Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ СИМБИРСКА 8
ГЛАВА 2. КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ СИМБИРСКА 38
ГЛАВА 3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КРИТИКА 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 169
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 172
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 178
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 187
ПРИЛОЖЕНИЕ II 192
Введение к работе
В культуре и искусстве любого народа находят отражение # его нравственные искания, постижение правды, красоты и смысла жизни. В этом отношении культурное прошлое страны, края, города представляет собой бесценную сокровищницу духовного опыта. Забвение его потомками, их отречение от идеалов предков приводят к потере связи -с собственными корнями, утрате чувства национальной гордости, достоинства, самосознания.
В настоящее время много говорится о необходимости ликви - 4 -дировать "белые пятна" не только в общественной, политической жизни государства, но и в истории культуры. Не вызывает сомнения, что восстановление этих уничтоженных страниц и возвращение к жизни забытых чрезвычайно важно. И краеведение является благодарнейшей почвой для воспитания чувства гражданственности, собственной причастности к истории и культуре Отчизны через историю и культуру родного города. Безусловно, необходимо сохранять объективность в анализе материала, не приукрашивая минувшее, но и не умаляя его достижений.
Необходимость развития музыкального краеведения и его значимость в создании общей панорамы музыкальной культуры государства подчеркивали в своих трудах К Ф. Финдейзен, Б. В. Асафьев, Б. С. Щгейнпресс, М. А. Этингер и другие музыковеды.
Таким образом, выбор темы работы не случаен и обусловлен помимо вышесказанного рядом причин.
Работы подобной тематики позволяют создать более полное и глубокое представление о культуре нашей страны, добавляя все новые "главы" в эту величественную "книгу". Пособия по отечественной музыке для училищ и консерваторий ориентированы, в основном, на музыкальную жизнь столиц. В редких случаях есть упоминания о наиболее значительных провинциальных событиях (открытии оперных театров, учебных заведений) и скупые сведения в биографиях композиторов об их пребывании в том или ином городе. Это обусловлено объективными причинами исторического, социального и общекультурного характера. Деятельность композиторов, изучаемая в курсе истории русской музыки, разворачивалась в Петербурге и Москве. Именно здесь были сосредоточены основные педагогические и исполнительские силы, лучшие (а порой - единственные) учебные заведения, театры, библиотеки.
Казалось, провинция жила своей замкнутой жизнью, то подражая столицам (с успехом или без оного), то создавая нечто самобытное. Но периферия и центр были связаны тесными и прочными узами, многие жители провинции имели родственников, друзей, деловых партнеров, а также собственные дома в Петербурге и Москве. Молодежь получала образование в столичных университетах, пансионах, других учебных заведениях. То есть информационный и культурный обмен был постоянным, что взаимообогащало жизнь и провинции, и столиц.
Поэтому в отечественном музыковедении за два последних десятилетия появилось немало исследований, посвященных музыкальной жизни провинциальных городов (Воронежа, Ростова-на-Дону, Казани, Самары, Иркутска, Нижнего Новгорода, Тамбова, Екатеринбурга и других), что вызвано пониманием значительности их места и роли в становлении и развитии культуры России. Несомненно, справедливы слова академика Д. С. Лихачева: "Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны".
Но чтобы сохранять, надо знать и изучать, так что в этом отношении краеведам предоставляется обширное поле деятельности.
Исследование музыкальной жизни Симбирска интересно само по себе, ведь наряду с общими художественными процессами в ней проявлялись и оригинальные черты.
У каждого города, в том числе и у Симбирска, своя судьба, своя душа, своя особая атмосфера. Культура не только несет на себе их отпечаток, но, в свою очередь, поддерживает и укрепляет их. Она также дает возможность прикоснуться к великой тайне рождения талантов и понять природу щедрости симбирской земли,
- б давшей России плеяду выдающихся поэтов, писателей (И. И. Дмитриева, Е М. Карамзина, Е М. Языкова, И. А. Гончарова, Д. IL Ознобишина, Д. Д. Минаева, Д. М. Садовникова, Д. В. Григоровича, А- П. Платонова, Г. Е Потанина), актеров С В. Е Андреева-Бурлака, М. И. Писарева, Е А. Стрепетову), музыкантов (А. В. Преображенского, А. И. Светланова, К Е Кашперова, К. R Розова, А, К Варламова, С. М. Максимова).
Кроме того, необходимо восполнить значительный пробел в местном краеведении. Существует большое число работ, посвященных истории, различным общественным движениям, народной культуре края, а также жизни и творчеству художников, поэтов, ученых, государственных, политических, военных деятелей, родившихся или живших в Симбирске. Музыкальное же краеведение -наименее разработанная область. Ряд статей и брошюр, рассказывающих о культуре города и края, не может быть признан исчерпывающим и достаточным.
Постоянная работа с архивными документами, газетными и журнальными публикациями в периодических изданиях ведет к открытию все новых и новых материалов, вносящих порой существенные изменения в сложившееся представление о культурном облике Симбирска.
Таким образом, значение музыкального краеведения в изучении культуры России трудно переоценить. С одной стороны, оно подтверждает общность и закономерность художественных процессов, с другой - подчеркивает неповторимую индивидуальность каждого города Кроме того, как комплексная наука краеведение позволяет рассматривать самые разнообразные аспекты музыкальной жизни. Оно помогает также достаточно точно определить место и роль того или иного края (в данном случае - Симбирской
- 7 -губернии) в развитии культуры России.
В настоящей работе впервые сделана попытка комплексного изучения музыкальной культуры Симбирска с конца XVIII до начала XX века.
Работа состоит из трех глав и двух приложений.
В первой главе рассматриваются история возникновения театра в Симбирске и деятельность симбирских трупп.
Во второй главе изучаются основные тенденции развития светской и духовной концертной жизни, а также история создания музыкально-общественных организаций.
В третьей главе освещаются формы и методы распространения музыкального образования, концертная практика учащихся и критическая деятельность местных музыкантов.
Материалы диссертации имеют больше практическое значение и могут использоваться в работе культурно-просветительских организаций, в учебном процессе: в курсах истории отечественной музыки высших и средних учебных заведений; в курсах истории художественной культуры гуманитарных вузов; в курсах общей историй и специальных курсах краеведения, читаемых в средних школах и вузах. Настоящая работа прошла апробацию в подготовленном к изданию учебнике "История культуры Симбирского края" для 5-9 классов средних школ и гимназий; в изданном учебном пособии для студентов гуманитарных факультетов ульяновских университетов "Наше музыкальное наследство" (1992г.), в ряде статей для подготовленной к изданию Краеведческой энциклопедии и других публикациях.