Введение к работе
Актуальность исследования. В современной музыкальной культуре России искусство игры на балалайке занимает особое место. Существенный пересмотр традиционных представлений о самом инструменте и совершенствование его конструкции, рост исполнительского мастерства и развитие системы профессионального музыкального обучения, обогащение средств музыкальной выразительности и расширение репертуара вывели балалаечное искусство на качественно новый художественный уровень. Вследствие подобных процессов изменился и статус балалайки. Выявление «академической», концертной функции инструмента, преодоление им границ исторически сложившегося «народного» оркестрового предназначения открыли для современного балалаечного творчества новые перспективы и поставили сложные задачи, как для исполнителей, так и для композиторов.
В этой связи комплексный подход к исследованию звукового образа балалайки в историческом развитии, научно-теоретическое осмысление его специфики, установление диалектической взаимосвязи между процессами создания, исполнения и восприятия музыки сегодня весьма актуальны и своевременны. Широкий круг вопросов, возникающих при рассмотрении современного балалаечного искусства, делает очевидной необходимость обобщающего труда, глубоко и разносторонне представляющего данный вид исполнительства как единый общероссийский художественный текст, региональные аспекты которого весьма существенны и тесно взаимосвязаны. Изучение эволюционных процессов балалаечного искусства в контексте культуры того или иного региона страны, в данном случае, Оренбуржья, позволяет осветить неизвестные ранее страницы истории отечественной музыки и заметно обогатить представления о художественной культуре России.
Воссоздание панорамы исторического развития искусства игры на балалайке на фоне традиций народного инструментального исполнительства Оренбуржья стало возможным благодаря разысканию и обобщению уникальных архивных материалов. Среди них — огромное собрание документов Государственного архива Оренбургской области и периодических изданий, особенно дореволюционной эпохи, служащих подлинными свидетельствами становления и развития балалаечного исполнительства в данном регионе. Материалы архива Оренбургского государственного института искусств освещают путь формирования профессионального, в том числе народно-инструментального музыкального образования в крае. Обнаруженная в архиве Российской национальной библиотеки переписка оренбургского организатора народных оркестров И. Ильиных и Н. Привалова содержит ценные сведения, помогающие осмыслить межкультурные связи в инструментальном исполнительстве регионов России и одного из её центров — Санкт-Петербурга. Наряду со многими упомянутыми документами, в научный обиход впервые вводится неизвестный ранее музыкальный материал — балалаечные наигрыши Оренбуржья, записанные и расшифрованные в фольклорных экспедициях.
Цель работы – изучить особенности развития балалаечного искусства в общероссийском и региональном масштабах.
Объектом исследования являются особенности развития балалаечного искусства в Оренбуржье.
Предметом исследования стала эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии в Оренбургском регионе.
В соответствии с целью, объектом и предметом поставлены следующие взаимосвязанные задачи:
отразить важнейшие этапы формирования искусства игры на балалайке в исторической ретроспективе;
выявить и охарактеризовать основные тенденции развития балалаечного исполнительства в XVIII–XIX веках на фоне музыкальной культуры России в целом и определить уровни их взаимодействия как целостного художественного феномена;
определить закономерности эволюции звукового образа балалайки на современном этапе в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве;
расшифровать и проанализировать мелодии балалаечных наигрышей Оренбуржья, записанных в фольклорных экспедициях;
систематизировать новейшие исполнительские приемы и выразительные средства инструмента, употребляемые на современном этапе исполнительского искусства.
В основу методологии исследования положен принцип историзма, позволяющий всесторонне исследовать объемный музыкальный и фактологический материал. Кроме архивных материалов, были изучены многочисленные научные источники. Знания об истории инструментов почерпнуты в трудах К. Верткова, А. Банина, Н. Привалова, А. Фаминцина. В процессе работы активно использовались музыковедческие работы Б. Асафьева, Е. Долинской, Л. Гаккеля, Е. Назайкинского и других. Данные об эволюции балалаечного исполнительства содержатся в исследованиях М. Имханицкого, В. Аверина, В. Гребенникова, С. Кулибабы, Е. Пересады, К. Юноки-Оиэ, В. Галахова. Выявлению специфики развития балалаечного искусства в Уральском регионе, в частности, в Оренбуржье, помог комплексный аналитический подход, предполагающий рассмотрение проблем инструментального исполнительства с позиций современной науки в тесной взаимосвязи теоретических и практических вопросов. Исторические сведения, содержащиеся в краеведческих исследованиях Б. Хавторина, в том числе в монографии «Музыкальная культура Оренбуржья: история и современность (архивные изыскания)», послужили основой методологии исследования регионального балалаечного исполнительства.
Научная новизна исследования. В настоящий момент не существует исследования, рассматривающего процесс становления и развития звукового образа балалайки как целостного художественно-эстетического явления русской культуры. В данной работе впервые в отечественном музыкознании прослеживается эволюционный путь балалаечного искусства, включающий этапы как повышения, так и снижения исполнительской и композиторской активности. Представленное в работе балалаечное искусство охватывает достаточно большой исторический период, ставший объектом серьезного и всестороннего изучения. Три века развития разместились внутри четырёх столетий, т. е. вписались в разные эпохи социально-культурной жизни России.
Упорядочение обширного исследовательского материала происходило одновременно в двух основных направлениях данной работы:
— историко-хронологической горизонтали, что позволило проанализировать путь возникновения и развития важнейших художественно-эстетических принципов, повлиявших на изменение звукового образа балалайки;
— социально-творческой вертикали, что помогло выделить важнейшие события и имена выдающихся музыкантов, оказавших наибольшее влияние на развитие художественных процессов изучаемого феномена русской культуры.
Также в работе впервые предпринимается попытка изучить особенности балалаечного исполнительства в Оренбургском регионе с конца XIX до начала XXI века. В результате исследования архивных документов был систематизирован обширный и неизвестный ранее фактологический материал, уточнены временные границы основных периодов развития балалаечного искусства в музыкальной культуре и образовательной системе Оренбургского края, исторические факты рассмотрены в контексте проблем не только исполнительского музыкознания, но и практики исполнительства. Особое внимание уделено возникновению и развитию данного вида музицирования в культуре Оренбуржья, в связи с чем подробно описаны этапы его становления, дана оценка деятельности И. Ильиных в создании народных оркестров Оренбургской области и определено ее место в истории народно-инструментального исполнительства. Кроме того, впервые представлены расшифрованные и проанализированные образцы фольклорного балалаечного искусства, позволяющие на фоне исторической горизонтали — эволюции образа балалайки в регионе выстроить своеобразную звуковую вертикаль — конкретное музыкальное воплощение этого образа.
Наряду с теоретической значимостью работы, очевидна ее практическая ценность. Результаты данного исследования могут найти применение в педагогической и исполнительской практике балалаечников — как в специальном классе, так и в курсах истории исполнительства и истории отечественной музыки в высших и средних профессиональных учебных заведениях культуры и искусства. Основные положения работы могут быть приняты во внимание при рассмотрении проблем сближения исполнительского музыкознания и исполнительства в целом.
Не менее важен в данной работе краеведческий аспект в исследовании балалаечного искусства, который может послужить основой специального курса и дальнейших научных разработок по истории и теории народного инструментального исполнительства. Методологический подход, использованный в диссертации для изучения местных особенностей и традиций, можно применить при исследовании этой сферы музыкальной культуры в других регионах страны.
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей 30 марта 2009 года и рекомендована к защите. Основные её положения освещены автором в ряде публикаций, электронном Интернет-журнале Уфимской государственной академии искусств и научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ (Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2008). Также материалы представлены в виде устных выступлений и докладов на международных и всероссийских конференциях: «Народно-инструментальное искусство в отечественной музыкальной культуре: традиции и современность» (Оренбург, 2007), «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направление развития в современном обществе» (Волгоград, 2007), «Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории» (Оренбург, 2007–2009). Бльшая часть материала изложена в монографии «Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии» (Оренбург, 2008). Общий объём публикаций составляет 6,3 п. л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников (252 наименования). Приложение включает копии документов местных и столичных архивов, письма, афиши, редкие фотографии, эксклюзивные нотные материалы.