Введение к работе
Актуальность темы. Творчество композитора Б.А.Чайковского -. выдающееся, яркое и самобытное явление нашей музыкаль-
ной культуры. Весомость вклада Б.Чайковского в русскою музыку и авторитет его в большей степени обеспечивается масштабом его симфонического творчества, о котором написано немало статей. Значительно менее освещено камерное творчество композитора, очень яркое и глубокое по своему художественному уровню и содержании. А ведь именно в камерном жанре композитор как творческая личность раскрывается со всей художнической непосредст-стеенностью, обнаруживая и многогранность исканий, и полноту свершений. В некоторых отдельных статьях камерная музыка композитора рассматривается как часть его обширной творческой деятельности, но специальных исследований, анализирующих камерное творчество Б.Чайковского, нет'. Пришла пора теоретического обобщения творчества композитора в камерных жанрах.
Цель и задачи -работы. Целью и задачей настоящей диссертации является анализ камерных сочинений Б.Чайковского. Среди задач исследования - дать представление о вокальном и камерно-инструментальном творчестве'композитора, проследить, как основные свойства стиля и мышления композитора проявляются в его камерном творчестве, и каким образом сочинения малнх форм участвуют в творческой эволюции мастера.
Научная новизна. Диссертация представляет собой первую работу подобного рода, целиком посвященную камерному творчеству В.Чайковского. Некоторые произведения получают в этой работе первое освещение.
Практическая ценность.Значение Б.Чайковского для нашей культуры как композитора и как личности определяет и прг»к-
тическую ценность результатов данного исследования. Работа расширяет представление о камерном стиле композитора, дает возможность' Солее полно и глубоко проникнуть в суть его сочинений, что особенно важно для исполнителей, когда речь идет о музыке, создаваемой современниками, о произведениях, не имеющих испытанных временем традиций и многочисленных образцов исполнения. Анализ камерных произведений, данный в работе, может войти в учебные программы, он также адресован музыкантам-исполнителям для вдумчивого постижения музыки Б. Чайковского и художественно осмысленной ее интерпретации. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве методических пособий, разделов учебных курсов по истории русской современной музыки.
Методологической базой исследования и его теоретическими предпосылками послужил широкий круг музыкально-теоретических источникор, связанный с критическим освещением творчества Б. Чайковского, а также и с некоторыми обпіими проблемами современной музыки и музыкознания. Работа основана на комплексном подходе к изучению творчества F. Чайковского, обусловленного особенностями и своеобразием его стиля и творческого метода.
Об-црм и структура работы. Диссертация состоит из Введения, содержащего два раздела, двух глав и Заключения. Список использованной литературы включает 108 названий. К работе прилагаются 84 нотных пвигера и полный список камерных сочинений Б. Чяйкопского.
Апробация paptvni. Методические статьи, доклады и сообщения по данной теме. СОИРСІ лгдаш'.'иеся исполнение'.' некоторых сочинений, били неоднократно заслуьянн и обсуждены на к-іфедрс: камерного анспнбля и пкког.ткічєі/єнтп Петербургской, консерватории. Диссертация также огісуядилась нп кмредре и была рекомендована к зашите. По материалам диссертации опуолкк-сьннм дне статьи.
- 5 -Автор диссертации использовал теоретические положения данного исследования в практической работе со студентами в классе камерного ансамбля и аккомпанемента я в своей концертной практике.