Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией Рыжов Андрей Леонидович

Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией
<
Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыжов Андрей Леонидович. Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04 Москва, 2005 249 с. РГБ ОД, 61:05-19/339

Содержание к диссертации

Введение

1.1 ТАТ, как экспериментальный метод исследования способности преодоления конфликта ... 11

1.1.1 Варианты понимания роли рассказа испытуемого 13

1.2 Роль конфликта в ситуации проведения ТАТ... .. ... 16

1.2.1 Использование модели Дж.Миллера 17

1.2.2 Мотивационный конфликт в работах Мак-Клеланда и Аткинсона 18

1.2.3 Конфликт в теориях «замещения» 19

1.2.4 Роль конфликта в исследованиях, опирающихся на теорию поля 20

1.2.5 Рассмотрение конфликта, как когнитивной структуры

или структуры сознания 21

1.2.6 Использование понятия межличностного конфликта 22

1.2.7 Использование психоаналитической модели конфликта 24

1.3 Проблема преодоления конфликта 29

1.3.1 Различные механизмы, участвующие в динамике конфликта 30

1.3.2.1 Роль первичных и вторичных процессов в преодолении конфликта 31

1.3.2.2 Роль защитных механизмов в преодолении конфликта 33

1.3.2.3 Специфические механизмы преодоления конфликта 36

1.3.3 Оценка механизмов преодоления конфликта

в разных схемах анализа ТАТ 41

ГЛАВА II 47

2.1 Рассказ и фантазия, как способ преодоления конфликта

2.1.1 Различные подходы к пониманию фантазии 47

2.1.2 Отношение между понятием «фантазия» и рассказами ТАТ 49

2.1.3 Фантазия и конфликт: фантазия, как динамический компромисс 52

2.2 Проблема преодоления конфликта в теории сновидений ...56

2.3 Проблема преодоления конфликта в сказках, мифах и ритуалах 59

2.3.1 Психоаналитические представления о мифе и сказке 59

2.3.2 Концепция «мифологического мышления» КЛеви-Стросса 62

2.4 Предложения по модификации метода анализа ТАТ:

Использование моделей преодоления конфликта (проторассказов) 66

2.5 Постановка проблемы 71

2.6 Описание объекта и методики исследования ... ...72

ГЛАВА III 74

3.1 Метод выделения проторассказов 74

3.1.1 Общие принципы структурного анализа и их применение к ТАТ 74

3.1.2 Определение проторассказа. Роль проторассказов в анализе ТАТ 75

3.1.3 Понятия оппозиции и трансформации оппозиций 76

3.1.4 Процесс преобразования конфликта в рассказе 78

3.2 Изложение методики выделения проторассказа на примере ... 82

ГЛАВА IV 96

4.1 CLASS Описания проторассказо CLASS в... ... ... . ... .. 96

4.2 Анализ результатов выделения проторассказов ... ...119

4.2.1. Общие принципы преодоления конфликта в проторассказах 120

4.2.2. Отличительные и общие особенности проторассказов 125

4.2.3. Исследование использования проторассказов больными шизофренией 132

ГЛАВА V 145

5.1 CLASS Критерии оценки преодоления конфликта в рассказах испытуемых CLASS .145

5.2 Стратегии преодоления конфликта испытуемыми... ...153

5.3. Варианты неудачного преодоления конфликта в рассказе 158

5.3.1. Различные типы неудачного преодоления конфликта 158

5.3.2. Наиболее характерные варианты неудачного преодоления конфликта у подростков больных шизофренией 161

5.3.3. Значение оценки преодоления конфликта в работе с больными шизофренией 170

Обсуждение результатов... 178

Выводы 199

Литература...

Введение к работе

В диагностической работе с подростками важную роль играет анализ стратегий выхода из конфликта. Оценка преодоления конфликта имеет особое значение при использовании проективных методов, в частности, Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ).

Использование ТАТ, как и других проективных методов, в клинической практике сталкивается с противоречивым отношением. С одной стороны, существует потребность в методах исследования эмоционально-личностной сферы. Это обусловлено ростом числа фиксируемых психогенных заболеваний, особенно у детей и подростков (Гурьева, 1996). Особую значимость приобретает и проблема реабилитации и социальной адаптации психически больных подростков, что требует более тщательного изучения их мотивационной, эмоциональной и личностной сферы.

С другой стороны, проективные методы и ТАТ в особенности становятся объектом критики, как не удовлетворяющие ряду психометрических требований. Данные по надежности и валидности ТАТ являются противоречивыми (Егоп, 1950; Garb, 1998; Avila-Espada, 2000; Леонтьев, 1998). Это приводит отдельных авторов к отрицанию предсказательной и диагностической ценности ТАТ (Garb, 1998). В то же время, другие авторы указывают, что ТАТ неверно рассматривать, как тест, психометрическую методику, что ТАТ является клиническим инструментом - средством, дающим ценный материал диагносту, позволяющим формулировать гипотезы об особенностях психического функционирования. Показывается, что основанный на клиническом исследовании диагноз так же может быть достаточно надежным и часто более точным, чем диагноз, основанный на статистических исследованиях (Karon, 2000). Однако, использование ТАТ, как клинического метода, так же имеет свои трудности. Отмечается, что нет общепринятой схемы интерпретации ТАТ, что оценивание результатов носит подчас чисто интуитивный, субъективный характер, всецело основывается на клиническом опыте и теоретической позиции каждого психолога (Rossini, Moretti, 1998).

В нашей стране ТАТ является методикой, регулярно используемой в диагностической практике и исследованиях в клинической психологии. В последнее время вышло три монографии, посвященные ТАТ (Леонтьев, 1998; Бурлакова, Олешкевич, 2000; Павлова, 2001), из них только последняя, посвященная Технике Объектных Отношений (методике, напоминающей ТАТ), специально обращается к проблемам клинического диагноза. Несмотря на ряд работ, в которых были сделаны важные попытки по интеграции ТАТ в схему патопсихологичесого обследования (Киященко, 1965; Гильяшева, 1967; Зейгарник, Николаева, Филонов, 1972; Соколова, 1974, 1980), развернутой схемы анализа, которую бы по стоянно использовали разные исследователи, на данный момент нет. Из зарубежных работ, посвященных диагностическому использованию ТАТ, в нашей стране некоторое распространение получили пионерские работы Рапапорта и коллег, в которых также не было сформулировано последовательной схемы анализа рассказов ТАТ. Это свидетельствует о том, что есть потребность в дальнейшей разработке подхода к использованию ТАТ в клинической диагностике, расширении возможностей его применения. ТАТ является методикой, позволяющей различные варианты использования. Мы рассматриваем ТАТ, как метод исследования способов преодоления испытуемым конфликта. Во-первых, такой подход связан с определенной традицией в анализе ТАТ, ведущей начало от работ Д. Рапапорта, в которых центральным моментом является выявление защитных механизмов. В ряде работ по ТАТ, опубликованных в последнее время, понятия механизмов защиты и конфликта по-прежнему занимают важное или главенствующее положение (см. Cramer, 1991,1999; Ronan et all., 1996; Chabert, 1998; Бурлакова, Олешкевич, 2000; Azoulay, Emmanueli, 2002).

Во-вторых, этот подход обоснован практической значимостью проблемы оценки способов преодоления конфликта, характерных для испытуемого. Эффективность и особенности преодоления конфликта важны для оценки личностного развития, дифференциального диагноза, оценки прогноза при эмоциональных расстройствах и психических заболеваниях, предсказании декомпенсации в психотравмирующих обстоятельствах. ТАТ является одной из наиболее специализированных (по сравнению с другими проективными методами) и адекватных (по сравнению с опросниками, интервью) методик для исследования способов преодоления конфликта. В отечественной клинической психологии существует потребность в методе оценки эмоционально-личностной сферы, в дополнение к широко применяющимся методикам патопсихологического обследования, направленным на исследование мышления, внимания, памяти и пр. ТАТ может стать инструментом такого рода, поскольку особенности преодоления конфликта являются одним из важнейших, узловых критериев оценки эмоционально-личностной сферы.

В работах, акцентирующих использование ТАТ, как метода исследования способов преодоления конфликта, есть ряд вопросов, требующих дальнейшей разработки. Прежде всего, представляется необходимой опора на более широкую теоретическую базу, чем традиционно использующиеся в исследованиях концепция защитных механизмов и структурная модель психоанализа (Я, Оно, Сверх-Я). Часто в работах по ТАТ понятия заимствуются из психотерапии без должной адаптации, анализа возможностей их применения. Поэтому существует потребность в рассмотрении различных работ по проблеме преодоления конфликта, чтобы определить набор понятий, адекватных для использования в отношении

ТАТ. Следующей задачей является уточнение и разработка методов анализа материалов теста. Здесь так же существуют разногласия по поводу критериев определения конфликта и отдельных механизмов защиты, нечеткость в понимании того, о чем говорит, что означает проявление той или иной защиты. Мы попытались осмыслить ТАТ в рамках методологии клинико-психологического эксперимента, разрабатывавшейся в отечественной психологии. Преимуществом такого подхода является то, что мы не просто выявляем признаки тех или иных нарушений в эмоционально-личностной сфере испытуемого, а исследуем ее в реальной деятельности.

Особую важность, как для теории, так и для выработки диагностически значимых показателей, имеет проблема «нормальных», успешных способов преодоления конфликта. Она была недостаточно разработана в предшествующих исследованиях по ТАТ, часто полностью игнорируясь. В то же время, данная проблема имеет первостепенное значение с точки зрения клинико-экспериментального подхода. Необходимо сформулировать представление о том, как испытуемый может эффективно преодолевать конфликт в ситуации проведения ТАТ, каков процесс нормального выполнения методики. Мы должны определить, в каком случае следует говорить, что испытуемый успешно справился с возникшей ситуацией.

Предмет исследования: Стратегии преодоления конфликта, содержащиеся в рассказах испытуемых по стимульным таблицам ТАТ.

Объект исследования: Рассказы ТАТ по 5-ти стимульным таблицам ТАТ группы подростков (153 чел., в возрасте от 10 до 16 лет). Из них рассказы 38 подростков условной «нормы» (обследовались в общеобразовательной школе), рассказы 115 подростков, находившихся на стационарном лечении в Детской Психиатрической Больнице № 6. Для решения отдельных задач исследования была выделена группа подростков, больных шизофренией (46 чел., в возрасте от 11 до 15 лет). При составлении моделей преодоления конфликта использовались так же протоколы ТАТ, представленные в работах других авторов: Ouzzi (1986), Shentoub (1990), Cramer (1991) и др.

Цель исследования: Разработка метода анализа ТАТ, позволяющего исследовать способы преодоления конфликта.

Задачи исследования:

1. Рассмотрение основных подходов к исследованию проблемы преодоления конфликта в ТАТ.

В результате теоретического анализа проблемы мы пришли к выводу, что способы преодоления конфликта наиболее адекватно исследовать не в отдельных рассказах, а путем выделения моделей преодоления конфликта. В связи с этим, были сформулированы дальнейшие задачи исследования:

2. Разработка метода выделения моделей преодоления конфликта (названных «прото-рассказами») в ТАТ и критериев оценки эффективности преодоления конфликта в отдельных рассказах (в сравнении с моделями).

3. Анализ рассказов испытуемых с целью выделения и описания проторассказов (моделей преодоления конфликта). Описание вариантов моделей преодоления конфликта для каждой из 5 выбранных стимульных таблиц ТАТ.

4. Сравнительный анализ проторассказов; выделение принципов и механизмов преодоления конфликта в описанных моделях; сравнение потенциала для преодоления конфликта, заложенного в каждой модели.

5. Демонстрация диагностических возможностей метода по определению тяжести состояния, глубины аффективных нарушений на материале исследования вариантов преодоления конфликта подростками, больными шизофренией.

Метод исследования: Подросткам предъявлялась серия стимульных таблиц ТАТ, пять из которых было отобрано для дальнейшего анализа (таблицы 1, ЗВМ, 4, 8ВМ, 13MF).

Научная новизна и значение работы:

В диссертации разработан новый подход к ТАТ, позволяющий использовать его, как метод исследования способов преодоления конфликта. По сравнению с предьщущими работами, посвященными той же проблеме (Rapaport, Gill, Schafer, 1968; Schafer, 1948; Holt, 1960; Shentoub, 1990; Е.Т.Соколова, 1980 и др.), вносится ряд существенных изменений. Они связаны с акцентом на исследовании активных стратегий преодоления конфликта и анализе содержания рассказа в диагностических целях (прежде всего, для определения слаженности, адаптивности функционирования эмоциональной сферы). Традиционно больше внимания в диагностике уделяется «формальным» показателям, а не содержанию рассказа, тому, как испытуемый составляет рассказ, как реагирует на изображение, как взаимодействует с психологом, а не тому, что он придумал, смыслу созданной истории.

На новом материале была показана эффективность методов структурного анализа при исследовании проблемы преодоления конфликта, до этого использовавшихся в основном в этнографических и культурологических исследованиях. Использование структурного анализа в работе позволило описать различные модели преодоления конфликта, выделить критерии оценки эффективности преодоления конфликта.

Новые возможности открывает главная идея работы - выделение для каждой сти-мульной таблицы набора моделей преодоления конфликта (Проторассказов) из рассказов разных испытуемых. Это позволяет оценивать эффективность преодоления конфликта в рассказе на основе сравнения с моделью-эталоном, определять недостающие звенья и причины неудач в снятии конфликта.

В работе описан ряд способов преодоления конфликта, которые используются людьми спонтанно. Удалось как сделать описания новых вариантов преодоления конфликта, так и получить в экспериментальной ситуации и сделать доступными исследованию те способы, которые ранее были известны по психотерапевтическим и культурологическим работам.

Практическая значимость работы:

В работе предложена схема анализа ТАТ, предназначенная для оценки тяжести нарушений эмоциональной сферы, степени ее развития. Предложенный метод анализа позволяет оценить эффект, производимый эмоциональными нарушениями на общее психическое функционирование больного, а так же его компенсаторные возможности. Это важно для оценки прогноза, выбора стратегии терапевтического воздействия, определения показаний для использования психотерапии. Формирование описанных в работе способов преодоления конфликта может быть важной задачей коррекционной работы с подростками, у которых отмечаются нарушения в эмоциональной сфере.

Материалы работы используются при чтении курса «Патопсихологическая диагностика в подростковом возрасте» на факультете общей психологии МГМСУ и «Эмоциональные нарушения в детском возрасте» на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Положения, выносимые на защиту:

1. Рассказ является инструментом, с помощью которого могут осуществляться попытки снятия конфликта, путем нахождения примиряющих образов. Оценка преодоления конфликта должна основываться на анализе содержания, на смысловой стороне рассказа, на выявлении в рассказе изменения структуры конфликта от непримиримого противоречия к

более гибким вариантам, позволяющим выделить примиряющие образы. Недостаточно исследовать только защитные механизмы, в диагностике эффективности преодоления конфликта важную роль должно играть рассмотрение активных способов перестройки, преодоления конфликта испытуемым.

2. Для каждой стимульной таблицы ТАТ можно выделить несколько вариантов преодоления конфликта, основанных на различной интерпретации изображения. Для описания вариантов успешного преодоления конфликта недостаточно анализа отдельных рассказов, необходимо компилирование моделей из рассказов разных испытуемых, в результате которого выделяются наиболее эффективные способы преодоления конфликта. Это является необходимым для оценки эффективности преодоления конфликта в рассказе, путем сравнения рассказа с моделью-эталоном. Для каждой стимульной таблицы с помощью предложенного метода, можно выделить набор таких моделей преодоления конфликта - прото-рассказов.

3. В основе разных моделей лежит несколько вариантов структуры преобразования конфликта разной сложности. Преодоление конфликта в рассказе основано на представлении его в виде противоречий (оппозиций), их дальнейших трансформаций (конкретизации, ослаблении или усилении, инверсии), с целью нахождения примиряющих образов-посредников, в которых противоположности объединяются. Сложность структуры определяется: (а) наличием оппозиций, в которых отражен конфликт, (б) наличием преодоления начальной оппозиции, (в) наличием примиряющих образов. Более простые структуры производят незначительные перестройки конфликта, сохраняя для испытуемого ситуацию неприятного противоречия (в более слабой форме). Более сложные структуры, включающие все указанные компоненты, позволяют более эффективное преодоление конфликта за счет формирования более дифференцированной логической схемы, через которую соотносятся полюса конфликта.

4. В рамках каждой из описанных моделей могут быть варианты рассказов, позволяющих эффективное и неэффективное преодоление конфликта. Важен способ перестройки конфликта, а не какой именно сюжет рассказа выбран. Установить различие между эффективными и неэффективными вариантами можно, сравнив их с моделями-эталонами (прото-рассказами), описывающими эффективные варианты преодоления конфликта. Существует ряд критериев, позволяющих оценить эффективность преодоления конфликта. Они отражают глубину трансформаций конфликта (число произведенных с ним трансформаций), сложность структуры рассказа, последовательность производимых преобразований, полноту представления отдельных элементов модели-проторассказа в рассказе испытуемого. Необходимо так же учитьшать сложность, актуальность конфликта, которая может влиять на то, какие модели - более простые или более сложные - являются более адекватными для использования.

5. Преодоление конфликта является одним из наиболее важных показателей того, что испытуемому удалось составить «нормальный», успешный рассказ. Метод позволяет оценить успешность рассказа, как результата сложного паттерна процессов, направленных на преодоление конфликта. Это является важным дополнением к существующим методам оценки, которые позволяют выделить отдельные регуляторные механизмы, но не позволяют оценить продуктивность их использования. На материале исследования больных шизофренией можно показать возможности метода по выделению устойчивых вариантов неэффективного использования рассказа. Метод позволяет оценить характер патогенного влияния специфических аффективных нарушений, характерных для больных шизофрении, и выявить компенсаторные возможности больного. Эти данные важны в диагностике тяжести состояния и оценке прогноза.

Варианты понимания роли рассказа испытуемого

Очевидно, рассказ имеет не одну функцию, и различные функции рассказа можно установить в рамках его отношений с другими элементами ситуации проведения ТАТ. Так, прежде всего рассказ является способом выполнения инструкции «составить рассказ, отталкиваясь от того, что изображено на картинке». В разных вариациях, инструкция задает особую форму, стиль, направленность изложения (см. Соколова, 1976). Во-вторых, рассказ является формой коммуникации и взаимодействия с психологом. Цели, преследуемые испытуемым, понимание им сложившейся ситуации, отношения зависимости, которые можно сравнить с отношениями переноса в психотерапии, определяют содержание и форму рассказа (см. Schafer, 1958b; Соколова, Чечельницкая, 1997; Бурлакова, Олешкевич, 2002). Наконец, функцию рассказа можно определять через его отношение с картинкой-стимулом. Не отрицая важности других аспектов, в данном исследовании мы делаем акцент на последнем: отношении между таблицей ТАТ и рассказом, прежде всего на отношении между конфликтом, содержащемся в таблице, и рассказом по ней . Эта связь показывается только в ряде работ, в то время как в большинстве случаев роль рассказа в ситуации ТАТ вообще обходится стороной. Так, в концепции проективной психологии (Л.Абт, Л.Беллак) функция редукции тревоги и поддержания гомеостаза приписывается восприятию, а не созданию рассказа.

В работах Рапапорта и последователей акцент ставится на выделении защитных механизмов, проявляющихся при составлении рассказа. Защитные механизмы являются способом борьбы с нежелательными ассоциациями, которые вызываются таблицей, и отражаются в ряде формальных характеристик истории - ограничении, детализации, и пр. Рассказ испытуемого отражает паттерны внутренней динамики испытуемого. Он может быть результатом контролируемой регрессии (Schafer, 1958а, 1958b), то есть допущения более примитивных способов функционирования, необходимых для оперирования с эмоционально-значимым материалом. Рассказ отражает паттерны внутренней динамики испытуемого, но сам рассматривается только как ее конечный продукт.

В работах французской школы, в целом отталкивающейся от работ Рапапорта, формулируется психоаналитически ориентированная теория «процесса ТАТ», в которой рассказ занимает важное место. Шантуб предлагает рассматривать рассказы испытуемых, как различные модальности функционирования человека, находящегося в ситуации, порождающей конфликт (Shentoub, 1990, р. 34). Первой задачей деятельности испытуемого в ситуации ТАТ является поддержание внутреннего гомеостаза, борьба с возникающими побуждениями. Акцент ставится, прежде всего, как и в работах школы Эго-психологии, на выделении и анализе отдельных защитных механизмов и защитных паттернов, а не столько на рассказе, как таковом.

Филлипсон (Phillipson, 1955) возвращает понятию «проекция» его изначальное значение - как защитного механизма. При этом он указывает, что проецирование отдельных элементов конфликта на внешний объект - «экран для проекции» (которым является сти мульная таблица TAT) - позволяет снизить внутреннее напряжение, ссылаясь на наблюдения Ezriel в ходе групповой психотерапии.

Креймер (Cramer, 1991) указывает, что проекция не является единственным механизмом, участвующим в создании рассказа и предлагает различать рассказы, построенные на разных защитных механизмах: отрицании, проекции и идентификации. Мы не можем не согласиться с самим этим утверждением, но в ходе анализа автор смешивает испытуемых с героями и термин защита относится то к действиям испытуемого (что соответствует нашему подходу), то к действиям героев.

Саймондс (Symonds, 1941, с. 103) указывает, что тема истории представляет проработку конфликта на уровне фантазии (опираясь на различие уровней поведения, проведенное Стендфордом и, впоследствии, Мюрреем). Проработка конфликта в фантазии противопоставлена проработке конфликта в поведении или симптоме, то есть подчеркивается ее специфика и позитивный смысл - если в фантазии проработка успешна, то не образуется симптомов и отыгрываний в поведении. Но роль этого положения в оценке рассказов ТАТ, насколько нам известно, осталась без разработки: лишь указывается, что нельзя на основании содержания рассказов ТАТ напрямую делать вывод о значимости представленных конфликтов для испытуемого. Нам кажется важным как раз рассмотрение того, как именно происходит эта «проработка конфликта в фантазии» в случае рассказа ТАТ.

Соколова (1980) рассматривает рассказ, как попытку завершения прерванного действия по осознанию или сокрытию личностного смысла. В рассказе эта деятельность продолжается в символической форме, где динамика смыслов выражается в динамике действия. При этом человек при описании конфликтных ситуаций в рассказе, использует присущие ему способы разрешения конфликтов.

В работе Бурлаковой и Олешкевича (2002) рассказ понимается, как форма самовыражения. В пристрастной позиции испытуемого, особенностях идентификации, отражается структура самосознания испытуемого. Это подразумевает определенное отношение к конфликтному содержанию изображения, дистаницирование, стремление к изживанию конфликта.

Наконец, роль рассказа особо подчеркивается в работах по «терапевтическому использованию ТАТ» (Hoffman, Kuperman, 1990; см. Bellak, 1950; Murstein, 1963; Бурлакова, Олешкевич, 2002). Составление рассказов по таблице рассматривается, как средство психотерапии, которое можно использовать на разных этапах: для облегчения бессознательной продукции, для интерпретации и пр. Важная роль отводится психотерапевту, который помогает испытуемому (обычно, ребенку или подростку) создать рассказ или предлагает свой, отличающийся вариант. Предполагается, что рассказы метафорически формулируют важ ную жизненную проблему испытуемого и отражают разные точки зрения на нее, возможность альтернативного подхода, разрешения ситуации. В отличие от этих работ, мы говорим о роли рассказа в разрешении конфликта, возникающего «здесь и сейчас», вызванного экспериментальной ситуацией. Мы считаем, что необходимо обращать внимание не только на то, какие конфликты наиболее индивидуально значимы. Различия в том, как испытуемые реагируют на универсальные, общие для всех конфликты, имеют большее диагностическое значение. Терапевтическое использование рассказа - другая, отдельная проблема.

Мотивационный конфликт в работах Мак-Клеланда и Аткинсона

Левин рассматривал конфликт, как особую структуру жизненного поля, когда на субъекта действуют разнонаправленные силы приблизительно одной величины. При описании структуры, порождающей конфликт, вьщеляются основные области - цели, барьеры, средства достижения цели, отличающиеся по своим динамическим характеристикам: «податливости», «проницаемости» и пр. Ряд авторов указывал, что структуру рассказов ТАТ можно рассматривать, как отражение структуры «жизненного поля» субъекта, привычных способов структурирования реальности (Frank, 1945 - по Бурлаковой и Олешкевичу, 2002; Abt, 1950). Соколова (1980) обращается к двум принципам, выделенным в исследованиях школы Левина - тенденции к повторению незавершенного действия и использованию замещающей активности. При столкновении с препятствием, действие прерывается, формируется напряженная система, требующая разрядки. Материал ТАТ можно рассматривать, как позволяющий замещение на символическом уровне, причем, чем более близки картины содержательно к исходной проблеме, тем больше их замещающая ценность, в соответствии с полученными Малер и Слиозберг результатами (Левин, 1946).

Как в этом случае ставится вопрос о преодолении конфликта? Преодоление ко»-фликта связано с изменением структуры поля. Одним из вариантов является уход в ирреальный план, что описано в исследованиях фрустрации Т.Дембо (Дембо, 1931). Соответственно, в рассказе создается ситуация, имеющая замещающую ценность по отношению к исходному конфликту, отличающаяся от него по динамическим и структурным параметрам (большей проницаемостью барьеров, меньшей структурированностью, наличием дополнительных регионов - средств достижения цели и пр. - см. Lewin, 1936, Дембо, 1931). Очевидно, что ожидаемый в соответствии с данной теорией случай является достаточно редким. Для объяснения такого положения дел можно опереться на исследования типов реакции на фрустрацию СРозенцвейга, где показано, что прерывание действия может иметь разное значение - как невозможность выполнить желаемое действие, или как угроза самооценке, целостности личности (Rosenzweig, 1941; Левин, 1946; Тарабрина, 1982). В первом случае, реакции направлены на поиск замещающего удовлетворения («сублимация»), во втором - на защиту путем смещения («проекция»). Два типа реагирования могут смеши ваться, позже был выделен еще один тип реагирования - с фиксацией на препятствии. Реакции по типу самозащиты, фиксации на препятствии и смешанные типы реакций подразумевают конфликтную структуру вызвавшей их ситуации (т.е. противоречие динамических сил). В то же время, данная концепция сталкивается с существенными сложностями при применении к ТАТ, прежде всего в связи с трудностью прослеживания исходной конфликтной ситуации.

Другая интерпретация, предложенная Столиным и Соколовой (Соколова, 1980) лежит через уточнение природы конфликта, как конфликтного личностного смысла. Личностный смысл не является осознанным, и, если он носит конфликтный характер, то деятельность по его осознанию оказывается незавершенной. В рассказе происходит продолжение деятельности по сокрытию или осознанию личностных смыслов, «путем «управления» судьбами персонажей, их мыслями и чувствами».

Несмотря на то, что многие авторы (особенно - Abt, 1950) уделяют большое внимание описанию ситуации обследования, при трактовке конфликта речь идет о внеситуативном, личностном конфликте. Собственно «топологическое» описание конфликтов используется в основном при описании сюжетов рассказов, в то время как описать в данных терминах жизненную ситуацию испытуемого при выполнении методики, представляется весьма затруднительным. Для этого авторам приходится обращаться к другим моделям конфликта. Во многих работах авторы указывают на бессознательный характер конфликта, описание которых так же не являются сильной стороной «теории поля».

Собственно концепции когнитивного конфликта получили небольшое распространение применительно к ТАТ. Среди известных нам источников, Хенри (Henry, 1956) указывает на противоречивость изображений, сложность для понимания, необходимость интеграции трудносопоставимых деталей.

Интересной могла бы быть попытка применения к ТАТ концепции «когнитивного диссонанса» Фестингера (1957)4. Когнитивный диссонанс вызывается появлением элемента, вносящим противоречие в систему взглядов. Согласно Фестингеру, снятие диссонанса является самостоятельной потребностью, наподобие голода. Ревизии данной концепции (см. Хекхаузен, 1980, стр. 174; Рейковский, 1974, стр. 63.) указывают на роль эмоциональных и личностных факторов, например, переживания беспомощности, угрозы сформированному образу Я. Картинки-стимулы ТАТ можно рассматривать, как содержащие информацию, противоречащую существующим представлениям испытуемого. Основная проблема заключается в необходимости как-то определить, в чем именно заключается когнитивный конфликт, выявить ту концепцию, которая ставится под угрозу. Здесь приходится апеллировать к другим психологическим теориям. В то же время, использование концепции «когнитивного диссонанса», позволяет описать, пусть простые, способы преодоления конфликта, основанные на игнорировании, искажении, обесценивании и добавлении когнитивных элементов.

В ряде подходов конфликт (или противоречие) рассматривается, как универсальная форма познания. Примером является теория когнитивных конструктов Келли, структуралистские концепции, в которых мышление, символическая активность, рассматриваются, как оперирование «бинарными оппозициями» (Леви-Стросс, 1955, Гольдман, 1964). Эта традиция прослеживается в классической философии, существует ряд работ, в которых идеи диалектики применяются для описания психологических феноменов. Речь идет о «диалектической логике» - закономерностях развития и преодоления противоречия, которые можно проследить как в интеллектуальной (Веракса, 1987), так и в эмоционально-личностной сферах (Ясперс, 1959; Орбан, 1977).

Рассмотрение противоречия (оппозиции), как универсального инструмента познания, в работах по ТАТ можно найти у отечественных исследователей. Розов (1981) предлагает выделять оппозиционную структуру в рассказах, которая отражает основные категориальные оценочные шкалы, использующиеся человеком. Более развернуто данный подход представлен в работах Н.С. Бурлаковой, опирающейся на методологию структурализма. В бинарных оппозициях автор видит проявление структуры сознания. Понятие оппозиций не тождественно понятию конфликта. Оба автора предполагают связь между оппозициями и конфликтами, которые лежат в их основе. В то же время, продуктивный момент данного подхода к конфликту в том, что он делает доступной для тщательного исследования проблему преодоления конфликта.

Различные подходы к пониманию фантазии

Термин «фантазия» употребляется в психологических исследованиях в разных значениях: 1) Фантазия, как креативность, творческая способность; 2) Фантазия, как воображение, универсальная когнитивная функция (обычно, наиболее ранняя, примитивная форма воображения); 3) Фантазия как мечта, мотивирующий фактор; 4) Фантазия, как миф, концепция объекта, характеризующая отрывом от реальности; 5) Фантазия, как грезы, мечтания, особый род деятельности.

Нас интересует фантазия в последнем значении, как особая деятельность, одной из функций которой является преодоление конфликта. Фантазирование в ситуации конфликта может быть противопоставлено другим способам разрешения конфликта - например, действию или рациональному анализу сложившейся ситуации. Возникает вопрос, в чем специфика фантазии, как ее определить?

Первый подход в определении специфики фантазии заключается в рассмотрении ее, как формы ухода от реальности. Так, по Фрейду (1908) мечтает только неудовлетворенный человек, реализуя свои честолюбивые и сексуальные желания. Многие детские фантазии -явные случаи удовлетворения нереализованных желаний, как и игры, содержание которых в основном в уподоблении взрослым. Как и у игры, мотив фантазии заключен в ней самой, в удовольствии от фантазирования (Рубинштейн, 1946). Фантазия отличается от других видов воображения и от мышления, которые могут вести к большему отлету от реальности, но, в конечном счете, направлены на ее преобразование и понимание (см. Рибо, 1900; Выготский, 1931). Более точно, можно утверждать, что, в отличие от других видов воображения, функцией фантазии является аутопластическая адаптация (приспособление путем внутреннего изменения).

Второй подход заключается в определении особенностей умственных процессов, использующихся в фантазии (символический этап развития мышления по Пиаже, характеризующийся анимизмом, магичностью мышления). Любое воображение, как и мышление, является «пробным действием» (Fenichel, 1945), но эта практика может быть магической, основанной на идентификациях, смещениях, сгущениях, примитивных защитах и символизации. В фантазии имплицитно задана связь с объектом, и объектов между собой, что сближает ее с эмоциональными «магическими мирами» по Сартру (1946).

Наконец, фантазия рассматривается, как особый вид активности, процесс, находящий свое проявление в феноменах, объединяемых под названием фантазий, а так же и в ряде других продуктов. Это характерно для психоаналитических работ. Лагаш (Lagache, 1964) определяет фантазию, как форму установления отношения к объекту (желание или отвращение). Лапланш и Понталис (1968) считают, что фантазия является представлением сцены, включающей действие, производимое с объектом и субъекта-зрителя. Функцией фантазии является воплощение этой сцены, ее реализация в образах-фантазиях, а так же в любом действии и представлении. Этот подход иначе понимает отношения между фантазией с одной стороны и воображением, мышлением и действием с другой. Фантазия не рассматривается, как когнитивный процесс, компонент фантазии можно увидеть и в действии (реализующем фантазию) и в планировании (которое, кроме анализа условий, может включать образное представление ситуации реализации плана, возможного развития ситуации).

Эти критерии можно применить к рассказам испытуемых. Мы предполагаем, что они используются, как средство аутопластической адаптации (поскольку реальное воздействие, изменение конфликтной ситуации, заданной в изображении, невозможно). Их смысл и значение не сводятся к исследованию, рациональной оценки ситуации и планированию. При этом используются особые мыслительные процессы, не сводящиеся к формальной логике (которые мы будем рассматривать далее). В то же время, рассказ испытуемого отражает активность испытуемого по созданию и воплощению определенной воображаемой ситуации, носящей характер компромиссного образования и внутренне связанной с конфликтом, порождаемой им.

Фантазию можно исследовать как процесс (фантазирование) и как продукт, результат этого процесса (вымысел, фантазия). Продукт фантазии может иметь разную форму1 - в случае с рассказами ТАТ мы имеем дело с текстом. Текст рассказа может рассматриваться одновременно, как процесс и как продукт фантазии. С одной стороны, мы записываем рассказ в процессе его создания, последовательность различных гипотез, колебания, уточне ния, изменения, ошибки и пр. С другой стороны, рассказ - это продукт творчества испытуемого, рассматриваемый как целое.

Статья Мюррея и Морган, посланная в Международный Журнал Психоанализа назьшалась «Метод исследования бессознательной фантазии». Эрнест Джонс, редактор журнала, не допустил статью к публикации, сделав ряд замечаний, среди которых было указание на неправомерность использования термина «бессознательная фантазия». Позже, статья появилась в другом журнале под названием «Метод исследования фантазий: Тематический Апперцептивный Тест» (Morgan, Murray, 1935).

Традиционно ТАТ рассматривался, как метод изучения фантазий. Пиотровский (по Леонтьеву, 1998) предлагал использовать для анализа ТАТ принципы толкования сновидений, рассматривая рассказы испытуемых, как «дневные грезы». Саймондс указывал на спонтанность и свободу фантазирования испытуемых в ТАТ (Symonds, 1949), Хенри называл фантазию контролируемой, но подчеркивал, что контролируется только контекст, предмет фантазии, а не ее содержание (Henry, 1956).

С другой стороны, ряд авторов, начиная с Рапапорта, обратили внимание на отличие спонтанных фантазий, становящихся объектом психоанализа, от рассказов ТАТ. Рапапорт указывал, что рассказы испытуемых обычно содержат социальные шаблоны, и только в отклонениях от них проявляется «идеаторное содержание» (термин, заменяющий слово фантазия). Еще более принципиальную позицию занимает Холт, указывавший, что ТАТ - это не фантазии, а когнитивный продукт, результат «нейтрализации» и действия вторичных процессов. Автор призывал исключить термин «фантазия» из словаря работ, посвященных ТАТ (по Shentoub, Debray, 1972).

Применение понятия «регрессия на службе Эго», разработанного в рамках Эго-психологии, позволяет смягчить данную позицию. В ситуации обследования испытуемый регрессирует (чему способствует как содержание таблиц, так и процедура обследования). Различные степени регрессии и ослабления контроля приближают рассказы к «дневным грезам», свободным ассоциациям или психотическому бреду. Рассказы, являющиеся фантазиями в строгом смысле слова, рассматриваются как проявления глубокой регрессии, и являются индикаторами патологии (Rapaport et al.,1968; Schafer, 1958a).

Изложение методики выделения проторассказа на примере

Начиная с этого этапа, каждая группа рассказов анализируется по отдельности. Прежде всего, необходимо привести имеющийся материал к такой форме, чтобы его можно было анализировать как целое. Это достигается путем составления сводной таблицы. 1) Все рассказы разбиваются на составные элементы - отдельные высказывания, предметом которых могут быть события, действия, мысли, переживания героев. 2) Затем каждый рассказ заносится в одну из строк таблицы. При этом общие по смыслу, играющие одну и ту же роль в разных рассказах элементы заносятся в один столбец (точно так же расписываются повторяющиеся ходы в рамках одного рассказа)8.

В приводимом примере (Таблица 1) каждая строка, обозначенная латинской буквой -рассказ испытуемого, разложенный на отдельные высказывания (цифры указывают их фактический порядок). Столбец I включает высказьшания, обозначающие желание играть, мечты о скрипке, которые представлены в разных рассказах как: «хочет научиться», «очень нравилось играть», «представляет мелодии» и пр. Содержание остальных столбцов: П - неудача, неспособность играть; Ш - остановка, временный или окончательный отказ от игры или притязаний на скрипку; IV - обучение; V - переживания мальчика (обида, чувство вины, неполноценности); VI - обозначение скрипки, как дара; VII - сомнения мальчика в собственной компетентности, страх неудачи; VIII - успешная игра, другие варианты обладания скрипкой.

III. Выделение оппозиций

Вьшисываются все оппозиции, которые можно вьщелить в таблице (а не только в отдельных строках). Кроме противопоставлений, которые испытуемые прямо делают в своих рассказах (например, хочет играть - не получается), выделяются оппозиции, имплицитно заложенные в тексте. Это любые использующиеся бинарные категории и конструкты. Так, если в рассказе есть персонажи разного пола, то выделяется оппозиция мужской-женский, то же касается детей и взрослых и пр. Для выделения других оппозиций требуется анализ отношений между элементами таблицы, прежде всего через призму конфликтной проблематики стимульного изображения. В анализируемой таблице важную роль играет противопоставление ситуаций взаимодействия (контакта) со скрипкой и отсутствия взаимодействия. Чтобы анализ был менее субъективным и более надежным, выделяются все возможные оппозиции, а уже в ходе дальнейшего анализа определяется, какие из них участвуют в формировании семантической структуры проторассказа. В нашем случае было выделено более 40 оппозиций.

Наиболее похожие, близкие оппозиции выписываются в столбик. Это задает набор основных оппозиций, которые нельзя свести друг к другу. В анализируемом примере можно вьщелить 6 различных типов оппозиций: 1) Наличие или отсутствие физического контакта со скрипкой (играет - не играет) 2) Владение скрипкой (скрипка принадлежит родителям, для ребенка она - дар) 3) Противопоставление эмоциональных состояний удовольствия, счастья и депрессии, расстройства, тесно связанных с контактом со скрипкой. 4) Желаемое - реальное (желаемое не соответствует реальному) 5) Способность - неспособность играть на скрипке 6) Ребенок - взрослый 7) Противоречия морального характера (неспособность оправдать ожидания) IV. Описание отношений между оппозициями

Различные оппозиции повторяют или модифицируют центральные для проторассказа смысловые отношения, отражающие конфликт. Для того, чтобы выделить эти преобразования, необходимо последовательно проанализировать отношения между оппозициями в трех взаимосвязанных аспектах:

(1) Сначала оппозиции каждого типа сортируются по силе (степени несовместимости и эмоциональной насыщенности противоречия). Оппозиция «хочет играть - не умеет» менее сильна, чем «пробовал сыграть - понял, что нет таланта».

(2) Далее устанавливаются сочетания оппозиций разных типов. Оппозиция взрослый -ребенок ассоциирована с оппозициями владеет скрипкой - не владеет9, способен играть - не способен. Контакт со скрипкой ассоциирован с удовольствием, отсутствие контакта с неудовольствием и депрессией. Часто сочетание оппозиций является не постоянным. Так, в мечтах мальчика игра на скрипке ассоциирована с удовольствием, но при попытке сыграть в реальности мальчик испытывает разочарование (здесь оппозиция реальное-желаемое модифицирует ранее описанное отношение двух оппозиций, но не отрицает его - невозможность сыграть остается неприятной).

(3) Третий аспект связан с изменением роли противопоставляемых образов (обычно -персонажей рассказов или их действий, происходящих с ними ситуаций10). В нашем случае большинство противопоставлений связаны с личностью мальчика (противопоставляются различные ситуации в его перспективе), другие противопоставляют мальчика родителям (или другим взрослым родственникам). Скрипка в данном проторассказе является не объектом, а основанием противопоставления, поскольку ее значение постоянно и не определяется другими элементами, а напротив, наделяет их значением.

Похожие диссертации на Стратегии выхода из конфликта у подростков с психической патологией