Введение к работе
Тема работы. Её актуальность. Одна из сторон обновления музыкального языка XX века обусловлена обращением к конструктивным приёмам письма и, в частности, к рациональному способу деления звукового пространства на равные интервалы или одинаковые интервальные ячейки, что приводит к явлению периодичности в звуковысотнои сфере.
Большое разнообразие структурных и фактурных форм, свойственное горизонтальным и вертикальным проявлениям интервальной периодичности, обеспечивает возможность их функционирования в разных условиях звуковысотнои организации. Особенности интервального строения предопределяют главное функциональное свойство периодичных звуковысотных образований - способность перестройки тоновых связей в музыкальном контексте и возникновение ярких фонических эффектов.
Тесная взаимосвязь структурной, функциональной и фонической сторон интервальной звуковысотнои периодичности придаёт настоящему исследованию теоретическую направленность. Актуальность темы при недостаточной изученности интервальной периодичности определяется особой значимостью явления в связях с такими фундаментальными категориями музыкальной организации, как тональность, модальность, функциональность, тембр. Фонические свойства интервально-периодичных звуковысотных образований рассматриваются с привлечением знаний из других областей -акустики, психологии, эстетики, математики, что характерно для современной музыковедческой науки.
Предмет исследования - группа звуковых систем, объединённых общим принципом высотной равноинтервальной соотнесённости тонов. Каждая такая система рассматривается как структура с заданным порядком высотного соотношения элементов и обозначается термином «интервально-периодичныв звуковысотные образования»
(в дальнейшем сокращённо - ИПО с сохранением смысла слова «зву-ковысотные»).
Цели работы состоят в структурной систематизации интервальной звуковысотной периодичности, определении принципов функционирования вертикальных и горизонтальных форм развёртки ИПО, выявлении особенностей фонических свойств ИПО.
Обозначенные цели предполагают решение задач по трём направлениям. Первое их них связано с изучением ИПО со стороны структуры: уточняются понятия «периодичность», «принцип периодичности»; классифицируются явления звуковысотной периодичности по интервальным признакам; обнаруживаются структурные связи с диатоникой и хроматикой, выявляется интервальная периодичность в ладах мажорно-минорной группы, диатонических ладах.
Второе направление освещает проблему функциональности РІПО в различных типах звуковысотных систем - тонально-гармонической, модальной системе доклассического типа, расширенной тональности и двенадцатизвуковых системах. Один из аспектов рассмотрения связан с выявлением звуковых формул и интонационных моделей на ин-тервально-периодичной основе.
Третье направление предполагает решение проблем фонических свойств ИПО: характеризуются средства интенсификации фонизма; привлекается метод Ю. Г. Кона для определения плотности интер-вально-периодичных созвучий в статике и динамике гармонических смен на небольших участках музыкальной формы и в целостной композиции; создаётся каталог плотности ИПО, необходимый в качестве инструмента анализа фонической стороны; рассматривается фоническая функциональность ИПО в музыке разных эпох.
Наибольшее внимание в работе уделено музыке второй половины XIX - начала XX века в связи с высокой концентрацией ИПО в композиционной технике этого периода.
Материал исследования - произведения Н. А. Римского-Корса-кова (оперы), А. Н. Скрябина (фортепианные пьесы), П. Хиндемита
(Сюита «1922», «Камерная музыка», Соната для четырёх французских труб, фортепианные сонаты, Соната для скрипки и фортепиано и др.), Б. Бартока (цикл «Микрокосмос», Соната для двух роялей и ударных, Багатели, квартеты и др.), О. Мессиана (пьесы цикла «20 взглядов на младенца Иисуса», «Восемь прелюдий для фортепиано», Квартет «На конец времени», «Тема с вариациями для скрипки и фортепиано»).
Музыка XX века представлена также произведениями А. Берга, А. Веберна, К. Дебюсси, М. Равеля, А. К. Лядова, А. В. Станчинского, С. И. Танеева, Л. Яначека. Привлекаются сочинения Ч. Айвза, Л. Ноно, Ю. М. Буцко, Г. А. Канчели, Г. В. Свиридова, Б. И. Тищенко, А. Г. Шнитке.
Преобразующее воздействие периодичности на тональность клас-сико-романтического типа, ставшее своеобразным катализатором её разрушения, побудило обратиться к музыке западноевропейских и русских композиторов XIX ве-ка: Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и других.
Отдельные предпосылки формирования ИПО в музыке барокко и венского классицизма иллюстрируются фрагментами произведений И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Структурные корни ИПО, уходящие вглубь веков, сделали необходимым обращение к примерам из григорианской монодии, раннего органума, музыки композиторов XV - XVI веков, образцам русского народного одноголосия и древнерусского знаменного распева.
Методология исследования. Многоаспектность целей и задач предопределила применение комплексного подхода, основанного на сочетании разных методов музыковедческого анализа. Структурная организация и функциональность ИПО изучается сквозь призму общих тенденций музыкального мышления и развития композиционных средств. Основополагающей методологической основой для решения этих вопросов послужили труды Б. В. Асафьева, Ю. Н. Тюлина, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, Ю. Н. Холопова, Е. В. Назайкинского, В.В. Медушевского, Е. А. Ручьевской, Т. С. Бершадской, Л. С. Дьячковой,
Н. С. Гуляницкой, А. П. Милки. Определённое влияние на формирование взглядов автора на многие аспекты звуковысотной организации и функциональности оказали работы Ю. Г. Кона, исследовании и лекции Л. В. Александровой.
Большую группу методологических предпосылок составили труды, способствовавшие раскрытию проблемы функционирования ИПО. При рассмотрении вопросов модальной организации большую роль сыграли работы М. В. Бражникова, Н. С. Успенского, С. П. Га-лицкой, Б. А. Шиндина, Т. Б. Барановой, В. А. Федотова, А. К. Виеру. При осмыслении особенностей функционирования ИПО в двенадца-тизвуковых системах плодотворными оказались труды Б. Л. Яворского, Ц. Когоутека, Ю. Н. Холопова, Ю. Г. Кона, Н. С. Гуляницкой, Л. С. Дьячковой, Л. В. Александровой, М. Е. Тараканова, М. Р. Рети. Учтены наблюдения А. В. Григорьевой, исследующей ИПО в функциональном аспекте (дипломная работа «Особенности интерпретации звуковысотных периодичных образований в творчестве Листа, Мес-сиана, Бартока», выполненная в Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки, 1993).
Проблема образования интонационных моделей ИПО базируется на ведущих достижениях науки в теории интонации - трудах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, Е. В. Назайкинского, Е. А. Ручьевской, Л. Н. Шаймухаметовой.
Разработка проблемы фонических свойств ИПО в целом опирается на положения теории фонизма Ю. Н. Тюлина. Наблюдения над разными сторонами фонизма, которые повлияли на результаты диссертации, содержатся в исследованиях Л. А. Мазеля, Т. С. Бершад-ской, Т. А. Гоц, А. Л. Маклыгина, В. Я. Самохвалова. Особо ценным при изучении фонизма ИПО стал метод Ю. Г. Кона, определивший направление исследования в этой части. Значимыми оказались также идеи В. В. Задерацкого, Ю. В. Кудряшова, В. И. Цытовича, Ф. К. Караева.
В диссертации привлекаются теоретические труды композиторов - А. Шёнберга, Б. Бартока, О. Мессиана, П. Хиндемита, В. Перси-кетти, А. Г. Шнитке, - которые помогли глубже осознать многие вопросы творческой техники.
Научная новизна работы обусловлена целым рядом факторов. Многостороннее изучение звуковысотной периодичности осуществляется впервые. Принципы функционирования ИПО рассматриваются в условиях различных типов звуковысотных систем - тонально-гармонической, модальной всех разновидностей, сложнотональной, две-надцатизвуковой нерегламентированного и регламентированного типов. Прослеживаются пути формирования некоторых видов ИПО, выявляются черты преемственной связи в характере их функционирования на разных этапах музыкального развития в историческом плане. Исследуется образование звуковых формул и интонационных моделей ИПО. Апробирование метода Ю. Г. Кона в выявлении специфики фонизма ИПО дало новые результаты и позволило связать степень фонической интенсивности ИПО с показателями плотности созвучий. Впервые составлен обширный каталог плотности созвучий интер-вально-периодичного строения. Использование данных каталога целесообразно при анализе фонического рельефа на участках формы различной протяжённости и в целостных музыкальных произведениях.
Практическая значимость. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки теории звуковысотной периодичности. Наблюдения, которые содержатся в работе, призваны дополнить теоретические положения о постоянно обновляющейся звуковысотной основе музыки. Обширный свод музыкальных примеров, структурные схемы, графики расчёта интервальной плотности и ритмической напряжённости созвучий, прилагаемые к диссертации, могут быть полезными в качестве дидактического материала в учебных курсах теории музыки, гармонии, анализа музыкальных произведений вузов и музыкальных училищ. Представ-
ленный в работе каталог плотности созвучий предназначен для исследований в области фонизма.
Апробация работы. Диссертация выполнена по плану научно-исследовательской работы Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки. Она многократно обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) и рекомендована к защите 22 ноября 2006 года (протокол № 3). Материалы диссертации послужили основой для выступлений на научно-теоретических и научно-практических конференциях различного ранга (всероссийские: Владивосток -2001, Томск - 2004, 2005; межрегиональные: Томск - 2004, 2005, 2006; региональные: Кемерово - 2000, 2002; межвузовские: Новосибирск - 2000, 2001), а также нашли отражение в публикациях, перечень которых приведён в конце автореферата. Некоторые положения исследования находят применение в практике педагогической работы - на занятиях по теории музыки, гармонии, анализу музыкальных форм на теоретическом и исполнительских отделениях Прокопьеи-ского музыкального училища.
Структура исследования. Содержание диссертации раскрывается в трёх главах,. Введении и Заключении. Работа содержит список литературы из 194 названий (в том числе 182 на русском, 12 на иностранных языках) и четыре Приложения.
Материалы Первой главы «Структура ИПО» иллюстрируются Приложением I «Звукоряды», которое включает 19 схем звукорядов и классификационную схему интервально-периодичных структур.
Ко Второй главе «Функциональная роль ИПО в музыкальном контексте. Интонационные модели ИПО» предусмотрено Приложение II «Нотные примеры» из 158 образцов.
К Третьей главе «Фонические свойства ИПО» относятся Приложение III «Расчёт интервальной плотности и ритмической напряжённости в «Теме с вариациями О. Мессиана» и Приложение IV «Каталог интервальной плотности созвучий», в котором содержатся 42 таблицы плотности созвучий.