Введение к работе
Реферируемая диссертационная работа посвящена изучению особенностей организации художественного кинодискурса с позиций семиотики и лингвосинергетики с опорой на фундаментальные принципы когнитивной лингвистики.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью системного изучения художественного кинодискурса как важнейшей сферы коммуникации и особого вида творчества, в котором органично переплетаются разнообразные выразительные средства, а также значимостью дальнейшего теоретического и практического осмысления лингвосемиотических и лингвосинергетических особенностей организации дискурса в целом.
Объектом исследования выступает англоязычный художественный кинодискурс, рассматриваемый как семиотико-синергетическое образование, функционирующее в пространстве семиосферы.
Предметом исследования являются семиотико-синергетические принципы смысловой организации англоязычного художественного кинодискурса исторического жанра.
Цель работы - выявить и описать семиотико-синергетические особенности организации англоязычного художественного кинодискурса исторического жанра.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
-
изучение основных направлений исследования дискурса в современной лингвистической парадигме и спецификация семиотико-синергетического понимания дискурса;
-
разграничение и семиотико-синергетическая трактовка понятий «кинотекст» и «кинодискурс»;
-
установление места художественного кино дискурса исторического жанра в киноклассификации, рассмотрение основных разновидностей художественного кинодискурса исторического жанра;
-
описание семиотических особенностей художественного кинодискурса и определение места художественного кинодискурса исторического жанра в пространстве семиосферы;
-
выявление синергетических особенностей художественного кинодискурса исторического жанра и типологизация фрактальных моделей синергетического развития систем;
-
фрактальное моделирование динамики функционирования концепта «autocracy» («автократия, единовластие, самодержавие») как системообразующего концепта художественного кинодискурса исторического жанра.
Материал исследования представлен художественными
кинопроизведениями исторического жанра на английском языке, снятыми в разное время, повествующими о значимых событиях исторического прошлого Великобритании и знаменитых правителях страны. Представляется, что англоязычный художественный кинодискурс обладает всеми особенностями, присущими художественному кинодискурсу в целом, и может выступать в качестве типической модели художественного кинодискурса. Для анализа отобраны восемь полнометражных художественных фильмов: «Alfred the Great»
(«Альфред Великий»), 1969; «The Lion in Winter» («Лев зимой»), 1968; «Braveheart» («Храброе сердце»), 1995; «Henry VIII» («Генрих VIII»), 2003; «Elizabeth» («Елизавета»), 1998; «Cromwell» («Кромвель»), 1970; «The Young Victoria» («Молодая Виктория»), 2009; «The Queen» («Королева»), 2006. Общее время звучания - восемнадцать часов двадцать минут. Кроме непосредственно воспроизводимого на экране кинотекста, к анализу привлекаются киносценарии на английском языке. Большинство фильмов имеют премии и награды, что свидетельствует об их культурной значимости.
Теоретическая база исследования. Художественная семиотика,
сформировавшаяся в начале XX века на пересечении философского, научного и
художественного опыта, продолжает оставаться одним из актуальных на
сегодняшний день направлений исследования (Р. Барт, М. М. Бахтин, Ж. Делёз,
Ж. Деррида, Вяч. Вс. Иванов, Ю. М. Лотман, Ю. С. Степанов, В. Н. Топоров,
У. Эко и многие другие). Современный комплексный синергетический подход к
исследованию (И. А. Герман, Н. Н. Белозерова, Л. В. Бронник, А. В. Волошинов,
Н. В. Дрожащих, Г. Г. Москальчук, Н. Л. Мышкина, Н. С. Олизько,
Е. В. Пономаренко, В. В. Тарасенко, В. В. Фещенко и другие) открывает новые возможности для всестороннего изучения текста и дискурса с учетом достижений философии, физики, семиотики, синергетики, когнитологии и лингвистики. Семиотически осложненный дискурс вызывает большой интерес ученых (Е. Е. Анисимова, М. А. Ефремова, Г. Г. Слышкин, А. Г. Сонин, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и другие), что связано с его широким распространением в средствах массовой информации, мультимедийной и электронной коммуникации. Художественный кинодискурс как разновидность семиотически осложненного дискурса находится в центре внимания лингвокультурологии, лингвосемиотики, лингвокогнитологии и психолингвистики (Т. А. Винникова, А. Н. Зарецкая, Е. Б. Иванова, К. Ю. Игнатов, С. С. Назмутдинова, Ю. В. Сургай, Л. В. Цыбина и многие другие).
Методологической базой исследования выступает учение Ю. М. Лотмана о семиосфере как о пространстве культуры, в которое погружены разнородные семиотические системы, где происходит многослойное пересечение текстов, образующих определенные пласты со сложными внутренними отношениями. Значимой является концепция А. В. Волошинова о единстве науки и искусства, согласно которой глубинные, фундаментальные закономерности, присущие произведениям искусства, адекватно описываются на языке синергетики. Важную роль играет теория фрактальной семиотики В. В. Тарасенко, в рамках которой предлагается применять фрактал в качестве теоретического конструкта, описывающего ситуацию неустойчивости понимания динамичных смыслов и значений, меняющихся под влиянием дискурсов и коммуникативных особенностей ситуаций. Выбор данного методологического подхода определяется спецификой объекта исследования, который предстает сложным, динамичным и открытым образованием с нелинейно-саморазвивающимися смысловыми структурами.
В работе применяются общенаучные методы: наблюдение, описание, анализ, систематизация, обобщение. К лингвистическим методам относятся семиотический, позволяющий рассматривать текст как многоуровневую знаковую
систему; лингвосинергетический, выявляющий закономерности эволюции сложных систем и включающий приемы выделения аттрактора, параметров порядка, точек бифуркации, эмерджентных образований, этапов самоорганизации; метод фрактального моделирования, применяемый с целью наглядного представления этапов самоорганизации сложных и динамичных систем. В работе также используются методы компонентного анализа, контекстуального анализа и лингвостилистической интерпретации. Данные методы и приемы соответствуют предмету и задачам исследования и обеспечивают достоверность полученных результатов.
Научная новизна работы заключается в попытке системного семиотико-синергетического описания англоязычного художественного кинодискурса исторического жанра. На новом языковом материале осуществляется фрактальное моделирование динамики функционирования концепта. Впервые в качестве системообразующего концепта англоязычного художественного кинодискурса исторического жанра, повествующего о великих правителях Великобритании, рассматривается концепт «autocracy».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе предлагается семиотико-синергетическая трактовка художественного кинодискурса и кинотекста; это способствует развитию общей теории дискурса. Выявление и системное описание сущностных характеристик художественного кинодискурса исторического жанра позволяет рассматривать данный вид дискурса с типологической точки зрения как объект исследования в системе подобных ему образований в пространстве семиосферы. Представление художественного кинодискурса исторического жанра в качестве компонента семиотического пространства расширяет границы применения концепции семиосферы в изучении различных форм языкового творчества. Описание динамики функционирования системообразующих концептов художественного кинодискурса исторического жанра при помощи фрактальных моделей самоорганизации развивает идеи лингвосинергетики как науки о сложных, незамкнутых, нелинейных и неустойчивых системах.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее теоретические положения и практические результаты могут быть использованы в лекционных курсах и на семинарских занятиях по художественной семиотике, лингвосинергетике и когнитивной лингвистике, в рамках спецкурсов по истории страны изучаемого языка, анализу кинотекста, а также при разработке отдельных аспектов лингвостилистической интерпретации кинотекста.
На защиту выносятся следующие положения.
-
Художественный кинодискурс как разновидность дискурса выступает результатом взаимодействия коллективного авторского замысла, сложного комплекса возможных реакций кинозрителя и кинотекста, выводящего произведение в пространство семиосферы.
-
В динамичном интердискурсивном пространстве семиосферы художественный кинодискурс исторического жанра представляет собой творческую интерпретацию событий и персонажей исторического прошлого, характеризуется непосредственной соотнесенностью с той или иной прецедентной ситуацией, сочетанием документальности или аккуратности исторической
реконструкции с художественным вымыслом, использованием специфических средств достижения эффекта историчности, взаимосвязью жанровых разновидностей, широким спектром задействованных знаковых систем и интерпретационной открытостью.
-
Семиотико-синергетические свойства художественного кинодискурса исследуемого жанра непосредственно проявляются в кинотексте - связном, цельном и законченном по форме сообщении, воплощающем замысел коллективного функционально-дифференцированного автора. Структура кинотекста является сложной, открытой и динамичной, обнаруживающей многочисленные связи с другими кинотекстами в пределах кинодискурса, прочими дискурсами, а также с культурной традицией, в рамках которой рождается кинотекст. Благодаря таким связям, кинотекст приобретает способность порождать множество смыслов, в том числе отличных от первоначального авторского замысла, то есть функционирует как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система.
-
Важную роль в организации художественного кинотекста исторического жанра, повествующего о великих правителях Великобритании, играет базовый концепт «autocracy», выступающий системообразующей категорией и реализуемый в кинотексте через систему локальных концептов «military power» («военная власть»), «political power» («политическая власть»), «spiritual power» («духовная власть»). Динамика функционирования концепта описывается с помощью фрактальных моделей развития синергетических систем «спираль», «концентрические окружности», «древо» и «ризома».
-
Локальные концепты «military power», «political power», «spiritual power» принимают спиралевидную форму самоорганизации в том случае, когда они непосредственно связаны с главной идеей (авторским замыслом) кинотекста и последовательно реконструируются на протяжении всего повествования; фрактальная модель «концентрические окружности» реализуется при создании образа главного героя кинотекста, в котором воспроизводятся и модифицируются черты аллюзивного исторического персонажа; древовидную и ризоматическую формы самоорганизации приобретают вторичные по отношению к главной идее кинотекста локальные концепты, частично задействованные в создании образа главного героя, частично - в экспонировании исторического периода повествования.
Апробация основных результатов исследования осуществлялась в форме докладов на VI Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2012 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием XI Житниковские чтения «Слово в тексте: филологический, лингвистический и лингводидактический подходы» (Челябинск, 2013 г.), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации» (Армавир, 2013 г.). Результаты работы обсуждались на межвузовском теоретическом семинаре Челябинского регионального отделения Российской ассоциации лингвистов-когнитологов (Челябинск, 2013 г.), а также на
расширенных заседаниях кафедры теории и практики английского языка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» (2011-2013 гг.).
Структура работы определена ее целью и задачами. Настоящая диссертация объемом 206 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 180 источников на русском и английском языках, и приложения, содержащего краткие сведения о кинофильмах, выступающих материалом исследования.