Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) Соколова Александра Константиновна

Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора)
<
Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соколова Александра Константиновна. Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) : ил РГБ ОД 61:85-17/107

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЧШСШНОЙ ТРАДИЦИИ.

1. Историко-геограсоический аспект в музыкально-фольк-лористических исследованиях 13

2. Трактовка понятия "традиция" в связи с задачами историко-регионального исследования 16

3. Традиция как система ' 23

4. Методика изучения музыкально-песенной традиции 26

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКЙЙ ОЧЕРК.

1. История расселения липован в условиях миграции 32

2. Контакты некрасовцев и липован в районе

Нижнего Дуная 40

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ЛИПОВАН УКРАИНСКОГО ПОДУНАВЬЯ

1. О единстве традиций компактных групп липован Подунавья 48

2. Характерные музыкальные признаки песенной традиции липован 62

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ЛИПОВАН В КОНТЕКСТЕ

МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

1. Взаимодействие музыкально-песенных традиций липован и некрасовцев 84

2. Влияние контактов с украинским, турецким, румынским населением на песенную традицию липован 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ III

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Нотные примеры 130

2. Сводные таблицы вариантов 139

3. Схемы ладового строения 148

4. Свадебный репертуар липован Подунавья 154

5. Свадебный репертуар казаков-некрасовцев 158

6. Свадебный обряд липован /с.Муравлевка/ 160

7. Свадебный обряд липован /х.Новонекрасовский/ . 174

8. Свадебный обряд казаков-некрасовцев 177

9. Словарь местных слов и выражений 185

Введение к работе

Липоване Украинского Подунавья представляют собой компактные переселенческие группы русского происхождения. Объектом данного исследования является их музыкально-песенный фольклор.

Возникновение компактных этнических групп связано с процессами миграции, которые в истории нашей страны имели свои подъемы и спады и всегда были социально обусловлены. Компактные группы образовывались в результате социально-экономического развития и связанного с ним освоения новых земель, а также вследствие кризисных социально-политических ситуаций, приводивших как к миграции групп населения на окраины страны, так и за ее пределы. Русские поселения есть на Украине, в Молдавии, Казахстане, Удмуртии, Прибалтике и ряде других республик. Оторванность от основного этнического массива и инонациональное окружение способствуют с одной стороны консервации их традиции, а с другой - неизбежно ведут к межэтническому взаимодействию. Поэтому при изучении компактных переселенческих групп возникают две основные проблемы. Первая из них связана с выяснением происхождения той или иной группы /что возможно путем выявления степени сохранности фольклорной традиции, ряда характерных признаков, определяющих ее этническую специфику и взаимосвязь с коренными традициями/. Вторая - с вопросами межэтнических отношений и связей /в какой сфере культуры проявилось влияние, какова его степень и т.д./.

В отечественной фольклористике изучению культуры компактных этнических групп посвящены лишь единичные исследования /3.91; 3.70 ; 4.56/. Вместе с тем свидетельством значительного интереса к данной теме является целый ряд сборников поэтических текстов песен, например: русское народное творчество в Башкирии /3.74/, і^сский фольклор в Латвии /3.92/, Русский фольклор в Удмуртии /3.71/ и т.д.

В музыкальной фольклористике приоритет в исследовании фольклора переселенческих русских групп принадлежит А.Мехнецову. Кроме того следует назвать несколько публикаций музыкального материала: "Свадебные песни Томского Приобья" и "Хороводные песни, записанные в Томской области" А.Мехнецова /3.75 ; 3.94/, "Свадьба Обско-Иртышского междуречья" В.Захарченко и М.Мельникова /3.24/, "І^усские календарные песни на Украине" В.Дубравина /3.21/. Сборник В.Дубравина, изданный в 1974 году, стал первой музыкальной публикацией фольклора русских переселенцев, живущих на Украине. Эта публикация до сих пор является единственной. Вместе с тем материал для изучения культуры русских компактных групп на территории Украины достаточно богат и разнообразен, о чем могут свидетельствовать работы лингвистов и этнографов /6.1; 6.4; 4.69/. По статистическим сведениям, приводимым В.Наулко, русские - наиболее многочисленный в республике народ после украинцев. Они составляют 16,9$ всего населения /3.50, с.17/. 0 расселении русских на территории Украины дает представление "Карта современного этнического состава населения УССР" /8.2/. Особенно пестрым пятном на этой карте выглядит территория Одесской области, где среди численно преобладающих украинцев /кстати, также являющихся переселенцами /8.1/, проживает ряд компактных групп разных национальностей: русские, болгары, гагаузы, молдаване, чехи и мн. др. По сведениям В.Наулко /3.50/ и справочного издания "История городов и сел Одесской области"/8.1/ русские компактные группы имеют различное происхождение /например, есть села, образованные переселенцами из бывшей Курской губернии /с.Троицкое Беляевско-го района, с.Бведенка Саратского района/, а также переселенцами из бывшей Орловской губернии /с.Успеновка Саратского района/. В отношении расселения липован, которые отдельными компактными группами проживают на территории Измаильского и Килийского районов /Левобережье Дуная/, информация крайне ограничена. В "Истории городов и сел Одесской области" о липованах упоминается лишь в связи с г.Вилково, который ранее имел название "Лшгованское". Все остальные населенные пункты, в которых живут липоване, были обнаружены нами во время полевого обследования.

Впервые вопрос о необходимости изучения культурной традиции липован был поставлен А.Р.Волковым на УП Международном конгрессе антропологических и этнографических наук, состоявшемся в г.Москве в 1964 году /2.2/. Опираясь на материалы, собранные у буко-винских липован /Черновицкая область УССР/, он обратил внимание на ряд сложных и невыясненных моментов, связанных с их историей и культурой, призвал к объединению усилий специалистов разного профиля и указал на необходимость сбора материала среди липован, проживающих на разных территориях: в Румынии, Молдавии, на Украине. Откликом на это выступление стали, видимо, публикации румынских фольклористов - М.Маринеску и А.Винцелер /3.26 ; 4.14/, в основу которых был положен материал, записанный от липован, проживающих в Румынии. В отечественной фольклористике есть единственная публикация текстов песен липован: "Русская народная песня в Молдавии" /составитель и автор предисловия - Р.Богомоль-ная/. Наша работа - это первая попытка изучения фольклора липован Украинского Подунавья и первое исследование их музыкальной традиции.

Так как существенным недостатком в изучении культуры ком- пактных групп является разобщенность работы специалистов разного профиля /этнографов, лингвистов, фольклористов/, в диссертации применяется комплексный анализ фольклорной традиции, в центре которого находится музыкально-песенное творчество. Внимание, уделяемое нами музыкальной стороне традиции, обусловлено тем, что музыкальный материал проявляет большую устойчивость, нежели другие культурные факты, /3.96, с.33/ и поэтому музыкальный язык народного творчества наряду с языком словесным /3.8, с.53; 4.71/ обладает наиболее отчетливо выраженными этническими признаками.

Исходя из сказанного, целью настоящего исследования является описание и систематизация музыкально-песенного фольклора компактных групп линован Украинского Подунавья в контексте традиции и под углом зрения его локальной этнической специфики. В результате такой постановки вопроса музыкальный фольклор липован рассматривается нами как этнодифференцирующий компонент культуры и историко-этнографический источник.8

Предлагаемый в диссертации комплексный подход к изучению музыкального фольклора компактных групп на уровне традиции требует разработки методики исследования, направленной на решение проблемы ареального изучения фольклора. ж "Значение фольклора как историко-этнографического источника, -пишет В.К.Соколова, - не подвергается сомнению. Однако в советской науке за последнее время наметился некоторый разрыв между этнографией и фольклористикой одинаково вредный для обеих смежных дисциплин,,/4.64,с.ІІ/. В частности, это объяснимо тем, что в области изучения традиционного фольклора исследователями констатируется атрофия интереса к этнической проблематике /3.8, с.221 ; 4.71/. Постановка проблемы в данной работе направлена на преодоление указанной тенденции.

В соответствии со сформулированной целью в диссертации решаются следующие задачи: а/ обосновывается необходимость применения историко-регио-нального метода, раскрывается содержание понятия "традиция", определяющего сущность данного метода; б/ в процессе практического применения историко-региональ-ного метода на материале песенного творчества дунайских липовая разрабатывается соответствующая методика анализа музыкально-песенной традиции; в/ изучается история расселения липован ; г/ устанавливается единство фольклорных традиций разных компактных групп липован Украинского Подунавья ; д/ определяется совокупность музыкально-стилевых признаков, являющаяся доминантной характеристикой данной локальной традиции ; е/ путем сравнительного анализа фольклорных традиций выясняются различия между дунайскими липованами и некрасовцами ; ж/ выявляются результаты межэтнических и межнациональных контактов, возникающих в условиях миграции ; з/ предпринимается попытка ответить на вопрос о месте жительства липован до начала миграции: показывается возможность использования данных исследования музыкальной традиции для решения вопросов, связанных с их историей и этногеографией.

Новизна исследования заключается в следующем: а/ музыкальный фольклор липован изучается впервые ; б/ в научный обиход вводится песенный материал, записанный у липован Украинского Подунавья /Левобережье Дуная/. Это существенно дополняет сведения о фольклоре дунайских липован, так как в сборнике М.Маринеску /3.26/ дунайские материалы, собранные на Правобережье Дуная, составляют 1/7 часть от общего количества /354/ текстов песен, зафиксированных преимущественно на севере Румынии в районе Буковины. Имеющиеся публикации свидетельствуют о том, что до сих пор исследованием фольклора дунайских линован занимались исключительно румынские фольклористы /3.26 ; 4.14/; в/ специфичность объекта исследования - фольклора субэтносов /линован и некрасовцев/ - обусловила новые ракурсы его исследования: музыкально-песенное творчество рассматривается в контексте фольклорной или, шире, культурной традиции, разрабатывается методика изучения музыкально-песенной традиции в ее этнографическом аспекте ; г/ при помощи данной методики в работе разделяются традиции двух близкородственных субэтносов - линован и некрасовцев.

Практическая значимость работы состоит в том, что разрабатываемая методика может быть использована для изучения фольклора компактных переселенческих групп, в целях ареального исследования музыкального фольклора сплошных этнических массивов, а также в практике экспедиционного обследования. Выявленная в диссертации совокупность признаков, определяющая этническую специфику музыкально-песенной традиции, может служить ориентиром в творческой практике руководителей сельской художественной самодеятельности. Этнографический материал работы может быть использован в учебном курсе по народному музыкальному творчеству.

В основу исследования положены материалы экспедиций Одесской консерватории, проводимых под руководством автора в І978-І98І годах в Килийский и Измаильский районы Одесской области /Левобережье Дуная/, а также материалы экспедиции автора в хутора Новонекрасовский, Потемкинский и Новопокровский Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Общее число записей - 750 единиц. Для сравнения используются фонозаписи, сделанные от липован, проживающих на территории І^умннии, переданные румынскими фольклористами в дар фонограмархиву Пушкинского дома ИРЛИ. Кроме того использованы материалы экспедиций Московской консерватории под руководством И.К.Свиридовой к некрасовцам Ставрополья /1963-1966 годы/ и сведения по репертуару некрасовцев, любезно предоставленные автору музыковедами А.Н.Ивановым и В.Н.Медведевой ; записи экспедиции под руководством Н.М.Савельевой в г.Святск Брянской области ; материалы КНМ Московской консерватории и Архива ФК СК РСФСР по Калужской, Московской, Калининской, Брянской, Смоленской областям.

Методологической основой работы являются положения диалектического и исторического материализма. В этом плане этническая проблематика рассматривается нами в контексте пространственно-исторических связей и разрабатывается историко-региональный метод. Песенное творчество изучается в историко-географическом аспекте как один из компонентов традиции. Комплексный подход к предмету исследования обуславливает обращение к таким культурным явлениям, как обряды, язык /его диалект и лексика/, костюм, которые наиболее существенны для изучения фольклора под углом зрения этнических процессов. В диссертации применяются и получают дальнейшее развитие наиболее перспективные методы анализа песенного материала, сложившиеся в работах крупнейших отечественных фольклористов /Ф.Колессы, К.Квитки, Е.Линевой/. Это методы ритмического и мелодического моделирования, моделирования ладовых структур, сравнительного анализа по совокупности вариантов.

В качестве вспомогательного метода предлагается статистико--математический способ анализа материала, рассчитанный на машинную обработку непосредственно звучащего материала.

В связи с этнической проблематикой возникла необходимость привлечения некоторых понятий и терминов смежных дисциплин - этно- - II - графин и культурологии. Такие понятия как этнографические группы, субэтнос, этнос используются нами в трактовке Ю.В.Бромлея. Специально обсуждается вопрос, связанный с определением понятия "традиция" и его методологической ролью в изучении фольклора компактных переселенческих групп. Данное понятие рассматривается нами в этнографическом аспекте с точки зрения теории культуры.

Цель и задачи исследования обусловили логику построения работы: от обоснования метода исследования - к его разработке на конкретном материале и выводам, подтверждающим целесообразность применения данного метода.

Во введении обосновывается актуальность и новизна темы исследования, определяются цель и задачи, кратко характеризуется используемый музыкальный материал. Первая глава посвящена разработке методологии исследования, раскрытию смысла понятия "традиция" как одного из важных понятий, лежащих в основе историко-ре-гионального метода,и обсуждению методического аспекта проблемы комплексного исследования музыкально-песенной традиции. Во второй главе освещается история миграции изучаемых компактных групп, отмечаются связанные с ней межэтнические и межнациональные контакты, акцентируется внимание на тех вопросах, на которые историческая литература не дает однозначного ответа: о происхождении липован и о контактах дунайских липован с некрасовцами. В третьей главе анализируется обрядовый фольклор, на материале которого раскрывается близкое родство традиций разных компактных групп липован Украинского Подунавья. Это позволяет сделать вывод о единстве фольклорной традиции дунайских липован и определить совокупность музыкальных признаков, являющихся доминантной характеристикой их музыкально-песенной традиции. В четвертой главе путем сравнительного анализа на уровне традиций выясняются различия между липованами и некрасовцами и обнаруживаются некоторые следы ассимиляции некрасовцев липованами в ряде населенных пунктов ЛевобережьяДуная, а также изучается характер влияния межнациональных контактов с украинцами, румынами, турками на традицию липовая , развивающуюся в условиях миграции. В заключение предпринимается попытка с наибольшей степенью приближения определить первоначальное местожительство линован. При сравнении с музыкально-песенным материалом по центральной, южной и юго-западной России в центре внимания находятся музыкальные признаки, определяющие локальность изучаемой традиции.

В заключении сконцентрированы выводы каждой из глав работы, а также намечаются . t перспективы исследования музыкального фольклора под углом зрения его этнической специфики.

В приложении помещены материалы, которые можно разделить на две группы. К первой относятся нотации песен, репортажи о свадебных обрядах линован и некрасовцев, расшифрованные с сохранением особенностей произношения, словарь местных слов и выражений, одним из разделов которого являются выражения, связанные с музыкальным исполнительством. Вторую группу составляют материалы, являющиеся результатом аналитической работы: схемы ладового строения, сводные таблицы вариантов ряда песен, зафиксированных в разных населенных пунктах липован, репертуарные списки. Таким образом в приложении, с одной стороны, экспонируется новый материал, а с другой - отражаются принципы методики его анализа. - ІЗ -

Историко-геограсоический аспект в музыкально-фольк-лористических исследованиях

В фольклористике исторический подход к изучению материала всегда в той или иной мере связан с географическим аспектом. И это закономерно, ибо культура - явление одновременно историческое и географическое/4.53,с.4/. Однако географический аспект исследования в истории музыкальной фольклористики находит различное выражение. Ф.Колесса, которого по праву называют в отечественной фольклористике основоположником регионального изучения музыкального фольклора, исследовал песенное творчество отдельных локальных районов Западной Украины /3.29 ; 4.39 ; 4.40/,выделяя эти районы на основе различий речевых диалектов. У К.Квитки также находим исследования регионального типа/"0 напевах правобережных купальских песен"/7.1/,"0 напевах /украинских/ левобережных купальских песен"/7.2/. Однако большинство его работ ориентированы на достаточно широкую географию/"Ритмическая форма типа АВВА в песнях славянских народов" /4.33/. "Пентатоника у славянских народов"/4.34/, "Этногеографическое распространение пентатоники в Советском Союзе "/4. 36/ и установление черт общности путем выявления ритмической типологии.Географический аспект в его работах прежде всего проявляется в соблюдении географической точности. К.Квитка считал недопустимым,чтобы "факты и явления, запечатленные в одной какой-либо местности,вносились в общий инвентарь и общую характеристику фольклора данного народа без установления географических пределов их бытования..." /4.31, с.92/.

Продолжая традиции Ф.Колессы и К.Квитки, советские фольклористы географическому аспекту изучения уделяют значительное внимание. Большей частью это многочисленные, так называемые "областные" песенные сборники: "Народные песни Московской области"/3.65/, "Русские народные песни Калужской области" /3.68/, "Народные песни Смоленской области" /3.48/, "Украинские песни Закарпатья" /3.15/ и т.д. Песенный материал конкретных территориальных зон лежит в основе исследований, посвященных вопросам композиции и стиля русской народной песни /3.6 ; 4.73/.

Одним из способов регионального исследования обширных территорий в современной музыкальной фольклористике является картографирование /3.39 ; 5.2 ; 6.2/. Широкие географические масштабы, избранные исследователями: Белорусское Поозерье /3.39/, территория Украины /5.2 ; 6.2/ - требовали ограничения материала конкретными жанрами и выбора определенного структурного признака, положенного в основу типологической классификации песен. Так, З.Можейко картографирует ритмические типы распространения жанров календарных песен на территории Белорусского Поозерья, А.Завальнюк - ритмические типы летних обрядовых песен на Украине, Л.Тестова - типы напевов украинской свадьбы и по совокупности основных типовых напевов - регионы украинской свадебной обрядности.

С географическим аспектом исследования музыкального фольклора связаны задачи выявления музыкальных диалектов и ареалов их распространения /3.14/. Однако, как отмечает Е.В.Гиппиус, "Все предпринимавшиеся до сих пор опыты регионального изучения восточнославянских песенных традиций шли по пути установления признаков общности в широких и недостаточно определенных географических границах и черт общности и различия в пределах областного административного деления.

История расселения липован в условиях миграции

В дореволюционной и современной исторической литературе отсутствуют специальные исследования, посвященные липованам. Однако вследствие того, что липоване являются староверами, некоторые сведения о них имеются в литературе о раскольниках и, в частности, о старообрядческих поселениях в Бессарабии и на Дунае /4.46 ; 4.47 ; 4.50 ; 3.43; 4.60/. Наиболее обширные сведения о географии расселения липован на территории от Буковины до Турции приведены Н,И.Надеждиным /4.50/. В других же публикациях о липованах лишь вскользь упоминается в связи с историей поповщины /3.43/, а также русскими колониями в Добрудже /4.46 ; 4.60/.

В 60-80 годы XX века впервые значительный интерес к липованам обнаружили филологи-фольклористы и диалектологи. В предисловиях ряда ранее уже упоминавшихся источниковедческих работ, появились новые дополнительные факты по истории миграции и расселению липован на территории Буковины, Румынии, Молдавии /3.26 ; 4.14/; 3.7/. Также впервые был поставлен вопрос о том, кто такие липоване, каково их происхождение /2.2/. Однако в целом исторические сведения о липованах довольно скудны и разрозненны.

Появление липован на Нижнем Дунае - результат одного из многочисленных миграционных этапов, поэтому, несмотря на то, что в центре нашего внимания находятся дунайские липоване, оказалось необходимым изучить историю липован, проживающих на значительно более обширной территории. В связи с этим в нашу задачу входит: учитывая литературу о старообрядческом движении, историко-этно-графические сведения, приводимые фольклористами, а также материалы собственной полевой работы, обобщить все известные факты и на этой основе попытаться восстановить историю миграции липован и связанную с ней географию расселения.

Липоване, живущие ныне в юго-западном районе СССР /Молдавская ССР и Украинская ССР/, в Краснодарском крае, а также в Румынии и Болгарии, представляют собой компактные группы русских переселенцев. История их расселения складывалась постепенно в процессе миграции, который продолжался почти три столетия: с конца ХУЛ до середины XX века. Первая переселенческая волна была связана с церковным расколом /Никоновская реформа/, произошедшим в середине ХУЛ века. Уже к середине ХУШ столетия низовья Днестра и Дуная были заселены многочисленными раскольничьими слободами /4.5, c.I59/.s

О единстве традиций компактных групп липован Подунавья

Исследуя музыкально-песенную традицию липован и выясняя ее характерные стилевые черты, в первую очередь , необходимо подтвердить предварительные экспедиционные данные об общности традиций ряда населенных пунктов, образующих этногеографическии ареал. Особую важность это имеет при наличии островного типа расселения, который типичен для липован на всей территории их обитания: от Буковины до Болгарии и, в частности, в Килийском и Измаильском районах Одесской области. Как уже отмечалось, их поселения расположены на значительном расстоянии друг от друга в окружении преимущественно украинских сел /имеется в виду Одесская область/.

Одним из существенных признаков общности фольклорных традиций группы населенных пунктов следует считать сходство их обрядового фольклора. Под сходством мы пониглаем: единство структуры и содержания обрядов, совпадение поэтических и музыкальных текстов, т.е. репертуара.

Отсутствие календарной обрядности, за исключением масленичных карагодов, является одной из черт, которые объединяют фольклорные традиции всех липованских поселений Подунавья. Почти полное отсутствие календарных жанров у линован можно объяснить двумя причинами. Во-первых, религиозностью старообрядцев, в связи с чем церковные праздники вытеснили древние языческие обычаи. Например, во время рождественского колядования, обходя дворы, ли-поване поют исключительно христословие, которое исполняется в церкви во время рождественской службы. Во-вторых, современную фольклорную традицию липовая можно рассматривать как наследие городской культуры ХУЛ века. Староверы, мигрировавшие на юг от Москвы, селились сперва в районе Стародубья и Ветки. И, как известно, их поселения в этих местах представляли собой крупные слободы, т.е. поселения городского типа, которые "пространством и добротою могут равняться с некоторыми лучшими Российскими городами. Жители едва не все преображены... из крестьянства в мещане..." /3.23, с.176/. Собственно многие раскольники и были выходцами из городов /3.43, с.62 ; 3.23, с.125/, где календарно-об-рядовый фольклор разрушался в первую очередь. В пользу нашего предположения о городском происхождении линован может свидетельствовать также тот факт, что раскольники владели значительной частью русских капиталов /4.55, с.154/.

class4 ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ЛИПОВАН В КОНТЕКСТЕ

МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ. class4

Взаимодействие музыкально-песенных традиций липован и некрасовцев

Проблема межэтнических связей привлекает все большее внимание фольклористов. Предметом ряда исследований стал фольклор пограничных этнических территорий, например, русско-белорусско-украинского пограничья /3.22 ; 3.58 ; 3.95 ; 4.17/, украинско-молдавского /5.1/. С точки зрения взаимодействия разных этнических традиций интерес представляют также компактные переселенческие группы, которые в условиях миграции неизбежно вступают в контакт с окружающим населением. В Подунавье липоване оказались в контакте с казаками-некрасовцами /русским субэтносом, сформировавшимся на Дону/, украинским, румынским и турецким населением. Наиболее непосредственным был контакт с некрасовцами, которые селились рядом с липованами и в силу ряда исторических причин, указанных нами ранее, видимо, были ассимилированы. В течение почти столетия /со времени прихода липован на Дунай и до установления русско-турецкой границы по Дунаю/ они находились в контакте с турецким населением. До сих пор район Вилково, в котором жили турки, липоване называют "Колымбейка-тюркская сторона". До 1945 года территория Левобережья Дуная принадлежала румынам, а на Правобережье липоване и сейчас продолжают жить среди румын. Что же касается украинцев, то с ними в контакте липоване находились на протяжение всего своего пути миграции.

I. Взаимодействие музыкально-песенных традиций липован и некрасовцев.

Наибольшую сложность представляет определение фактов взаимодействия с близкородственным русским субэтносом - казаками-не-красовцами. Во-первых, недостаточно изучена традиция некрасов-цев. Отсутствует описание свадебного обряда, а количество опубликованных музыкальных записей ограничивается всего лишь шестьюдесятью образцами /4.44 ; 3.80/, среди которых очень скупо представлены обрядовые жанры, в наибольшей степени характеризующие специфику той или иной традиции. Во-вторых, в фольклористической литературе, так же как и в исторической, некрасовцн и липоване не разделяются /3.84 ; 4.30/. Так, в имеющейся единственной публикации текстов песен некрасовцев материал излагается в соответствии с точкой зрения ее автора о том, что липоване - это дунайская ветвь некрасовцев, поэтому вперемежку опубликованы песни как собственно некрасовцев /с. о.Майнос/, так и линован. Причем об этом можно узнать лишь косвенным путем из комментариев к песням, где указывается место записи /3.84/. Кроме того, в литературе, посвященной фольклору липован, отсутствует анализ фактов на уровне традиций отдельных населенных пунктов, а это в условиях островного расселения и при наличии контактов с некрасовцами существенно затрудняет изучение традиций обоих субэтносов и, тем более, исследование их историко-культурных связей.

Похожие диссертации на Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора)