Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фортепианные концерты Бетховена : (Стилевые особенности и интерпретация) Тихонов, Станислав Игоревич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тихонов, Станислав Игоревич. Фортепианные концерты Бетховена : (Стилевые особенности и интерпретация) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерв. им. П. И. Чайковского.- Москва, 1990.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-8/3136-5

Введение к работе

Неуловимый, загадочный и бесконечно изменчивый феномен интерпретации давно уже признан полноправным и значительным фактором мировой культуры. Выявление особенностей исполнительских интерпретаций, лринадлежащих артистам разных поколений и многих национальных школ - одна из насущных проблем современной музыкальной науки. Важным представляется и постижение исторических связей в исполнительском искусстве, раскрытие общности различных прочтений того или другого сочинения.

Сказанное в полной мере относится к трактовкам произведений Л. ван Бетховена, в частности фортепианных концертов. История их исполнения насчитывает более полутора столетий. Сегодня бетхо-венские концерты - неотъемлемая часть пианистического репертуара. Они служат ценным источником для изучения характерных черт творческого "почерка" композитора и, одновременно, позволяют проследить, как решались конкретные исполнительские задачи выда-вщиыися музыкантами Х1Х и XX веков.

Интересно в этой связи обратиться не только к Urtext'aM, но и к редакциям, а также многочисленным интерпретациям концертов. Б ряду разнообразных трактовок этих сочинений особо привлекает внимание отечественная исполнительская бетховениана, мало исследованная в современном музыкознании.

Отсутствие специальных работ, посвященных интерпретации фортепианных концертов Бетховена в прошлом и настоящем, просле--' кивающих своеобразие их прочтения представителями русской - советской пианистической школы, наконец, непреходящее значение бетховенского творчества делают актуальной тему данной диссертации.

Б исследовании предпринята попытка обозначить нити преемст-

2 венности, связывающие музыкантов разных эпох в решении ими проо-лем интерпретации концертов Л.Бетховена. Это и составляет основную цель работы, в соответствии-с которой поставлены следующие задачи:

определить место бетховенских концертов в творческой деятельности основоположников русской и советской фортепианной школы, а также в исполнительской и педагогической практике их учеников}

показать историческую взаимосвязь русских и зарубежных интерпретаторов фортепианных концертов Бетховена;

рассмотреть своеобразие редакций бетховенских концертов, определив особенности подходов редакторов к проблемам исполнения этих сочинений;

выявить индивидуальные различия в трактовках концертов Бетховена представителями отечественной пианистической школы;

обозначить основные тенденции в реаении современными советскими артистами вопросов интерпретации данных произведений;

сравнить взгляды редакторов и сегодняшних исполнителей на проблемы интерпретации бетховенских концертов.

Разнообразие намеченных задач обусловило обширность иа-т е р и а л а диссертации, который представляют:

Ortext'H фортепианных концертов Л.Бетховена;

редакции этих сочинений (К.Черни - "Школа" ор. 500, И.Мо-шелеса, К.Рейнеке, $.Куллака, З.Д'Альбера, А.Б.Гольденвейзера, "І.Паузра, Н.А..Копчевского);

опубликованные и неизданные каденции к бегховенским концертам;

грамзаписи концертов Бетховена, осуществленные советскими и зарубежными пианистами;

письма композитора;

архивные документы (ЦГАЛИ СССР) и рецензии, относящиеся к исторической практике исполнения бетховенских концертов;

данные бесед с большинством ведущих педагогов фортепианного факультета Московской консерватории, в частности: А.И.Ведерниковым, Э.К.Вирсаладзе, Л.Н.Власенко, М.С.Воскресенским, В.В.Горностаевой, С.Л.Доренским, З.А.Игнатьевой, В.В.Кастельс-ким, Р.Р.Керером, Е.В.Малининым, В.К.Мержановым, Г.Г.Мирвис, А.А.Наседкиным, Л.Н.Наумовым, Т.П.Николаевой, Л.В.Рощиной, Ц.А. Фёдоровой.

Методологической основой работы явились принципы марксистско-ленинской эстетики; фундаментальные положения отечественного музыковедения, истории, теории и методики исполнительского искусства, развитые в монографиях и статьях ведущих советских ученых, исполнителей и педагогов.

Структура исследования. Диссертация (объем - 181 страница машинописи) вклвчает в себя Введение, три главы, Заключение, список использованной литературы (ч59 наименований) , а также пять приложений. Приложение 1 содержит таблицы и нотные примеры. Приложение П - указатель "Фортепианные концерты Бетховена в репертуаре сивременных пианистов - представителей московской исполнительской школы". Приложение ш - краткую дискографию. Приложение 1У - указатель записей бетховенских концертов, хранящихся в фондах Государственного Дома радиовещания и звукозаписи и фонотеке Московской консерватории. Приложение У - каден---ции: А.Наседкина - к первой части концерта Бетховена в-dur ор. 19 и М.Плетнёва - к первой части концерта Бетховена c-dur op. 15.

Количество глав, их последовательность предопределены замыслом работы. Так, в первой главе систематизируются данные об исполненки фортепианных концертов Л.Бетховена в России с целью

выявить истерические связи между отечественными к зарубежными интерпретаторами этих произведений, определить место концертов в творчестве крупнейших русских артистов и педагогов. Проанализированные в исследовании рецензии позволяют судить о своеобразии ряда трактовок, путей постижения стилевых особенностей бет-ховенских концертов музыкантами прошлого.

Конкретные проблемы интерпретации концертов Л.Бетховена рассматриваются во второй главе на материале редакций, дающих, как правило, наиболее полное представление об исполнительских намерениях музыкантов, творческая жизнь которых протекала Б период до возникновения грамзаписи.

Третья глава заключает в себе обзор сведений о прочтении бетховекекпх концертов советскими пианистами и анализ взглядов современных аріистсв на интерпретация этих сочинений (в ходе его сравниваются точки зрения редакторов и исполнителей нашего времени).

Научная новизна диссертации. Работа является первым в отечественном музыкознании специальным исследованием, посвященным разнообразным аспектам интерпретации фортепианных концертов Бетховена. Исполнительские проблемы рассматриваются в не" комплексно. Это дает возможность выявить общность и различие мнений редакторов и ныне "дейстБувщих" пианистов; показать существование связей между исполнительскими принципами столь творчески непохожих друг на друга мастеров.

Впервые в советском музыковедении в диссертации указываются особенности редакций бетховенских концертов, анализируются данные из истории исполнения этих произведений отечественными артистами, обобщается опыт видных советских педагогов. Б работе отражен творческий процесс постижения музыкантами стиля Бетховена, отмечены как неизменные, так к оказавшиеся преходящими тен-

денции в фортепианном искусстве, в частности в исполнительской бетховениане.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут послужить дополнительной теоретической базой в концертной и педагогической деятельности пианистов; найти отражение в вузовских лекционных курсах по истории и теории фортепианного искусства, а также методике обучения игре на фортепиано.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории им. П.И.Чайковского и была рекомендована к защите (октябрь 1988 г.). Автор выступил с сообщениями по теме исследования перед студентами Московской консерватории (в курсе лекций по методике обучения игре на фортепиано).

Во Введении мотивируется выбор темы и ее актуальность, определяется проблематика, цель и задачи исследования, формулируется его методология и научная новизна. В разделе дается краткий обзор литературы по теме, обосновывается структура и практическая значимость диссертации.

Похожие диссертации на Фортепианные концерты Бетховена : (Стилевые особенности и интерпретация)