Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Технологии в полиграфии, их возникновение и роль в художественно-образной выразительности объектов графического дизайна 18
1.1. Историческое развитие форм печати. Дорастровый этап 18
1.2. Растровый этап в допечатной подготовке полиграфической продукции и его значение в развитии художественно-образной выразительности в графическом дизайне 47
Глава 2. Становление полиграфической промышленности как основы возникновения графического дизайна 60
2.1. Появление в полиграфических технологиях новых художественно-графических средств 60
2.2. Возникновение цифровых технологий в полиграфической промышленности 86
Глава 3. Перспективные направления современных технологий цветоделения в развитии художественно-образной выразительности объектов графического дизайна 106
3.1. Основные направления перспективного развития растровых и цифровых технологий в допечатной подготовке объектов графического дизайна 106
3.2. Задачи формирования навыков в допечатной подготовке при обучении специалистов в области графического дизайна 127
Заключение 142
Список использованной литературы 146
Приложение
- Историческое развитие форм печати. Дорастровый этап
- Растровый этап в допечатной подготовке полиграфической продукции и его значение в развитии художественно-образной выразительности в графическом дизайне
- Появление в полиграфических технологиях новых художественно-графических средств
- Основные направления перспективного развития растровых и цифровых технологий в допечатной подготовке объектов графического дизайна
Введение к работе
Полиграфия, являясь одной из наиболее развивающихся в современном информационном мире отраслей, использует в своих технологиях последние достижения электроники, вычислительной техники, автоматики, физики, химии и других наук. Элементом ее структуры является и дизайн, и другие виды искусства. На протяжении своего многовекового существования она постоянно впитывала и интегрировала для своих внутренних целей все новые достижения общественного развития, и исторически была тесно связана с развитием художественной культуры. Об историческом развитии полиграфических технологий рассказывают многие исследователи. Из трудов российских ученых необходимо отметить фундаментальную работу М. И Щелкунова «История, техника, искусство книгопечатания», опубликованную еще в 1926 году. Большой вклад в науку истории книгопечатания, прежде всего отечественного, внес доктор исторических наук Е. Л. Немировский, написавший целый ряд трудов по истории книгоиздания и полиграфии. Интереснейшие, глубокие по содержанию публикации, насыщенные огромным количеством уникальных материалов по истории мировой полиграфии, опубликовал Б. П. Самородов. Множество трудов (В". Каплин, Т. Макилрой, Ю. Кузнецов, В. Тихонов, М. Дреер, А. Ласкин, А.Шадрин, А. Френкель, П. Абаканов, А. Грибунин, Ф. Брассуэлл, П. Минин) посвящено истории развития способов печати, но вопрос влияния полиграфических технологий на художественно-образную выразительность тиражируемого произведения и его соответствия графическому оригиналу в области искусствоведения оставался без должного внимания.
Основная задача, которую решают в настоящее время полиграфические технологии, - это достижение высококачественной печати цветных изображений не только максимально приближающих воспроизведение цвета к оригиналу, но и рождающих новые художественно-образные возможности , благодаря развитию и использованию современных цифровых
технологий, усиливающих выразительность дизайн-объектов. Цель современного процесса технологий цветоделения в полиграфии - обеспечение высококачественной передачи тонального и цветового изображения на оттиске.
Процесс цветоделения, позволяющий воспроизводить всю тональную и цветовую гамму изображения, - один из важнейших процессов, влияющих на художественно-образную выразительность объектов графического дизайна. Цветоделение является наиболее важным, завершающим этапом полиграфии, закладывающим основы в производство окончательного вида выпускаемой продукции. Передача цветового и тонального изображения при производстве полиграфической продукции всегда была сопряжена с проблемой несоответствия художественных образцов готового изделия графическому оригиналу. Именно изменение технологий цветоделения, используемых в полиграфии, значительно повлияло на развитие художественно образных приемов в графическом дизайне. Цвет по определению выступает, как «свойство тела вызывать зрительное ощущение* в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им видимого излучения; окраска» [7,153]. Поэтому цветное изображение является одной из базовых форм эмоционального восприятия и оценки объекта
Многие теоретики дизайна придавали большое значение роли цвета в создании художественного образа графического произведения (И. Иттен, В:Кандинский; Л. Миронова, Р. Паранюшкин, Е Черневич и др.), но они не сопоставляли колористическое решение графического оригинала с качеством цветового решения., полиграфического воспроизведения. Специалисты полиграфической промышленности занимались в основном проблемой качества самой печати (С. Стефанов, В. Тихонов, М. Синяк, Н. Сапожников, А. Шашлов, А. Чуркин). Они не.выясняли взаимосвязи цвето-делительной технологии и художественного образа как неотъемлемых компонентов дизайна полиграфических изделий.
Проследив исторические формы развития цветоделительных технологий, можно через сопоставительный анализ выявить, как менялся художественный образ изделий графического дизайна, и какие требования современное полиграфическое производство предъявляет к специалисту-дизайнеру в связи с качественными изменениями цветоделительных технологий.
Стремительное развитие компьютерных технологий и внедрение настольных издательских систем привело к тому, что все этапы допечатной подготовки дизайн-изделия - обработка иллюстраций, верстка, цветоделение - чаще всего приходится выполнять одному человеку, специалисту по графическому дизайну. Поэтому исследование процесса подготовки гра- , фического оригинала к печати и роль дизайнера в этом процессе вызывает * повышенный интерес как практиков, так и теоретиков дизайна.
На зависимость развития графического дизайна от условий общественно-исторического прогресса и его факторов указывает искусствовед в области дизайна И.Н. Стор: «Каждый шедевр графического дизайна аккумулирует в себе знания философии, мифологии, истории, религии, политики, экономики, технологии, знание информационных компьютерных технологий. Философия, искусство, в том числе и графический дизайн, отражая фундаментальные основы и противоречия каждой эпохи, являются квинтэссенцией ее культурно-исторического развития» [88, с.7]. Тем самым, графический дизайн отражает условия развития общества и отвечает его изменившимся потребностям, определяет и перспективные элементы его прогрессивного развития.
Возникновение промышленного книгопечатания было тесно связано с формированием графического дизайна. Фактически, он возникает одновременно с началом развития специфических печатных технологий, совершенствование которых позволяло дизайнерам-графикам полнее воплощать свое исполнительское мастерство. В течение ряда веков ксилография и резцовая гравюра на металле применялись для иллюстрирования книг и
создания разноплановых художественно-графических работ. Все классические гравюрные техники так или иначе были связаны с большими физическими усилиями, прилагаемыми для резьбы при создании графического оригинала. С изобретением фотографии гравюра практически перешла в мастерские художников и стала служить, в первую очередь, творческим художественным целям. Фототехнологии значительно ускорили процесс подготовки графического оригинала к печати, создали возможность перехода на особую систему цветоделения (растрирование) графического объекта, изготовления фотоформ, перехода на полноцветную печать четырьмя основными цветами. Термин «фотография» происходит от греческих слов, означающих «светопись» [70, с.6] или «писание светом». Таким образом фотография расширила выразительные средства изображения и послужила основой- для- создания новых технологий. Изготовление печатных форм фотомеханическими способами предусматривает получение с воспроизводимого оригинала негативов или диапозитивов. Появилась целая индустрия, создававшая фотооборудование для полиграфической промышленности. Фотоизображения активно стали применяться как иллюстративный материал: «Там, где словами не удается передать действительность, а живопись не в состоянии изобразить уходящее мгновение, на помощь приходит фотография, которой доступно и-то, и другое. На снимке можно-запечатлеть происходящее во всех деталях и одновременно передать искреннее и глубокое чувство» [70, с. 1-7].
На смену фототехнологиям пришли компьютерные технологии, которым предшествовал длительный (с XIV века) исторический процесс поиска возможностей цветового и тонального воспроизведения оттиска на бумаге, таки других носителях.
Способы печати (высокий, офсетный, глубокий) полиграфического исполнения графического оригинала предъявляли свои условия, которые были связаны в основном с цветоделением и сложностью изготовления форм для печати. Например, верстка и монтаж цветоделенных негативов
производились из отдельных фрагментов в виде колонок текста, иллюстраций, фонов, заставок и т. д. Поэтому при оформлении полиграфической продукции дизайнерами учитывался в первую очередь способ печати.
Понимание задачи оформления графического объекта как создание целостного художественного организма требует от художника глубоких знаний всех технологических элементов и процессов производства. Замысел художника-оформителя является своеобразным планом для производства. В этом плане должны быть предусмотрены и разработаны все детали оформления, которые могут быть воспроизведены в полиграфии.
Анализируя советский период развития полиграфической промышленности, необходимо отметить, что издательства очень внимательно подходили к вопросу формирования своего портфолио, составляя тематический план выпуска печатной продукции. Учитывалось всё: вид печати, тираж, возможности типографии, сорта используемых бумаг, и только после всех этих условий приглашали художника дизайнера для графического исполнения заказа. Художники-графики, работающие с издательствами, как правило, были хорошо знакомы с требованиями полиграфии и стремились выполнить своё графическое произведение (графический оригинал) средствами, позволяющими более качественно воспроизвести его в типографии. Выполняя заказ под наблюдением художественного и технического редакторов, которые следили за соблюдением технологических требований издательства и полиграфии, художники-графики и в дальнейшем дизайнеры успешно создавали произведения полиграфического искусства.
До середины XX века в Советском Союзе наблюдалась тенденция' к укрупнению полиграфических предприятий. На смену мелким типографиям приходили крупные полиграфкомбинаты и корпорации, выпускавшие продукцию миллионными тиражами. С конца XX века и до настоящего времени наблюдается тенденция к сокращению тиражей при одновременном росте числа изданий. При этом требования к качеству печатной продукции непрерывно повышаются, широко используется полноцветная пе-
чать, все более популярными становятся высококачественные сорта бумаги, дизайнерские картоны, кальки и различные виды послепечатной обработки — лакировка, высечка, тиснение и др. Это обусловлено быстрым развитием цифровых технологий компьютерной верстки и допечатной подготовки, а таюке стремительным развитием цифровой печатной техники. В распоряжении дизайнеров и верстальщиков появились инструменты, при помощи которых можно реализовать практически любой замысел. С другой стороны, повышение спроса на качественную полиграфическую продукцию дало мощный стимул для производителей бумаги и печатных красок, которые обеспечивают типографии богатым ассортиментом бумаг и картона, открывая возможность дизайнерам большого выбора материалов при создании графического дизайн объекта.
С развитием рыночных отношений в России и внедрением цифровых технологий (в проектировании - издательских компьютерных программ, в* полиграфии — новых видов оперативной цифровой печати) обозначился новый этап в практике отечественного дизайна. С внедрением компьютерных средств развитие технологий растрирования расширило возможности допечатной подготовки изделия, а персональные компьютеры с множеством специализированных пакетов компьютерной графики сделали профессию дизайнера внешне легко доступной и одной из самых популярных.
В методическом руководстве ВНИИТЭ (2-е изд. 1994 г.) подчеркивается, что каждый новый этап развития дизайна взаимосвязан с развитием общества и научно-техническим прогрессом. Профессиональные принципы дизайна, категории дизайнерского мышления и деятельности находятся в постоянном движении, изменяясь по мере развития дизайна и появления новых методов [46]. Дизайнеру, работающему в> области полиграфии, уже недостаточно быть просто художником-графиком. От него требуется владение пакетом программного обеспечения со знанием специфики машинного комплекса данной типографии, знание процессов допечатной подготовки издания, знание основ полиграфического производства и т.д.
Зачастую современный график-дизайнер является единственным человеком, который выполняет весь комплекс работ по подготовке макета к печати: от подбора исходных материалов и перевода их в цифровую форму, считываемую компьютером, до получения готового изделия, в данном случае - оригинал-макета, подготовленного к выводу на печатающее устройство, без изменений его первоначального замысла. От его профессиональных навыков напрямую зависит качество готового продукта и реализация творческого потенциала с помощью компьютера. Перед дизайнером открываются новые возможности поиска выразительности художественного образа, что содействует эффектной допечатной подготовки дизайн-проекта к полиграфическому воспроизводству. Это справедливо подметила Р. Дерева: «Компьютерные технологии, переживающие в настоящее время период интенсивного развития, обогатили возможности дизайнеров в такой степени, которая редко достигалась средствами других наук»[23, с.20].
Компьютерная графика - это создание при помощи аппаратных и программных средств компьютерной техники новых шрифтов, графических изображений (как чёрно-белых, так и цветных), мультипликационных изображений, сложных изобразительных монтажей, применяемых в полиграфии в качестве электронных оригиналов. Динамичное развитие компьютерной графики расширяет область её применения, но размывает границы интерпретации термина «графический дизайн». (Сам термин - неустоявшийся, и его нелегко отграничить от электронного монтажа, коллажа, мультимедиа, мультипликации, дизайна и художественного компьютерного искусства [60]). Сегодня разработаны специализированные «издательские» пакеты компьютерной графики, названия которых хорошо знакомы.дизайнеру: Photoshop, Illustrator, PageMaker, Quark XPress и др. Создание дизайнерами изображения средствами компьютерной графики во многом повторяет работу над творческим воплощением идеи при помощи средств ручного письма. То и другое - творческая работа, включающая в себя технологические приемы. Техника - всего лишь инструмент, позволяющий ус-
корить творческий процесс и предоставляющий новые возможности для материализации результата. Широко внедряющиеся автоматизированные системы «компьютер — печатная форма» (Computer-to-Plate, CtP) позволяют создавать печатное изображение на основе цифровых данных, полученных непосредственно с электронного носителя или компьютера.
Современные возможности растрового изображения достаточно широко используются в компьютерных технологиях. Цифровое сохранение и . передачам фотографий и рисунков в электронном виде происходит при помощи растровых цветоделительных технологий. Совершенствование технологий растрирования - процесс постоянных изобретений специалистов полиграфической промышленности. Имеется* значительное количество^ программ, предназначенных для; работы с иллюстративным материалом в виде фотографий и графических работ дизайнеров. С помощью специальных программ - графических редакторов; можно отредактировать изображение для применениям в полиграфии; максимально5 приблизив его к оригиналу при тиражировании в печати. При этом, исследователи отмечают.;, что-развитие допечатных процессов происходит в направление: осуществления-печати непосредственно циклом «компьютер - печатное оборудование», минуя процесс изготовления фотоформ, однако, на многих полиграфических предприятиях изготовление; фотоформшо-прежнему осуществляется, с: помощью пленок,, вїэтом* случае цель цифрового метода допечат-ной подготовки остается* прежней,— создать пленки, с которых будет выполняться печать [59; с. 10].
Знание процесса допечатной подготовки способствуют большей оперативности, гибкости и управляемости в производственном полиграфическом процессе. Однако каждый программный* пакет представляет собой* всего лишь инструмент для реализации; творческих замыслов? художника или-дизайнера такой же, как палитра или кисти, поэтому знания? самих программ недостаточно для.полноценного овладения^навыками графика-дизайнера. В распоряжении пользователя сейчас могут быть самые мощ-
ные компьютеры и самые современные графические программы, способные быстро и качественно вывести файл на экран или отправить в печать любое изображение. Но, тем не менее, простота эта кажущаяся, и только профессионал-дизайнер может учесть все факторы, влияющие на работу, решить проблемы в' комплексе и достаточно быстро. Передача смыслового содержания этих изображений во многом зависит только от знаний и творческих способностей дизайнера. Поэтому области приложения компьютерного дизайна требуют знания основ композиции, рисунка, колористики, полиграфии и других дисциплин, в совокупности дающих результат специалиста-дизайнера в сфере допечатной подготовки полиграфической продукции и других дисциплин, в совокупности дающих результат специалиста-дизайнера допечатной подготовки полиграфической продукции.
Как отмечает технолог и эстетик искусства Р. Арнхейм, сегодня ряд проблем культуры и профессиональной жизни требует от человека специальной визуальной образованности, более интенсивного а, главное, массового подключения* человека к изобразительному искусству, к произведениям полиграфической промышленности, дизайна и графики. Последние в свою очередь, предполагают встречное развитие способности человека к визуальному восприятию [3]. Таким образом, происходит формирование потребительского вкуса и потребности в восприятии высокохудожественной образности в любом, в том числе, и печатном графическом изделии. Удовлетворение эстетических потребностей, в конечном счете, определяет необходимый художественный уровень графического произведения, который обеспечивает дизайнер. Поэтому владение данными навыками и исследование возможностей их формирования в процессе дизайн-подготовки является одним из базовых направлений-развития современного-графического дизайна.
По утверждению О. Яцюк: «если в технике узкая специализация зачастую оправдывает себя, в сфере художественного творчества явно наблюдается тенденция к универсальности, особенно это заметно на приме-
ре дизайна: достижения точных наук увеличили техническую составляющую проектной деятельности. В последние десятилетия особенно активно формируется сфера новой профессиональной деятельности - разработка объектов дизайна с помощью компьютера» [108, с. 63]. При этом часто человек приступающий - изучать графические программы слишком много возлагает надежд на их «сверхспособности» и пытается заменить смысловое содержание работы наслоением компьютерных эффектов. Однако, гармония единства авторского замысла с техническими средствами его воплощения, наступает в тот момент, когда автор осознает, что образно-смысловое содержание, которое затрагивает душевные чувства зрителя, проходит философское осмысление как идея, в первую очередь, в голове самого создателя. Совокупность навыков дизайнера-графика и программиста- позволяет создавать сложные искусственно смоделированные ситуации и объекты. Дизайнер, который хорошо осведомлен о том,; на каком оборудовании и каким способом будет печататься, тираж, может в максимальной степени использовать преимущества выбранного способа печатго и обеспечить высокое качество готовой продукции. Грамотно подготовленный макет - важный этап в процессе изготовления любого полиграфического изделия. Следовательно, при обучении графическому дизайну необходимо учитывать уровень технического оснащения самого процесса -дизайн-проектирования.
С другой стороны, основная задача специалиста, создающего полиграфическую дизайн-продукцию, независимо от технических средств, которыми он пользуется, - это создание объекта визуальной коммуникации. (Под визуальной- коммуникацией традиционно понимается информационный процесс, при-котором подготовленные автором данные изображения передаются зрителю через канал зрения. Переданные сведения через накопленные зрителем воспоминания и ассоциации вызывают у него, сознательно или подсознательно, определенные эмоции. Иначе говоря, объект визуальной коммуникации служит передаточным звеном в процессе обще-
ния автора изображения со зрителем, рассматривающим его произведение.) «В рамках художественной компьютерной графики создаваемый художником объект визуальной коммуникации - это массив графической информации, представленной в форме данных, пригодных для хранения на машинных носителях, для обработки с помощью программ, воспроизведения с помощью периферийных графических устройств и передачи средствами телекоммуникации [49, с.12-14], то есть реализация функции связи становится актуальной задачей разработки дизайн-проекта. Сложность методики обучения данным технологиям заключается в необходимости сочетания принципов и приемов, развивающих образное и креативное мышление, с методами, помогающими освоить ряд профильных компьютерных программ. Развитие креативного мышления позволяет управлять творчеством в процессе поиска новых идей.
Развитие образного мышления позволяет создать предметно-чувственную форму художественного произведения. Познавательные процессы, направленные на развитие образного мышления, помогают дизайнеру осознать реальный смысл и значение проектного решения, выделить главные, наиболее характерные и существенные черты, переходящие в структуру художественного образа. Эта структура является смыслом содержательной части художественно-графического объекта. Через понимание начальных изосмыслов построения изображения, можно обучаемым привить культуру перевода графических изображений в цифровую форму. В результате, научившись понимать смыслы созданных произведений, дизайнер осознает важность вклада глубокого содержательного смысла в создаваемую им работу. Совершенные современные компьютерные средства остаются инструментом в работе дизайнера-графика. Тенденция на воспроизведение только того, что заложено в памяти компьютера, не содержит возможности визуального саморазвития. Центром любой деятельности, в том числе и с помощью цифровых технологий, по-прежнему остается че-
ловек, а человеческий фактор - это основной параметр; учитывая который можно создать графическое произведение..
Выяснение влияния цветоделения на качество и глубину художественного образа и исследование методов максимального приближения оригинала- макета к его полиграфическому исполнению становится одним из актуальных направлений этапе развития современного графичег ского дизайна.
Таким образом; опираясь на теоретические исследования и, богатый. практический опыт использования различных технологий в тиражировании произведений графического дизайна,, можно проследить^ каким образом эволюция? технологий цветоделения? в полиграфической промышленности; проецировалась на развитие основных композиционных, эстетических, художественно-образных принциповграфического дизайна'.
Опираясь.на- вышеизложенное, можно*в итоге*определить основную: проблему данного исследования, методы, и средства, ее: анализа. Взаимот связь развития-технологий^ цветоделения; с графическим, дизайном* и влияние современных технологий: растрирования? на< художественный образ в графическом дизайне можно анализировать с помощью> искусствоведческого подхода к исследованию возникновения? и развития цветоделения в-полиграфии; В этом случае возможно определить соответствие-художественного образа в графическом дизайне его полиграфическому воспроизведению на основе эволюции цветоделительных технологий; и произвести постановку задачв определений-методов формирования основных средств дизайн-проектирования и навыков реализации их в профессиональной деятельности специалистов по допечатной подготовке полиграфической
ПРОДУКЦИИ!
Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих задач:
— исследование исторически сложившиеся направления дорастро-вого, растрового и цифрового этапов развития цветоделения как факторов
влияния на совершенствование основополагающих принципов графического дизайна;:
определение значения возникновения фототехнологий для; становления принципов растрирования; и их влияние на изменение композиционных, принципов графического дизайна;
анализ, специфики использования высокой; плоской и глубокой печати и трансформации: понятия графической точки в: поііятие растра в
дизайне;
-' проведение: сопоставительного анализа, функциональных,, технологических иі формообразующих принципов; в развитии; цветоделения и? исследование их влияния-;на;изменение художественного образа объектов графического дизайна;
-' рассмотрение эволюции' формообразования регулярного и нерегулярного растра и пикселя- в передаче полутонового изображения!для рас-., ширения^композиционных приемов графического дизайна;
—'' выявление перспектив) развития- формообразующих принципов:, растровых технологий и- их роли в. формировании основных представлений по цветоделению у дизайнеров-графиков;
- разработка проектной* методики формирования навыков- допечат-
ной обработки;объектов графического дизайна и определение роли дизай
нера; в процессах оцифровкиj обработки и верстки полиграфической; про
дукции.
Границы диссертационного исследования; определяются, временными? рамками - от ЖУ до ХЖвв: и охватывают период становления и развития? техники гравирования* изображения; возникновения тиражирования, появ-. ления-j растрирования; и влияния растра, на совершенствование цветодели-тельных технологий. Рассматриваются объекты полиграфической продукции, выявляется роль использования в них дизайнерами знаний цветоде-лительных технологий для совершенствования качества выпускаемой ти-ражнойпродукции;
В основу методов исследования положен анализ и обобщение различных архивных материалов, литературных источников, монографий и публикаций, переодических изданий по дизайну и полиграфическому производству. Основным базовым материалом для работы являются труды в области изобразительного искусства, теории и методологии дизайна, эстетики; компьютерных технологий допечатного производства.
Научная.новизна исследования состоит в том,.что впервыерассмат-ривается влияние средств полиграфии на развитие композиционных приемов и художественного образа в процессе формирования стилевых особенностей выразительности графического объекта. Определяется; закономерность расширения творческих возможностей дизайнера в связи с совершенствованием технологий воспроизводства оригиналов современной полиграфической: промышленностью. Исследуется взаимозависимость технологий^ цветоделения с помощью^ растрирования и композиционных; принципов графического дизайна,. которая* определяет качество проектируемого объекта ш требования; к профессиональной подготовке специалистов: Особое внимание: уделяется; техническим- средствам цветоделитель-ных технологий в историческом аспекте:развития:графического дизайна*.- -:
Практическая! значимость исследования состоит в выявлении основных закономерностей развития технологий: цветоделения, способствующих совершенствованию возможностей художественного проектирования объектов графического дизайна. Данное исследование раскрывает динамику измененияхудожественного образа в» связи с новыми технологическими; возможностями: полиграфии и определяет требования к уровню подготовки- современных специалистов - художников-дизайнеров: допе-чатнош подготовки.
Современный, этап развития^дизайна выдвинул целый?ряд задач; акцентирующих практические и теоретические стороны профессиональных принципов дизайнерской: деятельности, важнейшим из которых является художественный образ, создатель которого в процессе работы над графи-
ческим произведением основывается на технологиях цветоделения в полиграфической промышленности. Сочетание этих компонентов обусловливает новые профессиональные отношения полиграфического производства и графического дизайна, практически являющимся составной частью издательских систем. Функциональные, технологические и формообразующие принципы в развития цветоделения активно влияют на изменение художественного образа объектов графического дизайна при полиграфическом воспроизведении.
Развитие дизайна требует овладения основными навыками и формирования допечатной обработки объектов графического дизайна и определяет роль дизайнера-графика в процессах оцифровки, обработки и верстки полиграфической продукции, с учетом условий современного сложившегося рынка полиграфического производства и потребности в специалистах допечатной подготовки полиграфической продукции. ...
Историческое развитие форм печати. Дорастровый этап
Зарождение печати происходит на рубеже XIV-XV веков и непосредственно связано с потребностью распространения тиражирования произведений искусства. К этому времени искусство рукописной книги достигло своего совершенства и требовало размножения экземпляров более продуктивным методом. Для ускорения выпуска книги применялись примитивные усовершенствования, всевозможные штампы, вырезанные контуры отдельных буквиц и несложных иллюстраций на деревянных и медных поверхностях для последующего тиснения на бумагу и раскраски ручным методом. Переписчики текста использовали всевозможные шаблоны и «копировальные» устройства.
Переход от манускриптов к печати впервые произошел после изобретения И. Гутенбергом первого печатного механизма. Однако, такое утверждение верно лишь относительно Европы. Самая первая из известных на Земле печатных книг представляет собой сборник буддистских текстов. Напечатана она в 868 году в Китае методом ксилографии (печать с деревянной гравюры). Можно предположить, что самые первые книги были напечатаны раньше, однако, упоминание о них до наших дней не дошло.
Одна из самых древних известных книг - Буддистская Алмазная Сутра (868 год н.э.). В Корее уже в 1234 году использовался наборный шрифт, почти на 200 лет раньше, чем в Европе (шрифт И. Гуттенберга в Германии). Самый ранний документ, подтверждающий применение на 19 борного шрифта, - сборник сон буддистских проповедей, напечатанный в 1377 году в период династии Коре.
С изобретением в Европе книгопечатания с использованием съемных наборных форм, появилась возможность массового тиражирования книг. И. Гуттенберг, «...начиная с 1430 г., экспериментирует в Страсбурге с металлическими шрифтами. К 1448 г. он печатал книги, используя съемные наборные формы. В его родном г. Майнце ремесленники занимались металлообработкой и могли отливать шрифты и изготавливать прессы. Изобретение И . Гуттенберга включало такие новшества, как использование металла, матриц для отливки шрифтов и пресса, аналогичного применяемому в виноделии...» [58, с. 77]. Таким образом, можно сказать, произошло зарождение новой индустрии - полиграфии.
Истории развития полиграфических технологий посвящены труды многих исследователей. Из российских ученых необходимо отметить фун-, даментальную работу М. Щелкунова «История, техника, искусство- книгопечатания»; опубликованную еще в 1926-году, но не потерявшую своей актуальности и сегодня. Большой вклад в науку историй книгопечатания,, прежде всего, отечественного, внес Е. Немировский, написавший- целый» ряд.трудов по истории книгоиздания и полиграфии. Много и плодотворно в течение уже долгих лет работает в журнале «Полиграфия» Б.П. Саморо-дов; интереснейшие, глубокие по содержанию, насыщенные фактами статьи С. Стефанова публикуются в журналах «КомпьюАрт».
История иллюстрирования книгопечати начиналась с обрезной, ксилографии или гравюры на доске, немного позже появилась гравюра на меди. Длительное время весь иллюстративный материал книг основывался на гравюрных техниках, а печатное оборудование почти не менялось. При изготовлении книг, объявлений, плакатов использовались такие изобразительные средства, как гравюра на дереве (ксилография), многочисленные офортные техники (травление кислотой металла), технология литографии, основанная на способности некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Таким образом, художник сам воплощал художественный замысел в форме, позволявшей сделать с нее оттиск на бумаге.
Весь процесс формирования произведений графического искусства в дорастровый период развития полиграфической продукции неотрывно связан с индивидуальным творчеством художников, работы которых создавались, в основном, методом гравирования и были максимально приближены к начальному художественному образу, рождавшемуся в голове создателя. Это справедливо подчеркивает эстетик А. Єутягин:
«Художник создаёт индивидуальные, единичные образы, рассказывая о событии; характере, переживании человека, о красоте природных явлений и т.д. Эти образы воспринимаются нами как конкретные факты, как сама жизнь..., художественный образ является результатом особого способа обобщения- жизни, раскрытия» её смысла, её сущности» [89, с. 387]. И через данный образ уже в графической форме выражает смысловую сущность произведения.
Самые старые дошедшие до нас печатные европейские книг» были созданы в Голландии и соседних с нейхтранах и датируются концом XIV -началом, XV века. Крупным центром изготовления печатной продукции был голландский город Гарлем. Возможно, что печатание с гравированных досок начали практиковать примерно в одно время в Голландии и в Венеции, откуда в течение сравнительно короткого периода оно распространилось в Германию, Францию и Италию.
Искусствовед-исследователь Е. Левитин, опубликовавший много статей и очерков по истории развития и становления гравюры, писал: «...Уникальность гравюры (прежде чем сделать произведение, необходимо создать форму, с которой оно делается) объясняется возможностью иметь оригинальное это произведение во многих экземплярах. Печать-оттиска,-неотъемлемое свойство гравюры, если бы не было тиражности, не было бы самой гравюры» [40, с.8]. По его мнению, графическое искусство, по существу, рождено гравюрой, и здесь очень важно было найти соответствующий материал для оттиска. Известно, что отпечатки делались на пергаменте, на шелке, на полотне. Но все эти материалы огрубляют изображение, вносят в него лишний фактурный элемент или недостаточно принимают на себя краску. Лишь бумага обладает той степенью нейтральности, которая позволяет переносить на нее любой образ, любую систему линий и пятен. Бумага широко распространилась лишь в конце XIV века [39, с. 24].
С возникновением гравюры впервые в истории появляется возможность широко тиражировать визуальный образ. До этого всякое явление, всякий предмет, всякое устройство можно было в книге лишь описать — со всей приблизительностью словесного описания. Гравюра позволила заменить описание наглядным изображением, а ее тиражность способствовала широкому знакомству с этим изображением. В 70-80-е годы XV века начинают одна за другой выходить книги с гравированными иллюстрациями научного, инструктивного или информационного характера.
В ксилографии XV века композиция гравюры и каждая ее деталь предстают перед нами скорее как условный знак образа в гораздо большей степени, чем прямое изображение натуры. В гравюрном изображении редко участвует цвет, в основе произведения присутствует линия и пятно.
Растровый этап в допечатной подготовке полиграфической продукции и его значение в развитии художественно-образной выразительности в графическом дизайне
Согласно открытой теории Ньютона о трех основных цветах, впервые способ печати основными цветами был апробирован в технологии офорта (меццо-тинто, пунктирная манера). Суть процесса состоит в создании на-поверхности печатающей формы многочисленного количества различных по форме точек (выступающих или углубленных по отношению к поверхности доски), передающих градационную характеристику одного из основных цветов. Зернистая поверхность металла впервые выступила в роли естественной растровой структуры. Технологии офорта, а затем и литографии, создавались за счет структуры материала при травление кислотами и носили характер случайный и получили название стохастических.
В 1839 году, когда Талбот объявил об изобретении своего калотипа (по-гречески это означает «прекрасный образ»). В основе изобретения ка 48 лотип — это прямое изображение на бумаге, которое получалось с негатива. Калотип оказался ближе к современной фотографии, но по причине некоторой размытости получаемых изображений в сравнении с дагерротипом это изобретение Талбота не получило широкого распространения.
Но если в отношении первенства в изобретении фотографии у историков всегда были поводы-для споров, то авторство Талбота неоспоримо в отношении идеи получения позитивного изображения с негатива посредством использования тонкой сетки в качестве промежуточного слоя. А это и есть по своей сути растрирование, то есть получение штрихового изображения из полутонового.
Роль растрирования в высоком, глубоком и плоском способах печати в полиграфии весьма велика, поскольку именно оно позволило значительно удешевить процессрепродуцированияиллюстраций.
Способ глубокой печати получил широкое распространение и в сфере выпуска неиздательской продукции. Это печатание на упаковочных (в том числе и синтетических) материалах, изготовление этикеток, оформление обоев, так называемая- «декоративная печать» - имитация на бумаге рисунка ценных пород древесины, камня, ткани, печатание ценных бумаг, получение изображений на бумаге для последующего воспроизведения их на ткани, в частности, способом термопереноса. Это отмечают многие специалисты: Специализированные машины глубокой печати позволяют печатать многокрасочную продукцию на бумаге различной массы, на фольге, полиэтиленовых пленках и пакетах и даже на металле. Характерные признаки способа глубокой печати-проявляют себя-на оттиске и делают способ узнаваемым при внимательном ознакомлении с оттиском [2, 8,9,41,87,99, 101].
Высокое качество воспроизведения, присущее этой технологии, и по сей день остается практически недостижимым для других промышленных способов печати. Технология глубокой печати применяется при печати денежных знаков, богато иллюстрированных каталогов большими тиражами, этикеток и т.д.
Для графиков-дизайнеров создание оригиналов для глубокой печати особых проблем не доставляет. Проблема возникает только с печатью текста мелкого кегля, возможности ограничены из-за растискивания на бумаге краски при печати.
С изобретением фотографии завершился период становления так называемых дорастровых структур цветоделения в допечатной подготовке объектов графического дизайна. Долгое время художники перерисовывали полутоновые изображения, преобразуя их в штриховые, если необходимо было печатать эти изображения способом высокой или глубокой печати. Трансформация полутоновых изображений в штриховые или микроштриховые изображения — это, несомненно, требовало больших художественных способностей, поэтому в полиграфии работали высокопрофессиональные графики и граверы. Для уточнения терминологии следует определиться в понятии. Так Оксфордская энциклопедия трактует графическое искусство (graphic art) - как вид изобразительного искусства, основывающийся на искусстве рисунка, но обладающий собственными выразительными средствами. Термин «графическое искусство» применяется в полиграфии вообще, в том числе к печатанию текстов и изготовлению иллюстраций (оформление книги). Если раньше в основе графического искусства лежала,линия, контраст черного и белого, то теперь используются точка, пятно, также контрастирующие с белой поверхностью бумаги, помогающие создать тональные нюансы, возможно и применение цвета. Емкость образа достигается концентрацией художественных средств образно-выразительными метафорами. По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику, по назначению - на станковую, книжную, газетно-журнальную, прикладную и плакат [61, с. 106]. Таким образом, исторический этап завершает процесс оформления графики как вида изобразительного искусства и разграничивает её от технологий воспроизведения изображений. К способам высокой печати следует отнести также и флексограф скую печать, которая в последнее время находит все более широкое при менение. Высокая скорость печатания на любых рулонных материалах, не впитывающих печатную краску, дешевые (на единицу продукции) печат ные формы из фотополимеров (высокая тираже стойкость) и возможность одновременно в одной машине печатать, лакировать,, проводить тиснение и высечку, делают данный способ печати очень перспективным для этике точной и упаковочной промышленности, а также для печатания газет. Особенностью данного способа является возможность установки фраг ментарных печатных форм (состоящих из отдельных фрагментов) на формных цилиндрах различного диаметра. Это дает возможность печатать, повторяющиеся сюжеты на полотне рулона с очень высокой скоростью. Именно поэтому способ флексографской печати широко используется; для печатаниясобоев; этикеток,.упаковок, газет [94, с. 2-9]. -,..-.
В связи с: особенностью создания: полиграфической продукции приг помощи технологий высокой: печати дизайнеру приходилось считаться» со спецификой верстки; при оформлении- произведения; предназначавшегося для тиражирования. В высокой печати невозможно было скомпоновать иллюстративный материал на вылет страницы, так как рабочая полоса печати закреплялась в заключную раму, внутренний размер, которой не совпадал с размерами печатной формы, и, как; правило, был меньшим. Все должно быть заверстано в формате рабочей полосы. Дизайн макета выпускаемого изделия? книжной и другой продукции в высокой: печати, особым; разнообразием верстки не блистал, все усилия- были направлены на художественно-графическое исполнение. Очень часто технический редактор размечал текст, а художник-дизайнер выполнял иллюстративный материал в соответствии с макетом технического редактора. Как правило, это было оформление обложки титульного листа, заставки и небольшого количества иллюстраций, в преобладающем большинстве выполненных в черно-белой манере в целях удешевления выпускаемого графического изделия.
Появление в полиграфических технологиях новых художественно-графических средств
Историю развития графического искусства можно сопоставить с историей развития отечественной культуры. Графический дизайн является видом графического искусства, так как задачи, поставленные перед ним, решаются теми же художественными средствами, что ив искусстве, а полученные произведения имеют такое же образно-эмоциональное выражение, сложное содержание, а некоторые из них сохраняют свои ценностные качества на протяжении многих веков; как и лучшие произведения: искусства. Но на процесс развития и изменения? выразительных средств в графическом дизайне действует смена физических, механических и технических возможностей; технологические возможности, доступные дизайнеру, определяют процесс, в ходе которого он создает своюработу.
Графический; дизайн имеет весьма глубокие исторические корни; К произведениям графического дизайна,, например, можно причислить выпускаемые ещё до нашей эры монеты. Для их изготовления и размножения использовался металлический штамп.- Символы, наносимые на монеты при помощи штампа, относят к логотипам, эмблемам, так как они обладают всеми качествами, позволяющими их причислить к изделиям графического дизайна - символичностью, выразительностью; лаконичностью, узнаваемостью и т. д.
Исключительным событием в; истории графического дизайна явилось рождение совершенно нового вида искусства - гравюры, и это определялось несколькими причинами: технологическими, эстетическими, социальными. Одним из важных факторов в дальнейшем развитии графического искусства было изобретение в XII веке бумаги. Но основную роль в становлении и развитии этого вида искусства сыграло изобретение способов переноса изображения на бумажную основу - гравюра.
Основные разновидности гравюры имеют свои технологические прототипы, существовавшие в более ранние времена: для ксилографии — это штампы-печати и набойка, для резцовой гравюры - это ремесло золотых дел мастеров, для офорта - мастерские оружейников. Но гравюра в истинном смысле слова, как отпечаток на бумаге изображения, вырезанного на специальной доске, появляется только на рубеже XIV-XV веков.
Развитие искусства полиграфической продукции неотрывно связано с творчеством художников-графиков. Изготовители книг, объявлений, плакатов пользовались такими же изобразительными средствами, как и художники-граверы - по деревянным, металлическим, шиферным доскам -ксилографии. Самые старые, дошедшие до нас печатные книги-гравюры были созданы в Голландии и в соседних с ней странах и датируются концом XIV - началом XV веков. Крупным центром изготовления печатной, продукции, был голландский город Гаарлем. Возможно, что печатание с гравированных досок начали практиковать примерно в одно время в Голландии и в Венеции, откуда.в течение сравнительно короткого периода оно распространилось в Германию, Францию и Италию.
В области изготовления книг эволюция технологии шла по тому же пути, что и в печатании гравюр: сначала на доске вырезался только рисунок, а текст от руки вписывался на листы с типографскими оттисками гравюр. Затем к вырезанию на доске рисунка добавили технологию выреза-ниЯ Текста, поясняющего рисунок; в дальнейшем стали вырезать на досках только текст, без иллюстраций. Все ксилографические книги делятся на две группы: с иллюстрациями и без иллюстраций. Первая группа, в свою очередь, делится на две подгруппы: на книги хироксилографические с текстом, вписанным на листах вручную, с типографскими оттисками гравюр; и на книги ксилографические, где текст, как и рисунки, отпечатан.
На первых этапах развития ксилографии техника печати была настолько несовершенна, что листы бумаги при получении оттиска загрязнялись с обратной стороны, поэтому приходилось печатать только на одной стороне листа. В результате, после сшивания книги, одна страница была с печатью, а другая - чистая. В дальнейшем стали использовать предохраняющую оттиски от загрязнения бумагу или материю, и тогда ксилографические клише начали выполнять с обеих сторон листа. Техника печати с металлических клише на основе выпуклого рисунка мало отличалась от техники печати с деревянных досок. Металлические (медные) доски брались более тонкие, чем деревянные, а режущий инструмент был еще более твердым и острым. После изготовления клише печатание выполняли тем же способом [43, стр. 66].
Дата создания первой ксилографической книги неизвестна. Скорее всего, это искусство возникло в первой четверти XV века и развивалось во второй его четверти (1425-1450 годы). Изготовлением ксилографических книг первыми занялись, вероятно, монастыри северо-западной Европы (Голландия и близкие к ней города Франции и Германии) - по крайней мере, именно оттуда происходит большинство сохранившихся книг этого периода, напечатанных с досок.
Ручная механическая гравюра - техника очень трудоемкая, поэтому в XVI веке ее вытеснил офорт с технологией травления рисунка вглубь доски азотной кислотой. Улучшение технологии печати способствовало повышению качества иллюстративного материала и совершенствованию художественной выразительности печатного изделия. В работе нужен был большой опыт: важно знать, какой раствор кислоты приготовить; как долго подвергать доску травлению; какой лак нужен в каждом отдельном случае. При необходимости корректировки гравер работал резцом. В офорте процесс создания графического произведения значительно ускорился по сравнению с ручной гравировкой. В 1440 году произошла революция в печатном деле. Иоганном Гутенбергом был изобретен подвижный шрифт - отдельные литеры, позволявшие производить набор любого текста. Помимо шрифта Гутенбергу принадлежат и другие изобретения: пресс для печати литер; густая черная непрозрачная типографская краска, удобная для нанесения на десятки крошечных литер; сплав для отливки отдельных элементов шрифта, увеличивший их долговечность; ручной словолитный прибор, обеспечивший стандартность литеры, и массовость её изготовления. Современники называют Иоганна Гутенберга «отцом графического дизайна», потому что, кроме появившейся возможности создавать неограниченное количество разнообразных печатных шрифтов, изобретение подвело его к созданию первой,модульной сетки; которой мы и пользуемся уже на протяжении 500 лет [2, с.7].
Основные направления перспективного развития растровых и цифровых технологий в допечатной подготовке объектов графического дизайна
Одно из основных направлений развития художественно-образной выразительности объектов графического дизайна полиграфии в настоящее время тесно взаимосвязано с освоением графиками-дизайнерами постоянно развивающихся цифровых технологий. Цифровые технологии способны воплотить самые неожиданные фантазии в допечатной подготовке полиграфического дизайн-проекта. Множество средств программного обеспечения издательского комплекса трудно воплотить в одном проекте, настолько они разнообразны — это, в первую очередь широчайший диапазон графических средств зависящих от авторской идеи. Средства выразительности в компьютерных технологиях ограничения не имеют: - это разнообразные параметры форм кисти, карандаша, различные фактуры, имитации техник живописи и рисунка. Способность компьютерных технологий позволяет дизайнеру организовать послойное выполнение работы с последующим редактированием каждого слоя и возможностью их объединения. Таким образом, авторскую идею можно воплотить с помощью цифровых технологий. В бумажной промышленности современные компьютерные технологии позволили наладить выпуск большого разнообразия дизайнерских бумаг, способных активно влиять на образную выразительность полиграфического дизайн-объекта.
Развитие компьютеризации коренным образом изменило область полиграфического производства. Еще лет 20 назад на предприятиях господствовали репродукционная фотографическая техника, ручной полив формных пластин копировальным слоем в центрифуге и даже зернение их поверхности при помощи абразивных материалов и фарфоровых шариков. Лаборатории типографий были заняты изготовлением копировальных растворов на основе хромированных коллоидов, проявителей для фотопленок, различных обрабатывающих растворов для формного и печатного процессов. Теперь это уже в прошлом.
Человек сумел добиться того, что подготовительный этап производства в печати совершенно перестал быть похожим на существовавший в недалеком прошлом. Это относится не только к отдельным его стадиям (репродукционные или формные процессы), но и ко всему этапу в целом.
Настольные издательские системы, автоматика, электронное изготовление и обработка текстовых и изобразительных оригиналов любой сложности, совершенно вытеснили старую наборную и репродукционную технику, заменив ее принципиально новыми устройствами — сканерами, растровыми процессорами, выводными устройствами «Из компьютера1 на пленку», «Из компьютера на печатную форму», «Из компьютера в печать»[94, с. 32].
Системы автоматизированного управления производственными процессами в большой степени коснулись допечатных процессов. Они получили название Workflow Management (управление последовательностью производственных этапов). На входе таких систем — текстовая и иллюстрационная информация, перенесенная в компьютеры, а на выходе — сверстанные, вьжлюченные и спущенные полноформатные листы в виде фотоформ или печатных форм. Идея таких систем состоит в повышении пропускной способности производственных процессов путем целенаправленной оптимизации последовательных рабочих операций на базе автоматизации и компьютеризации производства. Эти системы направлены, прежде всего, на изменение всей организации производства на предприятии и на его автоматизацию. Основа этой системы — высокопроизводительное серверное решение, которое находится в центре всего производства. Задача сервера состоит в уско рении прохождения потока информации в производственной сети и в оптимизации процесса управления выводом данных.
Это стало возможным, благодаря мультипроцессорной системе серверной рабочей станции. Система управления полностью открыта для всех форматов и не требует никаких особых фильтров, которые бы привели к увеличению вычислительных работ. Аппаратной основой системы является электронная многопроцессорная вычислительная машина. С ее помощью на одноместной ЭВМ одновременно выполняется ряд функций, включая работы по спуску полос и его автоматическому контролю. Интенсивно развиваются системы вывода изображений после их компьютерной обработки непосредственно на формные материалы.
С увеличением вычислительных мощностей у компьютеров появилась возможность работы с крупными объемами данных. Это позволило развиваться объектно-ориентированным-программам создания и обработки графики и выделило компьютерную графику в отдельную отрасль информационной науки [10,с.37]. При переходе на объектно-ориентированные программы отпала необходимость программировать графику в виде кодов, появилась возможность работы с графическими объектами (примитивами) и их атрибутами. Иными словами, инструменты, объекты и команды, используемые в программах, стали математическими описаниями, но перед пользователями они предстали уже в виде готовых объектов, которыми просто манипулировать.
При полиграфическом воспроизведении цветных иллюстрационных оригиналов решаются три основные задачи: воспроизведение резкости, воспроизведение градаций тонов (тоновоспроизведение) и воспроизведение цвета (цветовоспроизведение). Оригиналы, предназначенные для одной работы, в идеале должны- быть выполнены в одной манере и в одной технике. Например, недопустимо сочетание в одном сюжете деталей, выполненных акварелью и гуашью, так как каждой технике и каждому виду оригинала должен соответствовать наиболее подходящий технологический вариант воспроизведения. При подготовке оригинала техника его выполнения выбирается в соответствии с конкретным вариантом технологического процесса воспроизведения и техническими возможностями вида печати.
Способ плоской офсетной печати как нельзя лучше подходит для воспроизведения оригиналов, выполненных акварелью, пастелью, карандашом. Оригиналы, предназначенные для репродуцирования способом плоской офсетной печати, могут иметь чистые светлые и насыщенные цвета, большую градацию в светах. Этим способом также хорошо воспро-изводятся мелкие графические элементы.
Для высокой печати характерна хорошая проработка светов и теней изображения. Поэтому оригиналы, предназначенные для воспроизведения способом высокой печати, могут быть выполнены в темной тональности, например, гуашью или маслом и иметь в тенях сложные цветовые оттенки. Однако, наличие чистых и насыщенных цветов в сюжетно важных деталях нежелательно, поскольку на репродукции они могут быть загрязнены.
Способом глубокой печати можно репродуцировать с насыщенными и сочными цветовыми тонами изображения, характеризующиеся большим интервалом плотностей. Однако, обязательное растрирование всего изображения приводит к тому, что штриховые элементы оказываются расчлененными и могут быть нечеткими. Для воспроизведения масляной живописи хорошо подходит глубокая печать, поскольку способ синтеза цвета при использовании печати наиболее близок к живописному.