Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Психология полоролевого поведения 10
1.1. Половые роли и образ "Я" 12
1.2. Социальные и индивидуальные механизмы регуляции "Я-концепции" 15
1.3. Культуральные аспекты неврозов 23
1.4. Психосоматические расстройства и нарушения ауто-коммуникации 29
Глава 2. Материал и методы исследования 34
Глава 3. Психологические механизмы полоролевои идентификации у больных 42
3.1. Полоролевые представления больных 42
3.2. Особенности "адаптационного образа Я" 47
3.3. Семантические структуры образа "идеального Я" 59
Глава 4. Сравнительные характеристики образа "идеального я" у больных и здоровых 71
4.1. Полоролевые представления здоровых 71
4.2. "Адаптационный образ Я" женщин, занимающихся шейпингом 79
4.3. Образ "идеального Я" у испытуемых контрольной группы 89
4.4. Сравнительный анализ семантических структур образа "идеального Я" у испытуемых клинической группы, "шейпинга" и контрольной группы 102
Заключение 124
Выводы 131
Список литературы 133
Приложения
- Половые роли и образ "Я"
- Социальные и индивидуальные механизмы регуляции "Я-концепции"
- Полоролевые представления больных
- Полоролевые представления здоровых
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Предлагаемая работа посвящена изучению медико-психологических проблем полоролевого поведения женщин в условиях постсоветских социо-культуральных трансформаций в Кыргызстане.
Необходимость обращения к тематике настоящего исследования была продиктована тем, что за последние годы в Киргизии отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа психосоматических расстройств, имеющих эт-но- и транскультуральный характер, что создает известные трудности диагностического, психотерапевтического и психофармакологического порядка. Вместе с тем, неврозы, возникающие на почве межкультуральных взаимодействий, все чаще становятся приметой постсоветских социальных изменений, и в последнее время приобретают все более отчетливый характер среди женского населения. Во многом это обусловлено тем, что на фоне разрушения системы согласованных эталонов и норм поведения советской культуры на сегодняшний день в популяции региона актуализируются две основные модели полоролевого поведения: европейская и азиатская, частое противопоставление которых приводит к смешению социо-культурального "образа пола" и амбивалентности половых ролей. В таких условиях многие женщины оказываются в состоянии невротического конфликта, так как вынуждены функционировать в раздвоенной социально-ролевой системе. Диффузный характер половых ролей наиболее часто проявляется в том, что в актуальных условиях большинство женщин берут на себя выполнение традиционных "мужских" функций - обеспечение семьи, заработки, принятие ответственности и др. И вместе с тем эти женщины демонстрируют невротические попытки совместить в своем муже образ "скромного европейца - бухгалтера" и образ авторитарного, доминантного "восточного мужчины", обеспечивающего жену золотом и деньгами. Подобные полоролевые взаимо
действия сегодня становятся едва ли не нормой, и очень часто протест против этого приобретает форму невротического призыва о помощи с отказом от роли женщины и расширенным стремлением к утверждению себя в роли больной.
Как отмечают многие исследователи, клиническая картина невротических расстройств включает в себя деформации полоролевого поведения (Кабанов ММ.с соавт., 1983; Иванов Н.Я., Личко А.Е., 1983; Исаев Д.Н., 1984; Гарбузов В.И., 1986; Лунин И.И., 1988; Соложенкин В.В., 1989, 1994; Карвасар-ский В.Д., 1990; Каган Б.Е., 1991; Almquist F., 1986; Widom С, 1988; Green R., 1989). Однако, несмотря на признание важности этой проблемы, полоролевые аспекты остаются наименее изученными в неврозологии.
Половые роли, как вид социальных ролей, традиционно рассматриваются как результат социального научения (Mischell W., 1966; Masters J., 1979; Williams J., Best D., 1990; Deaux K., Major В., 1990; Biemat & Wortmann, 1991), как независимые личностные измерения, концептуализированные понятием психологической андрогинии (Bern S., 1974, 1975, 1981; Amnion G., 1986; Katz Ph., Boswell S., 1986; Кон И.С., 1981, 1988; Snodgrass, 1992), либо как комбинация этих двух факторов (Jourard S., Secord P., 1955; Eagly A., 1987; Eagly & Wood, 1991), причем именно эта позиция на сегодняшний день изучена менее всего, в частности, в аспектах соотношения внешне выраженных форм полоролевого поведения и внутрипсихических механизмов его регуляции.
Проблема внутренней и внешней детерминации поведения (Леонтьев А.Н., 1975; Рубинштейн С.Л., 1989; Братусь Б.С, 1988) составляет одну из центральных проблем медицинской психологии, находящей свое выражение и в развитии исследований по проблематике психологического пола (Money J., 1977; Plomin R.S., 1985; Birke L., 1989), разработке таких понятий, как "образ пола", "значимость половой идентичности для индивида" и др., направленные на изучение сексологической патологии (Кон И.С., 1966, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988; Isay R., 1986; Roberts К. е. а., 1988) и на исследование медико психологических аспектов пола в связи с сексопатологией (Белкин А.И., 1978, 1982, 1985, 1986; Исаев Д.Н., 1984, 1986; Ковалев В.В., 1985; Личко А.Е., 1983, 1985; Карвасарский Б.Д., 1988, 1990; Каган В.Е., 1990, 1991 и др.). Медико-психологические проблемы психологии пола, лежащие в сфере социально-ролевого функционирования личности, до сегодняшнего времени в русскоязычной литературе остаются наименее освященными.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой размытость идеального образа личностно-средового взаимодействия, в том числе, идеального "образа Я", может являться одним из основных психологических механизмов невроза. Образ идеального "Я", как элемент системы личностно-средового взаимодействия, может быть рассмотрен не только в качестве некой идеальной системы достижений, но как психический образ "идеальной" коммуникации личности с собой и окружающим миром. Этот образ часто оказывает мотивирующее влияние на поведение человека и на характер его "реальных" представлений о самом себе. Чем четче и яснее образ идеального "Я", тем последовательнее поведение, тем легче осуществляется выработка адекватных поведенческих программ и более целостный характер обретает личность.
Среди наиболее общих стандартов суждения о себе - настоящего и будущего - культуральные идеалы мужественности и женственности. Это - сложные, комплексные понятия, при которых лица разного пола наделяются разными социальными, зависимыми от определенной культуры, функциями, личностными характеристиками и физической спецификой. Как уже отмечалось выше, в поликультурной среде Кыргызстана сегодня отсутствует четкий, согласованный эталон пола: половые роли имеют смешанный, амбивалентный характер, что отражается и в хаотичности идеальных представлений о себе как о представителе пола, что по всей видимости, является источником идентификационных проблем в системе "реального" личностно-средового взаимодействия. Исходя из этого, особенности полоролевой идентификации при неврозе рас сматривались как частное проявление более общей проблемы размытости идеального "образа Я". Такая постановка вопроса обусловила необходимость проведения популяционного исследования, которое бы дало возможность ответить на закономерный вопрос - имеет ли размытость идеального "образа Я" автономное значение в процессах формирования и фиксации невроза? В этой связи необходимо отметить, что как реакция на снятие идеологического табу на секс как на форму поведения, сегодня мы наблюдаем повышенный и, подчас, чрезмерней интерес к телу. Это отражается в том, что такие психологические феномены, как полоролевая идентификация и "образ тела" в социо-культуральной среде данного региона начинают выполнять адаптационные функции, так как используются для оценки индивидуальной значимости и социального статуса. При этом зачастую достижение идеального "образа тела" приобретает ипохондрический характер, как отражение стремления "все" свести к телу. В здоровой популяции это очевидно проступает в, получивших широкое распространение и популярность, физических занятиях, ориентированных на строительство и коррекцию тела (боди-билдинг, шейпинг, спортивная аэробика и др.). Мы обратились к изучению организации полоролевого поведения женщин с выраженной, стойкой потребностью в получении "нового" тела. В процессе исследования мы руководствовались исходной гипотезой, которая была сформулирована в трех вариантах. Предполагалось основным психологическим механизмом полоролевого поведения этой группы лиц рассматривать 1) четкий, но весьма высокий образ идеального физического "Я", и тогда шейпинг представляет собой защитное функционирование от факта реальной недостижимости идеала; 2) размытый образ психического "Я", близкий к неврозам; 3) размытый образ идеально о "Я" и через "образ тела" осуществление стремления к достижению совершенства.
Кроме того, была составлена контрольная группа из лиц разного пола, независимых от регулярных занятий какими-либо видами коррекции тела, и с минимальными проявлениями невротических характеристик.
В представленном разрезе специальных клинико-психологических и экспериментально-психологических исследований механизмов полоролевой идентификации в связи с вопросами формирования невротических расстройств до сегодняшнего времени не проводилось.
Цель исследования. Целью настоящего исследования явилось изучение места и роли феномена полоролевой идентификации в процессах формирования и фиксации соматоформных невротических расстройств. В связи с чем было необходимо решить следующие задачи:
- изучить психологические особенности полоролевого поведения больных неврозами на основе анализа ведущих адаптационных механизмов;
- изучить структуру и содержание "образа пола" и "образа тела" с выделением защитных образований;
- изучить связь особенностей полоролевой идентификации больных женщин с основными психопатологическими нарушениями при соматоформных невротических расстройствах;
- изучить факторы, участвующие в формировании психологических проблем полоролевого поведения как при неврозе, так и в популяции;
- определить основные мишени для психологической коррекции и разработать ее основные принципы.
Научная новизна. Используя гипотезу о размытости идеального образа личностно-средового взаимодействия, в том числе, идеального "образа Я", как одного из ведущих психологических механизмов невроза, в результате исследования был выделен, описан и изучен транскультуральный психологический феномен размытости идеального физического "Я", рассмотренный в качестве предиспозиции к развитию невроза и транскультурального механизма со-матизации невротических состояний. На этом основании обосновано создание третьего варианта полоролевого поведения (наряду с маскулинным и феминин ным) - полоролевое поведение в условиях болезни, характеризующееся устойчивыми, специфическими психологическими определителями, которые отражают особенности взаимодействия маскулинности и фемининности, как личностных измерений, с актуальными механизмами социо- и транскультуральнои регламентацией полоролевого поведения. Показано, что выделенный транс-кул ьтгральный феномен размытости идеального физического "Я" находит реализацию в двух формах женского полоролевого поведения, актуализирующихся на сегодняшний день в популяции данного региона: в ипохондрической фиксации на теле и в шейпинге. Показан адаптационный смысл половой роли, когда выбираются и фиксируются те ролевые эталоны, которые оставляют сохранными поведение и самоуважение "Я". Изученные формы женского полоролевого поведения являются адаптационными стратегиями к внутриличностным особенностям (размытость целевой части личности) и к социальным условиям постсоветских культуральных трансформаций в Киргизии.
Практическая ценность. Выделенные основные регулятор-ные механизмы полоролевой идентификации при неврозах могут быть использованы в качестве "мишеней" личностно-ориентированной психотерапии. Изучение структурных особенностей формирования полоролевых проблем является факторе.-: улучшения диагностики интрапсихического конфликта, и может выступать предпосылкой для дальнейшей разработки методов патогенетической психотерапии неврозов, ориентированных на эти особенности.
Изученные специфические, устойчивые характеристики полоролевой идентификации имеют дифференциально-диагностическое, психотерапевтическое и прогностическое значение при неврозах. Результаты исследования используются в преподавании медицинской психологии в Кыргызско-Российском (Славянском) Университете, Кыргызской Государственной Медицинской Академии. Результаты диссертации внедрены в практику работы отделения психосоматических расстройств Республиканского психоневрологического диспан сера г. Бишкек (Кыргызстан).
По теме исследования опубликовано 7 работ в местной и российской печати.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Для женской популяции Кыргызстана (как тюрко-, так и русскоязычной) характерен размытый образ идеального физического "Я", что позволяет говорить об общем социо-культуральном феномене, имеющем транскультурную природу.
2. Размытость идеального физического "Я" является предиспозицией к развитию невроза.
3. Размытость идеального физического "Я" является транскультуральным механизмом соматизации невротических состояний.
4. Ипохондрическая фиксация на теле и шейпинг являются формами женского полоролевого поведения и являются отражением внутренней работы личности по преодолению размытости идеального физического "Я".
5. Полоролевая идентификация и "образ тела" при неврозе выполняют адаптационные функции, так как фиксируют те ролевые стереотипы, которые способствуют достижению потребностного уровня самоуважения и оставляют сохранным поведение.
6. Проведенное исследование обосновывает целесообразность анализа полоролевого поведения при соматоформных невротических расстройствах в психокоррекционных целях.
Половые роли и образ "Я"
Определяя термин "идентификация", W.Mischel (1966) подчеркивает три его значения: 1) поведение, когда один субъект действует или чувствует подобно другому; 2) мотив, выражающийся в стремлении действовать подобно другому или быть на него похожим; 3) процессы и механизмы, благодаря которым субъект начинает подражать модели и становится похожим на нее. В этом третьем значении термин "идентификация" был введен З.Фрейдом в 1917 году в работе "Печаль и меланхолия". Идентификация понималась Фрейдом как имитация поведения родителей своего пола вплоть до формирования Эдипова комплекса. Позже другими исследователями концепция имитации была расширена до теории моделирования - имитации поведения людей своего пола вообще, а не только родителей.
П.Массен с соавт. (1987) относят начало половой идентификации к возрасту 4-5 лет. Другие авторы (Deaux К., Major В., 1990) структурируют само понятие идентификации, понимая половую идентичность как "фундаментальное, экзистенциальное чувство собственной маскулинности и фемининности, восприятие своего пола как социально-психологического конструкта, который совпадает с биологическим полом". Вместе с тем, A.Brittan (1972) различал корневую и ролевую идентичности. В.Н.Бузин (1988) выделяет первичную (генетически и пренатально обусловленное отождествление ребенком себя с родителями) и вторичную идентичность (отождествляя себя с объектом, возможное только при сходстве этого объекта с объектом первичной идентификации). K.Rees (1987) рассматривает полоролевую идентификацию как результат длительного развития, разрешения конфликтов и активности защитных механизмов. В.Е.Каган (1991) обосновывает уровневую схему половой идентичности, согласно которой онтогенетическая стабильность базовой половой идентичности сочетается с непрекращающимся процессом половой идентификации на ролевом и персональном уровнях, отражающие влияние социо-культуральных и интрапсихических условий.
Языковая теория (Pleck J., 1975) исходит из лингвистической теории порождающих грамматик Н.Хомского: говоря или понимая речь, человек производит соответствующие речевой модели действия, то есть речевая информация порождает выбор моделей для подражания.
Когнитивная теория (Kolberg L., 1966) предполагает, что на основе узнавания своего пола, происходит дальнейшее познание полоролевых стереотипов и соответствующее отождествление с конкретной ролью.
Стадиальная теория (Katz Ph., 1979), восходящая к взглядам Пиаже, рассматривает процесс полоролевой идентификации как результат перехода стадии научения полотипическому поведению.
Теория социального научения (Mischel W., 1966) основывается на представлениях о процессах принятия конкретной половой роли через механизмы подкрепления, поощрения - порицания. К этой теории приложима концепция "Я - расширения", согласно которой "Я - концепция" во многом определяется системой принятых личностью ролей. При этом "Я - расширение" за счет включения в "Я - концепцию" значимого другого относительно независимо от эмоционального отношения и сопереживания (Lancaster S., Foddy М., 1988). Это направление методологически близко к советской психологии, подход которой переводит вопрос о полоролевой идентификации из области психологии черт в область психологии отношений (Эткинд A.M., 1982). В советской литературе, имеющиеся исследования посвящены в основном общеполовым стереотипам в связи с теоретическими клиническими, психолого-педагогическими и психологическими задачами (Толстых Н.Н., 1980, 1981; Юферова Т.И., 1989, 1982, 1985, 1989; Прихожан A.M., 1981, 1982; Исаев Д.Н., 1984; Коркина М.В., 1984; Ковалев В.В., 1985; Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., 1986; Кон И.С., 1989; Прихожан Н.Н. с соавт., 1990 и др.). В обзорных работах В.С.Агеева (1987) и Т.А.Репиной (1987) по проблемам полоролевой идентификации содержатся ссылки лишь на 6 отечественных работ, только одна из которых носит экспериментальный характер. На сегодняшний день в российской психологии выделяются исследования школы А.Е.Личко (Иванов Н.Я., Личко А.Е., 1983; Воро-тилина Т.А., 1987; Егоров В.В., 1987 и др.), исследования М.М.Кабанова и соавт. (1983), работы В.Е.Кагана (1988, 1990, 1991), носящие характер экспериментально-психологических разработок и отвечающие требованиям изучения собственно полоролевой идентификации.
Проанализированная литература показывает, что большинство существующих исследований, так или иначе затрагивающих тему данного исследования, акцентируют внимание на процессах полоролевого развития, большей частью относящихся к сфере возрастных изменений периода детства и пубертата.
Изучение взрослого полоролевого поведения, как правило, отнесено в область сексологических исследований, тесно связанных с проблемами сексопатологии. Наибольший резонанс теме предлагаемого исследования мы обнаруживаем іі работах западно-европейских и северо-американских исследователей. Они представлены интеракционным подходом в социальной психологии, иногда называемом "теорией ролей" или "теорией Я", и психоаналитическим направлением в психологии.
Социальные и индивидуальные механизмы регуляции "Я-концепции"
Понятие "образа Я" тесно связано с представлениями о "Я-концепции" (Берне Р., 1986). Последнее характеризуется относительной устойчивостью в сравнении с постоянно изменяющимися "Я-образами". Nelson N.Foote (1952) в работе об идентификации как основе мотивационных процессов, подчеркивает, что адекватная теория мотивации требует понимания того, как человек определяет самого себя. Т.Шибутани (1969) предлагает рассматривать "Я-концепцию" как устойчивое взаимоотношение между человеком как действующим агентом и тем, как он постоянно ощущает самого себя. Исходя из этого, "Я-концепция" может быть исследована путем изучения устойчивой ориентации человека к действиям в отношении себя. Используя психоаналитическое понимание идентификации для анализа социального поведения, Thomas D. Eliot (1927) указывает, -по представление человека о самом себе часто ограничивается областью, где он уверен, что может осуществлять контроль и, вместе с тем, быть объектом социального контроля. В связи с этим, социальными психологами было введено понятие "социального статуса", чтобы обозначить положение личности в социуме, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, соотнесенное с ограниченным набором взаимосвязанных ролей. Системы социальной дифференциации ролей различны по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах статус характеризуется ясностью и определенностью.
В противоположность этому A.Pierce (1956), R.Merton (1957), C.Hughes (1958) подчеркивают, что в изменяющихся обществах меньше согласия относительно прав и обязанностей, а следовательно, социальный статус людей менее определен и устойчив. Исследования E.C.Hughes (1958), посвященные изучению процессов идентификации в связи с изменениями в статусе, показали, что степень интеграции "Я-концепции" в значительной мере зависит от интеграции социальной системы таким образом, что в диссоциированных обществах, где нормы и эталоны поведения взаимно не согласуются, любому участнику трудно интегрировать свои различные образы "Я" в единое целое. На этом основании Шибутани (1970) заключает, что в ситуациях, когда эти различия слишком велики, когда диссоциации образов "Я" чрезмерны, это может становиться источником внутренних конфликтов.
Джон Дьюи популяризовал мысль о том, что общество существует во взаимодействии и через взаимодействие, полагая, что общество, таким образом, суть коммуникация. Это дало основания социологам и социальным психологам рассматривать развитие "Я-концепции" как процесс социального взаимодействия, то есть понимать ее как систему значений, которая формируется в процессе участия в совместных действиях. Такой подход к изучению идентификации обусловил концептуальность позиции интеракционистов в проблеме мотивации поведения, согласно которой постулировалась бесполезность поисков универсальных мотивов и, в противоположность этому, предлагалось сместить фокус внимания на то, чтобы объяснить направление, которое приняло поведение.
Общеизвестно, что Альфред Адлер, несколько отойдя от учения Фрейда, попытался объяснить развитие личности и некоторые психические расстройства как компенсаторные реакции на чувство неполноценности. Мак-Дауголл также отмечал важность того, что он назвал "чувством самоуважения". Также известно, что на чувство собственной ценности оказывает влияние социальный статус. Однако он может быть изменен, но при этом уровень самоуважения может оставаться прежним. Личный статус оказывается в большинстве случаев важнее, чем социальная позиция в обществе. Поскольку картина мира создается в процессе коммуникации, критерии самооценки во многом зависят от культуры. Среди наиболее общих стандартов суждения о самом себе - идеалы мужественности и женственности. Jourard & Secord (1955), изучая телесный катексис и образ идеального женского тела, заключают, что чувство несоответствия физическим идеалам маскулинности и фемининности вызывает глубокое ощущение собственной неполноценности и формирование реактивных образований. D.Bongers (1988) изучал "образ тела" у мужчин и также подчеркивал, что нарушение структуры телесного "Я" находится в тесной связи с проблемами самоосознавания как представителя пола. Важность этого принципа в клиническом отношении подчеркивается P.Joraschky (1988), который указывает, что парциальность предъявлений "образа тела", в норме интегрирующаяся в чувство самости, манифестирует в различных регрессивных и дезинтегративных процессах, таких, как психозы, в качестве фрагментарности психического "Я". В случае пограничных расстройств нарушения "образа тела" являются следствиями социальных запретов на адекватное формирование индивидуального "образа сексуальности" (Bongers D., 1984, 1988), что приводит к подавлению либидо и телесного опыта, субъективно воспринимаемого как постоянная угроза самоуважению.
Фрейд отмечал, что люди с низким уровнем самоуважения иногда пытаются развить в себе качества, противоположные их естественным склонностям, и обозначил это как реактивное образование. E.Scotland & A.Zander (1958) пишут, что ее ;нательные оценки часто представляют собой не более, чем рационализации, создаваемые, чтобы оправдать компенсаторные реакции на глубоко укоренившееся чувство неполноценности. Это свидетельствует в пользу того, что многие различия между тем, что человек предъявляет самому себе и окружающему миру, и уровнем самоуважения, то есть реальными предпосылками его поведения, являются защитными образованиями. В таких случаях, по мнению Шибутани, многие люди формируют идеализированные "Я-концепции", как отражение ригидного стремления жить в соответствии с декларируемыми идеалами и эталонами. Как указывает К.Хорни (1965), такие попытки становятся источниками хронического напряжения, и когда на основе этих раздутых "Я-концсіщий" предъявляются требования к другим, возникают нарушения в межличностных отношениях.
В серии экспериментов по изучению самооценки и уровня адаптивности, проведенных Ch.Taylor & A.W.Combs (1952) была подтверждена гипотеза о связи ригитности и нарушениях аутокоммуникации с низким уровнем самоуважения.
Оценивая самих себя, люди, так или иначе, конструируют свой "образ Я" через призму собственной половой принадлежности. Этот процесс неоднозначен, так как его нельзя понять вне конкретного общества и вне конкретной культуры. Столь же невозможно понять образ жизни общества без знания особенностей полоролевого поведения людей и того, как это поведение и сами по-лоролевые стереотипы осмысливаются и символизируются в обществе.
Пионерами этой области исследования, как известно, являются этнографы и представители психологической антропологии, испытавшие сильное влияние эвристических открытий Фрейда.
Полоролевые представления больных
Было предложено описать следующие понятия: "большинство женщин", "большинство мужчин", "идеальная женщина", "идеальный мужчина". Все испытуемые затруднились дать четкое и подробное описание этих понятий, как правило, аргументируя это отсутствием ясного представления, либо утверждением: "Я не знаю каковы в действительности мужчины и женщины". В результате количество полученных определителей, составлявших содержание каждого понятия, в целом было примерно одинаковым. Все определители по содержанию были разделены на группы, которые ранжировались по количественной представленности в "реальных" и "идеальных" образах маскулинности и фемининности. Ранговые структуры образов пола (табл. 3) оказываются практически одинаковыми, тогда как сравнение реальных и желаемых характеристик ярко противоположно.
Сопоставляя эти данные с результатами табл. 4, следует думать, что выраженное отрицание реальных образов маскулинности и фемининности, а также бедность словаря описаний связаны с актуальным психическим состоянием испытуемых и фактом их болезни в целом.
В описаниях идеальных мужчин и женщин преобладают полонезависи-мые, общечеловеческие представления, такие, как доброта, ум, порядочность, заботливость.
Представленные результаты обращают внимание на ряд следующих моментов: выраженная негативизация реальных образов маскулинности-фемининности, низкая степень дифференцированности представлений по по-лоролевому признаку, малая содержательная наполненность образов, отсутствие физических определителей пола.
Вопросы, имеющие своей целью получение информации о телесных образах маскулинности и фемининности, были сгруппированы в один блок. Это было обусловлено следующими предпосылками. Предварительный расспрос показал, что при описании данных понятий большинство респондентов не предъявляют самостоятельно физические характеристики мужественности-женственности, что было подтверждено окончательными результатами исследования, приведенные в табл. 5. Также мы отталкивались от исходного предположения о наличии у данной группы обследованных невротической проблемы неприятия тела, что отражалось в специфике восприятия образов пола, недифференцированных по соматическому признаку. Поэтому подобная группировка вопросов, обращенных к телу, рассматривалась как возможный инструмент к провокации скрытой проблемы. Этот этап интервью отличался напряженной психологической атмосферой. Предложенные вопросы воспринимались с неохотой и раздражением. Часто они вызывали реакции сопротивления и агрессии, направленные на интервьюера, вплоть до отказа участвовать в расспросе. Прерывание коммуникации на этом этапе интервью регистрировалось в 48 % случаев, что однозначно иллюстрировало остроту затронутой проблемы. В табл. 6 приводятся сведения о телесных характеристиках маскулинности и фе-мининности, которые мы попытались обобщить и подвергнуть количественной обработке в той мере, на сколько это было возможным в условиях действия механизмов отрицания.
Таким образом, физические характеристики полов отличаются фрагментарностью, диссоциированностью отдельных зон и участков, общим аморфным характером предъявлений. Обращает внимание в восприятии испытуемых "образ тела" дистанцированность головы и остальной части тела, а также отсутствие в описаниях лица. Под "телом" понимается то, что располагается ниже головы. При этом, как правило, само слово "тело" в сообщениях испытуемых заменялось словом "фигура". Это возможно связать с отражением реальной, русской языковой конструкцией: голова, тело (туловище), конечности, испытывающей сильное влияние идеологического табу советской культуры на сексуальность и эмоциональное отношение к телу. Кроме того, как указывают D.Bongers (1988) и P.Joraschky (1988), изучавшие "образ тела" у мужчин, пси хическая дистанцированность "головы" и остальной части тела может быть рассмотрена как самостоятельный показатель нарушения телесной аутокомму-никации.
Результаты опроса, позволившие говорить о восприятии образов пола как размытых, слабо дифференцированных по ролевому признаку и редуцированных по телесному, дают возможность проследить соотношение и степень влияния культуральных эталонов пола и их восприятия на структуру и содержание индивидуальных представлений о себе, как о представителе пола.
Полоролевые представления здоровых
Этот контингент обследованных составили две группы: 42 женщины, регулярно посещающие занятия шейпингом на протяжении последних 5-6 лет не менее трех раз в неделю; 42 человека контрольной группы, разнородные по половозрастному составу, и с отсутствием в опыте регулярных занятий какими-либо видами строительства и коррекции тела. Обсуждение полученных результатов в группе женщин, занимающихся шейш-тгом, строилось на основе сформулированной в исследовании гипотезе, согласно которой предполагалось наличие трех возможных механизмов поло-ролевой идентификации у женщин с потребностью в коррекии тела: 1) четкий, но чрезвычайно завышенный образ физического "Я"; 2) размытый образ психического "Я", близкий к неврозам; 3) размытый образ идеального "Я" и через "образ тела" достижение совершенства.
Специальной диагностики невроза в данной группе не проводилось, но интервью содержало ряд вопросов для сбора традиционной для невроза информации. В результате были отмечены общие для всех обследованных тревожность, впечатлительность, мнительность, неуверенность в себе, колебания самооценки, перепады настроения, склонность к депрессивным реакциям, трудности вербализации своих чувств и локализации их в теле, а также постоянная потребность в мышечной релаксации. Кроме того, большинство обследованных предъявляли постоянные трудности в межличностных отношениях, главным образом, связанные с личной и семейной неустроенностью. Описанные особенности не достигали степени клинической нормы.
Контрольную группу составили студенты, врачи, специалисты немедицинских, гуманитарных дисциплин без признаков нервно-психического расстройства и грубой соматической патологии.
Самое общее представление об особенностях восприятия полоролевых стереотипов дает метод полуформализованного интервью, где в целях исследования представления о полах носят характер свободных описаний. В табл. 11 и 12 приведены сведения о количественных и содержательных характеристиках изучаемых образов, а также вероятность их встречаемости в сообщениях респондентов в целом по выборке.
Таким образом, в сообщаемых всеми испытуемыми характеристиках, которые можно назвать отражением культурального стандарта маскулинности фемининности, 67,3 % образа "идеального мужчины" и 55,1 % образа "идеальной женщины" занимают полонезависимые, общечеловеческие свойства: доброта, порядочность, ум, аккуратность. В контрольной группе "идеальная женщина" - нежная и сексуальная, а "идеальный мужчина" - сильный и смелый. В целом содержательная наполненность данных образов выше в группе "шейпинга", где обобщенные портреты идеальных мужчин и женщин в среднем опираются на 4-6 характеристик, тогда как в группе контроля на 2-3. Также круг дополнительных требований гораздо шире у испытуемых группы "шейпинга", хотя в целом степень дифференциро-ванности образов по полоролевому признаку низка в обеих группах. Обращает внимание то, что образы пола не опираются на соматические характеристики маскулиннооти-фемининности. Из 84 опрошенных только 7 человек самостоятельно упоминали физические параметры, которые, однако, не заключали собственно дихотомизирующие по полу анатомические качества.
Реальные образы пола в сравнении обеих групп менее согласованны, о чем свидетельствует содержание изучаемых понятий в группе "шейпинга". Здесь реальные представления построены исключительно на негативных характеристиках, в то время, как у испытуемых контрольной группы отчетливо стремление к более позитивному восприятию окружающих мужчин и женщин. Примечательна согласованность мужских и женских точек зрения в восприятии образа "большинства женщин" как активных, уверенных и энергичных. Мужчины при этом видят реальных женщин современными, раскрепощенными, привлекательными, эмоциональными. Женщины же воспринимают реальных мужчин как спокойных, мягких, домашних и агрессивных. Заслуживает внимания
некоторая противоречивость традиционным установкам полоролевого поведения, когда женщины становятся преимущественно доминантными, а мужчины -подчиняемыми, о чем сообщали все респонденты контрольной группы. Сопоставляя полученные результаты, следует думать не столько о полоролевой либерализации и эмансипации женского поведения, сколько об отражении в индивидуальном сознании социо-культурально обусловленной размытости полоро-левых -эталонов, их смешанного характера, связанного, главным образом, с процессами аппликации различных культуральных систем в центрально-азиатском регионе.
Сравнение образов пола у здоровых испытуемых и у больных показало, что идеальные образы по своему содержанию практически одинаковы, тогда как восприятие актуальной маскулинности и фемининности имеет существенные различия. Общая характеристика сравнений приводится в табл. 13. Соотношение позитивных, негативных и нейтрально-констатирующих определений в описаниях "большинства мужчин" и "большинства женщин" (табл. 14) показываем одинаковое для больных и для женщин группы "шейпинга" резко негативное, аффективно окрашенное отношение, достоверно отличающее их от результатов группы контроля (р 0,05). С точки зрения содержательной стороны, "большинство женщин": у больных - несчастные и агрессивные; в группе "шейпинга" - некрасивые; у здоровых - активные, уверенные, энергичные. "Большинство мужчин": у больных - слабые и неудачливые; в "шейпинге" - никакие; у здоровых - спокойные и сдержанные.
Таким образом, результаты, приведенные в табл. 13, позволяют говорить, скорее о культуральнои обусловленности диссоциаций реального и идеального в системе полоролевых представлений опрошенных, хотя степень противопоставления гораздо выражена у больных и в группе "шейпинга".