Введение к работе
Данная работа посвящена одному из самых знаменитых центров славянской культуры - Супрасльскому Елаговещенсяоыу монастырю.
Диссертация является трудом историко-культурного типа и касается проблематики, связанной с книжным, музыкальным и художественным творчеством, которое процветало на' территории монастыря з Ш-ХЗШ вв."
1.1. Актуальность доследования определяется:
-
растущим интересом к проблематике религии и культуры национальных меньшинств, проживающих на территории Полыни;
-
решением Польской Автокефальной Православной Церкви (з начале 80-х годов) восстановить замечательный Благовещенский Супрасльский монастырский храм, разрушенный в ходе военных действий в 1944 г.;
5) приближающейся годовщиной Брестской унта 1596 г. - событием, которое вызывает все более возрастающий интерес.
4) современной необходимостью пересмотра Еекоторых научных и околонаучных воззрений на празославиє и православную культуру в восточных землях Речи Посполитой.
1.2. Цель и задача исследования. Цель работы состоит в том',
чтобы расмдэтрзть Супрасльский монастыре как явление культуры,
концентрирунхдэе достижения самых разных областей славянской куль-—
туры и показать, как он развивал и укрепляя мегславянскае куль-
турные связи.
Одновременно была поставлена задача определить границу мея-ду Двумя славянскими шрама - Slavia orthc3oxaH Slavia гопапа з проследить их взаимопроникновение. Так как Супрасльский Благо-
вещекский монастырь бая расположен на границе мезду Короной и Великим княжеством ііитовскиі:, находился в зоне соприкосновения, двух культур - православной и католической, т.е. принадлекал культурному пограничью, по словам М.М.Бахтана, зоне, где проходит наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры-, ыы старались обратить внимание на Супрасльский монастырь как центр культурного пограничья, на его специфику и структуру.
Сделана такие попытка доказать, что культура - это большое пространство, в котором существуют весьма условные границы, и взаимодействие различных культур приводит к созданию культуры нового типа, точнее, к синтезу разных стилей и направленні:.
-
Объектом данного исследования является основанный в 14Э8 г. на территории Белоруссии православный Супрасльский монастырь как феноменальный пример менславянского культурного общения.
-
Источниками исследуемой темы послужили как неопубликованные, так и опубликованные материалы. В данной работе из числа рукописных материалов нами были использованы собрания библиотек и архивов Польши, России, Литвы, Белоруссии и отчасти Украины. Среди них:
рукописные книги из собрания бывшей монастырской библиотеки в Супрасле;
документы монастырского" архива, имеющие отношение к внутреннему устройству монастыря и его деятельности;
семейные документы ктатороЕ Ходкевичей;
городские и судебные документы, связанные с монастырем;
переписка частных лиц.
Печатные асточ;шки - это в основном издания.славянских пись-_
Бахтин МЛ. А/р-гор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. 1.'., 1979. С. 177.
ценных памятников, издания Супрасльскои тапограгдзи и весь комплект документов, поьэденшй в изданиях -Ввлекскш в Петербургской Археографических Комиссий I865-I9D3 гг.
-
Выбор метода исследования обусловлен спецификой изучаемого материала, целяыа и задачами работа. Ьїатериал исследования определяет вагносгь сравнительного метода в работе с применением данных языкознания, литературоведения, палеографии, филиграно-графаи а источниковедческого анализа. Задачей автора является культурологический подход ко всему комплексу вопросов.
-
Научная новизна исследования состоит б том, что впервые на тяроком материале проелсливается культурная деятельность Супрасльского монастыря в ХУІ-ХУШ вв. и пересматривается принятая до сих нор датировка рукояисей.приЕаддеяащах знаменитой Супрасльской библиотеке.
-
Теоретическая а практическая значимость работы. Прозе-деншій автором диссертация анализ и сделазяке выводы помогут разъяснению ряда зопросов, связанных с плавооларной религией и православной культурой в Польсяо-Лвювекогл государстве. Оки могут быть использованы в курсах по обцэй.зстории, культурологи;:, а такге история белорусское лзтергд-ура. .
1*8. АдробаоЕя рабоу-н. Основные полоненая диссертации за-слувшвачясь а обсуздались на заседаниях Отдела истории одавян-оеой культуры ЖБ РАН з-Москве (1989, IS9I гг.), а также на научной конференции "Славянское барокко'' в Белорусской АК в Нанске в 1289 г.
Цель и задачи работы определили ее структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, зезазчеяая, прикзчэний, списка сокрздзяий, бнблиогргйиз г прилоггеняя.
П. СОДЕРЖАНИЕ И ОСЇЇОВШЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введения обосновывается выбор темы диссертации и ее актуальность, формулируется цели и задачи исследования, раскрывается его научная новизна, а также определяются особенности материала и подхода к его изучению.
Супрасльскн* Благовещенский монастырь - один из крупнейших центров православия - замечательный примар культурного сотрудничества славянских народов Востока и Юга Европы. Расположенный-в '
- . ' -. х,
занадной части Великого ;кяяжэства Летоеского, он органически "
вписан в историю Белоруссии.
Бурное развитие монастыря как религиозного и культурного центра произошло во второй половине ХУІ столетия, "золотом веке" не только в жизни ыонастцря, но и в истории Белоруссии/. "Золотой век" сказывается в интенсивном развитии на территории монастыря литературного творчества, переводов с различных, языков, деятельности квигописяой мастерской, создании богатейшей, известной во всем славянском мире библиотеки. Попечительство ктиторов Ходке-вичейі делает Супрасль оплотом православия и православной культуры, самым мощным рядом с Каево-Печерской лаврой в Великом княжестве Литовском.
Присоединение в 1601 г. кояасгыря к Унии способствует развитию интереса к западной, латинской,культуре. На территории Супрасля сосуществует на равных правах элементы греческой и латинской культур. Это явление прекрасно характеризует деятельность основанной в конце ХУЛ в. типографии. В униатской среде сохраняется православная традиция - традиция кирилловского книгопечатания.
Феномен Супрасля уке довольно давно привлекает внимание ис-
следователей. Впервые этой тематикой занялись русские ученые ИХ в. Труды относились к истории, внутренней структуре и рели- гиозноіі деятельности монастиря; описывались архитектура и убранство Благовещенского храма. Историография носила описательный характер и ограничивалась в основном критикой Брестской унии 1596 г. и полемикой с католицизмом. Ни одна обширная публикация того времени не обратила внимание на Супрасльский монастырь как на особый культурный центр.
Ке затронула этого вопроса и польская научная литература ХІ2-2Х вв., занаиакдаяся пренде всего Супраслем как архитектурным памятником. Ее внимание сосредоточивалось танке на известных супрасльсках литературных шедеврах, типографии я истории монастыря, на фоне истории православной конфессии з Польше.
На Супрасльскай монастырь как на центр ыежсяазянских культурных связей дерзни обрагзл внимание в русской послевоенной историографии А.И.Рогов-. Монастырской типографией а еа значением
з развитии межславяасках контактов в области культуры занимался
2 Ю.А.Лабынп,ев". Роль Супрасля как значительного центра белорусской истории и культуры изучается и белорусскими учеными.
В данной работе прослеживается деятельность Супрасльского
. ?Рогсз А.Й. Супрасль как один из центров культурных связей Белоруссии с другими славянскими странами // Славяне в эпоху.феодализма. К столетию акад.. В.И.Пичеты. М., 1978. С.. 321-334; он'ае: Фреска Супрасля //.древнерусское.искусство.' Монументальная.заводись ХІ-ХЛІ вв. М., 1980. С. 343; Литературные связи Белоруссии. . с балканскими странами в ХГ-ХУІ вз. // Славянские литературы. М., 1978. С. 182-194.
Лабынцет Ю.А. Кирилловское книгепечаганне з Супрасле и его роль в развитии восточнославянских культур конца 2УЇЇ - ХУШ вв. // Дис. ... канд. шилол. наук. М., 1980.
монастыря '-как центра литературы, книгопечатания, церковного искусства и музыки и определяется его значение для многих славянских культур.