Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Санько Анатолий Константинович

Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель
<
Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Санько Анатолий Константинович. Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Б. м., 2000.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-17/28-4

Содержание к диссертации

Введение

Произведения Голубева 50

1. Характеристика музыкального языка 50

2. Анализ отдельных произведений 95

2.1. Квинтет для арфы и струнного квартета . 95

2.2. Концерт для виолончели с оркестром 100

2.3. Шестая фортепианная соната

Список произведений Голубева Библиография

I. Литература о Голубеве (опубликованная и неопубликованная)

II. Литература об учителях и учениках 130 Голубева

III. Другая литература по диссертации 134 Нотные примеры ' 136

Характеристика музыкального языка

Евгений Кириллович Голубев - продолжатель традиций русского симфонизма Чайковского, Танеева, Мясковского. Он в своей индивидуальной манере трактует жанры симфонии, концерта, сонаты, квартета, которые, безусловно, были для него важнейшими областями самовыражения. В этих жанрах раскрылись наиболее сильные стороны дарования Голубева.

Творческое наследие композитора огромно - им создано более 100 произведений.

Симфоническая музыка Голубева представлена восемью симфониями для симфонического оркестра, шестью инструментальными концертами (тремя для фортепиано и по одному для скрипки, альта, виолончели), увертюрой (посвященной открытию нового здания Университета в Москве), симфонической поэмой "Герои Октября".

Центральное место в вокально-симфоническом жанре занимают две оратории Голубева - северная оратория "Возвращение Солнца" на слова из саамского народного сказания и оратория "Герои бессмертны" на слова С.Городецкого и Н.Стефановича, посвященная памяти героев Великой Отечественной войны. Кроме того, композитор написал "Октябрьскую кантату" для хора и оркестра на стихи Н.Асеева и вокально-симфоническую поэму "Смерть поэта" для баритона на стихи М.Лермонтова.

Особняком стоит балет "Одиссей" по Гомеру, созданный автором в 1965 году на либретто К.Н.Баташова. Это единственное обращение композитора к балетному жанру.

В камерно-инструментальной музыке Голубева выделяются 24 струнных квартета. Творческое содружество композитора с музыкантами квартета им. Комитаса - А.Габриэляном, Р.Давидяном, Т.Талаяном и С.Асламазяном - их прекрасное, порой неповторимое исполнение вызвали у него особую любовь к квартетному жанру. Два квинтета композитора -фортепианный и арфовый - сочинения яркие, интересные, занимающие особое место в его творчестве.

Блистательная игра Веры Дуловой вдохновила Голубева на создание как сольных пьес для арфы, так и ансамблей с участием этого поэтичного инструмента: "Вечер на Москва-реке", Ноктюрн (для арфы соло). Квартет для двух флейт и двух арф, Концертная ария (существующая в трех версиях: I - для виолончели соло, II - для ансамбля виолончелей и арф, III - для ансамбля виолончелей и фортепиано), а также вышеназванный квинтет.

Из других камерно-инструментальных сочинений отметим сонаты для трубы, для скрипки, для виолончели (все три - с фортепиано), Классическое скерцо (соната) для фагота и фортепиано, Три пьесы для виолончели соло и другие.

Фортепианная музыка Голубева представлена десятью сонатами. Украинской рапсодией, Поэмой, Балладой, фугой, то есть крупными музыкальными формами с одной стороны; а с другой - циклами миниатюр и более развернутых пьес. Укажем важнейшие из них - "Пять пьес памяти Лермонтова", Детский альбом (состоящий двух тетрадей по 12 пьес), цикл из пяти пьес "В Старой Рузе", пять пьес для детей "Фортепианные отклики", транскрипции из балета "Одиссей", триптих для фортепиано или органа "Последние шаги тернистого пути".

Анализ отдельных произведений

Квинтет для арфы и струнного квартета c-moll, в четырех частях, ор.39, написан Голубевым в 1953 году, ставшим годом драматических потрясений, таких как смерть Сталина и смерть С.С.Прокофьева. Но данные события не нашли отражения в музыке квинтета. Сочинение занимает особое место в творчестве композитора. В нем проявились лучшие черты даровани;: автора: мелодическая основа, тембровая свежесть, прекрасное владение формой, блестящая ансамблевая техника. Произведение отличается яркой образностью и артистизмом.

Арфовый квинтет - второй и последний квинтет Голубева. Первый квинтет - фортепианный, написанный еще в аспирантские годы (1938), был первым ансамблем данного состава в истории русской музыки советского периода.

Следует отметить, что нетрадиционные составы камерных ансамблей вообще характерны для композиторов XX века в их стремлении к обновлению сложившихся типов камерной музыки и расширении тембровой палитры инструментов. Голубев хорошо знал "Танцы" для арфы в сопровождении струнного оркестра Дебюсси (1904), его же трио-сонату для флейты, альта и арфы (1915), а также Интродукцию и Allegro для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета Равеля (1906). Могу засвидетельствовать лично, что прослушивание названных произведений в классе завершалось их подробным и обстоятельным разбором, во время которого Голубев любил подчеркнуть, что творчество французских композиторов-импрессионистов, особенно Дебюсси и Равеля, возникло под влиянием русских композиторов - Мусоргского и Бородина. Арфовый квинтет Голубева - подтверждение интереса и любви автора к французским композиторам. Первое исполнение состоялось 14 января 1957 года в Малом зале Московской консерватории. Квинтет исполнили В.Г.Дулова и квартет имени Комитаса. Этот же состав исполнителей записал сочинение в фонд Радио, а затем на пластинку. Квинтет издан в 1960 году издательством "Советский композитор". Арфовый квинтет посвящен выдающейся арфистке В.Г.Дуловой, неповторимая игра которой, безусловно, вдохновила композитора на создание столь яркого сочинения. Если Фортепианный квинтет ГолуБева был первым в истории жанра, то Арфовый квинтет - яркий пример обновления жанра, пример свойственной автору эвристики в рамках канона. Композитор не проходит мимо достижений своих великих предшественников (в данном случае имеются в виду Чайковский, Прокофьев, Дебюсси), и развитие их традиций у Голубева, используя выражение В.В.Медушевского, является "стилевым синтезом". Но, будучи композитором высокой интеллектуальной культуры, Голубев не был эпигоном названных авторов, а скорее их апологетом. Хотя в произведении нет новых гармонических находок, тем не менее можно говорить о новизне, о художественном открытии, суть которого выразил Л.А.Мазель: "Открытие непременно содержится не только в сочинении новаторском, пролагающем новые пути в искусстве, но и в любом подлинно художественном произведении, как оно понимается европейской художественной традицией последних столетий". (III. Мазель, с.134-135)

В Квинтете художественным открытием является темброво-фактурная новация. Автор услышал интересное, органичное сочетание тембров арфы и струнного квартета. На этом примере видно, как к традиционному, веками сложившемуся составу струнных Голубев добавил красочный, необычайно выразительный тембр арфы. В целом Квинтет -пример четырехчастного камерного цикла с темповым соотношением частей типа медленно-быстро: I часть - Andante con moto, II - Allegro festevole, III -Andante, IV -Allegro vivace.

Квинтет для арфы и струнного квартета

Евгений Кириллович Голубев - продолжатель традиций русского симфонизма Чайковского, Танеева, Мясковского. Он в своей индивидуальной манере трактует жанры симфонии, концерта, сонаты, квартета, которые, безусловно, были для него важнейшими областями самовыражения. В этих жанрах раскрылись наиболее сильные стороны дарования Голубева.

Творческое наследие композитора огромно - им создано более 100 произведений.

Симфоническая музыка Голубева представлена восемью симфониями для симфонического оркестра, шестью инструментальными концертами (тремя для фортепиано и по одному для скрипки, альта, виолончели), увертюрой (посвященной открытию нового здания Университета в Москве), симфонической поэмой "Герои Октября".

Центральное место в вокально-симфоническом жанре занимают две оратории Голубева - северная оратория "Возвращение Солнца" на слова из саамского народного сказания и оратория "Герои бессмертны" на слова С.Городецкого и Н.Стефановича, посвященная памяти героев Великой Отечественной войны. Кроме того, композитор написал "Октябрьскую кантату" для хора и оркестра на стихи Н.Асеева и вокально-симфоническую поэму "Смерть поэта" для баритона на стихи М.Лермонтова.

Особняком стоит балет "Одиссей" по Гомеру, созданный автором в 1965 году на либретто К.Н.Баташова. Это единственное обращение композитора к балетному жанру.

В камерно-инструментальной музыке Голубева выделяются 24 струнных квартета. Творческое содружество композитора с музыкантами квартета им. Комитаса - А.Габриэляном, Р.Давидяном, Т.Талаяном и С.Асламазяном - их прекрасное, порой неповторимое исполнение вызвали у него особую любовь к квартетному жанру. Два квинтета композитора -фортепианный и арфовый - сочинения яркие, интересные, занимающие особое место в его творчестве.

Блистательная игра Веры Дуловой вдохновила Голубева на создание как сольных пьес для арфы, так и ансамблей с участием этого поэтичного инструмента: "Вечер на Москва-реке", Ноктюрн (для арфы соло). Квартет для двух флейт и двух арф, Концертная ария (существующая в трех версиях: I - для виолончели соло, II - для ансамбля виолончелей и арф, III - для ансамбля виолончелей и фортепиано), а также вышеназванный квинтет.

Из других камерно-инструментальных сочинений отметим сонаты для трубы, для скрипки, для виолончели (все три - с фортепиано), Классическое скерцо (соната) для фагота и фортепиано, Три пьесы для виолончели соло и другие.

Фортепианная музыка Голубева представлена десятью сонатами. Украинской рапсодией, Поэмой, Балладой, фугой, то есть крупными музыкальными формами с одной стороны; а с другой - циклами миниатюр и более развернутых пьес. Укажем важнейшие из них - "Пять пьес памяти Лермонтова", Детский альбом (состоящий двух тетрадей по 12 пьес), цикл из пяти пьес "В Старой Рузе", пять пьес для детей "Фортепианные отклики", транскрипции из балета "Одиссей", триптих для фортепиано или органа "Последние шаги тернистого пути".

Похожие диссертации на Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель