовершенствований поперечной флейты, методических трудов для инструмента, колыбели флейтового репертуара - как таковой в отечественном музыкознании на сегодняшний день не существует (невозможно, следовательно, определить магистральные пути и закономерности развития этого феномена) Вероятно, свою, негативную роль в деле освещения флейтовой культуры сыграло то обстоятельство, что, как пишет Усов, «специальность исполнителя-духовика с давних пор у нас в стране принято считать чисто оркестровой / ./ Поэтому вполне закономерно, что движущей силой всего исторического прогресса духового инструментального искусства всегда был оркестр» Заявленные профессором приоритеты навязывают исследователям единственный (ставший уже традиционным) в отечественном музыкознании взгляд на флейтовое искусство Такой подход не позволяет объективно и полноценно осветить флейтовую культуру

При написании диссертации естественным стало потому обращение к работам таких современных зарубежных исследователей и флейтистов, как П И Арто, Р Мейлан, Г Буш-Залмсн и А Краузе-Пнхлер, К Ленски и К Вентцке, Д Манроу, А Гольдберг, Г Пинкстербоер, Р Мюллер, О Николе, Т Уай, Л де Лоренцо, Г Шек и многих других (в них представлена история зарождения и развития флейтового искусства от его истоков до наших дней в целом, отдельные его периоды, деятельность выдающихся исполнителей, педагогов, композиторов), и к флейтовым методикам (от трактатов Отгетера и Кванца до трудов флейтистов ХІХ-ХХ столетий - Ф Девьена, А Юго/Г.Вундерлиха, Л Дорюса, А Альтеса, П Таффанеля/Ф Гобера и М Моиза)8

Отдельно следует отметить литературу, призванную подтвердить положение диссертации о значении национальной специфики в развитии флейтовой культуры страны В частности, в выявлении преимущества французского языка при игре на флейте и связи его фонетических особенностей со звукообразованием необходимыми стали материалы не только зарубежных исследований и методических трудов, но и

отечественных лингвистических работ Л Щербы, Д Новикова и Т Агапитовой, А Голубева, сборника «Вокальная фонетика» коллектива авторов, отечественных флейтовых методик и упомянутых статей В Качмарчика Для определения точек соприкосновения национальных музыкальных традиций Франции с самобытной природой флейты полезными оказались труды А Налчаджяиа, Г Лебона, Н Полторацкой, Г Тарда, В Шубарта и С де Мадариаги, работы И Вильмса, Н Яппа и М Снррета, посвященные вопросам национального менталитета, исследования и статьи о музыке и композиторах Франции Р Дюмениля, С Яроциньского, И Глебова, К Мелик-Пашаевой, Р Шитиковой

Объектом исследования является флейтовая культура Предмет исследования - флейтовая культура Франции Цель работы:

- воссоздать картину развития флейтовой культуры во Франции на протяжении ее истории дать характеристику французской флейтовой школы, определить ее место и роль в европейском флейтовом искусстве, установить этапы развития музыки для флейты, проследить эволюцию инструмента, исправив существующие неточности и ошибки, 

- выявить причины, обусловившие самобытный путь флейтовой культуры во Франции,

- научно обосновать существование связей ее эволюции с национальной спецификой Задачи исследования:

- изучение органологического аспекта истории поперечной флейты (с момента появления инструмента в Европе до наших дней),

- установление времени проникновения поперечной флейты в Европу,

- выявление факторов, сыгравших решающую роль в развитии инструмента в переломные моменты его судьбы,

- раскрытие причті особого отношения к флейте во Франции,

- определение этапов становления и развития французской школы игры на флейте,

- обзор методических трудов (от старинных трактатов до методик, созданных авторами ХІХ-ХХ вв ),

- расстановка вех на пути развития флейтового репертуара, анализ знаковых музыкальных произведений,

- выявление влияния французской музыкальной культуры на судьбу поперечной флейты как солирующего инструмента,

- определение вклада культуры Франции в развитие европейского флейтового искусства

Методы исследования в диссертации использованы аналитический, сравнительный, исторический методы, а также метод генерализации