Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы гуманизации физического воспитания подростков 13
1.1. Генезис синкретических форм искусства и их роль в гуманизации физического воспитания 13
1.2. Искусство как средство гуманизации физического воспитания подростков 27
1.3 Боевые искусства как элемент системы физического воспитания подростка 41
1.4. Каратэбика как средство гуманизации физического воспитания подростков 59
Выводы 75
Глава II. Технология гуманизации физического воспитания подростков средствами каратэбики в условиях общеобразовательной школы 78
2.1. Организация и методы проведения опытно-экспериментальной работы 78
2.2.Технологический аспект приобщения подростков каратэбике 95
2.3. Влияние экспериментальной методики на воспитанность подростка 109
Выводы 135
Заключение 137
Список литературы 140
Приложение 158
- Искусство как средство гуманизации физического воспитания подростков
- Каратэбика как средство гуманизации физического воспитания подростков
- Организация и методы проведения опытно-экспериментальной работы
- Влияние экспериментальной методики на воспитанность подростка
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В последние годы социально-экономический кризис коснулся и общеобразовательной школы. Расслоение общества, ухудшение материального положения большей части населения, сокращение сферы досуга молодежи способствуют не только росту негативных тенденций в поведении учащихся, но и порождают криминал, бездуховность, потребительско-эгоистическое отношение к жизни, в результате чего кривая преступности среди несовершеннолетних поднимается вверх. Подростки стали наиболее криминально активной частью населения России. По данным МВД России за 5 лет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло на 36,2 %, а количество подростков, принявших участие в преступлениях, - на 31,2 %.
Существенную роль в данной ситуации играет интерес молодежи и подростков к новым видам спорта и физическим упражнениям. На современном этапе среди подростков особенно популярны восточные единоборства (каратэ, таэквондо, айкидо, кун-фу, кикбоксинг и др.), которые были запрещены в нашей стране до 1989 года. В настоящее время они разрешенье и одним из самых уязвимых мест в работе секций восточных единоборств является недостаточная педагогическая и методическая подготовка учителей и тренеров. В своих публикациях В.Манин, Л.Петрова, Ю.Шерстяных указывают, что по всей стране практикуют «самодеятельные сенсеи» - тренеры, не имеющие ни достаточной квалификации, ни морального права заниматься преподавательской деятельностью, некоторые даже с уголовным прошлым. В России сложилась ситуация, когда ряд секций восточных единоборств является «поставщиком» подростков в криминальные структуры. С.Н.Лазарев утверждает, что он посещал не одну секцию в поисках гуманизма и обнаружил, что там его нет, а в некоторых преподавали обыкновенный «мордобой» [131, с. 83].
В настоящее время педагоги как на Востоке, так и на Западе обеспокоены тем, что сформировался определенный стереотип восприятия каратэ. Подавляющая часть молодых учеников старается овладеть лишь техническим набором движений для ведения «боя», а не духовной стороной каратэ, с помощью которой происходит становление гуманной личности.
Как отмечает «основатель» каратэ Г.Фунакоши и ряд других авторов (К.М.Барский, С.В.Биджиев, И.Линдер, И.Оранский, А.Е.Тарас и др.), внедрение в школьный общеобразовательный процесс восточных единоборств способствует психологическому становлению воина, гражданина, мужчины. Различные виды единоборства воспитывают дисциплинированность, волю, навыки самоконтроля и многие другие положительные качества личности и черты характера (А.А.Маслов, Г.В.Попов, В.А.Рожков, А.И.Танюшкин, В.П.Фомин, Ш.К.Шахов и др.). Занятия единоборствами повышают функциональное состояние организма (Д.Гилбей, Ю.А.Копылов, В.А.Савилов, А.И.Соколов, В.П.Фомин, Л.Л.Франсиско, Ю.В.Щербаков и др.), совершенствуют физическую подготовку человека (Е.В.Калмыков, А.Г.Мазур, Б.М.Рыбалко, Б.Тегнер Г.С.Туманян и др.). В ряде источников указывается, что уроки физической культуры, содержащие элементы единоборств, способствуют укреплению здоровья, повышают сопротивляемость организма ребенка к внешним неблагоприятным условиям, снижают степень заболеваемости (В.А.Геселевич, А.П.Купцов, Р.А.Пилоян и др.).
Следовательно, с одной стороны, использование восточных единоборств в физическом воспитании подростков приносит большую пользу, а с другой - их безграмотное применение наносит существенный урон личности. Здесь стоит задуматься над словами П.Ф.Лесгафта: «Упражнение в борьбе требуют очень точного выяснения его значения, а также действий, соответствующих этому значению, иначе оно может привести к драке и даже свалке занимающихся и содействовать развитию грубых инстинктов...» [134, с. 115].
В программе (1995) по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы (I - XI классы) отмечается: «...Насильственно пресекать этот закономерный интерес, как делалось в предшествующие годы, нет никакой необходимости. Задача школы - придать этому направлению физической культуры упорядоченный и цивилизованный вид, сделать его элементом физического воспитания и самовоспитания подрастающего поколения» [221, с. 198].
Таким образом, возникает проблема модернизации физического воспитания подростков, решение которой требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания, основанных на интересе подростков к восточным единоборствам и потребности общества в формировании высоко нравственного и гуманного подростка. В связи с этим в последнее время и возникает новое средство физического воспитания школьника - каратэбика (И.Оранский и Ю.И.Курпан). Под каратэбикой сегодня понимают разновидность свободных движений, где сочетаются элементы аэробики и каратэ [129, 162].
В настоящее время существующая система физического воспитания в общеобразовательной школе, как свидетельствуют наши исследования, не предполагает использование каратэбики- в воспитании подростка. В связи с этим налицо противоречие между объективно существующими требованиями общества к воспитанию физически здорового, гуманного человека, с одной стороны, и реально функционирующей воспитательной системой, технологически не обеспечивающей этот процесс, - с другой. Названное противоречие требует своего разрешения и свидетельствует об актуальности проблемы нашего исследования физического воспитания подростков средствами караулить, смысл которой заключается в разработке г 7 педагогической системы (средств, форм, методов), способствующей гуманизацию этого процесса.
Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании целесообразности применения каратэбики как одного из эффективнейших средств гуманизации физического воспитания подростка в
, общеобразовательной школе.
Объект исследования: физическое воспитание подростка в целостном k педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс гуманизации физического воспитания подростков средствами каратэбики в условиях общеобразовательной школы.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что гуманизация физического воспитания подростков в общеобразовательной школе средствами каратэбики протекает успешно, если: - осуществляется система мер по развитию у учащихся и педагогов » мотивации к реализации личностного потенциала через танец и единоборство; - будет создана концептуальная модель «Каратэбика» позволяющая гуманизировать физического воспитания подростков; 4 - учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности * личности школьника; - каратэбика применяется как целостное движение в системе физического воспитания подростков, где активизируется двигательная ^ активность и расширяются возможности самовыражения через комплексное воздействие движений танцевального искусства и единоборства; создаются психолого-педагогические условия, способствующие t положительному эмоциональному настрою личности, что обеспечивает формирование гуманистических качеств подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему гуманизации физического воспитания подростков в философской, педагогической и психологической литературе, в теории и на практике.
2. Определить роль и место каратэбики в гуманизации физического L воспитания подростков в общеобразовательной школе.
3. Разработать технологию гуманизации физического воспитания * подростков средствами каратэбики.
4. Разработать критерии и оценить эффективность каратэбики в условиях экспериментального обучения.
5. Разработать содержание спецкурса «Каратэбика» и создать методику его реализации в гуманистическом воспитании подростков.
Методологические и теоретические основы исследования составили отечественные и зарубежные труды по философии (сущность искусства, становление эстетического сознания в восприятии движений Е.Ф.Губский, А.Г.Спиркин, Ю.Борев, Э.А.Егорова, Г.В.Плеханов и др.), эстетике (теория эстетической выразительности М.М.Бахтин, С.Н.Куракина, Л.П.Печко и др.),
I психологии (теория развития личности Г.С.Абрамова, Б.Г.Ананьев,
Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Р.С.Немов, А.В.Петровский, Е.И.Рогов и др.), f физиологии (об индивидуальных и возрастных различиях И.А.Арямов, * С.И.Гальперин, К.М.Гуревич, А.А.Маркосян и др.), педагогике (гуманизация физического воспитания Ю.М.Зотов, В.Н.Казанцев Н.В.Кудрявцева, П.Ф.Лесгафт, В.С.Родиченко, В.И.Столяров и др.), по искусствоведению
I* (теории о роли искусства в воспитании и развитии личности С.В.Асенин,
А.Ф.Еремеев, К.Бюхер, Э.А.Королева, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.), искусству хореографии (Т.К.Барышникова, В.Н.Бойкова, Л.А.Бондаренко,
, Т.К.Васильева, А.А.Климов и др.), по балетоведению (Н.П.Базарова,
Л.Д.Блок, А.Я.Ваганова, В. Ванслов, С.Н.Куракина и др.).
Методы исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использовался комплекс методов: теоретические методы: теоретический анализ и синтез (историко-генетический и сравнительно-исторический методы, ретроспективный анализ и т. д.), обобщение опыта, абстрагирование-конкретизация; экспериментально-эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное^ включенное, самонаблюдение), диагностирование (тестирование, оценивание), интервьюирование, анкетирование, экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты); статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов с 1994 по 2000 г.г.
Первый этап - диагностический (1994 - 1996 г.г.) - носил преимущественно поисковый характер. Анализировались теоретические источники с целью установления степени научной разработанности проблемы в этом плане, осуществлялся сопоставительный анализ философской, социологической, педагогической, культурологической литературы по проблеме. Изучались современные педагогические технологии воспитания подростков, воспитательные системы школ, определялись методологические подходы и общая теоретическая концепция исследования. На данном этапе были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методы, понятийный аппарат.
Второй этап - экспериментальный (1996 - 1998 г.г.) - изучение средств и методов пластической выразительности школьников. Разработана технология гуманизации физического воспитания школьников средствами каратэбики. Проведенный констатирующий эксперимент способствовал обоснованию актуальности исследуемой проблемы, определению основ процесса гуманизации физического воспитания личности средствами каратэбикй. Была подвергнута первичной проверке и уточнению гипотеза, проведен пробный эксперимент, скорректирована логика эксперимента. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы послужил основой для разработки научно-методических рекомендаций по организации процесса гуманизации физического воспитания средствами каратэбикй.
Третий этап - обобщающий (1998 - 2000 г.г.) - проведен и завершен формирующий эксперимент, осуществлена систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно - экспериментальной работы, их апробация и внедрение', теоретическая и графическая обработка материалов, оформление текста диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись средние школы №№ 6, 16, 42 г. Ставрополя. Экспериментом было охвачено 247 учащихся, 26 учителей, 34 родителя.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - определена роль и место каратэбикй в гуманизации физического воспитания подростков в общеобразовательной школе; обоснована совокупность средств и методов каратэбикй обеспечивающих гуманизацию физического воспитания подростков в общеобразовательной школе; - создана технология гуманизации физического воспитания подростков средствами каратэбикй; - определены педагогические условия гуманизации физического воспитания подростков средствами каратэбикй; разработаны критерии и оценки эффективность каратэбикй в условиях экспериментального обучения; обосновано содержание спецкурса «Каратэбика» и создана методика его реализации в гуманистическом воспитании подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленная в диссертации концептуальная модель «Каратэбика» и методика ее реализации способствуют гуманизации физического воспитания подростков.
Разработана и экспериментально опробована программа «Каратэбика»; выявлены педагогические условия, при которых каратэбика отвлекает подростков от «боя», формирует гуманистические качества. Материалы исследования могут быть использованы: при создании программ, учебников, учебных пособий, разноплановых дидактических средств; при подготовке студентов факультетов физического воспитания, в системе курсов повышения квалификации учителей, тренеров, хореографов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследовайия и научных выводов, представленных в диссертации, обеспечивается совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности разработанной технологии гуманизации процесса физического воспитания учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня: ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ (1998 - 1999); на Межвузовской научно-практической конференции «Молодая наука - 2» в 1997 г. в г. Пятигорске; региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование - 2, З» (СГУ, СКИПКРО, 1999, 2000), республиканской научно-практической конференции (Карачаевск, 1999); на методических объединениях, педсоветах в средних общеобразовательных школах г. Ставрополя №№ 6, 16, 42, где рассматривались проблемы гуманизации физического воспитания учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структура и сущность каратэбики в гуманизации физического воспитании подростков.
2. Технология гуманизации физического воспитания подростков средствами каратэбики.
3. Система средств каратэбики используемых для гуманизации физического воспитания подростка.
4. Педагогические условия гуманизации физического воспитания подростков средствами каратэбики.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована 20 таблицами, 5 рисунками. Список литературы включает 260 наименований.
Искусство как средство гуманизации физического воспитания подростков
Социально - экономические условия жизни и высокие требования к духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию личности, которая будет жить в XXI веке, ставят перед образовательной системой России сложные задачи, одной из которых является воспитание подростка в системе его физического развития. И в этом процессе особую значимость приобретает проблема формирования гуманистического сознания через освоение таких общечеловеческих ценностей, как «доброта», «справедливость», «любовь к людям», «сопричастность», «милосердие» и др. Именно через непосредственное чувственное отражение, осмысление различных сторон гуманистических проявлений и адекватное действие возможно воспитать человека - гуманиста. И здесь физическая культура и спорт способны сформировать уважение к таким фундаментальным гуманистическим ценностям, как достоинство личности, равноправие, терпимость, стойкость, трудолюбие, солидарность, любовь к природе, жизнь в гармонии с собой и природой и др. Занятия физической культурой и спортом, участие в спортивных играх и соревнованиях могут быть прекрасной «школой жизни» в обществе на основе соблюдения принципов демократии, коллективной и личностной ответственности, сотрудничества при одновременном стремлении взойти на пьедестал «славы».
В ходе нашей работы установлено, что многочисленные социологические и педагогические исследования, проведённые в разное время и в разных странах, показывают, что огромный гуманистический потенциал занятий физической культурой и спортом используется все еще недостаточно полно и эффективно, а иногда это приводит и к весьма негативным последствиям, содействует развитию таких нежелательных качеств личности, как агрессивность, жестокость, эгоизм и др. Но особенно тревожными являются факты девальвации нравственных и духовных ценностей среди спортсменов. Так, сегодня всё больше число детей, молодежи включается в спортивную жизнь и как её непосредственные участники, и как зрители лишь потому, что здесь можно не только заработать деньги, приобрести материальные блага, славу, поднять свой престиж, но и наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу, продемонстрировать свое превосходство над другим человеком или одной нации над другой.
Анализ исследований в области педагогики (М.Н.Аплетаев, Ш.А.Амонашвили, М.А.Вейт, К.В.Гавриловец, Н.А.Гусева, А.Т.Гутин, Н.К.Карпова, Л.Г.Кожевникова, З.И.Калмыкова, В.М.Коротков, И.Я.Лернер, И.С.Марьенко, Е.В.Ткаченко, Е.Н.Шиянов и др.) свидетельствует, что во многих из них особое место занимает гуманизм как универсальное средство воспитания человека.
Под гуманизмом (лат. humanus - человечный), как известно, понимается внутренняя сущность человека, направленная на человеческое обращение, которое в словаре В.Даля трактуется как людское, милосердное, достойное человека в противовес жестокому и бесчеловечному. Отсюда гуманистическое воспитание рассматривает человека как высшую ценность, где главной целью деятельности является отстаивание его свободы и условий для полноценного развития.
Принцип гуманизма в физическом воспитании и спортивной деятельности подростков накладывает отпечаток на регламентированные и нерегламентированные межличностные отношения в процессе реализации своих физических, психологических, нравственных и других качеств. Здесь особую озабоченность со стороны педагогов вызывает то, что, с одной стороны, в правилах соревнований фиксируются такие моменты, как запреты на удар ниже пояса в боксе, прекращение применения действий болевых приемов в самбо или дзюдо после отказа ведения борьбы соперником. Но, с другой стороны, нигде в правилах не говорится о том, что соперник является обязательным партнером в спорте и относиться к нему следует как к самому себе. Нигде не фиксируется то нравственно-эмоциональное воздействие спорта, которое приносит честная и заслуженная победа, одержанная максимальным напряжением всех физических и духовных сил. В современных условиях, считает В.П.Люкевич, спорт обесценивается, т. к. он наполняется «механическим содержанием» и преследует единственную цель - бить рекорды легальным или запрещенными методами, теряя тем самым свой «изначальный духовный гуманизм» [140, с. 5]. На основе этого все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физического воспитания подростков уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены более эффективными. Исходя из вышеуказанных соображений, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации воспитательной работы с учащимися, разрабатываются и внедряются в практику соответствующие проекты и программы физического воспитания
В декабре 1988 года на высшем педагогическом форуме страны -Всесоюзном съезде работников образования - прозвучал доклад председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Г.А.Ягодина, названный им «Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования». В документах (проекты «Положения о средней общеобразовательной школе», «Концепции общего образования, как базового в единой системе непрерывного образования», «Академическая концепция», «Концепция общего среднего образования (ВНИКа)», «Концепция педагогического образования» и других), предложенных съезду для утверждения и обсуждения общественностью, гуманизация и демократизация были заявлены как принципы реформирования образования страны. Так, в преамбуле Концепции общего среднего образования подчеркивалось: «В основе перестройки образования лежат принципы, вытекающие из общей ориентации советского общества на гуманизацию и возвышение личности, а именно: гуманизация, усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества; установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.. .»[110, 111, 247].
Каратэбика как средство гуманизации физического воспитания подростков
Мода на ту или иную форму физических упражнений меняется приблизительно каждые пять - семь лет. Так, в конце пятидесятых - начале шестидесятых был бум атлетической гимнастики, но прошло совсем немного времени, и в моду вошел оздоровительный бег. Семидесятые принесли с собой увлечение модерн гимнастикой, джаз гимнастикой, а начало восьмидесятых прошло под знаком аэробики Джейн Фонды. Во второй половине восьмидесятых продолжала быть популярной «танцевальная физкультура» - брейкданс, рок-акробатика, степ, а сегодня в фавориты выбился шейпинг. А что же завтра? А завтра - каратэбика.
В предыдущем параграфе мы показали, что большой популярностью пользуются сейчас у молодежи боевые искусства Востока. Интерес к ним -познавательный и практический - растет по мере того, как люди расширяют свои знания в области культурного наследия Востока. «Одной из разновидностей движений восточных систем в 1990 году возникла каратэбика. Ее создателем стала японка Эйко Хасэгаева, имеющая черный пояс по каратэ школы Кёкусинкай» [162, с. 72].
Краткое определение «каратэбики» сформулировали И.Оранский [162] и Ю.И.Курпан [129, с. 50]. Под каратэбикой они понимают разновидность аэробики, в которой разумно сочетаются элементы каратэ. Ю.И.Курпан утверждает, что в Японии каратэбикой занимаются люди, желающие иметь не только красивую фигуру, но и овладеть приемами самообороны без оружия. В указанной научно-методической литературе довольно узко раскрываются аспекты возникновения, отсутствуют сведения о содержании и реализации средств и методов данной системы движений. Для определения психолого-педагогического воздействия каратэбики на формирование гуманистического мировоззрения подростка рассмотрим ее составляющие компоненты подробнее.
Анализ литературных источников показал, что, в отличие от боевых искусств, вопросами аэробики в нашей стране занимались многие исследователи: М.С.Алексеенко; Е.В.Бирюк; Н.Н.Венгерова; И.В.Веденеева; Н.В.Водопьянова; Л.Г.Житницкая; М.П.Ивлев; О.И.Иванова; С.В.Крамина; Л.Т.Кудашова; Л.А.Ланцберг; Н.Жукова; Г.С.Лисицкая; Т.И.Манина; В.В.Матов; Г.Ф.Павлова; О.В.Рахман; М.Ю.Ростовцева; В.Ю.Сосина; Л.В.Третьякова; Ж.Е.Фирилева; С.Б.Шармонова; Г.Швец и др.
Как свидетельствуют эти авторы, «аэробика» (от греч. «аэро» - воздух, «биос» - жизнь) стала известна в 1968 г. благодаря американскому физиологу, профессору К.Куперу, который предложил использовать аэробные физические упражнения: ходьбу, медленный бег, плавание, езду на велосипеде, бег на лыжах и другие для борьбы с распространением заболеваний сердечно-сосудистой системы, связанных с гиподинамией. В эти же годы американская киноактриса Джейн Фонда предложила к использованию «аэробные танцы» - танцевальные движения, дополняемые беговыми и прыжковыми упражнениями. Аэробика предусматривает темп, ритм, скорость, интенсивность выполняемых упражнений.
В отечественной практике аэробику принято называть ритмической гимнастикой. «Наиболее подходят к ритмической гимнастике эстрадно-танцевальная музыка мажорного характера в стиле «диско», а также народные мелодии в современной обработке. Рекомендуется использовать в первую очередь лучшие образцы отечественной музыкальной культуры. Подчинение движений ритму музыки и объясняет, главным образом, почему данный вид гимнастики назван «ритмической» [114, с. 141].
Ритмическая гимнастика не является порождением нашей эпохи. Ее корни ведут к синкретическим искусствам Древней Греции и Индии. В средние века она носила военно-прикладной характер и выражалась в завуалированном виде в военных танцах. Боевые искусства также являются производной от военных танцев (см. 1.1). На основании этого можно сделать предположение, что «каратэбика» возникла не стихийно, а развивалась по этапам, рассмотрим их (см. рис. 2).
Как уже известно, особенностью античного искусства был синкретизм - первый этап, который воздействовал на эмоциональную сферу человека и способствовал его духовному и физическому развитию.
На втором этапе движения стали приобретать военизированный характер (чему послужил «культ силы» эпохи мезолита) и синкретические искусства трансформировались в военные танцы. На третьем этапе с развитием цивилизации происходит расчленение военных танцев на гражданские и военные. Но их технические элементы существенно не отличаются, так как один и тот же по движениям танец мог исполняться как гражданский, так и военный - это зависело от его целей и задач. Отсюда видоизменялся характер танца, темп, ритм движений. Например, танец в целях подготовки к бою исполнялся четкими, ритмичными движения, чем эмоционально настраивал людей на битву, а гражданский танец характеризовался плавностью, раскрепощенностью, свободой движений. В отличие от боевого, в его исполнении принимали участие не только юноши, но и девушки. Если у исполняющих военные танцы было оружие в руках, то у танцующих гражданские танцы - цветы, орудия труда, плоды, перья фазанов и т. д. Данная атрибутика в первом случае придавала движениям военизированный характер, а во втором -торжественность и праздность.
По мере того, как происходили эволюционные процессы, технический арсенал военных и гражданских танцев совершенствовался и пополнялся. Их видоизменение привело к возникновению балета и боевого искусства, что и явилось четвертым переходным этапом к новой системе движений.
Организация и методы проведения опытно-экспериментальной работы
Исходя из основного закона Российской Федерации -Конституции, государственные и общественные организации, ведущие работу с подростками, призваны воспитывать их в духе гуманизма, заботе о благе людей, уважении к человеческому достоинству, и здесь возникает ряд проблем, связанных с гуманизацией физического воспитания. Так, с одной стороны, мы столкнулись с массовым внедрением восточных боевых искусств в систему школьного образования, и, с другой стороны, недостаточной теоретической и методической разработанностью организации этого процесса. Все это требовало от нас в рамках формирования гуманистического мировоззрения учащихся в экспериментальных школах решать целую серию задач, которые на начальном этапе исследования не выдвигались. Например, когда теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме не дали ответа на вопрос: как удовлетворить потребность подростка в стремлении овладеть восточными боевыми искусствами и как при этом снять агрессивность (20 %) и жестокость (15,3 %), которые сопутствуют этом видам спорта на современном этапе, пришлось решать задачу по созданию гибридной программы. Причем, по мере проведения исследования возникали новые проблемные ситуации, частные исследовательские задачи, которые требовали уточнения и дополнения, теоретического осмысления дополнительных литературных источников, в частности, искусствоведческого плана. Это позволило выделить ещё ряд неразработанных вопросов, что потребовало уточнять методологию исследования, а следовательно, и его методы.
Опрос учителей и анкетирование подростков, которые мы проводили на начальном этапе для выявления интереса подростков к различными видами движений, впоследствии пришлось дополнять исследованием эмоционального состояния испытуемых во время их выполнения; определение уровня развития гуманистических качеств потребовало значительного расширения изучения особенностей состояния физического воспитания учащихся не только на специальных занятиях, но и на уроках физической культуры.
Интервьюирование учителей нами использовалось для выбора средств, форм и методов формирования гуманистического поведения подростков в системе школьного образования, в дальнейшем оно дополнялось беседами с подростками, тренерами, деятелями искусства, родителями. Мы за помощью обращались также и к сотрудникам милиции, которые помогали нам в поиске фактов, блокирующих агрессивность поведения современного школьника.
Наблюдения нами проводились как на уроках физической культуры в школе, так и во внеурочное время. Для изучения степени заинтересованности подростков физическими упражнениями вне школы и учёта специфики организации там физического воспитания, мы исследовали работу ряда лечебно-оздоровительных учреждений, где выявлялась возможность применения каратэбики как системы, влияющей на оздоровление и формирование личности.
В нашем исследовании особое место занимал анализ школьных медицинских карт. Это, во-первых, необходимо было для определения состояния здоровья подростков, участвующих в эксперименте, во-вторых, давало возможность оценки применения разработанной нами методики. Для выявления последствий воздействия каратэ на организм ребенка проводился анализ документов в краевом диспансере «Здоровье», где классифицировались заболеваемость и травматизм, присущие занимающимся боксом, каратэ, таэквондо и другими видами спорта. Использование вышеназванных методов позволило нам: во-первых, оценить значение гуманизации физического воспитания подростков; во-вторых, выявить основные пути гуманизации физического воспитания подростков в общеобразовательной школе; в-третьих, определить содержание дальнейшего исследования. Педагогический эксперимент применялся как основной метод исследования и характеризовался многоэтапностью. Так, на предварительном этапе опытно-экспериментальной работы были уточнены объект, предмет исследования, конкретизированы гипотеза и задачи. В целом на этом этапе была разработана теоретическая база диссертации, в частности, на основе теоретического анализа научной литературы, опыта работы школ г.Ставрополя и других учебно-воспитательных учреждений создана модель физического воспитания подростков, которая была проверена в опытно-экспериментальной работе, проведенной на базе СШ № 16 г. Ставрополя. Здесь в качестве экспериментального (в 1994 г.) был выбран 7 «А» класс. В последующие годы (1995 - 98) к эксперименту было подключено еще два класса, что с нашей точки зрения, позволяло проводить сравнительный анализ и выявлять как тенденции в общем развитии подростков, так и физическом.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы дали возможность спланировать второй ее этап, целью которого явилось определение средств и методов, обеспечивающих эффективность гуманизации физического воспитания подростков. При этом мы исходили из положения о том, что формирование гуманистических качеств у подростков может осуществляться лишь при достаточно высоком уровне общего личностного развития человека. В связи с этим главной задачей преобразующего эксперимента было формирование общей воспитанности подростков, развивая гуманное мировоззрение и культуру движений, основанных на каратэбике и педагогических условиях, обеспечивающих данный процесс. Исходя из вышеуказанного, нами была разработана программа «Каратэбика» в основу которой было положено предположение о том, что каратэбика оказывает комплексное воздействие на учащихся, а именно:
Влияние экспериментальной методики на воспитанность подростка
Прежде чем раскрыть содержание обозначенного параграфа, проанализируем воздействия физических упражнений на психофизиологические параметры личности подростков. При этом вначале заметим, что психологи и педагоги всегда возлагали большие надежды на физическую культуру и спорт в воспитании подростка. И совершенно объективно утверждают, что правильное физическое воспитание ребенка -залог развития здорового общества. На рубеже 90-х годов кризис в образовании в сочетании с другими негативными явлениями породили в обществе проблему здоровья нации, предопределили духовное, культурное и физическое обнищание народа.
Сегодня мы можем наблюдать потерю целостности сознания подростка, появление в его психике относительно не связанных между собой модальностей. Это привело к тому, что происходит тенденция дезинтеграции психики человека, характерной чертой современного подростка является агрессивность, имеющая различную степень выраженности.
Проблема агрессии в учебных заведениях все больше волнует учителей и родителей. Интересы к определенным спортивным видам также основаны на агрессии. Наши наблюдения показывают, что первоклассники (14 человек) до посещения секции каратэ росли тихими, спокойными, не агрессивными. После посещения секции каратэ в течение 6 месяцев взгляды у многих из них (9 человек) абсолютно изменились, в их поведении появилась агрессия, которая стала выражаться не только по отношению к товарищам, но и животным. На вопрос, почему вы посещаете секцию каратэ, они отвечали: «Нравится драться». Конечно, на их мировоззрение влияет множество факторов, к числу которых относится личность самого тренера, педагогические технологии, используемые в тренировочном процессе. Чтобы разобраться в данном вопросе, мы провели ряд исследований, они представлены нами ниже. Анализ результатов анкетного опроса, проведенного с подростками, которые занимаются боевыми искусствами в течение ряда лет установил, что значимость боевых искусств для подростков связана с рядом факторов:
Из вышеизложенного следует, что мотивы занятий единоборствами у подростков ассоциируются с агрессией, т. е. они основаны на ожидании агрессии со стороны и желании дать отпор. Ряд ответов, не вошедших в перечень, имел следующее содержание: «критерий умственного развития поколения не ценится»; сейчас вообще «мания убийства»; «люди занимаются каратэ из-за боязни быть убитыми, я тоже боюсь» и др. Таким образом, мы видим, что занятия боевыми искусствами для подростка отнюдь не удовольствие, а необходимость, чтобы выжить в современных условиях. Доктор педагогических наук Ш.К.Шахов, исследовавший физическую подготовку в видах спорта группы единоборств, отмечает, что «35 % юных спортсменов в контактных единоборствах отличаются повышенной тревожностью. Вне тренировочного процесса самолюбивы, стремятся к лидерству, любят быть в центре внимания, однако чаще всего глубоко не интересуются ничем, кроме борьбы. Нередко ведут себя агрессивно, надеясь на свои физические возможности» [231, с. 234]. Исходя из вышеобозначенного, мы провели диагностику состояния агрессии у подростков, используя опросник А.Басс и А.Дарки [182, с. 246], которые выделили следующие виды агрессии: 1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятья, угрозы). 8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. В тестировании принимало участие 85 человек, из них 48 подростков занималось боевыми искусствами и 37 человек танцами. Испытуемым предлагалось ответить на 75 вопросов односложно «да» или «нет». Анализ полученных результатов представлен в таблице 7.