Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984) Валиходжаев, Н.

Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984)
<
Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984) Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984) Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984) Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984) Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984) Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984) Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984) Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Валиходжаев, Н.. Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984) : Дис. ... канд. искусствоведение : 17.00.02.- Москва, 2007

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРКАВДЕ 23-56

ГЛАВА П. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В САМАРКАВДЕ 57 - 85

ГЛАВА Ш. КОНЦЕРТНАЯ И ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ САМАРКАНДА 86 -129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... 130 -138

БИБЛИОГРАФИЯ 139- 149

ПРИЛОЖЕНИЕ 150- 182

Введение к работе

Комплексное изучение советской музыкальной культуры как органической части общей социалистической культуры составляет одну из существенных сторон музыковедческой науки. В последние годы значительно возрос интерес к культурологии, появились исследования о роли музыкального образования в формировании музыкальных культур отдельных республик (6.3,4), о художественной самодеятельности различных народностей нашей страны в свете общих социально-культурных функций советского государства (6,5), о путях становления музыкальной культуры в разных областях страны (6.2).

Вопросы музыкальной жизни и музыкальной культуры в целом становятся объектами специального теоретического обобщения (6.6).

В то же время остается не освещенной история развития музыкальной культуры многих городов, как составной части всего национального музыкального наследия. Разработка этого вопроса имеет, несомненно, практическую и теоретическую ценность.

К таким городам относится и Самарканд. Как справедливо отмечают авторы книги "Дыхание веков", в мире немного городов с древней историей: Рим, Афины, Дели, Дамаск, Багдад, Кутаиси, Бухара, Мары. К ним следует причислить и Самарканд - "красу земли", как его называли с далёких времен (5.2,26).

Самарканд является одним из центров общественной, научной и культурной жизни Узбекистана. Положение Самарканда как столицы республики с 1925 г. до 1930 г. имело огромное значение для расцвета города, обусловило открытие в нем многих учреждений культуры,театров, клубов,библиотек,учебных заведений. Благодаря развитию промышленности, интенсивной культурной жизни,Самарканд

стал одним из интереснейших и привлекательнейших городов советской Средней Азии. Будучи древнейшим центром Востока, Самарканд вызывает к себе постоянный интерес и внимание со стороны туристов,ученых-археологов, историков. В 1969 году мировая общественность торжественно отметила 2500-летие замечательного города.Это выдающееся историческое событие было отмечено проведением ряда общественных и научных мероприятий, в частности, всесоюзного форума историков и культуроведов по проблемам изучения культуры и искусства эпохи тимуридов. Самарканд дважды на протяжении последних лет (октябрь 1978, октябрь 1983 г.г.) становился центром внимания мировой общественности в связи с проведением здесь международных симпозиумов, посвященных вопросам развития профессиональной музыки устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока. Значение данных симпозиумов трудно переоценить: в них были обобщены важнейшие достижения музыкально-культурного развития народов огромного региона, выдвинуты дальнейшие перспективы развития музыкального востоковедения.

Прежде чем изложить историю изучения проблемы, цели и задачи данной диссертации, считаем целесообразным сделать краткий экскурс в историческое прошлое города, что позволит увидеть древние корни его богатой и самобытной культуры.

Согласно данным археологических раскопок, такие города, как Самарканд,Бухара, были основаны уже в УІ в. до н.э. На территории современного Самарканда обнаружены древние городища Марокан-да (У в. до н.э.) и Афрасиаб (У-УП в.н.э.). Уже в древнесогдий-ском (УІ-ІУ в. до н.э.) согдийско-эллинистическом (Ш-І в.до н.э.), согдийско-каннойском (І-ІУ в. н.э.) периодах есть ценные памятники архитектуры и искусства (4.13,68).

Еще в древности в Самарканде существовала письменность, о

чём свидетельствуют согдийские надписи на стенах комнат дворцов в Афрасиабе. Искусство Самарканда было известно орнаментальными росписями, резьбой по дереву и ганчу, чеканкой по металлу, ювелирными изделиями. Наряду с материальной культурой в Самарканде с древнейших времен развивалась наука и духовная культура.

По мнению ученых, Самарканд явился "колыбелью литературной жизни Мавераннахра и сыграл важную роль в развитии как тюркоязыч-ной, так и персоязычной литературы народов, населяющих Среднюю Азию" (5,2,6 ).

Для Самарканда с древних времен характерно тесное переплетение культур двух народов - тюркоязычного (узбекского) и пер-соязычного (таджикского). Глубокая связь таджикско-персидской и тюркской культуры на протяжении веков проявлялась не только в литературе, но и в музыке (3.4,218), что особенно сказалось на общности музыкального инструментария (кобуз,ятутан,уд,чанг,рубаб, танбур).

Причём, по свидетельству археологов, историков, музыковедов, один из этих инструментов - средневековый уд (разновидность лютни) был распространен на Востоке, в частности, в Афрасиабе, издревле, в то время, как в Европе, лютневое исполнительство стало известно значительно позже (5.10,270).

В творчестве многих средневековых поэтов собственно поэзия и музыка тесно переплетались. Так, самаркандец по происхождению Абу Абдулло Pypjaum , считающийся основоположником таджикско-персидской литературы, был замечательным музыкантом, обладал хорошим голосом, прекрасно владел несколькими музыкальными инструментами.

I БУдаки родился во втор.половине IX в. в селе Панжруд недалеко от Самарканда.

С Самаркандом, как и с Бухарой и Гератом, было связано зарождение в Средней Азии наиболее прогрессивных традиций музыкально-общественной жизни эпохи средневековья, сохранившихся и в более поздние исторические этапы, вплоть до XX века. Имеются ввиду маджлисы - одна из наиболее значительных и интенсивных форм музыкальной и литературной жизни в средневековых среднеазиатских городах. По замечанию А.Джумаева, "они имели очень древнюю традицию, но особенно широкое распространение получили в тимурид-ский период истории (вторая половина ХІУ-ХУ вв.) в двух центрах культуры - Самарканде и Герате. Причиной является бурное развитие в этот период различных искусств и наук, а также общий подъем духовной культуры, вызванный экономическими достижениями и развитием торговых отношений (3.2,202).

Участники маджлисов были хорошими знатоками макомов. Как отмечает А.Джумаев, в трактате "Рисола дар илми мусики" (Трактат о музыкальной науке) Мухаммеда Нишапури указывалось,что наибольшей приятностью из всех ладов обладал маком Ирак, получивший особое название "Маджлис афруз" ("Воспламеняющий собрание") (3.2,202).

Макомы знали не только ученые, поэты, музыканты, они были любимы и народом, широко исполнялись в селениях и городах. Мы не располагаем сведениями о средневековье, но в XIX веке многие простые дехкане знали полюбившиеся им мелодии Шашмакома, который, по утверждению специалистов, окончательно сформировался в ХУШ веке (5.18,15).

С.Айни, проживший в Самарканде около сорока лет, в первой книге своих "Воспоминаний" писал: "Большая часть крестьян Гиж-дуванского и Вопкентского тюменей были певцами и знатоками Шашма-кома. Несмотря на свою неграмотность,они хорошо знали старин-

- 7 -ные мелодии и газели классических поэтов, которые устно переходили к нам от отцов и дедов" (4.1,172).

Излюбленными поэтическими текстами у самаркандских исполнителей Шашмакома были стихи Беда ля и Хафиза, но немало было и созданных народом. По утверждению Р.Амонова, "определенная часть стихов Шашмакома относится к устному народному творчеству, и таджикскими фольклористами записано множество вариантов в Таджикистане и Узбекистане" (3.1.58).

Самарканд никогда не развивался изолированно от других городов Средней Азии. Глубокая связь Самарканда со многими городами и странами Востока определялась историческими условиями: во время правления Тимура с 1370 г. по 1405 г. Самарканд стал столицей огромной империи, простиравшейся от Сыр-Дарьи и Заравшана до Инда и Ганга, от Тянь-Шаня до Босфора. В эпоху тимуридов, особенно во время правления внука Тимура - султана Улугбека мухамма-да Тарагая (I394-1449), одного из величайших ученых мира, наука и культура Самарканда достигают высокого расцвета.

В обсерватории Улугбека - выдающегося астронома и математика - были составлены знаменитые астрономические таблицы "Зиджи Нурагони". Вместе с Улугбеком над ними трудились такие известные ученые Востока, как Кази-Заде Руин, Али-Кушчи, Мерием Челе-би, Бирджанди. Здесь же в первой половине ХУ в. работал математик Джамшид Каши, автор книги "Ключ арифметики". Сам Улугбек был не только гениальным ученым-астрономом, но, как записано в трактатах, знатоком музыки и автором ряда музыкальных ритмов: "Шодиёна" (усуль под этим названием дошел до нас), "Усули равон", "Усули бахри" и др. (5.46,6).

В Самарканде творили известные представители литературы и искусства - поэты Саккоки, Бисати-и Самарканда, Бадахши,

художники-миниатюристы Абдурахим и Абдукарим. Характерной чертой

"Y средневекового Самарканда была многогранность интересов наиболее

выдающихся умов того времени, энциклопедичность их знаний. Так, прославившийся своим философско-поэтическими рубай Омар Хайям (I048-II3I) внес огромный вклад в развитие алгебры. В Самарканде им была написана основная часть знаменитого алгебраического трактата.

Исследования Хайяма оказали большое влияние на последующее развитие математики как на Востоке, так и в Европе. Известно,что перу Хайяма принадлежит сочинение о музыке.

Среди музыкантов, работавших при дворе Тимура, был известный музыкант-теоретик Ходжа Абдулкадыр Мараги (ХІУ-ХУ в.в.). Его труды "Жамиъал алхон" (Собрание мелодий) и "Макасид-ул-алхан" (Местонахождение мелодии"), раскрывают проблемы теории музыки ХІУ-ХУ веков.

Многогранностью интересов отличался Абдурахман Джами. В историю музыкальной культуры он вошел как автор "Трактата о музыке", сыгравшего значительную роль в развитии музыкально-теоретической мысли. Его творчество прочно связано с жизнью Самарканда, в котором он жил некоторое время, а в дальнейшем периодически заезжал (5.1,22).

История сохранила волнующие данные о творческом содружестве Абдурахмана Джами и Алишера Навои.

Молодой Навои в течение нескольких лет жил в Самарканде (1465-1469 гг.), учился в медресе знаменитого ученого Фазлулло Абу-Лайса. Общая атмосфера культурной жизни, общение с Абдурах-маном Джами, а также с местными учеными, мударрисами медресе Улугбека Ходжа Хурдом, Алой Шоши и другими не могли не сказаться на формировании мировоззрения и творческой личности Алишера

- 9 -Навои.

В Самарканде он становится известным поэтом, пишет оды, газели, получившие быстрое и широкое распространение среди читателей. Некоторые впечатления от жизни в Самарканде Навои воплотил позже в своих поэмах (6.1).

Музыка звучала не только в мадшшсах, но проникла и в быт медресе, сыгравших, как учебные заведения, важную роль в культурном развитии народов Востока. Медресе представляли "собой не столько духовную семинарию, сколько университет с большим уклоном в теологию, что, впрочем, являлось типичным в ту пору и для университетов Западной Европы" (5.31,241 с).

Показательно, что многие ученые Самарканда писали трактаты о музыке. Сохранилось немало имен выдающихся музыкантов, тесно связанных с медресе Улугбека, Бибиханум, Ахмеда Ходжибека, Фаз-луллы Абу-Лайса и других. Литературные источники называют: поэта, каллиграфа и музыканта Амира Али Акбара Самарканди (ХУІв.), врача-хирурга, поэта и музыканта Боки Джарраха Самарканди (ХУІв.). Интересной личностью был Кохи Мавлоно-Косим (ХУ-ХУІ вв.) поэт, литературовед, теоретик музыки» Родом из района Согда Самарканда, он жил в Герате, был тесно знаком с Абдурахманом Джами; в правлении Захиридцина Бабура поехал в Индию. Его перу принадлежит диван (собрание) стихов, поэма "Гулафшон" ("Цветистый").

Широтой познаний отличался Мутриби Самарканди (ХУІ-ХУП вв.) - поэт, литературовед, историк и музыкант . Ему принадлежат исследования "Тазкират -аш-шуаро" ("Антология поэтов"), "Таърихи Жахонгири" ("Джахонгирова история"), являющихся ценнышисточниками для изучения истории, культурной жизни узбекского и таджикского народов конца ХУІ - начала ХУЛ веков.

Псевдоним ученого "Мутриби" означает "музыкант"

Ценный вклад в историю культуры Самарканда внесли также музыканты Пирмухаммад Кулол Самарканда (ХУІ в.), Риёзи Самарканди (ХУ-ХУІ вв.) - автор нескольких трактатов; Сафои Самарканди (ХУв.), Султан Ахмад Девана Самарканди (ХУ в.), - поэт музыкант; Султан Мухаммад Уди Самарканди (ХУ в.) - знаменитый исполнитель на инструменте "уд"; Ходжа Джаъфар Конуни Самарканди (ХУІ в.), искусно владеющий инструментом "конун"; Устод Булоки ной Самарканди (ХУІ в.) (5.2,35).

Неоднократно упоминает самаркандских музыкантов ученый второй половины ХУІ - начала ХУЛ вв. Дарвеш Али Чанги, творчество которого непосредственно связано с успехом инструментальных пьес формы пешрав, сочиненных им в Самарканде во время встречи с хорезмскими музыкантами (7.2,13).

Приведенный даже далеко не полный перечень имен свидетельствует о существовании в Самарканде высоко развитого профессионального искусства устной традиции. И это наряду с развивающимися здесь разнообразными фольклорными песенными и танцевальными жанрами. Некоторые из них сохранились в быту до настоящего времени и в новых, более современных вариантах вошли в репертуар художественной самодеятельности.

Наиболее популярен и распространен мужской песенно-танце-вальный жанр, называемый "карсак" или "бешкарсак", особенно характерный для Ургутского района Самаркандской области, а также для граничащих с ним некоторых сел Кашкадарьинской и Сурхандарь-инской областей Узбекистана и для таджиков долины Заравшана (4.16,51).

В Самарканде большое место занимали и другие жанры бытового фольклора. Музыка звучала в доме каждого самаркандца. Особой популярностью пользовались музыкальные инструменты дутар и танбур.

- II -

Музыка тесно связана и со многими обрядами. На территории Согда, где жили предки современных самаркандцев, и в Хорезме особенно культивировался весенний Навруз - праздник нового года1.

В Самарканде, по сравнению с другими городами республики, заметна большая броскость, театрализованность свадебного обряда, в котором значительна роль музыкального оформления. В част-

р ности, ярко, красочно обставляется свадебный поезд .

Гипотетически можно высказать предположение о некоторых социально-исторических истоках своеобразия культурной жизни города. Самарканд издавна был многонациональным городом. Население Самарканда становится особенно многочисленным и многоязыким во времена Тимура, когда по его приказу в столицу из покоренных городов Индии, Египта и других стран перевезли ученых, поэтов, музыкантов, художников.

Культура Самарканда развивалась в сложных условиях феодальных распрей и междоусобиц, в борьбе с чужеземными захватчиками. Постепенное осознание социальной действительности вызывает новые тенденции в литературе и искусстве ХУЛ века. В отдельных произведениях прослеживается тяга к реалистическому воплощению жизненных образов. Так, в своей поэме "Толибу Матлуб" Сайид Камол Зар-дуз Самарканда главным героем выводит простого труженика и реалистически воспроизводит картины народной жизни.

Продолжает в эти годы развиваться и музыкальное творчество.

Прия_к_власти в Средней Азии, Шейбаниды многое восприняли из 1 Навруз байрами - это древний новогодний праздник народов Средней Азии и Ближнего Востока. Этот праздник отмечался у местных народов еще до принятия ислама. День равноденствия, начало весны, начало посевной работы у крестьян. * До самого дома жениха свадебное шествие с факелами сопровождают мужчины, поющие "ёр-ёр-ёроне".

- 12 -имевшихся здесь музыкальных традиций. Интересен один из фактов, отмеченных в "Бабур-наме" Захириддином Мухаммедом Бабуром: "Захватив Самарканд, Шейбонихан сделал муллу Бинои (поэт и музыкант при дворе Султана Хусейна в Герате - Н.В.) своим приближенным... Бинои постоянно сочинял касиды и газели; сложив один амаль в ладу Наво, он посвятил его мне и исполнил передо мной" (4.4,103).

Прогрессивное значение для развития культуры Самарканда имело присоединение їуркестана к России в 60-е годы XIX века. Хотя царское правительство мало заботилось о повышении культурного уровня местного населения, но непосредственное общение между передовой русской интеллигенцией, революционно-настроенными русскими рабочими и узбекским народом способствовало огромному росту духовных сил,интереса к русской культуре. Новое, демократическое направление в художественной литературе, видными представителями которого были поэты Мукими, Фуркат, Завки, Аваз Отар-оглы и другие, провозглашало идейную связь с передовой русской литературой - литературой Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова. Самарканд начинает все больше привлекать внимание прогрессивных деятелей русской культуры. Художник Верещагин впервые побывав в Самарканде пишет картины о нём, русский очевидец Д.Иванов рассказывает о замечательной певице и танцовщице Курбанхон (5.37, 160). В журнале "Беседа" (5.32,26) публикуется заметка русского очевидца Прохорича о музыкантах и музыке, исполняемой на различных обрядовых празднествах.

Во второй половине XIX - начале XX века славой Самарканда стал замечательный певец, знаток Шашмакома, автор многих новых вариантов широко бытующих узбекских мелодий Ходжи Абдулазиз,Ра-сулов (1855-1936 гг.). Творчество этого талантливого музыканта-импровизатора и учителя, передавшего свой опыт не одному поко-

- ІЗ -лению музыкантов, в полной мере расцвело после Октября. Но уже до революции Ходжи Абдулазиз был общепризнанным знатоком Шашма-кома и к нему ехали учиться из разных уголков Узбекистана. Вместе с Ходжи Абдулазизом выдвинулись такие музыканты, как Окилхон. Левина,Кори Якуб, Камол Хафиз,Маърифатхон,Максадча и другие.

Весьма популярным в начале XX века был доживший до 1964 года Самаркандский певец Ходжикурбан Хамидов (род. в 1888 г.). Он исполнял песни аккомпанируя себе на дойре, выделялся как баста-кор, импровизатор-острослов, танцор. В народе Ходжикурбана называли "Ходжи Там-там" за оригинальное подражание голосом исполнительски-игровым приемам рубаба и танбура (5.47,186). И Ходжи Абдулазиз и молодой Ходжи Там-там раскрывали свое мастерство в основном на маджлис ах-собраннях поэтов, ученых, любителей искусства. Причем репертуар Ходжи Абдулазиза Расулова состоял из частей макомов и других произведений профессиональной музыки устной традиции,а Ходжи Там-там широко пропагандировал жанры бытового фольклора. В его репертуар входили народные песни "Яли-яли", "Омон-ёр", "Карима куйлак" ("Новое платье Каримы", "Бор-бора бор-майман" ("Хочу и не хочу идти"), "Биё як" ("Хоть раз приди"), "Меравам" ("Ухожу") и многие другие.

С древних времен и до сегодняшнего дня Самаркандская область является крупным центром народной традиции исполнительства, да-станов. Во второй половине XIX века здесь сложились школы дастан-чи: хатырчинская, нуратинская, булунгурская, нарпайская. Крупнейшими представителями эпического творчества были Эргаш Жуманбулбул-огли, Фозил Йулдош-оглы, Пулкан Мухаммадкул Жомрот-оглы (Пулкан-шаир), Ислом шаир Назар-оглы. Все они прожили долгую жизнь, получили всенародное признание, но подлинный расцвет их творчества

- 14 -произошел уже после Великой Октябрьской социалистической революции .

При общности музыкально-исполнительского стиля, каждый из шоиров обладал и оригинальными чертами творчества. Эргаш Жуман-булбул-оглы (род.в 1868г. в Цуратинском р-не Самаркандской области, умер в 1937 г.) происходил родом из семьи потомственных сказителей - все его предки были дастанчи. Уже в 18-20-летнем возрасте Жуманбулбул-оглы приобрел известность. Особый интерес он проявлял к лирическим сюжетам, а следовательно, и к соответствующей манере исполнения.

Фозил Йулдош-оглы (род. в 1872г. в Булунгурском р-не Самарканда, умер в 1955 г.), тяготел к дастанам героико-эпического склада. В его интерпретации особенно излюбленными у: жителей окрестных кишлаков были знаменитые сказания "Алпомиш", "Щцгор", нЮсуф и Ахмад", "Муродхон", "рустамхон", "Ширин и Шакар" и другие.

Пулкан Мухаммадкул-Жомрот-оглы (род. в 1874 г. в Хатырчин-ском р-не Самарканда, умер в 1941 г.) уже в двадцатилетнем возрасте стал прославленным дастанчи, был великолепным знатоком народного эпоса "Гуругли". В 1916 году Пулкан посетил Россию и впоследствии воспел ее в своем дастане "Мардикор".

Ислам шаир Зараз-оглы (род. в 1874 году в Нарпайском р-не

Самарканда, умер в 1958г.) в двадцатидвухлетнем возрасте начал

самостоятельно исполнять народные эпосы. Особенно он любил ге-

роико-патриотического склада дастаны такие как "Кахрамоннома",

"Бул омон", "Тинчлик булур баркарор" и другие.

Фигуры этих бахши-шоиров увековечены в бронзе на площади Реги-стан возле сада поэтов (скульпторы Н.Цой, А.Шаймурадов, А.Джипы ашви ли).

Начало XX века характеризуется проникновением в Туркестан революционных идей. Прогрессивную роль имели "народные чтения", распространившиеся в Бухаре, Самарканде и других городах.Корреспондент "Туркестанских ведомостей" писал из Самарканда об одном из первых "народных чтений". Оно сопровождалось военной музыкой и может быть в первый раз со времен Тимурлана эти стены огласились звуками европейской музыки. Вперемежку с военным оркестром на Регистане играл оркестр туземной музыки..." (5.9,7).

Революция 1905-1907 годов сыграла огромную роль в развитии демократического сознания узбекского народа, в укреплении классовой солидарности русских и узбекских трудящихся. Все это рождало изменения в музыкальном быте узбеков, способствовало возникновению новых жанров песенного творчества,появлению прогрессивных общественных и музыкальных деятелей. Изменения в музыкально-общественном быту были связаны с начавшимся во всех городах Туркестана распространением русских революционных песен. Впервые на улицах этих городов зазвучали в июльские дни 1905 года такие революционные песни,как "Марсельеза", "Дубинушка" (4.8,62).

К началу первой мировой войны усилились революционные настроения среди широких народных масс, что отразилось в Джизак-ском восстании 1916 г. Это послужило стимулом к появлению и узбекских национальных песен революционного содержания.

Волею судеб в годы первой мировой войны в Самарканде оказались чешские военнопленные, среди которых были образованные, музыкально-одаренные люди. Как отмечалось И.Н.Кареловой, благодаря чешским музыкантам в Ташкенте, Самарканде появились симфонические оркестры (5.17,284).

Самаркандский симфонический оркестр был меньше по составу

сравнительно с Ташкентским, "но он вполне справлялся с исполнением ряда симфоний Гайдна, Моцарта, пятой симфонии Бетховена, фортепианных концертов Грига и Чайковского, исполнительницей которых была (жившая тогда в Самарканде) пианистка-педагог, воспитанница Петербургской консерватории Ф.Н.Кастальская" (5.17,284).

В Самарканде организуется музыкально-драматическое общест-во, регулярно проходят выступления симфонического оркестра. Вот одна из заметок, опубликованных 23 июля 1917 года в газете "Самарканд": "Состоится симфонический концерт. Участвуют оркестры: военные, профессиональные, любительские и оркестр военнопленных в составе до 60-ти человек под управлением Е.Чернявского. В программе: 2-я рапсодия Ф.Листа, симфоническая картина "В Средней Азии" А.Бородина, произведения Чайковского, Грига, Шопена и др."

Сбор поступил в пользу профессионального союза музыкантов и "Союза служащих в правительственных учреждениях Самарканда и Самаркандской области".

Некоторые высказывания свидетельствуют о том, что в Самарканде к 1917 г. складывается передовая русская общественность с высокими запросами в музыкальном искусстве.

Небезынтересно привести критические строки из статьи И.Николаева: "в военном собрании в воскресенье я посетил концерт, который давал Самаркандский симфонический оркестр. Меня смутила программа, в которой с калейдоскопической быстротой следовали друг за другом вальсы, мадьярские танцы, фантазия и попури из разных опер... и только. Я ужаснулся. По моему мнению, попури является профонацией серьезной музыки, с весьма нежелательным упрощением, абсолютно недопустимым для оркестра, называемого симфоническим" (5.28).

Таким образом, в предреволюционные годы музыкально-общественная жизнь Самарканда (как Ташкента и других городов І^ркеста-на) представляет собой сложное многосоставное явление. Национальная музыкально-общественная жизнь, связанная с широким исполнением и бытованием профессиональной музыки устной традиции отчетливо отделяется от первых ростков концертной жизни европейского типа (концерты гастролирующих певцов, скрипачей, пианистов).

Кроме того, меняется музыкальный быт, в котором начинают звучать русские революционные и новые узбекские песни на социальную тематику, обличающие феодалов, духовенство.

Все это создало серьезные объективные предпосылки для формирования новой, рожденной Великой Октябрьской социалистической революцией художественной культуры, в которой сплелись национально-художественные традиции и интернациональное идейно-передовое современное содержание.

Изучение музыкальной культуры Самарканда является органической частью комплексного изучения советской культуры.

Актуальность изучения путей развития музыкальной культуры советского Самарканда определяется широким международным резонансом, который приобретают в современную эпоху общие вопросы взаимодействия культур Запада и Востока, соотношения многовековых и самобытных национально-художественных традиций с развитием интернационально-передовых веяний новой эры - эры социализма.

Методологической основой настоящего исследования послужили общие положения о культуре, широко разрабатываемые марксистско-ленинской эстетикой. "Ify-льтура - это исторически обусловленная совокупность созданных народными массами материальных и духовных ценностей, которая не только выражает уровень духовного и физического развития людей, но и оказывает на них весьма сущест-

- 18 -венное влияние" (5.49,16).

Среди различных видов духовной культуры огромная роль принадлежит музыкальной. Существенным показателем общего уровня музыкальной культуры служит состояние массового самодеятельного искусства, просвещения и образования, интенсивность театральной и концертной жизни (6.6,11). Между тем, попыток самостоятельного исследования музыкальной культуры советского Самарканда до настоящего времени не предпринималось. Имеются лишь отдельные, не систематизированные сведения, которые можно почерпнуть из двухтомника "История Самарканда", из материалов периодической печати, некоторых монографий, очерков, статей.

В статье И.Р.Раджабова "О музыке Самарканда" имеются важные сведения о музыкальной жизни Самарканда в период ХУІ-ЖІ веков, а также в ней дается подробный анализ репертуара Ходжи Абдулазиза Расулова (5.33,275-277).

В статье М.С.Ковбаса есть упоминания о хоровом коллективе завода "Красный двигатель" Самарканда (5.19,29). Поднимая некоторые важные для узбекской самодеятельности 50-х годов проблемы (преобладание унисонных хоров, отсутствие квалифицированных руководителей, отстаивание сельской самодеятельности), автор в целом не ставит цели глубоко исследовать процессы и явления, происходящие в самодеятельности того периода (5.19,300).

Отдельные факты о музыкальном образовании и самодеятельности в Самарканде содержатся в книге С.Х.Юлдашева "Развитие музыкального воспитания и образования в Узбекистане": упоминается деятельность Института музыки и хореографии в конце 20-х годов, приводятся некоторые славные имена самаркандских музыкантов (Ходжа Абру-лазиза Расулова и др.) (4.25.75).

В названной выше статье И.Н.Кареловой "Музыкальное образова-

- 19 -ниє в Узбекистане" дается характеристика основных тенденций развития музыкального образования на каждом этапе формирования узбекской советской музыкальной культуры, однако объем ее не позволил автору достаточно подробно осветить уровень музыкального образования в отдельных городах республики. Тем не менее, некоторые справедливые замечания по поводу упущений в пятидесятые годы в руководстве музыкально-учебными заведениями, в том числе в Самарканде, позволяют сделать ряд выводов о характерных чертах музыкально-образовательного процесса.

Появившиеся в печати в 70-х годах статьи И.Н.Дулгаровой "Туркестанская народная консерватория", М.С.Ковбаса "Некоторые вопросы развития музыкального образования в Узбекистане", И.Г.Юл-дашевой "Из истории детского музыкального образования в Узбекистане" посвящены отдельным страницам истории организации музыкально-учебных заведений республики, но музыкальной культуры Самарканда не отражают.

Таким образом, картина формирования профессионального музыкального образования в советском Самарканде оставалась недостаточно раскрытой как в контексте общих явлений музыкального образования в республике, так и в плане некоторых локальных особенностей, обусловленных характерными историческими условиями.

Почти не изучена музыкально-театральная и концертная жизнь Самарканда. Ценным подспорьем в выявлении путей развития песенной и музыкально-сценической культуры советского Самарканда являются работы, в которых в более широком плане представлены проблемы формирования данных жанров в Узбекистане. Это - исследования "Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой" Т.С.Вызго, "Узбекская опера" Я.Б.Пеккера, диссертация Мирхайдаровой З.М. "Цузыка в драматическом театре

- 20 -Узбекистана", книга С.Вахидова "Узбекская советская песня" и некоторые другие.

Целью настоящего исследования является попытка комплексного рассмотрения музыкальной культуры Самарканда, выявления в ней ведущих тенденций в ракурсе общих черт с узбекской советской культурой в целом и выделения некоторых локальных особенностей, обусловленных определенными историческими условиями. Стремлением дать достаточно четкую и полную характеристику самодеятельного искусства, профессионального образования, театрально-концертной жизни обусловлена структура диссертации, состоящей из трех глав: I - "Пути развития музыкально-художественной самодеятельности", П - "Профессиональное музыкальное образование", Ш - "Концертная и театральная жизнь Самарканда". В каждой главе вопросы рассматриваются на материале, охватывающем период I9I7-I980 годов.

В диссертации поставлены следующие задачи:

  1. Исследование путей становления и развития профессиональных музыкально-исполнительских коллективов Самарканда (областной драматический театр им.Х.Алимджана; театр оперы и балета).

  2. Исследование и обобщение деятельности музыкальных учебных заведений, выявление наиболее характерных явлений в постановке музыкального образования в Самарканде (училище искусств, кафедры музыкального факультета Самаркандского государственного педагогического института им.С.Мни).

  3. Исследование музыки местных авторов к музыкально-драматическим спектаклям; выявление и анализ нотных материалов в исследуемый период.

4. Анализ песенного творчества Самаркандских бастакоров. 5. Определение общих с другими городами Узбекистана черт и локальных особенностей музыкально-общественного быта в Самарканде.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка систематизировать отдельные разрозненные сведения о музыкальной культуре Самарканда, создать целостную картину ее формирования в советский период с учетом руководящей деятельности Коммунистической партии Узбекистана, целенаправленной функции главных партийных документов, работы профсоюзных и общественных организаций. Впервые подняты также вопросы репертуара театров, программ концертов, характера постановок, деятельности местных композиторов и артистов, посещаемости театров, концертов и некоторые другие.

Замысел работы обусловил преимущественное внимание автора к музыкальной культуре города Самарканда. Вместе с тем, попытка отразить реально-общественные условия ее развития определила и внимание к некоторым аспектам музыкальной жизни области, в частности, Каттакургана, а также сельских районов, поскольку идет процесс постоянного взаимовлияния и творческого обмена их культурных достижений.

Периодизация, используемая в главах, подчинена общей периодизации, присущей курсу истории советской музыки, и аналогична временной дифференциации, предпринятой в пятитомном издании "Истории музыки народов СССР":

I этап - I9I7-I932 годы - период строительства социализма, формирования узбекской социалистической нации, ликвидации неграмотности, появления первых массовых песен, первых обработок фольклорного материала.

П этап - I932-I94I годы - время значительных успехов в хозяйственном и культурном развитии, создания первых крупных произведений в музыкально-сценическом жанре, хоровом творчестве.

Ш этап - I94I-I945 годы - период Великой Отечественной войны,

- 22 -создания первых симфоний, значительного числа оборонно-патриотических песен.

ІУ этап - 1946-1956 годы - время мирного послевоенного строительства, выхода на платформу самостоятельного творчества многих национальных композиторов, успешного освоения жанров кантаты, камерной вокальной лирики.

У этап - конец 1950-начало 1980-х годов - период развернутого строительства социализма и перехода к коммунизму, интенсивного творчества национальных композиторов среднего поколения и появления значительного числа новых творческих имен, обновления жанровой и музыкально-звуковой сферы композиторского творчества.

Практические задачи настоящей работы связаны с апробацией некоторых наблюдений автора в работе кафедры методики преподавания музыки в Самаркандском государственном педагогическом институте имени С.Айни, с рекомендациями, разработанными для смотра художественной самодеятельности ввиду постоянной работы автора как члена жюри, а также с многолетней работой в музыкально-театральных коллективах. Они отражены в статьях диссертанта, опубликованных в периодической печати.

В исследовании широко использованы архивные материалы, документы областного дома народного творчества, газетные и журнальные статьи, нотный материал, устные беседы со старейшими музыкальными деятелями Узбекистана и Таджикистана - М.Ашрафи, Х.Нарзику-ловым, Ш.Бабакалоновым, Н.Пуладовым, Ш.Акрамовым, З.Шахиди, К.Исрофиловым и другими.

ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРКАВДЕ

Ленинский лозунг "Искусство народу" определил принципы развития советской музыкальной культуры с первых ее шагов. Массовое музыкальное воспитание предстояло построить на глубоком взаимодействии профессионального и самодеятельного искусства. Как отмечал А.В.Луначарский, "художественное просвещение имеет две связанные между собой, но тем не менее отличимые друг от друга стороны. Одной его задачей является широкое ознакомление с искусством, другой - стремление вызвать из самих себя единицы и коллективы, которые сделались бы художественными выразителями души масс" (2.2,2).

Пути развития музыкальной культуры неотделимы от истории всей советской культуры, решающую роль в становлении которой сыграла партийная программа, разработанная под ленинским руководством и принятая УШ съездом партии.

Перестройка средней и высшей школы и превращение народного образования в орудие социалистического строительства, подготовка новых кадров интеллигенции, проникнутой идеями коммунизма, активное участие самих масс в деле просвещения, особенно в борьбе за всеобщую грамотность, широкий доступ трудящихся масс ко всем сокровищам культуры, использование аппарата государственной власти для распространения культурных ценностей и коммуни - 24 -стических идей в массах - таков был круг задач, начертанных Программой партии в области культурного строительства (2.3,36).

В.И.Ленин считал, что "самое важное в культурной революции со времени завоевания власти пролетариатом: пробуждение стремления масс к культуре" (4.11,7).

Ленинская политика в области культуры была связана с перспективами всестороннего развития личности. В обращении "От Государственной комиссии по просвещению", опубликованном 16 октября 1918 года, говорилось: "Высшей ценностью и в социалистической культуре остается личность. Но эта личность может развернуть со всей возможной роскошью свои задатки только в гармоническом и солидарном обществе равных" (5.29,141).

Задачи освоения культурных ценностей прошлого и создания новой художественной культуры решались в неразрывной связи с задачами патриотического воспитания, коммунистической пропаганды.

По всей стране низовыми центрами художественного просвещения народа стали клубные учреждения - городские и сельские. 28 сентября 1921 г. ЦК РКП(б) было утверждено "Положение о единой сети и типах клубов РСШСР", оказавшее вскоре значительное влияние на структуру клубного дела и в республиках Советского Востока. В эти годы создавались клубы как местного (на предприятиях, в школах), так и районного значения. В клубах росли кружки художественной самодеятельности. Освобожденный от оков рабства, бесчеловечной эксплуатации, новый свободный человек жадно устремлялся к искусству, ранее недоступному массам.

В деле создания революционного искусства, привлечения к нему широких слоев трудящихся огромную роль сыграл известный план монументальной пропаганды, выдвинутый В.И.Лениным в 1918 году.

В сфере музыкального искусства особое значение имели грандиозные театрализованные празднества, прошедшие в разных городах советской страны. В них участвовали и профессиональные и самодеятельные коллективы. Особенно большой успех получили театрализованные представления "Гибель коммуны", "Гимн освобожденному труду", "К мировой коммуне", "Блокада России", "Взятие Зимнего дворца" и другие.

В Узбекистане общие тенденции искусства первых послереволюционных лет распространялись с огромной быстротой. Карнавал в Хиве, устроенный Хамзой по случаю освобождения Хорезма от ханского гнета, "Восточные вечера" в Ташкенте и Андижане стали своеобразными революционными мистериями. Не остался в стороне от веяний времени и Самарканд. Здесь в честь годовщины Октября было устроено массовое театрализованное представление "Вставай, проклятьем заклейменный" (7.1,2). 6-7 марта 1924 года на торжественном Курултае состоялось своеобразное концертное представление "Шарк кеча-си" ("Вечер Востока"), включившее исполнение стихов, народных песен и отрывков из Шашмакома. Оно было подготовлено такими видными деятелями литературы и искусства, как С.Айни, А.Бадрий, Ю.Рад-жаби, Ходжи Абдулазиз и др.

25 октября того же года в честь объявления Самарканда столицей Узбекистана была исполнена самобытная по характеру инсценировка под названием "Кари наво", в которой получили новую ясизнь и глубокое переосмысление некоторые жанры национального наследия. Инсценировка была создана С.Айни, Л.Сайфулиной, А.Бадрий, с участием Ходжи Абдулазиза Расулова, Ю.Раджаби, Им.Икрамова, Г.Ахмед-жановой, Сирожа Юсупова и многих других.

В летопись музыкальной культуры Узбекистана двадцатые годы вписали яркую страницу. Во всех городах, в том числе и в Самар - 26 -канде, открывались самодеятельные студии. Огромное значение имели многочисленные кружки художественной самодеятельности, организованные для школьников и учащихся техникумов, а также в различных махаллях. Интенсивная их работа началась, в основном, во второй половине двадцатых годов. Деятельность кружков была многосторонней: разучивались и ставились спектакли, устраивались концерты, шла подготовка к праздничным демонстрациям, читались стихи великих поэтов Востока, обучались игре на национальных инструментах.

Можно назвать ряд самодеятельных кружков двадцатых годов, в которых деятельное участие приняли представители национальной молодежи. Кружок "Еш куч" состоял из членов комсомольской ячейки школы и молодежно-рабочих артелей, руководил кружком известный артист Х.Нарзикулов. Труппа давала концерты, ставила небольшие одноактные и двухактные спектакли. Как свидетельствуют бывшие участники спектаклей, они собирали довольно широкую аудиторию. Популярность приобрели также кружки самодеятельности в махалле "Ка-мол Ходжа", в квартале "Мадцахи", "Томск" (тамоки саройи), "Хур-рият уйи" и другие.

По воспоминаниям участника самодеятельного кружка "Кук куй-лак" ("Синие блузы"), ныне известного журналиста Камаритдина Шам-сиева, репертуар ансамблей двадцатых годов составляли классические узбекские мелодии "Кашкарча", "Аджам", "Каринаво", "Муноджот" (три части), "Сарахбори дугох", "Уфар", шуточные лапары.

Основной целью кружков являлась пропаганда советской власти, нового образа жизни. Закономерным было в связи с этим частое разыгрывание шуточных интермедий, сопровождавшихся народной музыкой, содержание которых было связано с сатирическим осмыслением дореволюционного уклада, семейных отношений феодального прошлого. Излюбленными подобные сценки были в таких самодеятельных кружках, -как "Союзкушчи" (в махалле "Сузангаран" - в кустарных мастерских игольников и в махалле "Карабай аксакал").

Постепенно кружки художественной самодеятельности появились во всех общеобразовательных школах.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В САМАРКАВДЕ

Пути формирования профессионального музыкального образования в советском Самарканде неразрывными нитями связаны с общими явлениями в становлении социалистической культуры Узбекистана как одной из национальных республик советской страны.

С первых же лет победы Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистическая партия направила огромные усилия на ликвидацию безграмотности, на создание огромного числа школ, техникумов, специальных учебных заведений, в том числе - художественных.

Эта работа была органичной, составной частью культурной революции. В.И.Ленин писал: "Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизни коммунистического общества построить не можем" (1.2,39).

Особые сложности в формировании новой социалистической культуры были в бывших окраинах царской России, где вплоть до революции сохранялись общественно отсталые феодальные отношения.

X съезд РКП(б), вошедший в историю Коммунистической партии Советского Союза, как съезд, решивший проблему национального вопроса, ликвидации национального неравенства, обратил особое внимание на развитие прессы, школы, театра, клубного дела, вообще создания культурно-просветительных учреждений на родных языках (2.4,558).

В марте 1918 года был организован Совет народного образования, ведению которого подлежали все государственные и обществен - 58 ные заведения іуркестанского края. Созданный в августе 1919 года в Туркестане Комиссариат народного просвещения, наряду с другими отделами имел и отдел искусства, подразделявшийся на 3 подотдела: музыкальный (музо), театральный (тео) и изобразительного искусства (изо).

Музыкальный отдел Наркомпроса являлся центральным и единственным органом, объединяющим, руководящим и контролирующим всю музыкальную жизнь Туркестанской республики. Он разрабатывал программы и направлял деятельность музыкальных организаций. В функции музыкального отдела Наркомпроса входили:

I. "а) организация сети музыкальных и общеобразовательных музыкальных школ различного типа, б) введение музыкального образования в единой трудовой школе и, в первую очередь, для детей коренных национальностей. 2. Организация всевозможных концертов хоров, оркестров.

3. Работа среди взрослого коренного населения.

4. Работа в краевом масштабе" (8.10).

При изучении архивных материалов удалось установить, что музыкальный подотдел Наркомпроса включил в себя несколько дополнительных дефиниций, связанных с определенной отраслью: концертной, педагогической, этнографической, административной и т.д. В целом в задачу музыкального подотдела входило: "I. а) Широкое научное ознакомление мусульманских масс с музыкальным искусством Востока в целях разъяснения содержания и красоты его.

б) Ознакомление европейцев с музыкальным искусством Востока в целях музыкального сближения и объединения народов Востока и Запада на этой почве.

-в) Ознакомление в учебных целях мусульманских масс с европейским искусством.

2. Музыкальный подотдел ведает всеми мусульманскими музыкальными организациями. Они получают от него руководящие указания в своей деятельности.

3. При музыкальном подотделе организована секция туземной национальной музыки, специальной задачек которой является обучение мусульман игре на туземных инструментах под руководством знатоков старинной народной музыки и песен.

4. В ведение музыкального подотдела входит Ташкентская старогородская консерватория, при которой открывается общежитие на 100 учеников.

5. При музыкальном подотделе открываются музыкально-инструкторские курсы в составе 60 курсантов-мусульман, которые должны стать первыми самодеятельными учителями музыки и пения среди мусульман" (8.9).

Своеобразным трамплином к овладению новыми для края формами музыкального образования явилась Туркестанская Народная консерватория. Открытие консерватории партийные органы края справедливо рассматривали как необходимое звено в общей культурно-просветительской работе, и в связи с этим ее деятельность была связана с Туркестанским Народным Университетом. Последний был сформирован 21 апреля 1918 г. в Ташкенте постановлением Совета солдатских и рабочих депутатов. Организационная комиссия в составе В.А.Успенского, В.Коха, В.Ф.Саковича, З.А.Чернявского, т.е.видных музыкальных и научных деятелей под руководством ректора университета А.В.Попова разработала в общих чертах основные задачи Народной консерватории: дать возможность широким массам овладеть игрой на музыкальных инструментах, постичь основы -элементарной теории и сольфеджио, понимать и исполнять собственными силами ранее не доступные им художественные произведения (5.35,56).

Замечательная инициатива ташкентцев была в скором времени подхвачена Самаркандом, Бухарой, Наманганом.

Уже 4 декабря 1918 года на заседании Совета народного образования был обсужден вопрос о создании Пролетарской консерватории в Самарканде. Она была открыта в 1919 году постановлением Краевого Совета Народного хозяйства, Областной комиссии просвещения и отделом народного образования .

Народная консерватория ставила перед собой цель прежде всего дать начальное музыкальное воспитание жителям советского Самарканда независимо от их возраста. Учредители консерватории опубликовали "Воззвание", в котором проступает горячее стремление приобщить к профессиональной музыкальной культуре широкие массы населения."Пусть не смутит Вас, что ваши мозолистые руки до сего времени не прикасались к музыкальным инструментам, пусть не смутит Вас, что Вы не знаете нот", - было написано в обращении к рабочим и служащим Самарканда. "Идите сами и приведите с собой своих детей" (8.7).

КОНЦЕРТНАЯ И ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ САМАРКАНДА

В первые же годы социалистического строительства в Туркестане, как и во всех уголках нашей Родины, наблюдается коренной поворот и в музыкально-общественной жизни. В Ташкенте, Самарканде, Коканде, Андижане организуются передвижные театральные труппы, ставятся драматические музыкальные пьесы.

Для музыкальной культуры Самарканда, как и других городов Туркестана, в первые годы Октября характерно переплетение работы самодеятельных и профессиональных коллективов, рождение последних из недр самодеятельных трупп, трудно расчленимый синтез театральной и концертной деятельности.

Показательна история формирования первого советского узбекского театра в Самарканде - "Народного театра", состав которого в основном был сформирован из любителей. Хотя официальной датой открытия этого театра считается 10 февраля 1920 года, однако еще в І9І7-І9І8 годах функционировал национальный театральный коллектив, именуемый в документах того времени как мусульманский театр.

На собрании представителей искусства и партийных организаций Самарканда 19 февраля 1918 года местный режиссер А.Бадрид-динов отмечал: "Музыкальный театр в течение месяца на Пенджи-кентском фронте дал 14 революционных концертов и спектаклей. Мусульманский театральный коллектив среди всех других трупп лучший из лучших. Не надо ограничиваться драматическими постановками. Нужны музыкальные пьесы, нужны концертные номера, нужны концерты с мусульманской музыкой" (8.II).

Тесную связь музыкально-концертной и театральной жизни в первые годы после Октябрьской революции отражают многочисленные заметки в газетах того времени. Вот фрагмент одной из них (о деятельности Мусульманского передвижного театра): "Приезжая на участок, театр останавливается в центральном кишлаке, куда после извещения стекаются жители из окрестных кишлаков» До постановки пьесы играет оркестр и выступают ораторы. Мусульмане очень заинтересованы пьесами и картинами, которые они смотрят с большшд, вниманием..." (5.43).

Или такая заметка: "Мусульманский театр 29, 30 ноября показал в пользу красноармейцев "Ферганскую трагедию" и "Батраки" (4-х актные большие произведения из жизни туркестанцев)... А.Бадриддинов и Л.Сейфу-лина исполнили в конце вечера революционные песни, а Назираха-нум, Сараханум, Рафоат украсили вечер восточными традиционными народными песнями" (5.26).

"Старогородской отдел просвещения в целях укрепления музыкального театра, руководимого Бехбуди, выделил средства в сумме 50000 рублей для новых постановок и расширения оркестра" (8.5).

Наряду с мусульманским театральным коллективом значительный вклад в организацию театральной и концертной жизни вносит Гарнизонный театр им.Ленина, опирающийся на силы русских артистов и музыкантов. 0 его репертуаре можно судить по одной из заметок в газете "Голос Самарканда" от 12 апреля 1919 года: "Открытие гарнизонного театра имени В.И.Ленина".

I. Пьеса "Два мира" в двух действиях с апофеозом Октябрьской революции, сочинение Ефрема Вольного, постановка главного режиссера М.Б.Браиловского.

П. "Дедушкина шутка". Водевиль в одном действии, сочинение Лысенко.

Ш. Концертное отделение" (5.40).

Значительную культурно-просветительную работу вели также педагоги и студенты Самаркандской народной консерватории, активно участвовавшие в концертах-митингах при военных госпиталях и на различных предприятиях города (5.21).

Существенной особенностью первых послереволюционных лет было, с одной стороны, уже отмеченное переплетение театральной и концертной работ, с другой - недифференцированность направлений музыкально-театрального и собственно драматического. Они тесно сосуществовали, одни и те же творческие коллективы имели в своем репертуаре и драматические пьесы, и музыкальные комедии. Регулярно проводимые с 5 августа 1918 года объединенные выступления мусульманской и русской трупп включали, наряду с драматическими спектаклями, музыкальные комедии, в основном азербайджанских авторов, особенно Узеира Гаджибекова. Популярность в те годы приобрела его музыкальная комедия "Аршин малалан" (8.4). "

Освоение такого репертуара, требовавшего музыкально-одаренных исполнителей, способствовало постоянному росту музыкально-театральных сил узбекского искусства.

В мусульманской народной труппе Самарканда сформировались такие прославленные впоследствии певцы и артисты, как Шоназар Сохибов, Акбар Муминов, Хаёт Муминов, Сайд Али Ахунзаде, Рухулла Хусаинов и другие.

Постепенно небольшие исполнительские коллективы сплотились в творческое объединение - Народный театр. В Самаркандском областном архиве хранятся волнующие документы, отражающие национальную и интернациональную широту взглядов деятелей новой социалистической культуры. Об этом свидетельствует даже сам перечень театраль - 89 ных трупп, влившихся в коллектив Народного театра:

русская, венгерская,

украинская, армянская,

мусульманская, немецкая,

еврейская.

В штат народного театра были включены также хор и симфонический оркестр. Таково было постановление коллегии Городского отдела нардного образования от 10 февраля 1920 года (8.4).

Программы концертных вечеров, организованных Народным театром и отдельными музыкальными деятелями-профессионалами, отражают ту же тенденцию к широким интернациональным связям. Можно вспомнить обзорный очерк об одном из концертов, состоявшемся в Самарканде в январе 1923 года. В нем отмечается об исполнении армянских народных песен Саркисянц, татарских - Вихченгеевым, а также сонаты Грига - пианисткой Ф.Е.Кастальской и скрипачом Г.В.Бауэром (5.17).

Несомненно, многие концертные программы (как и отмеченная выше) отличались стилистической пестротой, смещением фольклорных и профессиональных жанров. Вместе с тем, это можно объяснить обстоятельствами, в которых складывалась музыкальная жизнь Самарканда в первые послереволюционные годы.

Похожие диссертации на Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984)