Введение к работе
Актуальность исследования. Конец XX - начало XXI вв. - эпоха интенсивного сближения корейской и российской цивилизаций. Возникают и множатся связи в политико-экономической, образовательной и культурной сферах. Разрабатываются и успешно реализуются совместные промышленные и сельскохозяйственные проекты, активно функционируют российско-корейские предприятия и фирмы. В крупнейших московских и петербургских вузах обучаются тысячи студентов из Республики Корея, в свою очередь, их российские сверстники успешно стажируются в корейских университетах и научных центрах. А, главное, укрепляются связи и всё более интенсивными становятся контакты между гражданами двух соседних государств. В этих условиях возрастает интерес к двустороннему изучению художественно-творческого, в том числе и музыкального, наследия наших стран, интерес к постижению своеобразия национальных традиций.
XX век - целая эпоха в развитии корейской музыкальной культуры. Распространение европейской музыки, постижение её основ, переосмысление собственных музыкальных традиций, поиски и формирование новой корейской музыки - все эти процессы были пройдены Кореей в течение одного лишь столетия. На нынешнем историческом этапе назрела необходимость анализа этого опыта, оценка роли и значения первооткрывателей, способствовавших распространению знаний о европейской музыке.
В связи с этим особую актуальность приобретает исследование деятельности основоположника европейского направления в музыкальном искусстве Кореи - Хон Нанпха, открывшего для своего народа богатство музыкальных традиций Запада.
Степень изученности проблемы. Можно с полным основанием утверждать, что до настоящего времени концептуального исследования творчества Хон Нанпха, которое всесторонне охватывало бы его новаторский вклад в историю музыкального искусства Южной Кореи XX столетия, создано не было.
Существует ряд источников, на которые мы опирались в ходе данной работы. Это исследования по истории Кореи, необходимые для понимания сути процессов, происходивших в сфере культуры (С.Курбанов, Б.Пак, М.Пак, Пак Чонхе, В.Тихомиров, Чан Джэён). Работы по истории религии Кореи необходимы, поскольку утверждение христианства на корейской земле оказало огромное влияние на кристаллизацию её современного искусства (Г.Ким, А.Ланьков и др.). Непосредственно к жизни национальной художественной культуры имеют отношение монографии и статьи Син Хёнсика, М.Воробьева, А.Троцевича. Есть также множество публикаций о корейской музыкальной традиции, в том числе на русском языке диссертации Зо Окхи, Сон Синчжун, Пак Чангву, Пак Чонсун, Мо Ченам и монография У Ген-Ир, на корейском языке - статьи Ким Чжонук, Юн Хёген, Мин Ынги и др. К материалам о жизни и творчестве Хон Нанпха относятся работы Мин Кёнъчан, Ким Чанъук, Ли Санъман, На Унён, Хан Санъу и др. Тем не менее, несмотря на все эти публикации, посвящённые теоретическому изучению и осмыслению наиболее характерных черт индивидуального композиторского метода Хон Нанпха, до сих пор не было проведено комплексного анализа такого оригинального и, безусловно, одного из важнейших явлений в современной корейском музыке, как творчество этого мастера.
Именно столь явное несоответствие выводов и их посылок в упомянутой выше литературе и вызвало необходимость практического подробного анализа музыкальных произведений, а также научно- теоретического обобщения роли и подлинной значимости фигуры Хон Нанпха в истории музыки Кореи.
Подчеркнем, что музыкальное искусство Кореи в целом и деятельность её музыкантов, композиторов и просветителей, в частности, в современной российской науке отражены явно недостаточно. Это особенно заметно при сравнении количества работ о корейской музыкальной культуре с числом исследований, посвященных, например, китайской и японской. Настоящее исследование призвано в какой-то степени ликвидировать этот пробел. Более того, на русском языке о деятельности Хон Нанпха не написано фактически ничего.
Объект исследования - история возникновения европейского направления в музыкальном искусстве Кореи, его особенности и перспективы.
Предмет исследования - жизнь и деятельность Хон Нанпха, как основоположника европейского направления в музыкальном искусстве Кореи. Процесс взаимообусловленности композиторской, музыкально- просветительской, общественной и педагогической линий его работы в аспекте взаимосвязи художественных систем Востока и Запада.
Цель исследования - научное обобщение исторического опыта взаимодействия европейской и корейской музыкальных традиций, способствовавшего разработке и началу реализации новых музыкальных концепций в современном корейском обществе.
Задачи исследования.
охарактеризовать предпосылки становления европейского направления в музыкальном творчестве Кореи;
провести исследование биографии Хон Нанпха, выявить специфические черты его творчества;
раскрыть особенности композиторского метода Хон Нанпха;
провести подробный и разносторонний структурно-содержательный анализ всех произведений Хон Нанпха;
оценить вклад Хон Нанпха в становление корейского музыкознания и публицистики.
Теоретико-методологической основой диссертации послужили:
идея о единстве мира при многообразии форм его отражения в философии и искусстве различных культурных ареалов;
принципы историко-стилевого подхода к анализу произведений искусства, опирающегося на комплексное изучение их структуры и внутреннего содержания и учитывающего взаимосвязи между художественным миром творца и обстоятельствами его жизни;
научные концепции интернационализации современного музыкального искусства, взаимопроникновения и обогащения культур в эпоху глобализации.
Методы исследования: В диссертации использованы следующие методы исследования:
структурно-композиционный, системный анализ;
комплексный исследовательский метод;
сравнительный анализ;
индуктивно-дедуктивный метод научного изучения и обобщения;
целенаправленное музыковедческое наблюдение;
интервьюирование.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
-
Корейская музыкальная культура к началу ХХ века накопила исключительно интересный художественный материал в разных сферах классического национального искусства, нуждавшийся в осмыслении в условиях нового времени и кардинальных перемен в социальном бытии общества.
-
Эту функцию взяло на себя первое поколение корейских музыкантов, воспитанное в духе европейской традиции, крупнейшим представителем которого стал Хон Нанпха
-
Хон Нанпха смог на начальном этапе приобщения к ценностям мировой музыкальной культуры первым понять неизбежность и необходимость ее освоения странами дальневосточной цивилизации, претворив эти идеи на практике.
-
Жизнь и творчество Хон Нанпха - пример многостороннего комплексного подхода к завоеваниям европейской музыки. Нестандартное, порой парадоксальное сплетение в нем простого и сложного, устойчивого и случайного, верного и ошибочного, любительского и профессионального рождает яркий образ эмоционального, в чем-то наивного, но в целом глубоко симпатичного и цельного в своих эстетических устремлениях
художника, открывшего дорогу к будущим достижениям корейской музыкальной культуры.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:
проведено исследование жизни и творчества Хон Нанпха на русском языке, показавшее историю становления нового направления в корейской музыкальной культуре;
раскрыто своеобразие музыкального мышления Хон Нанпха как крупного представителя азиатско-дальневосточной традиции;
рассмотрен генезис европейского направления в музыкальной культуре Кореи, выявлены его характерные черты;
исследовано развитие европейского направления в аспекте философских и эстетических течений в Корее;
рассмотрены факторы сближения, взаимовлияния и взаимопроникновения западной и восточной культур, которые способствовали тому, чтобы музыкальное искусство Кореи в своём эволюционном развитии поднялось на более высокий уровень.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:
теоретически обоснованы место и роль Хон Нанпха в корейской и мировой музыкальной культуре;
обусловлена периодизация творчества композитора на основе выявления этапов его общественной деятельности и политических убеждений;
выявлена и теоретически обоснована сущность творческого метода и композиционного строя произведений Хон Нанпха;
определены стилевые черты музыки Хон Нанпха, свидетельствующие об отражении в творчестве этого композитора объективных процессов интеграции культур Востока и Запада.
Практическая значимость диссертации заключается в проведении исследования, позволившего выявить особенности эстетических воззрений корейцев в отношении музыки, корни их интереса к европейскому музыкальному искусству, пути внедрения достигнутых творческих результатов. Диссертация охватывает комплекс проблем, касающихся специфики взаимодействия корейской и европейской музыкальных традиций. Положения и выводы работы позволяют углубить и диверсифицировать научные знания о корейской культуре в целом и в особенности о её музыкальном искусстве. Материалы диссертации могут стать частью учебных пособий для средних и высших учебных заведений, учитываться при разработке концепций разного рода научных исследований.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах истории музыкальной культуры XX века, включены в содержание учебных дисциплин «История музыки стран Востока», «История музыкального искусства Кореи», применены в научных работах, семинарах, при
составлении учебных программ современных методов композиции, при разработке спецкурсов и методических пособий по истории творчества видных представителей музыкальной культуры Восточной Азии и Дальнего Востока. Раскрытые в работе технические приёмы и уникальные особенности творческого метода композитора Хон Нанпха - база для дальнейших исследований в области изучения своеобразия как локальных явлений искусства Дальнего Востока, так и особенностей процесса взаимодействия культур Востока и Запада. Полученные в работе результаты могут быть реализованы в различного рода культурных акциях: научных трудах, пропаганде и популяризации искусства, организации концертной деятельности.
Апробация результатов исследования. Промежуточные и конечные результаты исследования нашли отражение в пяти публикациях (в том числе трёх в изданиях, рекомендованных ВАК РФ), были доложены на научных конференциях «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (Санкт- Петербург, 2008, 2010 гг.), на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Приложение содержит текст песен Хон Нанпха в переводе автора исследования. Общий объем диссертации - 186 страниц.
Похожие диссертации на Хон Нанпха - основоположник европейского направления в музыкальном искусстве Кореи
-