Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Агалюлина Юлия Камильевна

Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений
<
Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Агалюлина Юлия Камильевна. Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06 / Агалюлина Юлия Камильевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна].- Санкт-Петербург, 2010.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-5/1938

Содержание к диссертации

Введение

1 Состояние вопроса 9

1.1 Эмалевое покрытие в дизайне 9

1.2 Технология изготовления керамических пигментов и красок 17

1.3 Технология и виды декодирования в промышленности 30

1.4 Физические основы цветности 38

1.5 Принцип цветообразования 44

2 Методика изготовления образцов 47

2.1 Сырьевые материалы для приготовления эмалей 47

2.2 Технология нанесения эмали и ее обжиг 49

2.3 Подготовка и исследование керамических пигментов для деколи 54

2.4 Технология изготовления и нанесения деколей 56

3 Решение задач цветового проектирования трансферов на эмалевых поверхностях 67

3.1 Исследование зависимости цветовых характеристик деколи от температуры обжига 67

3.2 Влияние химического состава деколи и температуры обжига на толщину декоративного покрытия 80

3.3 Исследование взаимодействия кадмиевых и бескадмиевых красок 84

4 Влияние технологических параметров нанесения трансферов и двухкомпонентных компаундов на цветовые характеристики покрытий 87

5 Методика практического применения трансферных технологий 91

5.1 Моделирование ювелирных форм с использованием систем прототипирования 91

5.2 Влияние техник эмалирования на моделирование ювелирных изделий 92

5.3 Основные проблемы крепления эмалевых вставок в различных модификациях кастовых систем 98

5.4 Основные принципы моделирования форм ювелирных изделий при помощи аддитивных и неаддитивных технологий 99

5.5 Программное обеспечение для создания макета трансфера 101

5.6 Особенности создания эскиза ювелирного изделия с деколью 104

6 Примеры реализации результатов исследований 111

Основные результаты и выводы работы 114

Список использованных источников 122

Приложение 134

Введение к работе

Актуальность работы

Современное крупносерийное массовое и мелкосерийное производство ювелирных украшений обновляет и расширяет номенклатуру выпускаемой продукции в основном за счет приоритетных дизайнерских решений, направленных на совершенствование свойств изделий, путем создания новых художественных образов, открытия и разработки пространственных форм и создания цветовых композиций, которые способствуют удовлетворению эстетических требований самого изысканного и утонченного социума.

Развитие культуры и моды ставит перед дизайнерами и ювелирной промышленностью все более сложные и трудоемкие задачи, которые практически невозможно решить без серьезных научных разработок.

Эмалирование является одной из базовых технологий ювелирного производства, дающей возможность расширить арсенал художественных средств и приемов реализации авторских идей, создавать собственные цветовые сочетания, обладающие яркой индивидуальной выразительностью. Это, прежде всего, выбор материалов для декоративно-защитных покрытий в интеграции с трансферами и различными условиями их нанесения на поверхность изделия, которые значительно дополняют гамму цветового сенсорного восприятия и пространственную фактуру.

Горячее и холодное эмалирование варьируется в зависимости от серийности производства, которое определяется рыночными отношениями. Растущий потребительский спрос делает актуальным применение эпоксидных и полиуре-тановых двухкомпонентных компаундов и фотополимерных эмалей. Таким образом, выбирая материалы покрытий, комбинируя их с трансферами и варьируя условия их нанесения, можно придавать поверхности изделий различные цвета и фактуру, расширяя возможности полутоновой передачи в миниатюре. Все это в совокупности повышает качество продукции и разнообразит ее ассортимент.

В научной литературе имеются сведения об использовании различных красок в изготовлении трансферов, но процесс воспроизводимости их цвета на эмалях в ювелирной промышленности не рассматривался.

Для придания поверхности деколи на эмали определенного заданного комплекса цветовых характеристик, таких как насыщенность, яркость, тон, требуется изучение современного ассортимента красок и эмалей с учетом технологических процессов декодирования. Оптимальный выбор сырья невозможен без всестороннего учета свойств, технологических особенностей печати деколи и ее взаимодействия с эмалью, способов нанесения и возможных химических реакций при декодировании между используемыми материалами и внешней средой.

В таких условиях одной из важных проблем является отсутствие трансферти методики в технологических процессах эмалирования в целях получения заданных колористических свойств покрытий ювелирных украшений.

Цель и задачи исследований

Целью диссертационной работы является научное обоснование и разработка трансферной методики создания ювелирных изделий с эмалированными поверхностями, имеющими заданные колористические свойства.

Для достижения цели в работе решены следующие задачи:

1) проведен сравнительный анализ современных методик изготовления
ювелирных изделий с применением цветных эмалей для их научного ис
следования и дальнейшего совершенствования;

  1. установлены зависимости цветовых характеристик деколи на поверхности изделия от температуры обжига в диапазоне 750-880 С и цвета эмалевой подложки;

  2. разработаны технологии получения ювелирных изделий с заданными цветовыми характеристиками;

  3. созданы базы данных для изделий, имеющих и-слойное покрытие, образованное керамическими красками и цветными эмалями, по цветовым характеристикам при температуре обжига;

  4. разработаны рекомендации по внедрению трансферной методики в технологические процессы эмалирования на ювелирном производстве.

Методы исследования

Колористические свойства и цветовые характеристики исследуемых объектов оценивали с помощью методов спектрофотомерии с использованием спектрофотометра фирмы GretagMacbeth Spectrolino, оптического микроскопа Leica DFC 320 High Resolution Color Digital Camera, электромагнитного толщиномера Константа-К5.

Для получения образцов в работе использовалось специальное оборудование: муфельная печь JP Selecta S. А. N - 80 L 1100 (Испания), с погрешностью измерения температуры ±10 С; низкотемпературная печь с принудительной конвекцией SNOL 24 / 200 LFN (Литва); засветочный шкаф Beltron beltro-mat 815 (Германия); печатная машина Thieme 1010 (Германия); автоматическое оборудование для нанесения копировальных слоев Harlacher (Швейцария); пресс гидравлический Orofranco 15 тонн (Италия); принтер Canon Pixma ІР 1600 (Япония); пневматический диспенсер EFD (США).

Обработка результатов проводилась с применением методов математической статистики на ПК с использованием стандартных программ

Научная новизна работы заключается в следующем.

  1. Установлена зависимость цветовых характеристик деколей на эмалях от их химического состава и температуры обжига в диапазоне 750-880 С.

  2. С использованием математических методов планирования эксперимента определена оптимальная температура обжига, при которой максимально достигаются колористические показатели эмалевых покрытий при обеспечении требуемой насыщенности цвета, как их основной цветовой характеристики.

  1. С применением информационных технологий создана база данных цветовых характеристик для внедрения системы автоматизированного проектирования ювелирных изделий.

  2. Показано, что последовательность наложения кадмийсодержащих и бескадмиевых деколей на эмалевую поверхность при температуре обжига

750 С не влияет на размеры периферийной зоны.

5. Разработаны рекомендации, позволяющие расширить спектр информа
ционных и дизайнерских решений при внедрении трансферной методики в тех
нологический процесс холодного эмалирования ювелирных изделий.

Практическая значимость работы

  1. Предложенная методика позволяет увеличить серийность ювелирных изделий, создать устойчивый вид парных украшений и гарнитуров, снизить трудозатраты и себестоимость продукции.

  2. Разработаны рекомендации по внедрению методики декодирования в технологические процессы горячего и холодного эмалирования на ювелирном производстве.

  3. Результаты работы внедрены с положительным эффектом в ювелирные производства: ЗАО «Ростовская финифть» (г. Ростов Великий), ООО «РосЮве-лирПром» (Санкт-Петербург).

Апробация работы

Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на: Первой Международной научно-практической конференции «Развитие современного искусства: наука и образование в области ювелирной промышленности» СПГУТД (СПб., 2007); научно-технических конференциях и семинарах СПГУТД (СПб., 2007—2009); заседаниях кафедры технологии машиностроения и художественной обработки материалов СПГУТД (СПб., 2007—2009); Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современная техника и технологии» ТПУ (Томск, 2008, 2009); семинаре ДААД «Михаил Ломоносов / Иммануил Кант» (Бонн, Германия, 2009); кафедре дизайна Дюссельдорфского университета прикладных наук (Dusseldorf University of Applied Sciences) (Дюссельдорф, Германия, 2009).

Работа была поддержана грантом Министерства Рособразования и Германской службой академических обменов DAAD (А / 08 / 96361) в рамках программы «Иммануил Кант» (Москва, 2008).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Текст работы изложен на 133 страницах, содержит 26 рисунков и 15 таблиц. Список использованных источников насчитывает 146 наименований.

Достоверность результатов подтверждается научным обоснованием положений, выносимых на защиту, апробацией методики на ювелирных произ-

водствах и использованием современных средств и методов проведения исследований.

Технология изготовления керамических пигментов и красок

При температурах от 700 до 900 С эмалевый порошок взаимодействует с металлической основой и образуя гладкое блестящее прочно соединенное с металлом покрытие, это происходит, когда эмаль размягчается в определенном интервале температур, а не при определенной температуре плавления. При нагреве изделия в печи от комнатной температуры до температуры обжига происходит оплавление эмали, которое Э. Бреполь в книге «Художественное эмалирование» разделил на несколько фаз [2]. 1-я фаза. При загрузке образца в разогретую печь кислород воздуха проникает через эмалевый порошок к поверхности металла и окисляет его. На поверхности меди образуется окисный слой. 2-я фаза. Частицы эмали спекаются, но покрытие остается еще пористым, газопроницаемым. Окислы меди взаимодействуют на поверхности раздела со стеклообразующими компонентами эмали, особенно с В203, с образованием солей меди. В основном металле вследствие диффузии происходит внутреннее окисление: под слоем окисла меди (СиО) образуется зона закиси меди (Си20). Образование окислов меди приводит к некоторому сближению на поверхности раздела свойств таких различных материалов, как металл и эмаль. 3-я фаза. При дальнейшем нагревании пограничное поверхностное натяжение между все более размягчающейся эмалью и твердой медью снижается настолько, что эмаль растекается по поверхности металла, т. е. начинает «плавиться». Поры спекшейся эмали закрываются, образуется сплошное покрытие, поверхность которого пока еще остается неровной. Образовавшееся покрытие препятствует дальнейшему доступу кислорода воздуха к границе эмали и металла. 4-я фаза. Изделие нагревается до температуры плавления эмали. Поверхностное натяжение уменьшается настолько, что поверхность эмалевого расплава становится гладкой, все неровности исчезают. 5-я фаза. Поверхность эмалевого покрытия должна быть раскаленной докрасна и иметь зеркальный блеск. На этом обжиг заканчивается, и изделие вынимают из печи. 6-я фаза. Если оптимальная продолжительность обжига превышена, это приводит к дальнейшему взаимодействию между компонентами эмали и металла, причем изменяются цвет и прозрачность эмали, пограничный слой отходит от краев металла. При изготовлении эмалированного изделия необходим систематический контроль технологического процесса эмалирования, начиная с приготовления эмали, подготовки изделия к эмалированию и заканчивая выпуском готовой продукции [5-49]. Установить причины брака при отсутствии контроля за технологическим процессом весьма трудно, и всегда при этом требуется больше времени и усилий. 1.2 Технология изготовления керамических пигментов и красок В середине XVII в. ювелиры овладели новым техническим приемом художественного эмалирования. В этом приеме эмаль служила лишь основой для тончайшей, миниатюрной живописи минеральными красками. Технология стала возможной благодаря развитию химии и использованию окислов металлов в производстве красок. Рисунок 1 — Роспись на эмали, выполненная керамическими красками В эмалевой живописи, будь то ручная роспись или деколь, применяют минеральные краски с окислами металлов. К минеральным краскам прибегают не только в ювелирной промышленности, но и в изготовлении расписного фарфора и керамики. Все известные технические приемы, используемые в живописи по фарфору, можно применять в живописи по эмали (рис. 1). Отличие заключается в расписываемой основе и температуре обжига. Надглазурные краски представляют собой смеси пигментов и оттеночных компонентов с легкоплавкими стеклами — флюсами. Составы флюсов меняются в зависимости от используемого пигмента. В качестве флюсов используют свинцовые или свинцово борные силикаты, щелочные оксиды, щелочноземельные оксиды и др. В качестве оттеночных средств — прокаленный кварц, обожженный каолин, фарфоровый бой и некоторые оксиды (кремнезем, глинозем, оксид цинка). Пигменты изготавливают из тугоплавких оксидов (алюминия, циркония), шпинелей, гранатов, силикатов. Среди них наиболее ценны вещества с высоким показателем преломления. На основе оксидов синтезируют пигменты для производства керамических красок. В качестве окрашивающих оксидов, вступающих в реакцию с основой (силикатом, оксидом и т. д.), применяют соединения переходных металлов — железа, никеля, хрома, кобальта и др. Сложность изготовления керамических красок — в сохранении цвета пигментов в высокотемпературном глазурном расплаве. Для приготовления надглазурных красок используют пигмент и фритту, соотношения которых обычно составляет 1 : 10. В эту шихту добавляют 5-7 % беложгущейся глины или каолина, а также электролиты (соду, растворимое стекло, поташ, триполифосфат натрия и др.). Затем осуществляют их помол и перемешивание в шаровой мельнице. Дисперсность измельченного продукта строго контролируют.

Подготовка и исследование керамических пигментов для деколи

В настоящее время широкое применение в ювелирной промышленности находят двухкомпонентные холодные эмали на основе продуктов полимеризации дифенилпропана или соединений с фенольными группами и эпихлоргид-рина или других полиаминов, а также на полиуретановой основе.

Трансферная технология на холодных эмалях существует (рис. 22, а), но в ювелирной промышленности, особенно в России, используется крайне редко. В литературе проблема взаимодействия трансфера с холодными эмалями мало освещена.

С целью исследования колористических характеристик безобжиговых трансферов эксперимент проводился на эмали с эпоксидной основой Cavallin (F. lli Cavallin, Италия). Основными критериями выбора были ее физико-технологические и химические свойства: высокие значения адгезионной прочности; отсутствие летучих паров при отверждении; способность отверждаться в широком температурном интервале от минус 20 до 200 С в слоях любой толщины; незначительная по сравнению с другими термореактивными полимерами усадка; химическая стойкость к действию агрессивных жидкостей; атмосферо-стойкость; хорошая окрашиваемость и совместимость с другими материалами, в частности, лаком L 414 Heraeus и красками LC - 41 Color, PG - 40 Black, Canon.

Отверждение эпоксидных смол может происходить в результате поликонденсации с полифункциональными соединениями — катализаторами, или в процессе ионной полимеризации по эпоксидным группам. В качестве катализаторов используются амины (алифатические и ароматические), дикарбоновые кислоты и их ангидриды, кислоты Льюиса, третичные амины, комплексы триф-торида бора и др. [83].

Для исследования трансферний технологии применялись аддитивно смешанные катализатор Cavallin 9085 и белая опаковая эмаль СО.9002 в соотношении 100/40, которые наносились при помощи пневматического диспенсера на металлическую основу медь — Ml, ГОСТ 1173-06, толщина покрытия составляла 1 мм. Сушка проходила в низкотемпературной печи с принудительной конвекцией при температуре 60 С в течение 45 минут.

На эмаль наносилось печатное изображение посредством трансферной технологии, изготовленное следующим образом: на гуммированную бумагу, покрытую слоем декстрина, наносили изображение бесконтактным способом печати, применяя краски для струйной печати LC - 41 Color, PG — 40 Black, Canon и покрывали safe-лаком L 414 Heraeus.

Печать деколи может осуществляться различными способами цифровой печати. Цифровым печатный процесс считается, когда изображение в печатном устройстве создается непосредственно из электронного файла, без промежуточных процессов. Строго говоря, электрофотографический и струйный способы печати — цифровые.

Цифровые печатные машины позволяют осуществлять печать переменных данных, т. е. менять печатаемый текст или изображение от экземпляра к экземпляру, что обычными методами печати достичь невозможно. Недостатками цифровой печати являются достаточно высокая стоимость оттиска и отсутствие тенденции к ее снижению при увеличении тиража, а также малый диапазон запечатываемых материалов — чаще всего он ограничен несколькими видами бумаги и ее плотностью.

Технология получения копий, при которой изображение наносится на запечатываемый материал набрызгиванием специальных красок из сопел очень малого диаметра с высокой скоростью (до 1 миллиона капель в секунду), называется струйной печатью, которая также подходит для создания безобжиговых трансферов [60].

Трансфер, изготовленный при помощи цифровой печати, имеет высокое качество изображения по сравнению с термотрансферами, изготовленными методом трафаретной печати. Перенос безобжиговой деколи осуществляется путем увлажнения гуммированного слоя деколи и переноса красочного изображения и safe-лака. Для фиксации трансфера на эмалевом покрытии верхним слоем наносили аддитивно смешанные — катализатор Cavallin 9085 и бесцветную прозрачную эмаль TR. 9005 в соотношении 100/40 (рис 22, б).

Методика проектирования колористических свойств безобжиговых деко-лей во многом зависит от качества печати и затрагивает задачи полиграфии, где управление цветом может проходить на предпечатной подготовке, калибровке оборудования и прочих этапах, хорошо освещенных в соответствующей литературе. Сравнительный анализ проведенных исследований выявил большое значение контура safe-лака, который должен совпадать с внутренним контуром декорируемого изделия, так как при изготовлении малых ювелирных форм с использованием двухкомпонентных эмалей исключается операция обжига, следовательно, выгорания органических компонентов safe-лака.

Влияние химического состава деколи и температуры обжига на толщину декоративного покрытия

На основе влияния параметров и факторов, описанных в главе 3-5, на вид готовой продукции можно сделать выводы, что на качество готовой поверхности оказывают влияние технологические режимы процессов эмалирования, деколирования и печати деколи, состава сырья, виды кастовых систем и программное обеспечение, с помощью которого изготавливается макет деколи.

При создании эскиза ювелирного украшения с деколированной поверхностью необходимо учитывать технологические факторы, влияющие на готовый вид изделия. При печати термотрансфера минимальное плетение сетки 120 нит/см. Плетение сетки ограничивает минимальную толщину линии на макете деколи. Более выразительно выглядят локальные сплошные цветовые заливки, в отличие от градиентных заливок, которые достигаются с заметным тоновым шагом. Также декорирование может производиться не только керамическими красками, но и золотыми, платиновыми препаратами, которые необходимо наносить после обжига деколей и подвергать термообработке, рекомендованной заводом производителем.

В формировании ювелирного образа имеют большое значение творческие предпочтения, функциональность, экономические возможности и психологические нюансы. Работа над эскизом — серьезная творческая задача, требующая не только навыков рисунка, но и знаний законов композиции, свойств материалов и тенденций в ювелирной моде.

На ювелирном предприятии необходимо учитывать различные направления, такие как массовое производство, эксклюзив, малая серия, подиумные украшения.

Основным законом любого произведения является его цельность и согласованность элементов. Цельность ювелирного украшения — в верно найденных пропорциях, в ритмической, пластической и цветовой гармонии.

Пропорции играют одну из главных ролей, на них базируются остальные правила построения композиции. Закон пропорциональности заключается в соразмерности частей по отношению к целому и друг к другу. В архитектуре существует правило золотого сечения, которым нередко пользуются дизайнеры украшений. Это правило наилучшим образом характеризует контраст между величинами, ясно различимый человеческим глазом.

Закон доминирования обеспечивает выразительность изделия за счет доминанты по размеру, движению, цвету, контрасту и др. В статической и динамической композиции, а также в ритмических и пластических движениях возможна гармонизация с использованием закона соподчинения противоположных частей. Существуют правила группирования, трехкомпонентности, контраста, которые привносят четкость и ясность в выражении общего замысла. Часто выражение художественного содержания требует не только следования определенным композиционным правилам, но и отступления от них.

В творческих работах используют несколько средств создания композиций: условное изображение реальных предметов, выражаемое в обобщенной форме — стилизация, ритмическая организация, орнамент, оверлеппинг (наложение одной формы на другую); и другие приемы.

Особое значение в ювелирных украшениях принадлежит цвету и цветовой гамме. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного - неприятного или привлекательного - непривлекательного. Подобные суждения построены на личном опыте и не носят объективного характера. Понятие о цветовой гармонии должно быть перенесено из области субъективных чувств в область объективных закономерностей [121—145].

Гармония — это равновесие, симметрия сил. Учение физиологической стороны цветового видения приближает к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом перевести взгляд на серую поверхность, то на последнем наблюдается оттенок, не свойственный ему, это будет цвет дополнительный к тому, что мы видели прежде, т. е. серая поверхность будет иметь красный оттенок. Такие опыты можно проделывать со всеми цветами. Глаза требуют и порождают комплиментарные цвета. И это естественная потребность достичь равновесия. Данное явление называется последовательным цветовым контрастом.

Физик Румфорд в 1797 г. опубликовал свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными, если их смесь дает белый цвет, их пигментарная смесь дает в этом случае серо-черный цвет. Для того чтобы определить все возможные гармонические сочетания, необходимо отыскать систему порядка. По определению, гармония — это порядок. Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. При этом очень важно количе 10 ственное соотношение цветов. На основании яркости основных цветов Гете вывел формулу их количественного соотношения [146]: желтый : красный : синий = 3 : 6: 8.

Можно сделать вывод, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны между собой через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными. Эти фигуры можно вращать в пределах круга и находить различные гармоничные цветовые созвучия.

Влияние техник эмалирования на моделирование ювелирных изделий

При создании эскиза ювелирного украшения с деколированной поверхностью необходимо учитывать технологические факторы, влияющие на готовый вид изделия. При печати термотрансфера минимальное плетение сетки 120 нит/см. Плетение сетки ограничивает минимальную толщину линии на макете деколи. Более выразительно выглядят локальные сплошные цветовые заливки, в отличие от градиентных заливок, которые достигаются с заметным тоновым шагом. Также декорирование может производиться не только керамическими красками, но и золотыми, платиновыми препаратами, которые необходимо наносить после обжига деколей и подвергать термообработке, рекомендованной заводом производителем.

В формировании ювелирного образа имеют большое значение творческие предпочтения, функциональность, экономические возможности и психологические нюансы. Работа над эскизом — серьезная творческая задача, требующая не только навыков рисунка, но и знаний законов композиции, свойств материалов и тенденций в ювелирной моде.

На ювелирном предприятии необходимо учитывать различные направления, такие как массовое производство, эксклюзив, малая серия, подиумные украшения.

Основным законом любого произведения является его цельность и согласованность элементов. Цельность ювелирного украшения — в верно найденных пропорциях, в ритмической, пластической и цветовой гармонии.

Пропорции играют одну из главных ролей, на них базируются остальные правила построения композиции. Закон пропорциональности заключается в соразмерности частей по отношению к целому и друг к другу. В архитектуре существует правило золотого сечения, которым нередко пользуются дизайнеры украшений. Это правило наилучшим образом характеризует контраст между величинами, ясно различимый человеческим глазом.

Закон доминирования обеспечивает выразительность изделия за счет доминанты по размеру, движению, цвету, контрасту и др. В статической и динамической композиции, а также в ритмических и пластических движениях возможна гармонизация с использованием закона соподчинения противоположных частей. Существуют правила группирования, трехкомпонентности, контраста, которые привносят четкость и ясность в выражении общего замысла. Часто выражение художественного содержания требует не только следования определенным композиционным правилам, но и отступления от них.

В творческих работах используют несколько средств создания композиций: условное изображение реальных предметов, выражаемое в обобщенной форме — стилизация, ритмическая организация, орнамент, оверлеппинг (наложение одной формы на другую); и другие приемы.

Особое значение в ювелирных украшениях принадлежит цвету и цветовой гамме. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного - неприятного или привлекательного - непривлекательного. Подобные суждения построены на личном опыте и не носят объективного характера. Понятие о цветовой гармонии должно быть перенесено из области субъективных чувств в область объективных закономерностей [121—145].

Гармония — это равновесие, симметрия сил. Учение физиологической стороны цветового видения приближает к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом перевести взгляд на серую поверхность, то на последнем наблюдается оттенок, не свойственный ему, это будет цвет дополнительный к тому, что мы видели прежде, т. е. серая поверхность будет иметь красный оттенок. Такие опыты можно проделывать со всеми цветами. Глаза требуют и порождают комплиментарные цвета. И это естественная потребность достичь равновесия. Данное явление называется последовательным цветовым контрастом.

Физик Румфорд в 1797 г. опубликовал свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными, если их смесь дает белый цвет, их пигментарная смесь дает в этом случае серо-черный цвет. Для того чтобы определить все возможные гармонические сочетания, необходимо отыскать систему порядка. По определению, гармония — это порядок. Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. При этом очень важно количе 1 ственное соотношение цветов. На основании яркости основных цветов Гете вывел формулу их количественного соотношения [146]: желтый : красный : синий = 3 : 6: 8.

Можно сделать вывод, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны между собой через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными. Эти фигуры можно вращать в пределах круга и находить различные гармоничные цветовые созвучия. Подача эскизов производится различными методами — карандашный набросок, акварельная отмывка, компьютерная графика. Наиболее удобный способ подачи эскиза — в векторной графике, она позволяет достаточно быстро и аккуратно передать идею для выполнения в материале (рис. 25, д, е, ж).

Похожие диссертации на Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений