Введение к работе
Обоснование проблематики и предмета исследования. Позна-. ние сущности и онтологических основ музыки - фундаментальные и мировоззренческие по своему характеру проблемы, с которыми прямо или косвенно сопряжено любое её теоретическое, историческое или методологическое осмысление. Даже в случаях, когда исследование не фокусируется на этой проблематике, она находит своё опосредованное разрешение, определяя его направленность, цель, характер, принципы и метод.
Анализ литературы по музыкознанию отчётливо выявляет имманентную логику развития науки о музыкальном мышлении, суть которой - переход от эмпирического исследования музыки к её сущностному постижению.
Обусловленность генезиса, бытия и функционирования музыкальных явлений музыкальным мышлением предопределила основополагающее значение этой категории в сущностном познании музыки. "Специфическим музыкальныгл мыщлением можно назвать такой случай мышления, при отсутствии которого изменилась бы в8 только психологическая характеристика музыкального переживания, но и существенно преобразилось бы и его специфическое музыкальное эстетическое качество. Можно предположить, что к этому качеству сводится изучаемое явление." /Й.Бурьянек/
В силу многоаспектное функционального бытия, конструктивно-организационной многоплановости музыкального мышления научное познание его природы возможно в ракурсе философии, эстетики, психологии, физиологии, социологии, математики, кибернетики, лингвистики. Более того, как отмечает М.Г.Арановский, "Исследование музыкального мышления требует в настоящее время комплекс-
ного подхода" .
Одним из наиболее важных моментов в познании музикальне мышления, находящимся в соотношении многоуровневой коррелш с другими, является подход к нему с позиций онтологии музш как специфического, закономерного в своём генезисе и развит качества. /Под понятием "онтология*' подразумевается учение бытии как таковом, предмет которого - фундаментальные прині пы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего./ При этом основной предмет ис следования сводится не к закономерь стям и механизму функционирования индивидуального музыкалы мышления, а к исторически закономерно развивающемуся всеобп совокупностному музыкальному мышлению как специфическому пс своей качественной ориентации творческому феномену, детермг рующему генезис, функционирование е бытиё музыкальных явлєе и, в то же время, находящему в них своё воплощение. В связи этим на первый план выходят проблемы, связанные с закономер стями воплощения качества, благодаря которому решается вопр о принадлежности явления, определяемого таким качеством, к ре культуры, искусства, музыки, а также о его художественно ценности л, следовательно, аксиологической и функциональной значимости.
- В свете приведённых концепционных установок произведет! искусства предстают и, соответственно, квалифіщируются как уникальные, специфические в своём генезисе и бытии явления, совокупностное множество которых есть само искусство в своё историческом развитии. Именно творческий феномен, являющий бой суть человека, а следовательно, первопричину генезиса и основу бытия музыкальных явлений, выступает как основной пр .мет "научного изучения. Единство первоистока - важнейший фак позволяющий представить явления искусства в совокупности их
нетической и функциональной взаимосвязей, что является необходимой предпосылкой их теоретического постижения и служит основой для изучения музыкального мышления во всём множестве его проявлений. Творчество - не только причинный, но и абсолютный мотивационный фактор. Творчество есть осознанно-волевой имманентный по своей мотивации практический акт внесения развивающимся интеллектом определённости в свою неопределённость. В плане творческой сути человеческого интеллекта аксиологический критерий бытия искусства сводится именно к эстетическому в своей основе проявлению и реализации творческого феномена.
Основанное на этих принципах фундаментальное изучение обусловленных человеческим сознанием явлений, и в частности музыкальных, смещающее свою приоритетную направленность от объекта исследования в сторону сущности последнего - его предмета, представляется нам как процесс его имманентной рефлексии. Основанное на этом положении понимание искусствознания раскрывает перед этой наукой большие перспективы, ориентирует ее на научно-теоретическое постижение онтологии явлений, в то же время позволяя осознать их творческую сущность в её исторически закономерной, саморегулирующей динамике, принимая в расчёт комплексное многообразие её проявлений. Научное осмысление музыки в системе музыкально-теоретических понятий раскрывает качественную специфику одного из основополагающих видов человеческого мышления - музыкального, концепционно упорядочивая при этом обширные знания о конструктивном устройстве произведения этого вида искусства.
Цель исследования - выявление некоторых основополагающих принципов и закономерностей функционирования музыкального мышления, обусловливающих природу и специфику качества, определяю-
щего музыкальное явление, основы его воплощения, генезиса и функционального бытия.
Научная новизна и актуальность исследования заключается в том, что на первый план выдвинута проблема онтологии музыки, которая непосредственно увязывается, с одной стороны, с музыкальным мышлением как специфическим творческим феноменом, с другой - со всеобщими системно-структурными принципами функционального бытия явлений, и в частности музыкальных. Сопряжённый с этими принципиальными моментами комплекс кардинальных теоретических положений предопределяет, как нам представляется, сущностное научное постижение музыки. Наиболее важные, основополагающие из них: а/ квалификация специфического музыкального качества как первичной определяющей стороны музыкальных явлений, а также дифференциация категорий "явление" и "объект" в практике научного исследования; в/ понимание музыкального мышления как специфического по своей качественной ориентации творческого фе-номена, детерминирующего генезис, функционирование-и бытиё му-. зыкальных явлений, находящего в них своё воплощение; с/ определение природы музыкального становления и развития как реализации художественного потенциала специфического творческого феномена; 5/ осознание через интонацию, представляющую генетически осмысленное акустическое явление высшего качественного порядка, интеллектуальной природы музыки, а следовательно, осмысление самой интонации как элемента кя^р^т?^Ш12_^2!^!:7"4ТНП^ музыкальной мысли; е/ выявление непосредственной взаимосопряжённости интонации и формы, а также интонационного и формообразующего аспектов музыкального мышления.
Методологическая основа исследования. В свете доминирующей в данной работе идеи о первичности качественного начала по от-
ношению к количественному, постижение сущности генезиса и бытия целостного монолитного специфического качества, определяющего конкретное явление сопряжено с двумя основополагающими категориями "система" и "структура". Опирающийся на них системный принцип, являющий собой на данный момент высшую ступень диалектического метода, помогает постигнуть явление в сложном комплексе его генетических и функциональных взаимосвязей, определяющих суть его генезиса и способность реального бытия. Функциональные основы специфического, имманентно развивающегося творческого феномена как системы, детерминирующей музыкальные явления, фокусируют в себе принципы бытия последних во всём комплексе их взаимосвязей.
Практическая ценность. Материалы данного исследования могут быть использованы в научных изысканиях, а также в курсе лекций, посвященных вопросам философии музыки, искусства в целом.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась в отделе музыки Российского института искусствознания министерства культуры Российской Федерации.