Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте Полозова Ирина Викторовна

Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте
<
Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полозова Ирина Викторовна. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Полозова Ирина Викторовна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова].- Саратов, 2009.- 332 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-17/6

Введение к работе

Актуальность темы исследования детерминирована осознанием значимости старообрядческого движения в современном социуме. Долгое время старообрядческая традиция рассматривалась как периферийное явление в социально-культурной жизни общества, и только в настоящую эпоху она становится неотъемлемой частью многообразной культурно-исторической панорамы России.

Саратовское старообрядчество является одним из показательных региональных образований данной конфессии, а его история богата яркими событиями. Однако до настоящего времени эта региональная традиция не была предметом специального исследования. Вместе с тем в фондах местных архивов и библиотек хранится уникальный материал (певческие рукописи, полемические сочинения, документы, воспоминания и др.), практически не востребованный современными исследователями.

Необходимость своевременного изучения церковно-певческой культуры саратовских старообрядцев вызвана современным состоянием общин. В некоторых из них (особенно периферийных) наблюдается тенденция к снижению общего уровня литургической грамотности, привнесению элементов инородных для старообрядческой певческой культуры и т.п., что позволяет говорить о серьезных проблемах сохранения традиций церковного пения. Кроме того, из памяти информантов исчезают некоторые важнейшие знания по истории старообрядчества региона, имена выдающихся руководителей и певчих прошлого, а из собраний общин – певческие памятники. В связи с этим встает вопрос о необходимости фиксации певческих традиций старообрядцев разных согласий и региональных образований, анализе их фонограмм и изучении церковно-певческого искусства.

Современная жизнь общества, диктующая повышенную активность в коммуникации между разными его группами, приводит к необходимости установления множественных межконфессиональных контактов, которые нередко приводят к взаимовлияниям, а в некоторых случаях и ассимиляции старообрядцев разных согласий. Интровертность и ретроспективность старообрядческого мировоззрения сочетается с процессом адаптации к иным социально-культурным условиям. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение церковно-певческой практики старообрядцев как в синхроническом, так и в диахроническом срезе.

Весьма важна роль старообрядческой культуры с точки зрения изучения проблем древнерусского певческого искусства. Старообрядчество, своего рода транслятор литургических принципов дореформенного богослужения, во многом может способствовать исследованию общеэстетических аспектов, а также частных проблем музыкальной медиевистики, особенно связанных с исполнительскими характеристиками (темп, динамика, артикуляция и т.п.).

Таким образом, исследование старообрядческой церковно-певческой культуры представляется значимым. Актуальность ее изучения распространяется на разные согласия и территориальные образования, что в перспективе позволит осуществить обобщенную характеристику состояния певческого дела в старообрядческой конфессии.

Степень изученности проблемы. В своей истории бытования старообрядцами были организованы духовные центры в разных регионах России и за ее пределами, которые регламентировали жизнь большой части населения страны. При этом внимание ученых привлекали наиболее известные исторические старообрядческие центры. В то же время периферийные общины часто оставались вне поля зрения. С течением времени расширялось проблемное поле изучения старообрядчества: от критики его идеологии и догматики на первоначальной стадии до более объективного исследования мотивов возникновения феномена старообрядчества в фундаментальных трудах А. Щапова, Н. Каптерева, С. Зеньковского и др. и изучения отдельных аспектов старообрядческой культуры – его философских и идеологических воззрений, литературного и иконописного наследия.

Интерес к церковно-певческой практике старообрядцев проявляется на рубеже XIX–XX вв. В работах Д. Разумовского, А. Преображенского и особенно С. Смоленского отмечается роль старообрядцев как носителей певческой традиции средневековья. В начале XX в. вопросы церковного пения становятся предметом изучения и обсуждения самими старообрядцами. В своих изданиях («Церковь», «Церковное пение», «Щит веры» и др.) известные деятели и опытные певчие конфессии рассуждают о сохранении и развитии традиций знаменного пения в старообрядческой среде. Изучение русской церковно-певческой культуры на основе рукописного наследия, в том числе и старообрядческого, позволило исследователям М. Бражникову, Н. Успенскому и др. подтвердить гипотезы о путях развития знаменного пения, его теоретических и эстетических основах. К церковно-певческой практике старообрядцев, как современному носителю средневековой культуры, неоднократно обращается И. Гарднер.

С 1980-х годов интерес к старообрядческому пению значительно активизируется. В музыковедении вырабатываются два основных подхода к изучению певческой традиции старообрядцев: исследование рукописного наследия (работы М. Богомоловой, Ф. Панченко, Н. Парфентьева, А. Хачаянц и др.) и обращение к современной певческой практике (работы Т. Владышевской, Н. Денисова, Т. Казанцевой, Л. Игошева, М. Макаровской и др.). В результате многопланового изучения старообрядческой певческой культуры, представленной разными согласиями и региональными центрами, исследователи рассматривают ключевые вопросы богослужебного пения: эстетические основы, типы литургического произношения, система архаического интонирования (Т. Владышевская), пение «по напевке» (Н. Денисов, Т. Казанцева), гласовая организация службы (Е. Коняхина), современная певческая практика общин, бытование в старообрядческой среде духовного стиха (М. Казанцева) и другие аспекты церковного пения.

Большинство работ, посвященных старообрядческой певческой традиции, основано на региональном материале. Однако при всем разнообразии географической принадлежности, один из крупных центров старообрядчества – Саратовский регион – в трудах ученых XX в. практически выпал из поля зрения. После интереснейших исследований историков и краеведов XIX – начала XX вв. (Д. Дубакина, И. Жилкина, А. Лебедева, А. Леопольдова, В. Ливанова, Л. Мизякина, Д. Мордовцева, Н. Оглоблина, К. Попова, Н. Попова, Н. Соколова), публикаций в местных изданиях («Саратовский листок», «Старообрядчество и кооперация», «Саратовские Епархиальные Ведомости», «Саратовский сборник», «Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии», «Щит веры», «Голос старообрядческого Поволжья» и др.), а также работ самих саратовских старообрядцев (С. Быстрова, Л. Пичугина, Т. Тулупова, В. Яксанова и др.), характеризующих жизнь старообрядчества губернии, наступает длительный период молчания. И только в конце XX в. появляются отдельные публикации, освещающие те или иные аспекты бытования и культуры саратовского старообрядчества (работы Е. Агеевой, М. Воробьева, А. Ряжева, А. Хачаянц).

Данное исследование – первая попытка изучить саратовскую старообрядческую культуру разных толков и согласий, ее церковно-певческих традиций на протяжении всей истории существования. В связи с этим отправной точкой исследования стала систематизация разнородного историко-архивного, публицистического, этнографического и певческого материала, его анализ и введение в научный обиход. Выявление старообрядческих певческих центров губернии монастырской и общинно-приходской форм бытования и изучение состояния в них певческого дела позволили раскрыть проблему, заключающуюся в выявлении органичного сосуществования в старообрядческой культуре мировоззренческой установки на охранительную тенденцию, традиционализм, с одной стороны, и привнесение новых стилевых черт, отражающих процесс творческого обновления певческих традиций, с другой.

На решение поставленной проблемы направлена основная цель работы, которая заключается в комплексном исследовании церковно-певческой культуры старообрядцев саратовской региональной традиции за весь период ее бытования.

Задачи исследования:

– выявить и систематизировать материалы по истории и церковно-певческой культуре саратовского старообрядчества, создать историческую и конфессиональную панораму развития старообрядчества в регионе, определить круг певческих центров губернии и их лидеров;

– охарактеризовать формы бытования церковно-певческой культуры саратовских старообрядцев и реконструировать основные признаки монастырской и общинно-приходской певческой практики;

– рассмотреть состояние библиотечных фондов монастырей и общин губернии, определить состав и источники их формирования, выявить и проанализировать певческие рукописи, принадлежащие старообрядцам региона, типы оформления и певческое содержание книг;

– определить круг песнопений, имеющих местную редакцию и вскрыть признаки обновления церковно-певческой культуры саратовских старообрядцев;

– проанализировать развитие системы певческого образования саратовских старообрядцев;

– собрать и систематизировать материалы полевых исследований по современному состоянию саратовского старообрядчества, произвести расшифровки фонограмм богослужебного пения, на их основе охарактеризовать современную певческую практику общин.

Предметом исследования является церковно-певческая культура старообрядцев саратовской региональной традиции. Ее комплексное изучение охватывает многие параметры (исторические факты, певческие рукописи, полемические сочинения, современная богослужебная практика), тесно связано с вопросами древнерусского певческого искусства, с одной стороны, и с современной практикой бытования старообрядчества, с другой.

Материалом исследования послужил комплекс музыкальных, документальных и нарративных источников: фонды областных и городских архивов региона, певческие рукописи государственных библиотек и личных собраний старообрядцев, библиотеки общин, периодические издания, в том числе и старообрядческие, авторские экспедиционные материалы (фонограммы богослужебного и внебогослужебного пения старообрядцев, нотировки, описания книжного фонда общин, фотоматериалы, экспедиционные записи и дневники, стенограммы бесед с носителями традиции).

Методологические установки вырастают из работы с источниками, а комплексный характер исследования диктует необходимость использования междисциплинарного подхода (история, источниковедение, этнография, социальная и культурная антропология, социальная психология, музыкальная медиевистика, фольклористика и др.).

Разнообразная источниковедческая база в изучении церковного пения старообрядцев предполагает обращение к таким методам как источниковедческий (изучение певческих памятников и архивных документов на предмет их принадлежности к исследуемой традиции), обще- и музыкально-палеографический (рассмотрение состава певческих памятников, их оформления, видов распевов, нотаций и т.п.), текстологический (анализ стилистики песнопений, выявление местных редакций, тенденций развития певческой книги старообрядческого периода и др.), методы сравнительного исследования и структурной типологии (выявление конфессиональной и региональной принадлежности материала, стабильных и мобильных признаков исполнения, местных вариантов и редакций напевов, анализ процессов обновления в рамках исследуемой традиции). Перечисленные методы помогли вскрыть типологическую общность традиции старообрядцев, охарактеризовать их церковно-певческую практику, эстетические и музыкально-теоретические воззрения, осмыслить стабильные и мобильные признаки певческой культуры.

В исторической перспективе исследование опирается на культурно-антропологический подход. Обращение к рефлексии носителей традиции помогло постичь мировоззренческие и эстетические представления старообрядцев, осознать их терминологию, систему культурных ценностей. На основе герменевтического метода осуществлена интерпретация певческого текста. С его помощью в работе рассматривается, каким образом меняются категории ценности, полезности, понятности певческого знака, определяется семантика информации, извлекаемой адресатом из текста и ее значимость для конкретного периода существования традиции.

В современном музыкознании старообрядческая традиция, как правило, изучается в относительно стабильном, синхроническом состоянии. Вместе с тем наиболее органичным является построение модели развития старообрядческой певческой культуры региона, которая бы охватывала весь исторический опыт ее существования с попыткой выявления стабильных и мобильных признаков в этой традиции. Поэтому мы рассматриваем старообрядческую певческую культуру как в синхроническом срезе (раскрывающем ее актуальное состояние), так и в диахроническом (репрезентирующим эволюционные процессы). В связи с изучением традиции в диахроническом срезе важен метод реконструкции, основанный на последовательном рассмотрении объекта от поверхностных с точки зрения исторической перспективы пластов культуры к более архаичным. Он позволил не только обнаружить варианты распространенных напевов, типы нотаций и др., но также проследить формирование региональной певческой традиции, увидеть живой и сложный процесс ее развития.

Итак, представленное исследование церковно-певческой культуры саратовских старообрядцев основано на комплексном подходе. Разностадиальность исторического материала и обращение к разным типам источников обусловили избирательность методов исследования. Это, в свою очередь, позволило всесторонне рассмотреть певческую практику саратовских старообрядцев и вывести ее на уровень всей старообрядческой культуры, определить ее специфические и универсальные качества.

Научная новизна. Данная работа является первым исследованием церковно-певческой культуры старообрядцев саратовской региональной традиции разных толков и согласий на всех этапах ее бытования.

Новизна исследования заключается в комплексном изучении церковного пения саратовских старообрядцев. На основе широкой источниковедческой базы реконструируется панорама развития старообрядческой певческой практики XVIII – начала XXI вв., выявляются певческие центры, их ведущие представители, проводятся аналогии с другими региональными традициями.

В процессе изучения церковно-певческой практики саратовских старообрядцев была выработана собственная методология исследования. Основанная на принципе комплексности и охватывающая разные исторические вехи развития старообрядчества, его конфессиональные ответвления и множественные типы привлекаемых источников, она предполагает элективный подход к изучению старообрядческой певческой культуры. Кроме того, в диссертации используются отдельные методологические установки других гуманитарных наук: культурно-антропологического подхода, метода ретроспекции, осознания многолинейных процессов эволюции в разных культурных традициях.

В исследовании впервые сделана попытка выявления круга певческих рукописей саратовского происхождения из разных библиотечных собраний, изучено их оформление и певческое содержание. Характеризуется состояние библиотек монастырей и общин губернии, определяются источники их формирования, выявляются особенности оформления певческих памятников, систематизируются сведения о деятельности переписчиков.

На основе сравнительного изучения певческих памятников обосновывается гипотеза о существовании местных редакций песнопений и создании новых композиций, обозначается их репертуар, исследуется характер обновления исходного инварианта. В результате впервые на материале церковного пения саратовских старообрядцев выявляются новые стилевые признаки их богослужебного пения, стабильные и мобильные компоненты, те адаптационные процессы, которые наблюдаются в бытовании рассматриваемой традиции, вскрываются основные причины изменений и обновления церковно-певческой практики старообрядцев.

Исследование региональной старообрядческой традиции в соотношении разных форм ее бытования (монастырской и общинно-приходской) позволило не только по-новому осветить практику богослужебного пения старообрядцев в монастырях и крупных немонастырских певческих центрах, но и впервые выявить ряд факторов, детерминированных особенностями бытования, проанализировать процессы внутриконфессионального развития саратовского старообрядчества, проследить формирование и функционирование системы певческого образования и т.д.

В научный обиход вводится новая источниковедческая база, которая опирается на региональные архивные документы и певческие памятники, ранее практически не использованные музыковедами, но имеющие значительную научную ценность. Кроме того, в научный обиход вводится материал, собранный автором диссертации в результате многочисленных экспедиций по региону. Фонограммы богослужений старообрядцев, нотировки песнопений, записи бесед с носителями традиции и др. являются ценным источником при изучении современной старообрядческой культуры, причем, не только для специалистов в области истории музыки, но и для религиоведов, культурологов, этнографов, филологов и фольклористов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы работы позволяют осознать значимость старообрядчества в духовном наследии России, увидеть в его деятельности не только стремление к сохранению средневековой богослужебной практики, но и творческий потенциал, направленный на развитие канонов древнерусского певческого искусства.

Теоретическая ценность исследования заключается в комплексном охвате явления: история, формы бытования, формирование местных церковно-певческих традиций и их последующее развитие. Предлагаемый подход представляется достаточно универсальным при изучении иных региональных культур. Методика выявления местных редакций и вариантов напевов, а также опыт реконструкции певческой практики могут быть применены к изучению другой традиции, причем, не только старообрядческой.

Теоретические положения в работе опираются на расширенную исследовательскую базу посредством введения в научный обиход нового фактологического и музыкального материала. Поэтому материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающего труда по истории музыкальной культуры старообрядчества, а отдельные ее выводы способствовать исследованию взаимовлияния и взаимообогащения церковно-певческой культуры старообрядцев разных согласий и регионов.

Материалы и результаты исследования могут найти применение в области отечественной музыкальной медиевистики, истории отечественной культуры, этнографии, краеведения, фольклористики и т.д. Они применяются в учебных курсах по истории отечественной музыки, источниковедению, русской певческой палеографии, предметах, связанных с изучением региональных традиций культовой музыки.

Расшифровки песнопений, фонограммы и их нотировки могут быть использованы исследователями старообрядческой культуры, а также исполнителями, зазвучать на клиросах, включаться в репертуар хоровых коллективов, использоваться в композиторском творчестве.

Апробация материалов диссертации проходила на научных чтениях, международных и всероссийских конференциях в Москве: в Государственном Республиканском Центре русского фольклора (2002), Музее истории и культуры старообрядчества (2007, 2009), Российской академии музыки имени Гнесиных (2008); Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (2002, 2004, 2005, 2007, 2009); Новосибирске (1999); Ростове-на-Дону (2000), Великом Новгороде (2009). Основные результаты исследования отражены в публикациях, объемом 44 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из трех глав, введения и заключения. Приложение составляют музыкальные примеры в авторской расшифровке, репертуар демественного и путевого распевов, очерки по истории саратовского старообрядчества, системе певческого образования и др.

Похожие диссертации на Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте