Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Фу Шуай

Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства
<
Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фу Шуай . Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства: диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Фу Шуай ;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2015.- 172 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История происхождения, развития, взаимовлияния пластических видов искусств и синтетического искусства пекинской оперы 14

1.1 Зарождение и эволюция системы китайского пластического искусства, основной темой которого является пекинская опера 17

1.2 Особенности развития пекинской оперы и театральной живописи под влиянием императорской власти 48

1.3 Роль театральной живописи в процессе формирования системы символики театральных костюмов и грима 80

Глава 2. Образы и символы пекинской оперы в системе современного пластического искусства 95

2.1 Принципиальные подходы к процессу создания образа в пекинской опере и системе современного пластического искусства 97

2.2 Образы пекинской оперы в современной живописи, графике и скульптуре 108

2.3 Образы и символы пекинской оперы в декоративном искусстве и дизайне 127

Заключение 149

Библиография

Особенности развития пекинской оперы и театральной живописи под влиянием императорской власти

Театр появился в Китае в глубокой древности. Этот вид искусства настолько полюбился китайскому народу, что образы пьес проникли во многие виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства: вырезание из бумаги, вышивание, народную игрушку, в особенности в театральную живопись. Сюжеты китайской оперы являются основой многих выдающихся произведений искусства. Использование сюжетов китайской оперы стало важнейшим требованием театральной живописи.

Китайская опера признана самой древней в мире и третьей по общему количеству драматических произведений. За длительную историю развития китайской опере удалось накопить большое разнообразие сюжетов. Ее истоки берут начало в древних песнях и танцах, она продолжает существовать во времена династий Хань (206 до н. э. – 220 н. э.), Тан (618 – 907), Сун (960 – 1279), Цзинь (1115 – 1234) и вплоть до ХII и XIII вв., когда в эпохи Сун и Юань (1280 – 1368) из общего потока выделяются театры наньси (южный театр)2 и театр цзацзюй3 . Китайская опера впитала в себя такие элементы народного творчества, как шуочан (китайское эстрадное представление с песнями и шутками), гэу (песни и пляски), комедия и цирк; также в ней присутствуют черты «высокого» искусства: литературного творчества, музыки, танца4.

Исследователи насчитывают более 300 жанров китайской традиционной оперы, среди которых можно выделить куньцзюй, пекинскую оперу, пинцзюй (хэбэйская музыкальная драма), юйцзюй (хэнаньская опера), шаньдун банцзы (шаньдунская опера под аккомпанемент деревянного барабанчика), люйцзюй (театр Люй, Шаньдун), юэцзюй (шаосинская опера), хуанмэйси (хуанмэйская опера) и др. Важное место среди всех жанров китайской оперы занимает пекинская, которая благодаря экспрессивности и универсальности художественного языка была признана национальным достоянием страны.

Развитие китайской живописи имеет общие черты с развитием китайской оперы. Классификацией китайской живописи выступает, как правило, не смена правящих династий Китая, а развитие манеры рисования художников. В настоящее время в художественно-научных кругах Китая принято условное деление живописного искусства на живопись, заимствованную с Запада, и исконно китайскую традиционную национальную живопись, для которой общим названием является термин гохуа.

Китайская живопись характеризуется использованием собственных уникальных инструментов – кисти, туши и краски, а также наличием самобытных форм выразительности и особых художественных принципов. Важную роль в китайской опере играет макияж – элемент, который является связующим звеном театра и изобразительного искусства. В нем выражена эстетика, присущая традиционной китайской культуре 5.

Китайский театр и живопись обладают множеством схожих черт, они близки по духу и имеют родственные эстетические принципы. Именно этим обусловлена возможность взаимодействия этих разных видов искусства6. Как в живописи, так и в театре основными принципами являются концепции единства человека и природы, тела и духа, миролюбивого созерцания. Важным аспектом театрального и изобразительного искусства является передача идей и мыслей автора, возникших непосредственно в процессе творчества. Гипотетичность, гиперболизация, изменчивость – присутствуют и в китайской живописи, и в театре. Кроме того, живопись зачастую выступает источником творческого вдохновения для артистов театра. Например, живописные произведения помогли актеру Мэй Ланьфану (1894 - 1961)7 достичь высот артистического мастерства при исполнении роли в опере «Фея реки Ло» (Лошэнь); картина «Рисунок сокола» (Сюнъин ту) по мотивам оперы «Гора двух замков» (Шуансо шань) также весьма помогла профессиональному становлению известной певицы Бай Шусянь8 (1939 г. рожд.). Художники, занимающиеся театральной живописью, стремятся проследить и отразить свежие и новые веяния, появляющиеся в классических ролях и сценах той или иной оперы, а не непосредственно воспроизвести повествование на картине. Такого рода взаимодействие и взаимодополняемость китайского театра и живописи не только говорят о самобытности этих видов китайского искусства, но и придают им высокое эстетическое и социальное значение 9.

Опера зачастую выступает в качестве источника материала для написания картин, но это не означает, что действие со сцены напрямую переносится на бумагу. Мастер, занимающийся театральной живописью, в первую очередь стремится наиболее точно отразить субъективные взгляды автора оперы. Художник может создавать реалистичное изображение происходящего на сцене, передавать свой уникальный взгляд на образы главных героев или же различными символами передавать собирательную картину отдельных частей повествования. Разные художники обладают собственным оригинальным пониманием определенных сцен или же характеров героев пьесы. Подобные отличия в понимании живописцев обусловили значительную степень объективности, характерной китайской театральной живописи.

Художники, стремящиеся максимально реалистично отобразить некоторые оперные сюжеты, уделяют особое внимание точному соответствию живописных образов ключевым моментам театрального повествования и ролям актеров. Идентичность должна прослеживаться во всем: костюмах, движениях и настроениях героев, а также сценических декорациях. Картины, выполненные в таком стиле, не только передают все многообразие образов китайской оперы, сохраняют определенные моменты классических постановок, но также отличаются высокими художественными характеристиками.

Китайская опера является очень лаконичным, условным видом искусства. Вместе с тем многочисленные особенности связывают театральное действо с китайской живописью: вымышленность, преувеличение, свобода выражения и многое другое. Именно поэтому для живописи крайне важен некоторый отход от реалистической манеры изображения и исследование новых форм художественного самовыражения на основе других видов искусства. 10 Этот факт побуждает многих художников создавать картины, в основе которых лежат сюжеты китайской оперы. Свобода художественной манеры живописца во многом обусловлена его уникальным восприятием происходящего на сцене. Порой образы на картинах выполнены в столь свободной манере, что представляют собой вымышленных персонажей. В театральной живописи наибольшей независимостью художественного выражения обладают мастера, использующие сюжеты китайских театральных постановок в качестве аллегории, отправной точки повествования. Таким образом китайская опера становится для творца своеобразным «органом восприятия». Сюжет китайской оперы остается основой любой театральной картины, несмотря на то, что внешне образы разительно отличаются от оригинала. В то же время следует отметить, что цвета и элементы костюмов героев китайских театральных представлений имеют значительную символико-смысловую нагрузку. Например, атрибутом любого военного командира в китайской опере являются треугольные флажки, которые крепятся к доспехам героя.

Роль театральной живописи в процессе формирования системы символики театральных костюмов и грима

Начиная с династии Цин живопись по мотивам музыкальной драмы была неразрывно связана с императорским двором: театральные действа стали не только способом проведения досуга – некоторые сюжеты применялись для «воспитания» чиновников и упрочения авторитета императора. При династии Цин появилось специальное ведомство, занимающееся подготовкой представлений на заказ, а также поиском трупп на территории всего государства. Теперь в состав театральных коллективов могли войти не только профессиональные актеры, но и простые люди. Драма достигла при Цин пика расцвета: она не только исполняла роль увеселительного мероприятия, но стала одним из инструментов императорской власти. Художники стремились выделить наиболее яркие эпизоды театрального выступления и обрисовать все его детали: образы масок, наряды героев, реквизит. Со временем театральная живопись стала украшением дворцовых стен. Сохранились сведения о том, что время от времени императоры лично присутствовали на репетициях различных постановок и руководили действиями труппы. Император Цяньлун славился особой страстью к проведению подобных репетиций. Все вышесказанное доказывает высокий уровень популярности театра в цинскую эпоху.

Во времена династии Цин, в семнадцатом веке, была учреждена императорская академия живописи при дворе императора, которая стала называться «Палата исполнения желаний». В девятилетний перерыв между правлениями двух императоров: Тунчжи54 (1861 – 1875) и Гуаньсюя55 (1875 – 1908), – при дворе была создана театральная труппа «Всеобщее ликование», руководила которой императрица Цыси.

Художники, входившие в состав «Палаты исполнения желаний», проходили строгий отбор и должны были соответствовать ряду требований; содержание их работ также подвергалось жесткой цензуре. Живописная манера придворных мастеров была особенной, они использовали яркие и чистые цвета. Об этих особенностях свидетельствуют несколько альбомов изображений, созданных придворными художниками и дошедших до наших дней. Проанализировав данные альбомы, исследователи пришли к выводу, что костюмы, грим и театральные декорации с течением времени усложнялись; появлялись все новые элементы театрального искусства. Получив статус придворного развлечения, опера стала ассоциироваться с роскошью, чрезмерной декоративностью, диктуя «моду» и правила всем остальным театрам страны.

Театральный грим и костюмы эпохи Цин приобрели ряд особенностей: они стали более яркими и красочными, что позволило точнее выразить внутренний мир персонажей и их социальное положение. В это же время сформировалась четкая система нанесения грима и создания костюма, за каждым цветом и фасоном закрепилось определенное символическое значение. Можно сказать, что дизайн костюмов пекинской оперы превратился в отдельный вид искусства, вынудив мастеров проходить долгий путь обучения и подготовки. Стоит отметить, что пекинская музыкальная драма приобрела множество стандартизированных деталей, например, борода и усы определенной формы сочетались с костюмом и головным убором персонажа, позволяли установить характер героя и его возраст56.

Расцвет театра при династии Цин Театральное искусство эпохи Цин отличалось красочностью и многообразием. Яркий грим актеров, пышные головные уборы, роскошные костюмы и декорации вызывали неподдельное восхищение аудитории, и зрители завороженно наблюдали за искусной игрой актеров. Каждая постановка была уникальна как по форме, так и по содержанию.

В древнем Китае не только признанные мастера, но и менее известные художники обращали внимание на взаимосвязь двух форм искусства – синтетического театрального искусства и пластических видов искусств, а также на их сочетание. Театральные постановки служили сюжетом для барельефов и кирпичных статуй династий Сун и Цзинь, фресок эпохи Юань, гравюр и изделий из дерева времен Мин, рисунков на фонарях и музыкальных композиций империи Цин. С давних пор богатая и многообразная художественная традиция впитывала особенности театрального искусства. Художники перенесли пространственно-временное творчество в рамки пространственной формы искусства и в полной мере достигли принципа, в котором воплотилась суть театрального представления: «Живопись – в театре, в театре – живопись»57.

Начиная с династии Мин правители, руководствуясь политическими мотивами, культурными тенденциями или личными предпочтениями, уделяли театру значительное внимание. С одной стороны, театральные представления являлись популярным развлечением, с другой – театр выполнял функцию народного просвещения и служил инструментом сохранения стабильности в государстве. С приходом к власти императоров династии Цин отношение правящих кругов к театру в целом осталось прежним, однако в некоторых аспектах произошли определенные изменения. Во-первых, было основано специальное учреждение, отвечавшее за дворцовые представления, которые начали ставить при дворе регулярно. Во-вторых, для участия в дворцовых постановках стали приглашать простонародные труппы и уличных актеров; эта практика получила особое распространение начиная с эпохи правления императора Даогуана и объективно способствовала расцвету цинского театра. Такие факторы, как благоприятная политическая и экономическая обстановка, социальная стабильность, являются обязательными условиями для культурного развития страны. В конце правления императора Канси был принят ряд мер, направленных на улучшение уровня жизни китайского народа: была проведена земельная реформа, в результате которой бывшие вассальные наделы стали частной собственностью, начато освоение целинных земель, утверждены шаги по борьбе с наводнениями, облегчено налоговое бремя, подушная подать заменена на поземельный налог.

Образы пекинской оперы в современной живописи, графике и скульптуре

Выдающийся китайский драматург и ученый господин Ци Жушань так объяснял появление картин с изображением театральных постановок и актеров: «Во-первых, при дворе боялись утратить образцы масок и костюмов. Во-вторых, несмотря на существование стандартов грима, иногда во время представлений постановщики допускали оплошности, которые карались императором. После закрепления на бумаге образцов масок, одобренных правителем, грим стали наносить единообразно, больше не боясь прогневать августейших зрителей»117. Следует отметить, что подобное суждение драматурга относительно зарождения искусства рисования по мотивам театральных представлений не лишено здравого смысла.

При создании портретов актеров за основу берется тот фактический образ, который предстает перед зрителем на сцене. Источником в данном случае могут выступать также фотографии, однако они не в полной мере передают атмосферу действия, поэтому со временем художники удостоверились в несовершенстве метода использования фотографий. Иногда живописцы присутствуют на репетициях и за кулисами представлений, создавая наброски и эскизы, что позволяет живо и ярко воплотить все оттенки театрального действа.

При написании картин, темой которых являются театральные образы, перед художником ставятся три задачи. Во-первых, художник в своем творчестве должен отразить сущность персонажа, в то же время передать индивидуальные ощущения и эмоции. Вторая задача связана с определением отношений композиции, светотени и перспективы. Третья задача заключается в том, чтобы отразить на холсте единство и атмосферу гармонии разворачивающегося на сцене действа. Подобное единство заключается в мельчайших деталях: позы и жесты актеров, грим и наряды, декорации – все атрибуты постановки несут в себе символический смысл.

При написании картин, основной темой которых являются образы пекинской оперы, следует учитывать три аспекта: 1) создание образа персонажа, 2) передача его характера и настроения, 3) наполнение изображения символическими деталями. Гармоничное сочетание этих трех компонентов отличает законченное произведение искусства.

В ХХ веке появился так называемый «китайско-американской» стиль в живописи, который послужил серьезным импульсом для развития искусства в направлении расширения пределов традиционного мировосприятия. Живописное произведение заслуживает положительных отзывов критиков и публики при условии, что оно должно обладать изяществом и изысканностью традиционной пекинской музыкальной драмы. Таким образом, оба направления в искусстве сближаются благодаря тому, что преследуют одну и ту же цель - раскрыть богатый внутренний мир человека.

Взаимосвязь образов героев пекинской оперы и живописи «Изображение героев пекинской оперы» - это краткое название для набора приемов, используемых при создании образов героев на сцене пекинской оперы. Принципы художественного описания и создания художественного макияжа совершенно идентичны. Содержание спектаклей отражает исторический, политический, философский, теоретический, культурологический, искусствоведческий и другой опыт, накопленный за два-три тысячелетия, и, бесспорно, является наследием китайской культуры. Необходимо также отметить, что китайский театр является преемником и продолжателем лучших традиций китайской живописи, мудрости древнекитайской письменной культуры. Именно на этой основе создан его особенный мир художественных образов118.

Несмотря на то, что пекинская опера и живопись - это отдельные виды искусства, между ними, как мы уже упоминали, можно найти много общего. Использование цвета, изгибов линий, композиционных приемов дает возможность существенным образом усилить ощущение красоты и безупречности, которое несет представление на сцене. Китайская живопись представляет собой вид искусства, находящийся в пространственном измерении; пекинская опера - это вид искусства, объединяющий пространство и время. Эти два вида искусства имеют следующее сходство: при описании различных предметов они оба стремятся освободиться от ограничений, которые на них накладывает пространственно-временное измерение.

Театральная живопись, посвящённая пекинской опере, обладает большой художественной выразительностью. Она способна усилить эстетическое воздействие пекинской оперы на зрителя. Объяснить это можно тем, что живопись обладает способностью привнести ноту свежести в изначально успешные сценические образы, когда театральная эстетика дополняется эстетикой изобразительной. Сценический образ, воплощенный в живописи, обладает большей смысловой нагрузкой, выразительностью и способностью воздействовать на публику. Неудивительно, что художественность театральной живописи превосходит и литературный источник.

Театральная живопись имеет важное предназначение: задача художника состоит не только в том, чтобы при помощи художественно-изобразительных средств оказать эстетическое воздействие на зрителя, но также показать ему в целом китайскую драматическую культуру, способствовать развитию в человеке творческих навыков, повысить его художественную образованность119.

Грим персонажей пекинской оперы имеет свое уникальное происхождение. Фактический материал, положенный в основу художественного произведения, многогранен. Возникновение художественных образов в некоторых случаях происходит сразу после того, как произошло то или иное исторически значимое событие. Отсюда происходят и очевидные минусы данного явления: для воспроизведения образов персонажей пекинской оперы необходимо обладать лишь базовыми изобразительными навыками. Все персонажи в пекинской опере созданы по определённым шаблонам, их движения во многом ограничены, а креативность художественного процесса невелика.

Образы и символы пекинской оперы в декоративном искусстве и дизайне

Грим пекинской оперы – уникальный вид искусства, существующий только в Китае, и присущие ему изящность формы и глубокое смысловое содержание служат хорошей основой для дальнейшего его развития. Декоративность образов масок не подлежит никакому сомнению, их форма, цвет и символика способны в одно мгновение вызвать как мыслительный, так и эмоциональный отклик, потрясти зрителя до глубины души.

Использование образов масок в современном искусстве предполагает в первую очередь заимствование базовых элементов и правил. В гриме пекинской оперы смелые, гиперболизированные формы «положенных вдоль и поперёк пудры и туши, чёрного и красного» создаются с большим вниманием к композиции, в соответствии с определёнными правилами и порядком, складываясь в декоративное изображение и проявляя художественный замысел. Эти уникальные правила композиции и стандарты могут быть использованы и в художественном дизайне. Последний должен черпать материал из жизни, опираться на неё, но при этом и выходить за её рамки, усиливать декоративность и красоту форм. Процесс создания образа маски – это ряд скрупулёзных, упорядоченный действий. С помощью изображения точек, линий, форм и различных техник нанесения красок возможно создавать грим для самых разнообразных амплуа и типов персонажей. «Стандарты» или «образцы» масок включают в себя не только принципы построения грима, например, компоновки изображений и способов выделения черт лица, но и правила, регулирующие комплексные взаимосвязи между персонажами и их гримом, как то «один грим для одного персонажа», «много видов грима для одного персонажа», «изменение грима вслед за развитием сюжета», «множество гримов на одной сцене» и так далее. Всё это – отражение «нормированности» образов масок пекинской оперы.

Второй путь – заимствование орнаментальной составляющей грима. Орнаменты образов масок следуют за общим стилем и эстетической идеей пекинской оперы. Линии и формы в них сплетаются в единое целое, соединяя внешность персонажей с их внутренним миром. Образы пекинской оперы гармоничны и тщательно проработаны, уравновешены и полны жизненной силы, и орнаменты грима играют в них значительную роль. С помощью образов масок внешняя красота начинает использоваться и для отражения характера персонажа, появляется особый романтический колорит и очарование красоты, в которой скрывается истинная сущность героев. Например, в «Прощании Сянь Юя с наложницей» грим Сянь Юя изображает плачущего человека, но при этом исполнен красоты, и немного по-сказочному показывает зрителю неординарность и душевную силу чуского гегемона, проявляет глубокую скорбь создателя грима о преждевременной кончине героя. Желание использовать декоративные и орнаментальные идеи пекинской оперы – закономерная мысль для современного искусства. Их использование может помочь украсить, усовершенствовать отображаемый предмет, что является прекрасной возможностью для современного художественного дизайна.

Третий путь – развитие символичности грима пекинской оперы. Символ – главный из приёмов образов масок, с помощью него усиливается художественное своеобразие образов героев, отражаются их характеры. Например, в пьесах пекинской оперы, посвящённых эпохе Троецарствия, коварство Цао Цао, бесстрашие Чжан Фэя, чувство справедливости и преданность Гуань Юя, мудрость Чжугэ Ляна отражаются и усиливаются с помощью символичного грима. Символ – одна из главных составляющих современного художественного дизайна. А образное отражение идей – та цель, к которой всегда стремилось искусство. В образах пекинской оперы ярко проявляется символический характер искусства, и само собой, что современный художественный дизайн стремится к тому же169.

Одним словом, использование элементов образов масок дизайнерами не должно ограничиваться простым заимствованием, невдумчивым копированием, идеи и образы необходимо не только впитывать, но и преобразовывать. Нужно черпать вдохновение в своеобразии традиционной национальной культуры, комбинировать его с межкультурными художественными приёмами, таким образом предлагая современную трактовку элементов национального искусства. Например, можно использовать новые технологии и такие приёмы, как выделение, разрезание, смещение, отклонение, рассеивание, ассимиляция, взаимопроникновение и реконструкция, чтобы создавать новые дизайны на основе национальных традиций, получая благодаря этому декоративные и эстетически привлекательные произведения170.

Проблемы и ценность дизайна с использованием образов масок пекинской оперы Образы масок хорошо вписываются в современный художественный дизайн, что является результатом их высокой жизнестойкости. Научные работы, посвящённые искусству пекинской оперы, начали появляться очень давно, и их авторы обычно уделяют особое внимание именно образам масок. Исследования использования элементов грима в современном дизайне можно обобщённо классифицировать на три большие группы.

1. Делающие акцент на национальных принципах дизайна. Использование образов масок в дизайне не ограничивается примитивным копированием, отдельные части грима, используемые в нём узоры конкретизируются или, наоборот, делаются более абстрактными, превращаясь в условные знаки, отсылки к первоисточнику. Разумное использование этого приёма позволит продвинуть во многих сферах дизайна истинно китайские идеи и принципы дизайна, глубину и многогранность китайской культуры.

2. Рассматривающие элементы национальной культуры и формы современного дизайна.

В подобных работах исследуются конкретные примеры заимствования элементов национальной культуры, чтобы найти точку соединения традиций и современности, создать форму национального дизайна, соответствующего требованиям современного мира, а потому эти исследования играют определённую положительную роль.

Похожие диссертации на Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства