Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов Иванов Константин Феогенович

Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов
<
Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванов Константин Феогенович. Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов : ил РГБ ОД 61:85-10/78

Содержание к диссертации

Введение

1. Отражение обусловленности взаимосвязи личности и общества 15

2. Советский образ жизни и изображение человека труда 58

3. Нравственно-философская проблематика и принципы изображения характера 116

Заключение 179

Список использованной литературы 189

Введение к работе

За время: после принятия решения ХХУ и ХХУТ съездов партии, июньского (IS83 г.) Пленума ЦК КПСС писатели проявляют все больший интерес к нашему современнику, его характеру, к утверждению в художественном творчестве высоких духовных качеств личности.

На ХХУТ съезде партии было подчеркнуто, что "человеческие отношения на производстве, в быту, сложный мир личности, ее место на нашей неспокойной планете - это неисчерпаемая область ху т дожественных поисков" .

Для всестороннего развития личности в нашей стране созданы широкие духовные и материальные возможности, поэтому важно, "что-бы каждый человек умел ими разумно пользоваться" . Это зависит от интересов и потребностей личности. Поэтому партия видит свою задачу по формированию нового человека в активном, целенаправленном формировании личности и рассматривает ее как "одну из важнейших задач социальной политики" .

Интенсивное становление личности - отличительная черта героев советской литературы, передающая грандиозные перемены в самосознании человека наших дней. Совершенствование личности является процессом постоянным. "Строить новый мир, - указывает Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К.У.Черненко, - это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте" . Проблемам становления личности особое внимание уделяют авторы художественных очерков.

М.Торький доказал, что очерк - это "полноценный художест венный и в то же время злободневный жанр", "это наша боевая литература . В основе очерка, считал М.Горький, лежит конкретный типичный факт, отражающий социальную сущность явления. Но "факти - еще не вся правда, она только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства" .

Выделением в факте характерных, существенных сторон продолжается и дальнейший процесс обобщения. М.Горький указал путь определения специфики очерка. "Очерк стоит где-то между исследованием и рассказом". При этом Горький подчеркивал, что "преимущест-венное насыщение большинства очерков - публицистика" . Заложив основы теорий очерка, Горький тем самым создал почву для дальнейшего развития очерка и его изучения как жанра. Однако в литературоведении до настоящего времени является дискуссионным не только вопрос о специфике жанра, но и вопрос о жанровых границах.

В 70-е годы активно обсуждалась "документальная основа" жанра. Наиболее близок к истине, по нашему мнению, П.Автомонов, который считает, что "вымысел возможен, но не безграничен"4.

Очерк, как известно, базируется на документальной основе, на конкретном факте. Мы придерживаемся той точки зрения, при которой домысел является своего рода "реконструкцией" того, что было на самом деле, но чего писатель не мог видеть, если речь идет о вещах, которые он может представить себе с достаточно высокой степенью достоверности, тогда домысел без ущерба может быть включен в ткань очерка0. Н.Глушков, М.Гурлади, И.Рыбинцев, В.Росляков1 обобщили и систематизировали имеющиеся в советском литературоведении суждения об очерке, принципы очерковой типизации, проблемы человеческого характера, отличие очерка от других малых прозаических форм. В.Росляков рассматривает проблему новаторства в очерковой литературе. Рассматривая очерк как жанр, автор придерживается основополагающего высказывания М.Горького о том, что "достаточно резких, определенных признаков отличия очерка от рассказа и одного типа очерка от друтого никто не давал - не может дать" .

Во жанровой специфике очерка мы ориентируемся на мнения тех ученых, которые видят ее в совокупности устойчивых особенностей содержания и формы произведений этого типа. "Определяющая черта жанровой специфики очерка заключается ... в особенностях идейно-художественной структуры произведения в объеме его содержания..• В отличив от рассказа, который показывает действительность в картинах и образах - персонажах и обычно строится как эпизод из жизни человека, очерк ... характеризует (очерчивает) какие-либо явления в целом (человеческий тип, общественные нравы, проблему и т,,д.), сочетая в своей идейно-художественной структуре качества художественной литературы и исследования... Часто в пуб-лицистической интерпретации..." Е.Журбина, В.Канторович, М.Янская, В. Кардин1 считают, что для очерка характерен герой "без адреса", в то же время художественный вымысел в очерке должен быть подчинен задаче точного воспроизведения реальной жизни. Е.Журбина, В.Канторович, П.Автомонов, наряду с очерком "без адреса", считают вполне жизненным очерк о конкретном человеке, как определенном типе личности, так как писатель отбирает из большого числа наблюдаемых игл героев и фактов те, которые выражают типические черты людей и общественные закономерности.

Одним из характерных жанрообразующих признаков очерка В.Богданов, М.Гурлади, Б.Лосев и другие считают публицистичность, которая заключается не только в ярко выраженной тенденциозности, открытой полемичности, но в особом ракурсе изображения реальных событий, конкретных лиц.

Документальность, злободневность и публицистичность являются специфическими особенностями современного очерка, где важным есть изображение личности во всех ракурсах.

Вопрос о человеческой личности постоянно находится в центре принципиальных споров с нашими идеологическими противниками.

Критика справедливо отмечает, что "центральной проблемой литературного развития минувшего десятилетия, равно как и главной проблемой литературных и публичных дискуссий и споров, стала проблема духовных и нравственных ценностей, духовного бытия человека и общества" .

В условиях развитого социализма, советского образа жизни происходит рост ценности человека. "Человек - это мир человека, государство, общество"1, - указывали основоположники марксизма-ленинизма. Процесс становления нового человека с его богатым духовным миром., цельным характером в период зрелых социалистических отношений происходит все более интенсивно и оказывает влияние на художественный поиск литераторов.

В формировании гражданского самосознания читателей все большее значение приобретают выступления таких мастеров очеркового жанра, как А,Аграновский, А.Алимжанов, И.Васильев, Н.Грибачев, Ю.Грибов, И.Зиедонис, А.Злобин, Л.Иванов, В.Коротич, Б.Можаев, Н.Олейник, В.Песков, С.Плачинда, В.Поволяев, В.Росляков, ЮЛерни-ченко, В.Чивилихин и многих других.

Очерки о героях пятилеток концептуальны в своей основе, им присущи четкая идейная позиция автора, глубокое понимание роли личности в истории. Советские очеркисты поднимают новые пласты жизни, типизируют новых героев, возвышаясь до больших обобщений. В очерке современных мастеров этого жанра находят свое отражение глубинные явления исторических изменений, подлинная революционная и интеллектуальная сила социалистических преобразований в нашей стране.

В 70-е и в начале 80-х годов появились труды философов и литературоведов, исследующих проблему личности в различных аспектах.

Вопросу концепции личности посвятили свои труды А.Бочаров, Г.Егоренкова, Н.Жулинский, Ю.Гирин, К.Гордиенко, А.Шагалов,Н.Шамота, Л.Шевченко и др.

Не случайно именно в этот период появляются работы, посвященные исследованию концепции личности в творчестве отдельных писателей . Проблемам очерка посвящен ряд важных работ . Это только последние труды, в которых характеризуются те духовные черты нашего современника, которые уже зафиксированы в художественном творчестве. Происходит процесс уточнения самого понятия концепции личности, выявляется ее значение как в отдельном произведении, так и во всем литературном процессе. Однако до настоящего времени нет работ, где рассматривалась бы концепция личности в художественной публицистике. Хотя именно в этот период, по мнению литераторов, история - человек - общество - личность - становятся генеральной темой всей современной литературы.

Термин "концепция личности" рассматривается нами как система понятий, определяющих как круг проблем, интересующих исследователя, так и художественную реальность, когда исследуются образы людей в их сложных взаимоотношениях с миром и временем.

Гуманистическое содержание литературы выражается прежде всего в совокупности принципов художественного постижения и изображения человека, в понимании его настоящего и будущего, его жизненных целей и смысла его жизни, в оценке его поведения в обществе, отношений с другими людьми, -во всем том, что в литературоведении принято называть художественной концепцией личности, человека. Рассмотрение сущности человека, которую создает художественная литература определенного исторического периода, А.Бочаров определяет как общелитературную концепцию личности.

Автор же рассматривает концепцию личности как сложный художественно-философский комплекс, охватывающий мысли и поступки человека во всех сферах его жизнедеятельности на протяжении определенного длительного периода (художественная концепция личности). Исследуя очерк в таком аспекте, автор стремится показать взаимовлияние духовной жизни общества и процесса движения современного очерка. Делается попытка раскрыть "механизм" воздействия духовной жизни общества развитого социализма на научно-эстетическое обогащение очерка и роль последнего в утверждении высоких духовных ценностей в сознании современника.

Актуальность темы исследования определяется возрастанием в эпоху зрелого социализма роли советской литературы в духовном развитии и воспитании коммунистической личности, в утверждении социалистического образа жизни и необходимостью теоретического осмысления современного литературного процесса, в частности, очерковой прозы 70-х годов. Именно в 70-е годы возрастает интерес к новому типу личности.

Цель диссертации - исследуя художественную концепцию личности, а) выявить то новое, что внес современный советский очерк в художественное воплощение духовного мира человека, в понимание его социального и нравственного роста; б) определить те качества, которые выступают в современной советской литературе как главные духовные слагаемые личности; в) дать анализ некоторых тенденций развития социалистического образа жизни, отраженных в очерках 70-х годов, нравственных исканий героев и мотивов нравственного выбора. Это, по мнению автора, важнейшая теоретическая и идеологическая проблема, исследование которой на примере художественного очерка приобретает первостепенное значение для осмысления новых тенденций в литературе социалистического реализма. 

В связи с поставленной целью диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость комплексного подхода в исследовании личности нового тала в очерковом жанре.

2. Определение основных тенденций отражения в очерке духовного мира человека, его социального и нравственного роста в новых социально-экономических условиях.

3. Качественные особенности, определяющие социальный портрет личности в очерке 70-х годов, являются исходными в формировании человека коммунистического общества 4. Нравственные искания героя, как основа духовного содержания личности нового типа.

5. Типологизация главных конфликтов в очерке по социологическому принципу.

Придавая важное значение тому, что однозначность в терминах и понятиях является необходимым условием научной четкости, термин "концепция личности" диссертант избирает в качестве "рабочего" термина, рассматривая его как художественную концепцию личности, что является мерилом художественного познания и оценки человека в необъятном многообразии и богатстве его деяний, во всевозможных его взаимоотношениях с реальной действительностью.

Современный советский очерк, на материале которого ведется исследование, - весьма обширное явление, поэтому определенный отбор авторов и произведений представляется диссертанту и целесообразным, и необходимым.

Главное в таком отборе - не количество, а яркость творческих индивидуальностей, вдейно-эстетическая зрелость и общественная значимость произведений, интернациональный опыт творческих поисков, проблем, тематические переклички, общность принципов изображения человека, параллели художественный решений. Одним из несомненных достижений документальной прозы 70-х годов является глубокое, разностороннее, масштабное постижение личности так называемого "простого человека", его соответствие своему времени, народу, истории.

Эти герои, взятые из жизни, оказывают, в свою очередь, воздействие на нее, т.е. очерки с четко определенной гражданской позицией художника выполняют важнейшую миссию социалистической культуры - формируют, возвышают потребности личности, активно влияют на ее идейно-политический и нравственный облик.

Каждое своеобразное и значительное произведение, как известно, не исчерпывается ни "единственно правильным", ни "последним" прочтением: к одним произведениям автора подтолкнула необходимость опереться на художественные ценности, уже выявленные коллективными усилиями литературоведов и критиков, к другим - убеждение, что сказано о них далеко не все, к третьим - несогласие с предшествовавшими критическими оценками и интерпретациями, к четвертым -внутреняя потребность сказать о них первое слово.

Научная новизна диссертации состоит в том,что она представляет собой первое монографическое исследование очерковой прозы 70-х годов в плане исследования художественной концепции личности. В литературоведческих работах последних лет,как правило, уделялось большое внимание роману. Но важнейшие тенденции современной литературы проявляются не только в романе,повести и рассказе, но и в очерке.

В процессе исследования идейно-художественных особенностей очерков основная методологическая проблема мастерства рассматривается как умение очеркистов решать в диалектической взаимосвязи нравственные и социальные проблемы. Это определяет и особенности всей современной советской прозы, которая успешно стремится к углублению психологизма и многообразию способов характеристики героев.

Целью работы является исследование внутреннего движения советской литературы 70-х годов на материале очерка. Данная цель реализуется по мере решения ряда конкретных задач: I. Выявление основных тенденций отражения в очерке духовного мира человека,его социального к: нравственного роста; 2. Определение тех качеств, которые выступают в герое современной советской литературы как главные слагаемые личности; 3. Установление в очерке некоторых тенденций развития социалистического образа жизни; 4. Исследование нравственных исканий героев и мотивов нравственного выбора.

Методологическим и теоретическим фундаментом исследования является теоретическое наследие К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина,материалы ХХ1У9ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС "О литературно-художественной критике", "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства" и другие документы партии,выступления руководителей ЦК КПСС и Советского государства по актуальным вопросам современности.

Методологический подход к исследуемой проблеме вырабатывался в процессе изучения работ видных советских литературоведов Г.Вязовского, И.Дзеверина, Д.Лихачева, Б.Сучкова, М.Храпченко, В.Щербины и других. При выявлении закономерностей современного литературного процесса диссертант использовал монографии и критические статьи А.Бережного, А.Бочарова, Г.Вартанова, М.Гурлади, И.Дузя, В.Здоровеги, Ю.Кузьменко, Ф.Кузнецова, М.Левченко, А.Недзведско-го, А.Метчевжо, В.Мойсеева, В.Новикова, Л.Новиченко, А.Овчаренко, В.Озерова, А.Погрибного, Д.Прилюка, Ю.Суровцева, В.Фащенко.

Методология исследования определяется и тем, что за последние годы в исследовании современной советской литературы утвердились единство эстетического и социального анализов, широкое применение сравнительного и типологического методов исследования литературного процесса, его закономерностей, сущности и форм общности, соотношения национального и интернационального, общего и особенного и т.д. Метод исследования базируется на единстве социологического и типологического выявления в художественном очерке определенных черт постоянно развивающейся личности.

Практическая ценность исследования определяется тем, что его материал может быть использован преподавателями вузов при проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам изучения современной советской литературы. Исследование дает возможность определить, в какой мере происходит усиление воздействия очерка на умы людей

и как усиливается возможность его активного вмешательства в обще I ственную ЖИЗНЬ . Апробация работы. Результаты исследования использованы автором при чтении курса советской литературы. Они положены в основу докладов, сделанных на ежегодных республиканских научных профессорско-преподавательских конференциях в г.Донецке (1982), в г.Львове (1983), выступлений по областному радио, в областной газете "Львовская правда".

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русского языка и литературы Львовского политехнического института, кафедры советской литературы Одесского университета им.И.И.Мечникова.

Структура и содержание работы обусловлены ее задачей. На примере очерков 70-х годов делается попытка проследить тенденции . отображения духовного мира человека, осмысления типических социальных и бытовых конфликтов, решения проблем нравственных поисков советского человека, своеобразие исследуемых произведений. К анализу привлекаются портретные, проблемные, путевые очерки и эссе,

В очерке, создаваемом на конкретном фактическом материале, ваяно учитывать не только то, какие характерные черты отбирает художник для создания образа, но и то, как он их интерпретирует, исходя из конкретных задач своего времени. В данной работе рассматривается концепция личности как общественное явление в жизни общества развитого социализма и отражение этой концепции в литературе вообще и в очерке в частности.

Исходя из методологических принципову выдвинутых в теоретическом наследии классиков марксизма-ленинизма, из задач теоретической и практической идеологической работы, определенных решениями ХХУ и ХХУІ съездов партии, решениями июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС и другими партийными документами последних лет, обобщая, углубляя, уточняя и развивая уже высказанные в литературе суждения о концепции человека и его месте в борьбе идей, автор ставит перед собой задачу дать научно-практическое освещение комплекса связанных с темой вопросов, имеющих важное значение в современной идеологической борьбе и художественной практике очеркистов.

Разумеется, анализ всего многообразия вопросов по выражению концепции личности в художественном очерке - задача, требующая усилий не одного исследователя. Поэтому диссертант и не претендует на окончательное ее разрешение. 

Отражение обусловленности взаимосвязи личности и общества

Социализм, указывал В.И.Ленин, не есть "нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начинается быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни" .

В соответствии с реальным ходом общественного развития еще М.Горький выдвинул в своих произведениях на первый план властно становящегося в центре истории героя новой жизни, воплощающего в себе духовные черты пробудившихся народных масс, взявших в свои руки руль истории.

В 70-е годы продолжались горьковские традиции в создании возвышенных героических образов, олицетворяющих крупную личность, деятельную, глубоко мыслящую и чувствующую. Такое изображение человека в литературе соответствовало всему ходу развития нового общества.

Развитие художественной публицистики - явление вполне закономерное, и стремление теоретиков жанра рассматривать очерк со стороны идейно-эстетических и нравственных критериев только еще раз доказывает, насколько велика жизненность этого жанра в советской художественной прозе.

В 70-е годы происходит открытие новых черт в нашей жизни, отражение духовного богатства нашего современника,поиски новых литературных средств,обновление жанра очерка. Документалисты не только показывают огромный размах коммунистического строительства,но и вместе со своими героями стремятся решать общегосударственные проблемы. Поэтому очерки насыщаются деловой мыслью, обретают философскую емкость и практическую значимость. Для очерка 70-х годов характерно углубленное изучение действительности, психологии нового героя, соответствия динаглики жизни и нравственности облика человека, стремление социально и морально познать современную личность. Центральным лицом в очерке 70-х годов является человек труда. Труд во всех его формах проявления становится мерой человеческой жизни. А отсюда и страстный поиск все новых и новых граней человеческой личности. Взаимоотношения личности и общества исследуются в очерках этого периода. В очерке Б.Вайсберга "Бесценное состояние"1 исследуются такие качества человеческой личности, как неустанная забота об интересах государства. Бригадир Леонид Петрович Юхименко заботится том, чтобы постоянно рождалось новое, передовое и внедрялось как можно быстрее и повсеместно. Не о себе беспокоится бригадир монтажников Анатолий Колоко-лов - герой очерка Б.Холопова "Нурек в июне и декабре" . Его лозунг: "Жить - так жить, работать - так работать, любить - так любить". Очерк находится в постоянном поиске особенного в индивидуальном, а это особенное при внимательном рассмотрении вскоре становится обычным, присущим многим, то есть типичным явлением. А именно "типизация с опорой на прототип характерна для очерка", о указывает Е.Журбина . Новые качества социалистической личности исследует П.Ребрин в очерке "На Валдае" . Герой очерка тракторист Николай Кустов, выполнив две нормы, просит записать ему одну, так как уверен, что нормы нужно пересмотреть в сторону их увеличения. Для него забота об интересах общества - дело первостепенное, именно поэтому он чувствует себя личностью, человеком равным среди равных. В очерках 70-х годов писатели продолжали художественное раскрытие деятельной сущности духовного мира советского человека, его творческого труда, преобразующего землю. По мнению В.Кожевникова, "это необходимо для самоутверждения человека как личности, своим участием воздействующей на сам ход исторического развития. Ибо художественная литература, - продолжает далее В.Кожевников, - есть средство познания людьми самих себя, средство формирования личности"1. Условия труда и быта, взаимоотношения между личной и общественной жизнью, а также эстетические нормы и ценности человека, его деятельность являются элементами образа жизни. Поэтому современный очерк и стремится отразить все эти элементы, рассматривая личность всесторонне. Но формирование социалистического типа личности происходит только при участии человека в производственно-трудовой, общественно-политической, культурной и других видах деятельности. Как и в жизни, в очерке идеальное и реальное органически сливаются в образах героев, просвечивают в них, как свойство души людей труда. Таковы начальник стройки Красноярской ГЭС В.С.Садов-ский (очерк В.Рушкиса "Доверие") , лаборант котлована Надя Кудрявцева. Автор показывает личность, активно проявляющую себя в труде, чертех характера, нравственного облика. Деятельность человека раскрывается с точки зрения выполнения общественного долга, служения людям. Продолжая традиции М.Горького в изображении актив ной личности, смело и сознательно "вмешивающейся в обстоятельства", советские писатели показывали целую галерею таких активных личностей. Это М.Н.Королев ("Эффект Королева" А.Илларионовой)1, Г.К.Жуков ("Народный маршал" В.Пескова)2, Володя Мартовицкий -рабочий парень, ставший на пути бандитов ("Один летний день" Ольги Чайковской) , Андрей Мацкевич ("Взлет" В.Фомина)4, бригадир Стрельников ("Должно же быть в жизни что-то такое..." Р.Валиева) , Федор Иванович Поливанов ("Секретарь райкома" Г.Колесникова)6, А.Шалабан ("БАМ, поселок Листвянка" В.Коренева) , Пятрас Александравичус ("Лебеди над Неманом" В.Ткаченко) , А.Ф.Калинцев ("Учитель" Ф.Абрамова) и другие.

Советский образ жизни и изображение человека труда

Очерк 70-х годов обращен к социальному и духовному содержанию человеческого бытия, отображает широкие картины жизни общества в сочетании с судьбой отдельной личности.

Образ жизни воплощает в себе диалектику взаимоотношений социального и индивидуального. Это проявляется в процессе усвоения индивидами социальных условий, черт образа жизни, типичного для данного общества. На этой основе происходит и внутреннее "ценностное самоопределение" личности. Речь идет об активном характере самопроявления личности, о сложной диалектике непосредственной обусловленности индивидуального социальным. Наличие неантагонистических противоречий в социалистическом обществе оказывает влияние на литератур;/-; "художественное утверждение социалистического образа жизни, - пишет Л.Новиченко, - вовсе не означает идилличности, умолчания противоречий и конфликтов, которые существуют в реальной действительности, - ведь мы боремся за усовершенствование этого образа жизни, а следовательно, и против негативных явлений, которые выступают,по сути, антиподами" . Художественная литература исследует чатовека, его общественную сущность, прежде всего, в индивидуальном проявлении, через поступки героев. Ведь писателя интересует живая человеческая личность в единстве социального и физического, и духовного, то есть во всей своей целостности. Об этом писал В.И.Ленин, считая, что в литературе "весь гвоздь в индивидуальной обстановке,в анализе характеров и психики данных типов"2.

Значимость и созидательная сила коммунистической идейности для всех членов общества постоянно возрастают. Это диктуется сложностью, новизной и масштабностью коммунистического строительства, его целостным комплексным характером, повышением роли личностного фактора в социально-экономическом и духовном прогрессе общества, с одной стороны, и крайним обострением идеологической борьбы на мировой арене - с другой. В небывалом по остроте и интенсивности противоборстве двух мировоззрений главным объектом выступает человек В исследуемый период постоянно подвергались испытанию на прочность его политическая зрелость, идейная убежденность, нравственная закалка.

Конфликты определяются тем, что формирование коммунистической идейности советских людей связано с преодолением известных противоречий между объективными условиями их жизни и субъективными стремлениями:, в частности, порождающими у некоторых из них отклонения от норм и правил социалистического общежития. Когда мы рассматриваем природу конфликтов, то исходим из положения, высказанного Ю.В.Андроповым о том, что противоречия, которые по своей природе не являются антагонистическими, существуют и при социализме задача состоит в том, "чтобы правильно использовать противоречия социализма, как источник и стимул его поступательного движе-ния" Конфликт, изображенный в очерке, является своеобразным нервным центром, в концентрированной форме отражающим реальные противоречия действительности. Рассматривая очерк с точки зрения моральных качеств личности, конфликты можно разделить на две группы. К первой группе относим конфликты, связанные с преодолением таких пережитков прошлого, как мещанство, приспособленчество, карьеризм. Ко второй - конфликты, отражающие противоречия, возникающие в сознании человека вследствие определенного отставания в развитии его психики от бурных изменений материальной основы бытия. Герой очерка - личность активная, а активность всегда социальна. Она отражает характерные процессы, происходящие в нашей жизни, в том числе и новые конфликты, возникающие, прежде всего, на основе субъективных причин. Диалектика экономического и общего нравственного сознания для писателя всегда небезразлична. И современная литература не случайно стремится придать "производственной теме" историко-мировоззренческий смысл, помочь обществу, каждому труженику глубоко познать истинную цену и практическую перспективу решений, которые мы принимаем.

Конфликты чаще всего возникают на производстве. Но авторы, освещая такие конфликты, стремятся показать не только производственные моменты в жизни героев, а заглянуть вглубь, помочь героям открыть главный закон нашей жизни, когда подлинная ценность человеческой личности определяется его трудом, созиданием, мерой его участия в заботах о человеке, мерой государственного мышления личности. В очерке В.Франюка "Иван" тракторист Иван Иванович (как человек и работник) "не вписывается в норму" поведения некоторых членов бригады. Он болеет не за премию, а за работу, которую он выполняет. Выявляются внутренние пружины конфликта, который созрел в тракторной бригаде. На фоне обычного столкновения героев просматриваются несовместимость их взглядов, разный уровень их сознательности. Чувство обязательности, коллективизма, личной ответственности за общее дело здесь противопоставляется духовной ограниченности и корыстолюбию.

Нравственно-философская проблематика и принципы изображения характера

Идея героического в марксистско-ленинской эстетике вытекает из материалистического понимания истории: героическое составляет важный момент общественной жизни, революционной борьбы передового класса и всех трудящихся; значшдость героического обусловливается делом, которому служит личность. Эта детерминированность будничного поведения человека предполагает его этическую силу, его активное влияние на течение событий. В.И.Ленин подчеркивал значение героического именно в массовой будничной работе .

Советская литература отражает "героическое состояние мира", глубокое и всестороннее единство труженика в обществе. Социализм возбуждает героический пафос поступков человека, его деяний, причем мы говорим о людях реальной жизни, о массовом проявлении героизма в наше время в такой общественной сфере жизни человека, как труд.

В нашей шогонапиональной литературе показательным является опыт С.Будинаса, В.Коротича, Г.Кублицкого, В.Пескова, А.Радова в плане рассмотрения героического как социально-конкретного воплощения писателем взаимосвязи личности с социалистическим образом жизни.

Ключ к научному пониманию нравственности дает положение марксизма-ленинизма, согласно которому любое явление в области духовной жизни необходимо объяснить, исходя из материальной практики людей. Ф.Энг&шьс писал: "...Люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, то естьJиз законных отношений, в которых совершаются производство и обмен" .

Происхождение нравственности обусловлено не какой-то особой "игрой сознания", а практическими потребностями социальной жизни Нравственность "с самого начала есть общественный продукт и оста р ется им, пока вообще существуют люди . В духовном мире личности, в общих положениях связей между людьми отражены прежде всего ведущие нравственные категории: справедливость и несправедливость, добро и зло, коллективизм и индивидуализм, эгоизм и альтруизм. Выработанные людьми основные принципы нравственных представлений определяют их поведение в самых разнообразных ситуациях. Это относится и к нравственным ценностям;,- которые определяют направленность всех форм социальной активности личности. Отсюда важен анализ, прежде всего, ведущих нравственных категорий и тех ценностей, которыми руководствуются различные классы и группы.

Общие социально-экономические и политические условия жизни формируют общность взглядов на добро и зло, на моральные нормы, на нравственные ценности. "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи, - писал В.И.Ленин, - было вос-питанием коммунистической морали" . И далее: "...нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем" . Таким образом, для того, чтобы личность обогащалась передовыми, прогрессивными нравственными идеями, развивала в себе все самое лучшее, необходима передовая, прогрессивная, гуманистическая общественная система. Такой системой и является коммунизм. А всестороннее и гармоническое развитие личности при социализме становится закономерностью общественного прогресса.

Философы констатируют, что мораль является частью духовного мира личности, сферой ее сознания. Анализируя процесс формирования определенных нравственных норм,мы выделяем: I - требования общества к личности; 2 - требования личности к обществу; 3 - реальное поведение человека в различных нравственных ситуациях как основной показатель степени усвоения им общественных норм морали. Задачей этой главы является раскрытие своеобразных идейных поисков в жанре очерка, особенности преломления в творчестве писателей концепции личности, выявление тех приемов, которыми писатели пользуются для создания образов своих героев.

Литература 70-х годов все больше внимания уделяет осмыслению социальных и нравственных истоков трудового героизма советских людей, размышлению над конкретными вопросами человеческого бытия -жизнью и смертью, добром и злом и т.д. Источником героического является самоотверженный труд, умение преодолевать трудности, готовность в любую минуту вступить в борьбу за общественные интересы. Рабочий Сотниченко, герой очерка М.Трунова "В ответе за все" проявляет особый характер, суть которого заключается в том, что он предъявляет к себе огромные требования, полагая, что чем они выше, тем ему интереснее жить. Это самоиспытание - первая ступень к совершению героического деяния.

Похожие диссертации на Концепция личности нового типа в советском художественном очерке 70-х годов