Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды Алибекова Марият Исмаиловна

Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды
<
Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алибекова Марият Исмаиловна. Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06.- Москва, 2006.- 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-5/3692

Содержание к диссертации

Введение

1. Анализ произведений традиционного искусства народов Дагестана

1.1 Анализ конструкции и композиции элементов одежды и традицион ных орнаментальных ковровых композиций народов Дагестана - по литературным источникам и подлинным музейным образцам 10

1.2. Составление информационной базы элементов женского народного костюма (рубахи, платья) и орнаментальных ковровых композиций 35

1.3. Классификация элементов женского народного костюма и ковровых композиций , 55

Выводы по первой главе 65

2. Разработка методов анализа и классификации композиционно - конструктивных особенностей элементов дагестанского женского народного костюма и орнаментальных ковровых композиций в аспекте проектирования современной одежды .

2.1. Реконструкция кроя и разработка классификатора конструкций основных элементов женского народного костюма - рубах, платьев 66

2.2. Разработка классификатора цветов, рисунков тканей и орнаментальных композиций основных элементов женского народного костюма 16

2.3. Выявление структуры и наиболее характерных составляющих деталей элементов женского народного костюма.. 85

2.4. Разработка методов многовариантного композиционно-конструктивного построения моделей современной одежды на основе дагестанского женского народного костюма .91

2.5. Выявление наиболее характерных орнаментальных мотивов составляющих композицию ковра 121

2.6. Разработка методов построения плоскостных орнаментальных композиций с использованием элементов-модулей 131

Выводы по второй главе , 164

3. Разработка метода системного композиционно-пластического анализа дагестанского народного костюма при трансформации его в современные модели

3.1. Выявление характерных комплексов женского народного костюма (по народностям) 166

3.2. Реконструкция и образно-структурный анализ наиболее характер ных комплексов народного костюма - костюмов-образов 179

3.3 Разработка метода композиционно - пластического анализа женского народного костюма при трансформации его в современные модели 190

Выводы по третьей главе 209

Общие выводы 210

Библиографический список 212

Приложения 220

Введение к работе

Актуальность темы. Костюм, как объект национальной культуры, теснейшим образом связан с историей своего народа, традициями и является

ценным источником для изучения духовных и эстетических возможностей его создателем. Народный (национальный) костюм является богатейшим источником развития, обновления и обогащения ассортимента современной одежды/1-3/.

Для решения проблемы развития народных (национальных) традиций в современном костюме особо важным является знание первоисточника.

Впервые заявила о народных традициях в костюме известная российская художница по костюму Н.П. Ламанова и доказала правомочность этой идеи своим успехом на Всемирной выставке в Париже в 1925г. /4-5/. Долгое время её начинание не находило поддержки и вызывало сомнение даже у авторитетных мастеров моды.

Такое состояние актуального вопроса объясняется в первую очередь незнанием первоисточника, каким является традиционный народный костюм. Это и приводило порой к поверхностному, ложному пониманию источника и такому же непониманию процесса трансформации его в современные решения (и в модный, и в сценический костюм).

Дагестанский народный (национальный) костюм исследователи, в основном, учёные-этнографы, как объект материальной культуры. В этом плане сделано немало и наиболее полно материал о дагестанском народном костюме представлен в труде этнографа Гаджиевой С.Ш. 161.

Народный (национальный) костюм в целом, а дагестанский, в частности, - глубочайший пласт традиционной национальной культуры, который для исследователя современного костюма является многогранным научным и творческим источником.

К теме проектирования современной одежды на основе традиционного дагестанского костюма ранее не обращались.

5 Системный анализ структуры дагестанского народного костюма как

первоисточника, классификация композиционных и конструктивных

особенностей составляющих его элементов и деталей в аспекте

проектирования моделей и конструкций современной одежды до сих пор не

проводились. Конструктивно-композиционные особенности дагестанского

народного костюма до сих пор не расшифрованы. Отсутствие специальных,

прикладных исследований, раскрывающих композиционные и

конструктивные особенности традиционного дагестанского костюма,

затрудняют практическую деятельность современных проектировщиков -

художников, дизайнеров, конструкторов, а также подготовку специалистов.

Следовательно, разработка метода анализа и классификации элементов

дагестанского народного костюма в аспекте проектирования моделей и

конструкций современной одежды является актуальной и современной.

Исследованию русского народного костюма как художественно-конструкторского источника творчества посвящен научный труд проф. Ф.М. Пармона /7-8/, признанный как новое перспективное направление в науке по исследованию искусства народного (национального) костюма как художественного ансамбля (в аспекте проектирования современного костюма) и рекомендованный к использованию исследователям при анализе и классификации других народных (национальных) костюмов.

Выше названный научный труд принят во внимание при выполнении настоящего исследования.

Целью настоящей работы является разработка метода анализа и классификации дагестанского женского народного костюма в аспекте проектирования моделей и конструкций современной одежды.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

- анализ и обобщение материала по формированию элементов,

составляющих традиционный дагестанский народный (национальный) костюм;

изучение, анализ и систематизация подлинных музейных образцов дагестанского народного (национального) костюма и традиционных орнаментальных композиций Дагестана по музейным коллекциям, литературным и изобразительным источникам;

разработка метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных дагестанских ковровых композиций;

- разработка классификатора элементов и их составляющих женского
народного костюма по народностям;

- реконструкция, анализ и выявление наиболее характерных
конструктивно-композиционных особенностей элементов дагестанского
женского народного костюма;

- выявление структуры наиболее характерных элементов женского
народного костюма - рубах и платьев - и разработка методов
многовариантного комбинаторного построения современной одежды на
основе конструктивных и композиционных особенностей элементов
народного костюма.

Объектом исследования являются подлинники традиционного дагестанского народного костюма - музейные коллекции, литературные и изобразительные источники.

Исследование проведено на примере традиционного женского народного костюма, отличающегося большим разнообразием элементов костюма, их конструктивно-композиционных особенностей.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой является системный подход к исследованию сложной структуры с двояким рассмотрением: во-первых, в её предметном бытии, в статике, при которой возможно описать, смоделировать состав и строение данной системы; во-вторых, в динамике её действительного существования (функционирования и развития, преобразования); осмысление конструктивно-композиционных особенностей народного костюма с позиции теории отражения и теории информации; использование современных компьютерных технологий,

7 положений математики и теории вероятностей для определения

многовариантного комбинаторного построения современной одежды на

основе конструктивных и композиционных особенностей элементов

народного костюма.

Научная новизна работы состоит в:

- систематизации подлинного музейного материала по дагестанскому
женскому народному костюму и разработке развёрнутого и углублённого
классификатора элементов традиционного женского народного костюма в
плане проводимого исследования;

- реконструкции композиции и конструкции элементов женского народного
костюма и ковровых композиций на основе анализа музейных образцов;

- обобщении, систематизации и классификации орнаментальных ковровых
композиций и расширением формы с применением национальных
комплексов в костюме;

- типизации, анализе и систематизации орнаментообразующих элементов
в произведениях народного искусства Дагестана - ткачество;

разработке метода построения орнаментальных композиций на основе традиционных орнаментальных ковровых композиций;

- разработке метода анализа композиционно-конструктивных особенностей
дагестанского женского народного костюма и выявление наиболее
характерных композиций и конструкций;

- выявлении ёмкости наиболее характерных (кроёных) элементов народного костюма - рубах, платьев - и разработка методов многовариантного комбинаторного построения современной одежды на основе народной одежды с использованием современных компьютерных технологий, положений математики и теории вероятностей;

реставрации наиболее характерных комплексов традиционного женского народного костюма - костюмов-образов и разработка метода

8 композиционно-пластического анализа их при трансформации дагестанского

народного костюма в современные модели одежды.

Практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование имеет социально-культурное значение, позволяющее решать задачи - дизайнерские, проектирования и образования:

использовать национальные традиции в современном костюме; развивать и обновлять ассортимент современной одежды, создавая новые конструктивные формы;

- способствовать гуманитаризации обучения и совершенствовать художественную подготовку специалистов в духе гуманизма, любви к народам (национальным) традициям.

Апробация результатов работы. Работа выполнена в рамках тематического плана № Гос. регистр. 01.200.115121 НИР МГУДТ по теме: «Научно-творческая деятельность художника-педагога, обеспечивающая его профессиональный рост, дальнейшее совершенствование в художественной подготовке специалистов, развитие дизайна костюма» в проблеме: «Дизайн в лёгкой промышленности: творчество, наука, образование».

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получали положительную оценку на заседаниях кафедры «Спецкомпозиция» Московского государственного университета дизайна и технологии.

Разработки диссертационной работы используются в учебном процессе.

Коллекция моделей и орнаментальные полотна, разработанные на основе результатов выполненных исследований, прошли апробацию в ЗАО «Вариант».

Достоверность полученных результатов в ходе выполнения диссертационной работы обсуждались и подтверждались актами апробации на трикотажном предприятии в ЗАО «Вариант» и положительными оценками

9 специалистов при обсуждении на заседаниях кафедры спецкомпозиции,

научными публикациями.

Публикации. Основные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам и общие выводы, библиографического списка, включающего 104 наименования и приложений. Основные результаты работы изложены на 238 страницах, набранного на компьютере текста, содержит приложения, представленные на 19 страницах, в том числе 27 рисунков, 44 таблицы.

Анализ конструкции и композиции элементов одежды и традицион ных орнаментальных ковровых композиций народов Дагестана - по литературным источникам и подлинным музейным образцам

Костюм занимает особое место в материальной и духовной культуре народа, концентрируя в своих, веками складывавшихся формах, опыт народа, его обычаи, нравы, вкусы.

Специфическое направление нашего исследования требует определения, в первую очередь, таких терминов, как - «костюм», «одежда — народная, национальная, традиционная». При этом приняты во внимание имеющиеся определения в специальной научной и учебной литературе -искусствоведческой, исторической (этнографической), технической /5,7,8/.

Костюм - образно решённый ансамбль, в центре внимания которого -человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, причёску, грим, аксессуары и несёт определённую утилитарно-эстетическую функцию.

Одежда - система материальных оболочек, искусственный покров тела человека, защищающий его от неблагоприятных внешних воздействий природы и являющийся некоторым проявлением индивидуальности человека, народа (нации), эпохи. Народный костюм — сельский, деревенский, крестьянский костюм определённого народа. Национальный костюм - костюм определённой нации; в основе национального костюма - народный костюм.

Традиционный костюм - костюм определённого народа, нации, сложившийся в течение длительной истории его формирования.

Дагестан является одной из наиболее многонациональных республик нашей страны. Пожалуй, ни в одном другом регионе России не сосредоточено так много народностей и этнических групп, как здесь. По этнической пестроте и языковой дробности Дагестан представляет собой исключительное явление, сложный, своеобразный мир даже на фоне многонационального Кавказа. Поразительная этническая мозаичность, языковая дробность послужили основанием для наименования этой части Кавказа не только «страной гор», но «горой языков». В Дагестане на сравнительно небольшой территории проживают представители 70 национальностей нашей страны, в том числе свыше 30 коренных народностей и этнических групп, отличающихся друг от друга по языку и особенностям многовековой материальной и духовной культуры. Это -аварцы и близкородственные им андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багулалы, тиндинцы, хваршины, гунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, арчинцы, даргинцы и близкородственные им кайтаги и кубачинцы; лакцы, кумыки, ногайцы, азербайджанцы, горские евреи, таты/9,10, П/.

Коренное население Дагестана принадлежит по языку к собственно кавказским и отчасти к тюркоязычным и ираноязычным народам. Из народов, говорящих на кавказских языках, выделяются четыре наиболее значительные по численности: аварцы, даргинцы, лезгины и лакцы.

В результате изучения имеющихся источников - подлинных экспонатов и литературных источников выявлено, что одежда народов Дагестана, несмотря на их этническую пестроту, была в основе однотипна на всей территории края, что отражает этническое родство, исторические и культурные связи и взаимовлияние культуры народов Дагестана. В основных своих чертах народный костюм дагестанцев был сходен с костюмом Других народов Кавказа, что свидетельствует о формировании кавказского «горского костюма» в условиях многовековых, тесных культурно-экономических связей всех этих народов /12,13/.

Описание одежды народов Дагестана в письменных источниках и её изображения свидетельствуют, что задолго до XVII в. уже сложился общий тип дагестанской горской одежды, характерный и для последующей эпохи /11,14,15/.

Одежда, так же как жилище и поселение, тесно связана с образом жизни и хозяйственной деятельностью народа и представляет собой ценный источник для изучения духовной истории и культуры народа /16/.

Традиционная одежда народов Дагестана привлекала внимание многих авторов. Наиболее ранние сведения об одежде населения Дагестана, правда беглые, мы встречаем у авторов XVII в. - А. Олеария /16/, Я. Стрейса /17/, Эвлия Челеби /18-19/ и др., оставивших описания некоторых домашних промыслов, связанных с изготовлением тканей, и беглые упоминания о внешнем виде дагестанцев /20/.

Начиная с XIX в. - с присоединения Дагестана к России - сведения о народах Дагестана приобретают более систематический характер. Увеличивается число историко-этнографических исследований, в которых в той или иной мере затрагиваются и вопросы материальной культуры, в частности одежды. Так, в трудах С. Броневского /21/, И. Березина /22/, П. Пржецлавского /23-24/, Е. Маркова /31/, Н. Семёнова, П. Свидерского и др. наряду со сведениями социально-экономического характера даётся также описание основных элементов мужской и женской одежды /25-30/.

Из исследований этого периода наиболее важным являются работы Е. Вейденбаума /9/, К. Гана /31/, Н. Буша /32/, С. Габиева /33/ и др., в которых содержатся ценные сведения о некоторых особенностях одежды отдельных народов.

В советский период изучение народной одежды Дагестана приобретает особый характер. Уже в 20 - 30-годы сотрудниками Государственного музея этнографии (ГМЭ) народов СССР совместно с участниками этнографической экспедиции ЛГУ (К.Г.Данилина и др.) провели большую работу по собиранию и научному описанию образцов материальной культуры, в том числе одежды народов Дагестана.

Составление информационной базы элементов женского народного костюма (рубахи, платья) и орнаментальных ковровых композиций

Приведём здесь определение ряда понятий - «композиция», «конструкция», «покрой», «туникообразный», принятые в научной и учебной литературе /8,53/.

Композиция - составление, объединение всех элементов формы художественного произведения в органическое единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание.

Конструкция - материально-техническая, пространственно-структурная и двигательная организация вещи, сооружения, узла (определение швейников). Конструкция - строение, построение, устройство, чего-либо (определение дизайнеров).

Покрой - вид, придаваемый одежде тем или иным способом выкраивания и пошива.

Понятие «туникообразный покрой» («туникообразная конструкция») означает - накладная (одеваемая через голову) или распашная одежда с прямым станом (передним и задним полотнищами), образованным согнутым по линии плеч полотнищем ткани, рукава имеют прямую линию оката и вставлены в прямую пройму. Термин «туникообразный» введён Куфтиным Б.А., имея ввиду сходства такой одежды с покроем позднеантичнои (римской) туники. По-русски, такой покрой (конструкцию) называют рубахообразным (от слова - рубаха).

Современная теория информации утверждает, что всякое содержание акта коммуникации можно закодировать на перфокартах, т.е. представить в символической форме с помощью фиксированной цифровой системы, сохраняющейся во времени /14,53-54/.

Народный костюм представляет собой знаковую систему, язык знаков, определённое объединение однородных, однотипных изображений. Линиями и формами, конструкцией и композицией одежда согласовывается со строением тела человека, половозрастными различиями, содержит в себе характерные элементы, цветовое состояние, декоративное решение, способ ношения и т.п. Всё это в целом создаёт соответствующее образное представление и принадлежность костюма конкретному региону, т.е. народный костюм выступает как определённый вид информации /4,8/.

Любая информация независимо от её сложности может быть закодирована и перекодирована. Следовательно, народный костюм можно представить с помощью кода. Конечно, дать полностью соответствующее подлиннику описание трудно, но, исходя из целей, в данном случае и не возникает такой необходимости.

Музейные коллекции одежды начали создаваться относительно поздно, лишь во второй половине 19 века, поэтому древних образцов одежды не сохранилось. Вместе с тем, образцы 19 - начала 20в. содержат в себе много архаичного, традиционного /9,20,34,35,43,55-58/.

Изученные подлинники дагестанского народного костюма зафиксированы в фотографиях и зарисовках. Элементы костюма представлены в развёрнутом виде спереди и сзади. Такое фиксирование образцов одежды способствует выявлению характеризующих их линий, членений, параметров, с помощью которых возможна реставрация конструкции, композиции и получение развёртки поверхности интересующих нас образцов. Объектом изучения явились наиболее характерные элементы женского народного костюма - рубахи, платья.

Каталог образцов рубах, платьев - элементов женского народного костюма - представляет собой систематизированный материал в виде цветных зарисовок, содержащих наиболее характерные образцы, изученные и зафиксированные из музейных коллекций и с изобразительных материалов и литературных источников. Каталог композиций - своего рода иллюстратор цветового и декоративного решения элементов дагестанского женского народного костюма (рубах, платьев). Типы конструкций рубах

Работа с музейными образцами подтвердила, что рубаха - один из ведущих элементов дагестанского женского народного костюма. Она служила для женщин большинства народностей Дагестана (аварок, даргинок, лачек) основным видом платья. В нём горянка могла быть дома, работать в ноле и даже находиться в общественных местах. Так как рубаха выполняла и функции верхнего платья, то многие женщины из богатых семей шили её из плотных и дорогих тканей: парчи, шёлка, золотного бархата, плюша, а также кашемира. У кумычек, табасаранок рубаха у служила нижним платьем /14/.

Под рубаху надевали длинные (спускавшиеся на ступни) шаровары или широкие и такие же длинные штаны. Платье-рубаха подпоясывалось широким поясом из ткани в виде полотенца, или кожаным поясом с большими металлическими пряжками и нашитыми поверх него монетами.

Реконструкция кроя и разработка классификатора конструкций основных элементов женского народного костюма - рубах, платьев

В структуре дагестанского женского народного костюма выделяются два наиболее характерных, основных элемента с ярко выраженными и нами выявленными композиционными и конструктивными особенностями -рубахи, платья.

Особенности, выделенных и названных здесь элементов, в наибольшей степени выражают графические изображения спереди, сзади и развёртка их поверхности. Построение чертежей внешнего вида и развёрток поверхности рубах, платьев проводилось на компьютере в системе AutoCAD 2000 /67/.

Предварительно, перед тем, как приступить к построению чертежей, необходимо было образмерить изображение (при этом можно ограничиться лишь одним видом - видом спереди). Размеры указываются и вводятся в систему (в миллиметрах - для получения изображения в масштабе 1:1; можно пользоваться размерами в сантиметрах и для получения изображения в натуральную величину увеличить чертёж в 10 раз).

Перед началом работы необходимо было переключиться на английский язык: даже в русифицированной версии AutoCAD 2000, так как на русский язык переведены лишь меню системы и команд, сами же команды и их параметры задаются на английском языке. При задании команд, вместо ввода их имён в командной строке, можно воспользоваться соответствующей пиктограммой на панели инструментов.

Для обращения к чертежу используются привязки. Их включают с помощью кнопки Osnap в статусной строке. Если они не требуются, их отключают повторным нажатием этой же кнопки. Для установки привязанности необходимо кнопку Osnap указать правой клавишей мыши, в появившемся меню выбрать пункт Settings, в диалоговой системе установить метки с помощью мыши напротив нужных привязок. В качестве постоянных привязок целесообразно установить привязку Endpoint (конец) и привязку Intersection (пересечение). Для однородных привязок используются соответствующие пиктограммы на панели инструментов.

Строится половина чертежа. Для получения целого изображения, половину чертежа отображают относительно осевой линии, используя соответствующую команду системы.

Построение чертежа образца - с изображением вида спереди, вида сзади и развёртки поверхности его - обеспечивает реконструкцию кроя и предоставляет возможность, таким образом, составить картотеку конструкции элементов костюма. Картотека явилась наглядным исходным графическим материалом для проведения дальнейших исследований, в том числе при разработке классификатора основных элементов женского народного костюма - рубах, платьев (плечевой одежды). При этом проведён детальный разбор их конструктивных и композиционных особенностей /67/. Классификация представлена в табл. 13;14 ирис. 5-6.

Туникообразная, с прямыми полотнищами спереди и сзади, соединёнными между собой центральной наплечной накладкой; с боковыми, расширяющимися к низу клиньями, прямыми по всей длине рукавами, соединёнными со станом прямыми прямоугольными наплечными накладками, квадратными ластовицами.

Туникообразная, с цельными передним и задним полотнищами, боковыми, расширяющимися к низу клиньями, прямые рукава -в прямую пройму, собранные в низках в сборку, закреплённую манжетой; горловина оформлена продольным разрезом на переднем и заднем полотнищах, с отложным воротником, квадратными ластовицами.

10 Туникообразная, с удлинённым передним полотнищем, боковыми, расширяющимися к низу клиньями; рукава - в выкройную (овальную) пройму, собранные в низках в сборку, закреплённую манжетой; с продольным нагрудным разрезом на прямоугольной планке, фиксирующейся двумя пуговицами.

11 Рубаха с отрезным лифом, со скошенными линиями плечевых срезов полочек и спинки; боковыми, расширяющимися к низу клиньями, рукава прямые - в прямую пройму, собранные в низках в сборку, закреплённую манжетой; с продольным нагрудным разрезом, закреплённым тремя пуговицами.

12 Рубаха с отрезным облегающим лифом, со скошенными линиями плечевых срезов полочек и спинки; с боковыми вставками; асимметричной застёжкой на полочке; лиф соединён с полотнищем юбки (заложенным в складки) полоской ткани (на талии), рукава по окату собраны в сборку и вставлены в выкройную пройму, в низках - собраны в сборку, закреплённую манжетой.

13 Рубаха с отрезным облегающим лифом, укороченным спереди, со скошенными линиями плечевых срезов полочек и спинки, с боковыми вставками, удлинённым передним полотнищем юбки, заложенным в складки, зафиксированные до линии Таблица 13 (продолжение) талии; заднее полотнище юбки собрано по верхнему срезу в сборку; рукава, собранные по окату в сборку вставлены в выкройную пройму, в низках - собраны в сборку, закреплённую манжетой.

Туникообразная, с цельным передним и задним полотнищами, боковыми, расширяющимися к низу клиньями; рукава собранные в сборку по окату - в прямую пройму и с расширяющимися книзу клиньями; с воротником-стойкой и продольным нагрудным фигурным вырезом; квадратными ластовицами.

20 Рубаха, с прямыми полотнищами; со скошенными линиями плечевых срезов спереди и сзади; нагрудной прямоугольной вставкой (с продольным разрезом), переходящей на спинку; с боковыми прямоугольными клиньями, собранными вверху в сборку; рукава - в прямую пройму с расширяющимися книзу клиньями, квадратными ластовицами.

21 Туникообразный отрезной лиф с продольным разрезом по центру спереди, соединённым с пятью прямоугольными полотнищами юбки, собранными по верхнему срезу в сборку; верхняя часть рукава - в выкройную пройму, соединённая с нижней частью рукава, собранной вверху (по линии соединения) в сборку.

22 Туникообразный отрезной лиф с продольным разрезом по центру спереди, соединённым с шестью прямоугольными полотнищами юбки, собранными по верхнему срезу в сборку; верхняя часть рукава - в выкройную пройму, соединённая с нижней частью рукава, собранной вверху (по линии соединения) в сборку; воротник-стойка.

Выявление характерных комплексов женского народного костюма (по народностям)

Анализ элементов, характерных для дагестанского народного костюма, показал, что костюм исследуемых народностей составляли в основном одни и те же элементы. Так, для женского костюма были характерны рубаха, поясная одежда, верхнее платье, обувь, головной убор, украшения.

Здесь рассматривается композиция костюма как система, соединение элементов в органическое единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание, как ансамбль. Ансамбль - художественно решённый костюм, несущий определённую идею (замысел); его образное содержание и структура обусловлены назначением и сложившимися традициями /85/. В течение столетий дагестанский крестьянский костюм отшлифовывался, согласовывались его элементы.

В фондах музеев хранятся в основном разрозненные элементы традиционного костюма. При изучении музейных собраний одежды необходимо было составить характерные для каждой народности комплексы, создать целостные композиции костюма, несущие образную характеристику, и выявить наиболее характерные костюмы-образы.

Художественный образ рассматривается как специфический, присущий искусству способ отражения действительности, обобщение её с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме.

По мнению этнографов /6,37,57,84,86-95/, определились пять основных костюмных комплексов народов Дагестана: аварский, даргинский, лакский, табасаранский, кумыкский. В составе костюмных комплексов названных народностей Дагестана прослеживаются как общие, так и локально специфические черты.

Общими элементами для костюма женщин почти всего Дагестана являются туникообразная рубаха, длинные прямые штаны, головной убор-чухта, шерстяные вязаные носки и чулки, обувь из сыромятной кожи туфли и глубоких калош, а для горных районов - ещё и валяная обувь. Более того, женщины большинства народностей носили единообразные длинные покрывала, надеваемые поверх чухты. Много общих черт обнаруживается и в женских украшениях .

Наиболее традиционные формы народной женской одежды сохранились в центральном горном Дагестане (аварцы, даргинцы, лакцы).

Большое влияние на костюм женщин-табасаранок оказал костюм женщин пограничных с Дагестаном районов Грузии и, особенно, Азербайджана. Этому способствовали разносторонние связи (хозяйственные, торговые, брачные и т.д.) с народами Закавказья, носившие постоянный характер и имевшие многовековую историю. В результате этих разносторонних связей в горы проникали и предметы готовой одежды -кафтаны, кофты, юбки, передники, способствовавшие трансформации местной одежды.

Изучение одежды народов северного Дагестана, выявляет взаимовлияние культур народов Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, кумыки, ногайцы, аварцы, даргинцы). Близость к северокавказскому варианту легко обнаруживается при анализе костюма кумычек. Их старинное женское распашное платье в талию с длинной юбкой и длинными рукавами повторяет аналогичные платья чеченок, ингушек, осетинок, черкешенок и др. А традиционное платье кумычек - «къабалай» - со вставкой спереди почти ничем не отличалось от такого же платья осетинок и было заимствовано, очевидно, у последних, на что указывает не только покрой, но и название -«осетин къабалай». Северокавказского происхождения являются и нагрудники кумычек, на которое нашивали кинжаловидные серебряные украшения «къаршумалар». У кумычек и северокавказских женщин много общего обнаруживается в головных уборах (шарфы, тюлевые косынки), а также вышивке, применявшейся для декорирования одежды и поясов /14,15,42,65,93-95,97-99/.

Нами выявлены особенности костюмных комплексов.

Аварский костюмный комплекс. Особое место занимает костюм многочисленной группы аваро-андо-дидойских народностей, отличающийся, в свою очередь, многовариантностью, В целом костюму женщин этой группы народностей присущи простота покроя, тёмный колорит, оживляемый яркими дополнениями - поясами, цветными чухтами, головными покрывалами и красочными массивными украшениями. Все эти особенности в какой-то степени сближают аварскую одежду с грузинской горской народной одеждой.

Аварки равнинных и предгорных районов одевались почти так же, как кумычки.

Андалалские аварки носили в основном длинное и широкое, по преимуществу чёрное платье-рубаху туникообразного покроя, длинные узкие чёрные штаны с цветной (чаще яркой) отделкой по низу штанин, островерхую чухту типа чепца с накосником, покрывало (преимущественно чёрное для женщин пожилого возраста, для молодых - яркое) и платок поверх покрывала. Обувь андалалки составляли сафьяновые туфли, кожаные и войлочные полусапожки.

Андалалки не опоясывали рубаху поясом, а заправляли её под пояс штанов. Тёплой зимней одеждой служили нагольные овчинные шубы-накидки - безрукавные или с узкими (ложными) рукавами. Нарядная одежда, в том числе покрывало, была разноцветной, по возможности из привозных тканей.

Похожие диссертации на Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана : в аспекте проектирования современной одежды