Введение к работе
туальность темы. Данная работа - опыт -ареальной и типоло-
гической характеристики калеидарно-песенного фольклора Чернигов-:кого Полесья. Изучение региональных пеоекяых стилей и типологические исследования являются актуальными в современном украинском этномузыковедеяии. Остро стоит вопрос о создании фольклорно-этно-графического музыкального атласа. Календарный фольклор в связи с эсобенностями музыкально-стилевой системы, характера функционирования и территориального распространения представляет особенно Злагодатный материал для проведения типологических наблюдений в ареальном аспекте.
Песенный фольклор Черниговского Полесья является малоиссле-цованной областью музыкальной фольклористика. Календарная песен-яость сохранилась на территории региона в реликтовых слоях, облапает высокой степенью сохранности и разнообразием жанровых разновидностей.
Значение изучения песен аграрно-земледельческой обрядности повышается в связи с выдвинутой программой комплексного исследования наиболее архаических славянских зон, в числе которых Лолзсье занимает видное место, для решения основополагающих для славистики вопросов этногенеза и этнокультурной истории славян. Таким образом, фокусируя внимание на древнейлшх пластах песенной культуры Черниговского Полесья, автор выходит на общую проблематику славяноведения.
Данная работа является первым системным исследованием календарного фольклора в украинском этномуаыковедении, что усиливает ее актуальность.
Цель работы - определение характерных канрово-стилистических и структурно-типологических признаков календарно-песенного фольклора Черниговского Полесья.
В задачи работы входит:
I/ обоснование ведущей роли исторических, социально-экономических, географических и других факторов в формировании столь уникального и своеобразного явления, как календарная песенная культура Черниговского Полесья;
2/ выявление общего и особенного в жанровом составе календарного фольклора региона;
З/ характеристика современного состояния календарно-обрядо-вой песенности;
4/ поиски и реконструкция редких жанровых разновидностей песенного фольклора древнейших историко-стилевых пластов;
5/ определение ареально-типологических особенностей календарной песенности региона;
6/ выявление музыкально-стилистических и исполнительских признаков календарной песенной традиции;
7/ частично решается задача реконструкции начальных этапов развития музыкального языка в фольклоре.
Предмет исследования - календарно-песенная культура полесских районов Черниговской области, обладающая общностью музыкаль-но-этнографичеоких, стилевых и исполнительских признаков, особенно рельефно выявляющихся при сравнительно-типологических параллелях с фольклором соседних регионов.
Основным материалом диссертационного исследования, кроме существующих немногочисленных публикаций, стаял записи песенного фольклора, сделанные автором в экспедициях І98І-І988 годов, отдельные материалы экспедиций кабинета народного творчества КГК им.П.И. Чайковского /преимущественно тех, в которых автор принимал участие/ и рукописных фондов ИИФЭ им.М.Ф. гэльского АН УССР. Для выявления региональной специфики исследуемой календарной песенной традиции автор привлекал в сравнительном аспекте; . .
а/ публикации песенного фольклора Белорусского и Русского Полесья, поскольку эти регионы соседствуют с Черниговским. Полесьем и наиболее полно представлены в современной нотографйи;
б/ материалы из других регионов республики;
в/ материалы собственных экспедиционных записей из лесостепных районов Черниговской области.-
В качестве методологической основы" для решения задач диссертации положены принципы диалектического материализма о взаимосвязи единичного, общего и особенного, а также принцип историзма. Теоретической основой диссертации стали труды Ф.Колессы, К.Квитки, З.Эвальд, Е.Гишшуса, А.Рудневой, З.Можейко, В.Щурова, Б.Ефи-менковой и других.исследователей, разрабатывавших теоретические принципы &»еальных и структурно—типологических исследований традиционных жанров и музыкальных диалектов.
. . Научная новизна работы заключается в том, что:
I/ комплексное системное исследование календарной песенной традиции отдельного региона в украинском этнбмузыковедении осуществляется впервые;
2/ в диссертации разрабатывается и усовершенствуется методика системного исследования региональной песенной культуры в комплексе этнографических, функциональных, поэтических, жанрово-типо-логических и музыкально-стилистических признаков; в работе объединяются методы ареально-типологического исследования в вертикальной и горизонтальной проекции - по'жанровым разновидностям и отдельным элементам стиля;
З/ в научный обиход вводится уникальный и ранее не опубликовали й песенный материал, собранный и систематизированный автором в процессе архивно-изыскательской и экспедиционной работы;
4/ расширены жанровые границы календарного фольклора республики; впервые дана типологическая и ареальная характеристика таких реликтовых разновидностей, как ягодные, качельные, зажиночные, осенние, дождевальные песни;
5/ раскрываются некоторые механизмы ледообразования, ритмо-интонирования, становления музыкальных форм.
Практическое использование. Данные диссертации могут Сыть применены в подготовке фольклорно-этнографического музыкального атласа Украины, а полученные результаты имеют большое значение для последующего многоуровневого и кногоэлеменгного картографирования региональных и локальных музыкальных диалектов. Теоретический и практический материал диссертации может быть использован в курсах народного творчества средних и высших музыкальных учебных заведений, для подготовки и издания сборника н( здных песен Черниговской области и песенной антологии Полесья, а также для пополнения репертуара фольклорных ансамблей.
Апробация. Основные положения работы освещены в опубликованных статьях и тезисах конференций. Диссертация обсуждалась на за-седе'-чях отдела музыковедения ИИФЭ им.М.Ф. Рыльского АН УССР, а также на кафедре грузинского народного музыкального творчества Тбилисской государственной консерватории им. В.Сараджиявкли и была рекомендована к защите. Положения и результаты диссертации рассматривались на следующих конференциях:
І/ ХУ Всесоюзной конференции молодих фольклористов памяти А.Горковенко /Ленинград, 1987 год/;
2/ Республиканской научно-теоретической конференции "Актуальные вопросы развития культуры и искусства" /Одесса, I9d7 год/;
3/ Республиканской научно-практической конференции молодых ученых /Киев, 1987 год/;
4/ Республиканской научно-практической конференции, посвященной 125-летию оо дня рождения Б.Гринченко /Ворошиловград, 1988 год/; .
5/ Республиканской научно-практической конференции молодых ученых /Киев, 1989 год/.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, содержащего карты, таблицы, нотные примеры и сведеїшя о записи напевов.