Введение к работе
Актуальность темы. Польская фортепианная ансамблевая музы- ' ка 40-60-х гг. XX в. до настоящего времени является почти не исследованной. Она не была объектом специального целостного рассмотрения как в Польше, так и зарубежпм. Достижения музыкального искусства 40-60-х гг., одного из самых сложных и интересных периодов во всей художественной жизни страны, в польском музыкознании оценивались односторонне и тенденциозно. Между тем фортепианная ансамблевая музыка /исполнительство и композиторская практика/ во многом сфокусировала типичные черты и характерные особенности интенсивной и многообразной художественной жизни Польши того периода. Следовательно, изучение процесса развития фортепианного ансамблевого исполнительства и композиторского творчества как целостного явления в контексте художественной жизни Польши 40-60-х гг. представляется весьма актуальным.
Целесообразность данной работы определяется необходимостью восполнить пробел в изучении польской фортепианной ансамблевой музыки, ее многоаспектного рассмотрения в контексте художественной жизни данного периода.
Целью исследования является определение наиболее характерных черт и тенденций развития польской фортепианной ансамблевой музыки 40-60-х гг. /исполнительство и композиторское твс;рчество/.
Методологическую базу представляют принципы научного историзма, важнейшие положения трудов советских и польских исследователей в области музыковедения, композиторского творчества и исполнительства.
При выявлении закономерностей и специфики развития фортепианного ансамблевого искусства Польши 40-60-х гг. используется историко-аналитический подход.
Научная новизна работы определяется тем, что здесь впервые делается попытка обобщить и систематизировать различные явления польской музыкальной культуры данного периода в контексте художественной жизни, рассмотреть важнейшие тенденции развития основных слагаемых фортепианного ансамблевого искусства в их взаимодействии и в контексте художественной культуры Польши данного периода. Впервые в советском и польском музыковедении анализируется ряд фортепианных ансамблевых произведений-польских композито-
ров. Впервые представлен каталог наиболее известных фортепианных ансамблевых произведений 40-60-х гг.
Материалом и источниками исследования послужили материалы библиотек: Biblioteka Narodowa - Warazawa, Biblioteka Polskiej Akademii Nauk - Warezawa, Biblioteka PAN Zakladu Narodowego im. Oaoolirtekich - Wroclaw, Biblioteka JagielloAaka - Krakow, Центральная научная библиотека им. В.И.Ленина - Москва, Библиотека Академии наук им. Вернадского - Киев. Использованы печатные и рукописные ноты, звукозаписи библиотек: Oentraina Biblio -teka Nutowa /Dzial Rekopiadw і Mikrofilmdw/ - Varszawa, Biblio -t»ka Akademii Muzycznej im.F.Chopina - Warazawa, Biblioteka In -etytutu Muzykologii Uniweraytetu Warszawskiego - Warazawa, Bib -lioteka ZKP-Warszawa, Московской и Киевской государственных консерватории.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в соответствующих разделах курсов истории польской зарубежной музыки, истории камерного, фортепианного ансамблевого и фортепианного искусства. .
Результаты исследования могут представлять интерес для камерных исполнителей, пианистов-практиков, педагогов, музыковедов, исследователей истории художественной культуры Польши.
В задачи диссертации, как комплексного исследования, входит раскрытие следующих вопросов:
- сложность и противоречивость развития музыкального искус
ства в контексте польской художественной культуры 40-60-х гг.
XX в.;
развитие и функционирование фортепианной ансамблевой музыки в целостном процессе художественной жизни Польши тех лет;
факторы, обусловившие интенсивность развития фортепианного ансамблевого исполнительства;
количественные и качественные достижения в области польской фортепианной ансамблевой музыки, ее место в творчестве польских композиторов того периода; неразрывная связь исполнительства и композиторского творчества;
достижения польского фортепианного ансамблевого искусства 40-60-х гг., его характерные черты - важная и~ неотъемлемая часть национальной музыкальной культуры XX в.