Введение к работе
Актуальность темы диссертации обусловлена прежде всего ем, что ханр северной лирической песни, являющийся объектом ашего исследования, на сегодняшний день изучен явно иедоста-эчно. Впорвие в отечественном этнсмузыкознагота отдолыше локальне традиции протяжной посни русского Севера были рассмотрены 1920-1930-е годы в статьях Е.В.Гиппиуса и З.В.Звальд, и до эдавнего времени на материале северной лирики была написана янь одна диссертация /Е.И.Мелышк, 1985 г./.
Актуальность нашей работы определена также неизучешгостью, звизной конкретного материала исследования, который продставля-г один из очагов традиционной песенности русского Севера, лока-ізованннй в бассейне реки Лузы /автором котировано более 350 5сен разных жанров лузского традиционного фольклора/.
[Актуальными представляются избранные нами методология и ме->дика исследования. До сих пор защищены лишь две диссертации \В.Дигун и М.А.Енговатовой/ на маторпаль протяжной песни иных эадиций, нежели русский Север, выполненные в русле структурко-гпологических исследований.
Цді нашей работы состоит в выявлении специфики лузского ме-дического стиля и уяснении иерархии песен разных яанров местной >льклорной традиции с точки зрения степени выраженности в них юбенностей этого стиля. Основной задаче^ исследования являотся іализ жанровой система лузского песенного фольклора в ракурсе іссмотреігая стилевой структуры местной традиции. Более общей залей выступает дальнейшая разработка методика анализа овуковы-тной организации традиционной лирики, начатая в трудах Т.ВіДя-ч и М.А.Енговатовой.
Научная новизна работы заключается в том, что нами предпри-:та попытка обнаружения общих закономерностей «элодячвской струн-
4 .,
туры в песнях разных жанров лузокого фольклора. Эти общие закономерности позволяют говорить о местной песенной традиции как о региональной культуре, обладающей определенной стилевой целостностью. Общие качества в мелодическом строении лузских традиционных песен выявлены посредством анализа первоэлементов местных песешшх организмов. Эти структурыэ единицы композиции выступают на уровне организации всей_ьтузыкальнрй ткани традиционных напевов Лузы, включающей как слоговые, так и внутркслоговне фрагменты текста. Именно методика микроанализа, предложенная в нашей дио-сертацин, выделяет последнюю среди трудов, выполненных на материале традиционного фольклора, намечая в русле структурно-тапологи-чэскях исследований новый ракурс.
Кроме того, впервые в отечественном этномузыкознании пред-матом анализа стал процесс "стирания" песенной культуры, который характерен для современного состояния многих очагоз традиционного фольклора. Установление механизма стадиальности разрушения типових структур в лузских лирических песнях при их постепенном забвении - также одна из задач нашего исследования.
Практическая ценность работы обусловлена прееде всего введением в научный оборот нового, неопубликованного материала, представленного в приложении - сборника традиционных напевов Лузы. Методика макроанализа, предложенная в диссертации, может использоваться щш исследовании материала еных песенных традиций, а такна рассматриваться в учебных курсах теории музыки /в частное-га - теоретического раздела курса традиционного музыкального фольклора/.
Методика и результаты исследования были апробированы в учебном лроцессо в курсе лекций по музыкальному фольклору, читаемом автором в течение ряда лет з Красноярском государственном инстк-
5 туте искусств, а также изложены на семинаре фольклористов-музыковедов в комиссий музыковедения и фольклора СК Российской Федерации /1983 г./, а также -' на конференции, посвященной 80-летию профессора Е.В.Гиппиуса /Ленинград, 1983 г./. По томе диссертаций опубликованы четыре початных работы.
Структура работы содержит в себе Введение, четыре главы. Заключение, список литературы и Приложение /сборник напевовтра,-диционного фольклора Лузы/.