Введение к работе
Актуальность темы исследования. Исследование кумыкской национальной прозы, занимающей определенное место в системе национальных литератур России, - актуальная литературоведческая проблема.
В кумыкской литературе проза имеет традиции, уходящие в средневековую литературу («Дербент - наме» Мухаммеда Аваби Акташи).
В начале XX века кумыкские авторы одними из первых в литературе Дагестана уверенно приступили к созданию прозаических жанров («Аман-хор» Абдул-Гусейна Ибрагимова-Кизлярлы, «Несчастная Джанбике» Н.Батырмурзаева, «Знахарь и повитуха» Н. Ханмурзаева, «Весна, пришедшая с Севера» Ю. Гереева).
Проза получила интенсивное развитие во второй половине XX века в творчестве кумыкских писателей К. Абукова, М. Абукова, А. Аджаматова, Ш. Альбериева, М. Атабаева, 3. Атаевой, Б. Атаева, А. Гамидова, X. Давыдова, А. Кабардиева, И. Казиева, А. Калсынова, И. Керимова, А. Курбанова, А. Мамаева, У. Мантаевой, М. Османова, Р. Расулова, А. Устарханова, М. Хан-гишиева, И. Шабаева, М.-С. Яхьяева и др.
Мы обращаемся к проблеме развития прозы постперестроечного времени, поскольку ее изучение приобретает в наше время особую актуальность.
Объектом нашего исследования явились произведения писателей К. Абукова, Ш. Альбериева, М. Атабаева, 3. Атаевой, Б. Атаева, М. Османова, М.-С. Яхьяева и др., отражающие тематическое, духовно-нравственное, эстетическое и жанровое разнообразие прозы в кумыкской литературе конца XX - начала XXI века.
Предмет исследования - традиции развития прозы в кумыкской литературе, проблема развития современной кумыкской прозы, ее жанровых разновидностей, доминирующие мотивы современной кумыкской прозы; художественные особенности современного кумыкского романа, стилистическое своеобразие и поэтика современных кумыкских рассказов, характер отображения литературного героя.
Целью исследования является историко-эстетический обзор разножанровой современной кумыкской прозы в ее восхождении к новым тематическим, концептуальным и эстетическим рубежам.
В работе сделана попытка представить проблему развития прозы и ее жанровых разновидностей в кумыкской литературе конца XX века на основе достижений современной литературоведческой науки. Это определяет характер нашего исследования и его задачи:
изучить традиции развития прозы в литературе кумыков, рассмотреть жанровые разновидности современной кумыкской прозы;
подвергнуть анализу особенности развития современного кумыкского романа;
исследовать художественные особенности повестей современных кумыкских писателей;
проанализировать стилистическое своеобразие и поэтику исследуемых рассказов;
обозначить доминирующие мотивы современной кумыкской прозы;
определить характер отображения литературного героя в современной прозе.
Основная задача исследования состоит в том, чтобы в ходе литературоведческого анализа прозаических произведений кумыкских писателей раскрыть идейно-художественные особенности современной кумыкской прозы.
Степень изученности темы исследования. Анализируя кумыкскую прозу, мы не обособляем какую-либо одну жанровую разновидность, так как без сравнительного их изучения наши рассуждения будут менее обоснованными.
Динамика и генезис развития как кумыкской, так и всей северокавказ
ской прозы освещены в монографиях многих ученых XX века. Различ
ные аспекты дагестанской прозы нашли отражение в работах исследователей
общероссийского литературного процесса Г. Ломидзе, Л. Новиченко, М.
Пархоменко, Г. Бровмана, Н. Джусойты, 3. Османовой, В. Ковского, К.К.
Султанова, И. Гринберга, Р. Бикмухаметова.
Проблемы дагестанской прозы представлены в «Очерках дагестанской советской литературы» (1957), двухтомной «Истории дагестанской советской литературы» (1967), а также книгах «Ростки кумыкской литературы» (1932), «Литература кумыков» на кумыкском языке К.Султанова (1954), «Дагестанская литература периода тридцатых годов» (в «Очерках дагестанской советской литературы») Г.Б. Мусахановой (1957), «Становление и формирование дагестанской советской литературы» (в «Истории дагестанской советской литературы») Э.Ю. Кассиева (1967), «От богатырского эпоса к роману» Л. Бекизовой (1974), «Дорога в современность» С. Алиева (1977), «Этюды о литературах Дагестана» (1978) и «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» (2001) К.Султанова, «Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей» X. Туркаева (1978), «На путях развития дагестанской прозы» С. Ахмедова (1978), «Литература правды жизни» А. -К.Ю. Абдулатипова (1984), «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа» 3. Толгурова (1991), «Диалог времен» (1996), «Просветительские идеи в дагестанской литературе XIX - начала XX века» 3. Акавова, «История кумыкской литературы нового времени в культурно-историческом освещении» 3. Акавова и Р. Акавова, «Художественная проза народов Дагестана» С. Ахмедова (1996), «Духовная литература аварцев» С. Хайбуллаева (1998), «Русскоязычная литература Дагестана. Проблемы национального и интернационального взаимодействия» Ш. Мазанаева (1998), «Поиск продолжается» А. Вагидова (2000), «Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе» Р. Ахмедовой
(2002), «Кумыкская проза начала XX в.» М. Гусейнова (2003) и др.
С.Х. Ахмедов в своей книге «Художественная проза народов Дагестана: История и современность» (1996), принимая во внимание первые опыты в создании прозаического жанра в творчестве талантливого кумыкского писателя Н. Батырмурзаева, пишет, что «в жанровом отношении дагестанская проза пришла к 1917 году, имея в своем активе несколько повестей (на русском и кумыкском языках)».1
Исследователь кумыкской прозы начала XX века М. Гусейнов2 отмечает, что именно кумыкским литераторам принадлежит первенство в создании прозы благодаря их первым произведениям, созданным еще в начале XX века.
Эволюционные процессы в недрах национальной кумыкской литературы исследовал А-К.Ю. Абдулатипов в монографии «История кумыкской литературы (до 1917 года. I часть)» (1995), которая носит новаторский характер, так как автор выдвинул задачу проследить динамику творческого процесса не как стихийный поток, а как глубоко и четко выстроенную социально-философскую и эстетическую систему. Для нас особенно важно, что в этой книге многосторонне охарактеризованы периоды Средневековья, Нового времени, Просвещения, революционно-демократического периода проблемы формирования творческого метода Йырчи Казака, М.-Э. Османова, Абусуфьяна Акаева, Шихаммата - Кади из Эрпели, Нухая Батырмурзаева и др. Это прежде всего взаимообусловленные, взаимодополняющие этапы в развитии национального художественного мышления, столь необходимого для появления прозы.
Подспорьем в исследовании диссертационной темы явились коллективные сборники статей, отражающие российский и дагестанский литературные процессы: «Способность к диалогу» (Часть 1. М., 1993), «Нация. Личность. Литература» (М., 1996) и др., в которых помещены статьи «Понятие нации в современном общественном и художественном сознании» Г. Ломидзе, «Национальное самосознание и литература», «Национальная идея и национальная литература» Казбека Султанова, «Приметы обновления» С. Алиевой, «Время перечтений» Н. Надьярных и др.
Всероссийская научная конференция «XX столетие и исторические судьбы национальных культур: традиции, обретения, освоение», состоявшаяся в Махачкале (октябрь 2000 года), выдвинула ряд задач, связанных, в частности, с развитием современной дагестанской прозы.
Научная новизна. В задачи нашего исследования входят духовно-нравственный и национально-художественный опыт современной русской, дагестанской и кумыкской литературы, анализ художественных особенностей современного романа, повести и рассказа в национальной прозе постАхмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: История и современность. Махачкала, 1996. С. 81. Гусейнов М. Кумыкская проза начала XX века. Махачкала, 2003.
перестроечного времени. Постановка данной проблемы обусловлена необходимостью в контексте современных задач выявить эволюцию и художественное своеобразие современной кумыкской прозы и ее жанровых разновидностей. При решении поставленных задач мы обращаем особое внимание на национальные истоки современной кумыкской прозы.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды российских и дагестанских ученых: М.М. Бахтина, В.Б. Шкловского, Л. Гинзбург, Б.А. Грифцова, В.М. Головко, Ф.З. Канунова, Б.С. Мей-лаха, А.И. Кузьмина, А,А.Тормина, Н.П. Утехина, B.C. Синенко, Е.А. Суркова, В.П. Скобелева, Г.Г. Гамзатова, Р.Ф. Юсуфова, А.-К.Ю. Абдулатипова, Г.Б. Мусахановой, К.Д. Султанова, З.Н. Акавова, С.-М.Х. Акбиева, A.M. Ва-гидова, С.Х. Ахмедова, Х.М. Хамзаевой, Р.А. Ахмедовой, Г.Ф. Садыковой, У.А. Батыровой, А.А. Умаровой, Н.К. Аджаматовой и др.
Методы исследования. В диссертации используются методы, предполагающие изучение современной кумыкской литературы в ее социально-исторической детерминированности: сравнительно-исторический, культурно-исторический, культурно-философский, сравнительно-системный, аналитический, дающие возможность более полно изучить внутреннюю организацию прозаического художественного произведения, раскрыть структурное и содержательное богатство кумыкской прозы конца XX века.
Теоретическая значимость диссертации заключается в анализе художественных особенностей современной кумыкской прозы и ее динамики. В исследовании освещается одна из важных сторон взаимодействия человека и среды конца XX века, что причинно обусловило структуру современной кумыкской прозы XXI века.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что она может быть использована при написании литературоведческих работ и создании учебной литературы, спецкурсов и спецсеминаров по дагестанской, в частности, кумыкской литературе, а также может оказать методологическую помощь студентам и аспирантам филологических факультетов.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
Одна из предпосылок развития кумыкской прозы - хроникально-историческое произведение «Дербент - наме» Мухаммеда Аваби Акташи. В начале XX века кумыкские авторы уверенно приступили к созданию прозаических жанров (А.-Г.Ибрагимов-Кизлярлы - «Аманхор»,Н. Батырмурзаев -«Несчастная Джанбике» и др., Н. Ханмурзаев - «Знахарь и повитуха», Ю. Гереев - «Весна, пришедшая с Севера» и др.).
Стилистическое своеобразие и поэтика кумыкской прозы заключается в том, что в творчестве кумыкских авторов четко ощущается школа русской классической и многонациональной российской прозы (А.Пушкин, А. Чехов, Н. Лесков, Г. Паустовский, Ю. Тендряков, Г. Троепольский, Ч. Айтматов, Ф. Искандер, В. Иванов, М. Пришвин, А. Платонов, В. Шукшин и др.). Кроме того, в ней наблюдается прочная связь с дагестанской культур-
ной почвой, взрастившей несколько поколений дагестанских прозаиков (Н. Батырмурзаев, Ю. Гереев, Э. Капиев, М. Хуршилов, К. Меджидов, А. Аджа-матов, М. Магомедов, А. Абу-Бакар, Ф. Алиева и др.).
Концептуальный хронотоп эпических произведений кумыкских авторов как типа повествования формирует следующие жанровые разновидности прозы: лирическую, социально-бытовую, хроникальную, психологическую, философскую и автобиографическую.
Особенность современного кумыкского романа - диалектический подход к национальному характеру, который дает возможность отделить в литературе то, что является в ней преходящим, от того, что выражает национальное начало на каждом этапе его развития: М.-С. Яхьяев «Три солнца», К. Абуков «Война и мир четырех братьев», М. Атабаев «Высшая мера».
Художественные особенности повестей кумыкских писателей К. Абукова, Ш. Альбериева, 3. Атаевой, Б. Атаева, М. Абукова, А. Гамидова, М. Османова отражают поиск новых форм, когда социально-исторические условия по-разному сказываются на внутренней жизни героя, когда художественное время является многослойным и исторический контекст создает контакт с современностью, когда новый герой психологически переживает время.
Доминирующие мотивы современной кумыкской прозы наиболее отчетливо проявились в «малой форме» (И. Хамау, М. Османов, А. Гамидов и др.), которая наиболее чутко откликнулась на новые веяния общественной жизни конца XX века.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, отражены в статьях, опубликованных в научных сборниках и литературных журналах.
Структура диссертации продиктована содержанием работы и подчинена логике исследования, направленного на наиболее адекватное отражение художественных особенностей современной кумыкской прозы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.