Введение к работе
1.1. Актуальность исследования определяется:
-
растущим интерасом к проблематике религии и культуры национальных меньшинств, црозивавдах на территории Польша;
-
решением Польской Автокефальной Православной Церкви(в начале 80-х годов)восстановить замечательный Благовещенский Супрасльский монастырский храм, разрушенный в ходе военных действий в 1944 г.;
5) приблиаающейся годозаиной Брестской увяз 1596 г. - событием, которое вызывает все более возраставший интерес.
4) современной необходимостью пересмотра некоторых научных а околонаучных воззрений на православие и православную культуру. в восточных землях Речи Посголдтой.
1.2. Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том,
чтобы рассмотреть Сулраельскзй монастырь как явление культуры,
концентрмруащез достигевия самых разных областей славянской куль-—
туры и показать, как он развивал и укрзллял ме*Одавяяскве куль-
турные связи.
Одновременно Скла' поставлена задача определить границу мея-ДУ двумя славянскими мараш - Slavia orthcaoxaHSlavia romana ъ проследить их взаимопроникновение. Так как Супрасльский Благо-
вещенский монастырь был расположен на границе мекду Короной и Великий ккяжєстбом Лвтовскиї.;, находился в зоне соприкосновения, двух культур - православной а католической, т.е. принадлетгал культурному пограничыо, по словам М.М.Бахтава, зоне, где проходит наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры-, мы старались обратить внимание на Супрасльский монастырь как центр культурного пограничья, на его специфику и структуру.
Сделана также попытка доказать, что культура - это большое пространство, в котором существуют весьма условные границы, и взаимодействие различных культур приводит к создан*!» культуры нового типа, точнее, к синтезу разных стилей и направлений.
-
Объектом данного исследования является основанный в 1498 г. на территория Белоруссии православный Супрасльский монастырь как феноиенальяый прамер мегславянского культурного общения.
-
Источниками исследуемой темы послужили как неопубликованные, так и опубликованные материалы. В данной работе из числа рукописных материалов нами были использованы собрания библиотек и архивов Польши, России, Литвы, Белоруссии и отчасти Украины. Среди них: . л -
рукописные книга из собрания бывшей монастырской библиотека в Супрасле;
документы монастырского* архива, имеющие отношение к внутреннему устройству монастыря и его деятельности;
семейные документы ктиторов Ходасевичей;
городские и судебные документы, связанные с монастырем;
переписка частных лиц.
Печатные источники - это в основном издания.славянских пись-_ _
Бахтин МЛ. Автор я герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 197Э. С. 177.
менных памятников, издания Супрасльской вшограйна к весь коып-лект документов, лоьвценннй в изданиях Виенской и Петербургской Археографических Комиссий 1865-1903 гг.
-
Выбор метода исследования обусловлен спецификой изучаемого материала, целяш и задачами рабоїн. Материал исследования определяет важность сравнительного метода в работе с применением даннцх языкознания, литературоведения, палеографии, филиграно-графаи я источниковедческого анализа. Задаче! автора является кулыурологическвй подход ко всему комплексу вопросов.
-
Научная новизна исследования состоит б том, что впервые на вироком материала проелекавается культурная деятельность Супрасл-ьского монастыря в ХУІ-ХУШ вв. и пересматривается принятая до сих пор датировка иуколисей.правадлеяащих зкамеаитой Супрасльской библиотеке.
-
Теоретическая и практическая значимость работы. Прозе-деншш автором диссертация анализ и сделанные выводы помогут разъяснении ряда вопросов, связанных с превосларной религией и православной культурой в Подьско-Ллтовско::! государстве. Оки могут бкть использованы з курсах по обцэй»зстории, культурология, а такав истории белорусской латерг?:ура.
-
Адр'обэдея рзбоуы. Основане положения диссертации заслушивалась з ойсувдаявсь ва заседаниях Отдела истории славянской культуры ЖБ РАН з-Москве (1989, Ї99І гг.), а также на научной коййзрездии "Славянское барокко" в одоруссхо ДК в Минске в IDS9 г.
Цель а задача работы опрэделзля ее структуру, диссертация состоит из введения, трех глаз, збкигченля, примечаний, списка сокращений, библиография и прилогеняя.
-5-.
П. ССЩЕРЗШИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТІ исследования
Во введении обосновывается выбор теш диссертации я ее актуальность, формулируются цели и задача исследования, раскрывается "его научная новизна, а также определяются особенности материала и подхода к его изучению.
Супрасльский Благовещенский монастырь - один из крупнейшие центров православия - замечательный пример культурного сотрудничества славянских народов Востока и Юга Европы. Расположеявый-'в ' западной части Великого^ княжества Яетоеского, он органически вписан в истории Белоруссии.
Бурное развитие монастыря как религиозного и культурного центра произошло во второй половине ХЛ столетия, "золотом веке" не только в хизни монастыря, но и в истории Бе лору ссаи-. "Золотой век" сказывается в интенеявяом развитии на территории монастыря литературного творчества, переводов с различных языков, деятельности книгописной мастерской, создании богатейшей, известной во всем славянском, мире библиотеки. Попечительство ктиторов Ходке-вичай" делает Супрасль оплотом православия и православной культуры, самым мощным рядом с Киево-Печерской лаврой в Великом княжестве Литовском.
Присоединение в 1601 г. монастыря к Унии способствует развитию интереса к западной, латинской,культура. На территории Супрасля сосуществузот на равных правах элементы греческой и латинской культур. Э?о явление прекрасно характеризует деятельность основанной, в конце ХТО г. типографии. 3 униатской среде сохраняется православная урадипда - градация кирилловского книгопечатания.
Феномен Супрасля yss довольно давно привлекает внаыаязе ис-
следователей. Впервые этой тематикой занялись русские ученые ИХ в. Труды относились к истории, внутренней структуре и рели- гиозной деятельности вднастыря; описывались архитектура и убранство Благовещенского храма. Историография носила описательный характер и ограничивалась в основном критикой Брестской унии 1596 г. и полемикой с католицизмом. Ни одна обширная публикация того времени не обратила внимание на Супрасльсіси монастырь как на особый культурный центр.
Ке затронула этого вопроса и польская научная литература XIX-XX вв., заникавдаяся прежде всего Супраслем как архитектурным памятником. Ее внимание сосредоточивалось такне на известных супраельских литературных шедеврах, типографии п истории монастыря, на фоне истории православной конфессии в Польше.
На Супрасльскай монастырь как на центр межелавянских культурных связей первым обратил внимание в русской послевоенной историографии А.Й.Рогов-. Монастырской типографией з ее значением
в развитии меаславянских контактов в области культуры занимался
2 Ю„А.Лаб»нцев . Роль Супрасля как значительного центра-белорусской истории и культуры изучается и белорусскими ученими.
В данной работе прослеживается деятельность Супрасльского
- . *Рогсз А.ІІ. Супрасль как один из центров культурных связей Белоруссии с другими славянскими странами // Славяне в эпоху.феодализма. К столетии акад.В.И.Личеты. М., 1978. С.. 321-334; он se": Фрески Супрасля //.Дровэорусское .искусство-' Монузентальная.живопись ХІ-ХЛЇ вв. М., IS8Q. С. 343; Литературные связи Белоруссии.. с балканскими странами в X7-X7I вв. // Славянские литературы. М.,
1978. С. 182-194. 2
Лабынцзз Ю.А. Кирилловское книгопечатание з Супрасле и его
роль в развитии восточнославянских культур конца ТШ - ХУЫ вв. // Дис. ... канд. филол. наук. U., 1980.
монастыря'-как центра литературы, книгопечатания, церковного искусства и музыка и определяется его значение для многих славянских культур.