Введение к работе
Актуальность тень: исследования. Современное музыкознание переосмысливает многие, страницы искусства упедших эпох. Наименее за-гронутыш в этом процессе оказываются достижения века минувшего -в частности музыкальное наследие А.Бородина. Б представлении потомков оно нередко видится величественным, самобытны:,!, но несколько замкнутым в себе, обращенным более к прошлому, яеяата к настоящему или будущему. Созданное Бородиным в художественной cQcpe героического эпоса действительно трудно превзойти.по силе выражения к духу подлинности, по емкости п обобщенности музыкальных'образов, по монолитной целостности форм. Не случайно изучение"эпоса в творчестве композитора Есегда привлекало большее внимание музыковедов, чем исследование лирики и драглі в его музыке. Учеными выделены многие черты эпического в бородинских произведениях. Однако некоторые существенные художественные принципы, в том числе связывающие его творчество с искусством IX столетия, остаются еще не раскрытыми. Б произведениях эппко-геропческой тематики наиболее ярко выявился свойственный композитору стиль обобщенно-целостного мышления. Он характерен не только для монументальных полотен: "Бородин всегда мыслил крупными масштабам!" (Ю.Келдня). Средства, способствующие созданию единства панорамных этпомузыкальякх миров его музыки еще недостаточно исследованы..Ие вполне определены тс "скрепы", которые обеспечивают прочную спаянность мгссивігг-: ffop:: и обнаруживают могучие заряды поступательной энергии, приводя ;::: в движение. Все еце загадкой остается мера соотношения стати:::: :: динамики в это": !:уэы::с. 7 од::::н учении ее восприятие ассенниру;::-ся с образом "врослого в зсл~о грубелєвского богатыри" (Ь.Лсч-.-дьев). Другие полг-гг.:;.?, что "в русской г.;угі-:е новый np~:~:n - голевой - впергыо зазвучал явственно б гро7.гг-.г.:"::г.:: 1~р;"::::."
(Б.Яворский).
Ответы на многие нерешенные вопросы - ванные для понимания творчества крупнейпего представителя отечественной музыкальной культуры - обнаруживаются в области ладовой, систеж. Анализ ее позволяет вскрыть глубинные творческие принципы Еородина и осознать их преемственную связь с ьашкензем композиторов нашего времени. Изучение бородинского лада дополняет картину всей звукоЕы-сстяоіі системы русской музыки, перспективы развития которой просматриваются от середины XII века до настоящих дней. Не меньшее значение имеет анализ ладозой организации произведений композите— ра с позиции ебдпх проблем поэтики эпоса в профессиональной музыке. Актуальность данного аспекта исследования обусловлена возросшей ролью эпического рода отражения действительности в искусстве ^.столетия.
Ултеопалом настоящего исследования являются произведения Бородина, отразившие принципы естетики и поэтики героической эпопеи. Its преобладание наиболее онутпмо в крупных .-чакрах - опере, симфониях, но проявляется и в некоторых камерных сочинениях. В качестве предмета исследования избрана функциональная оргшшзация ладовое систЄі.;.і этих произведении. Интонационно-обобщащая роль лада позволяет - сквозь призму соуякцл овального анализа - приблизиться к пониманию эстетико-стилевых норм эпохи и композиторской СКОЛЕ, к осознание национальных, социальных и индивидуальных черт психики и мировоззрения художника, к постижению особенностей различных родов тзорчестза.
цель исследования - выявление функциональных основ ладовой системы, связанных с вошіоцекле:,і в музыкз эстетических ПрПНЦППОЬ "динамического монуызкталпзма" (термин Д.Лихачева). Характерные для г.анра героическое эпопеи, сіиі находят отражение в высотной
организации бородинских произведения, в частности - в логических связях различных ладов, выступающих в качестве носителей функций.
Выдвигаемая цель исследования предусматривает решение^ряда теоретических и аналитических задач. Первые связаны-с разработкой -некоторых существенных аспектов теории ладовнх функций, а так&е с проблематикой, эпоса как рода и с одним из его ганров - героической эпопеей. Задачи аналитической части диссертации определяется комплексом содержательных и конструктивных функций, несомых в музыке падом; учитывается и коммуникативный ракурс действия ладовой фукк- і [тональности. В центре исследования вопросы целостнрсти высотной системы композитора, общих законов ее организации, их соответствия эстетически:,! принципам эпики. Особое внимание уделяется выявлекип троцессуашюсти в сочинениях Бородина.
Круг заявленных в .диссертации задач и их комплексное репенке тотребоЕали обращения к различны;.! метода'.: исследования. Ведущим івляется опирающийся на философские принципы диалектики метод си-;темного анализа и составная его часть - логико-йункциональннй годход. В число музыковедческих трудов, составляпцих теоретпческув іазу исследования, включены работы, посвященные общей теории функцій в музыке и ладовому ее аспекту. Приалекается такг.е ряд положеній сменных с музыкознанием наук: литературоведения, эстетики, шнгвпсгики, психологии восприятия.
Научная новизна диссертации заключается в рассмотрении ладе— юй организации Бородина как некой целостности, синтезирующей ла^-іообразовакия различных типов - тонального и модального. Осущест-дяется попытка построения ее иерархической структуры. Выявленный : результате исследования уровень функциональных связей ладов не ыл ранее предметом специального изучения. В музыкознании не стаилась тагле задача соотнесения особенностей высотной системы ком-
позитора с определенным родом художественного отражения действительности.
Практическое значение имеют разрабатываемые в диссертации общие положения по проблемам теории ладовых функций, методологии ауккцпональяого анализа тонально-модальных систем, поэтике эпоса в профессиональной музыке. Они могут обогатить вузовские курсы гармонии и анализа музыкальных произведений, особенно если дашше дисциплины читаются в историке—стилевом ракурсе, а также способствовать разработке курса музыкальной эстетики.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к за щите на заседаниях кафедр теории и истории музыки Уральской государственной консерваторий и сектора Истории музыки народов СССР ВНИИ искусствознания. Ее результаты апробированы в выступлениях на научных конференциях в Свердловске, Ташкенте, Астрахани. Материалы исследования включены автором в лекции и практические занятия по курсу гармонии в Уральской консерватории. Основное содержа нке работы освещено в публикациях.
Структура работы, ^ссертация состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы на русском и иностранных языках и нотного"приложения. Основнке главы, посвященные изложению теоретв ческих и аналитических результатов исследования, имеют внутренний рубрикацию.