Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Лирика Б.Олеиника. обогащение гуманистических идей и форм их воплощения как одно из средств достижения художественного прогресса в украинской поэзии 70-х годов 18
ГЛАВА П. Лиро-эпос в творчестве Б.Олеиника как выражение жанровых исканий и нового уровня процесса медцуродового взаимодействия в современной украинской поэзии 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169
СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 177
- Лирика Б.Олеиника. обогащение гуманистических идей и форм их воплощения как одно из средств достижения художественного прогресса в украинской поэзии 70-х годов
- Лиро-эпос в творчестве Б.Олеиника как выражение жанровых исканий и нового уровня процесса медцуродового взаимодействия в современной украинской поэзии
Лирика Б.Олеиника. обогащение гуманистических идей и форм их воплощения как одно из средств достижения художественного прогресса в украинской поэзии 70-х годов
Идейно-художественные, творческие поиски всегда были движущей силой и средством достижения художественного прогресса в литературе. Между этими понятиями существует прямая зависимость, поэтому исторически объективно оценивать характер исканий можно только путем соотнесения их с уровнем художественного прогресса в литературе определенного периода.
Советская эстетика в отличие от консервативных буржуазных теорий, которые усматривают в сложных явлениях современного искусства общий кризис литературы и ее бесперспективность, последовательно отстаивает идею художественного прогресса "как исторически подтвержденного и направленного в будущее развития". При этом она исходит из марксистско-ленинского учения о социальном прогрессе вообще как закономерности развития человеческого общества. Цроцессы, сопровождающие творческий поиск, как правило, сложные, разнообразные, с далекими следствиями и влияниями. Поэтому и в теоретическом плане проблема прогресса как следствия идейно-художественных исканий исследователями решается неоднозначно.
Многие из них кладут в основу своих представлений о прогрессе в литературе ее историческую изменяемость. Здесь наблюдаются в основном две тенденции. Первая связана с выдвижением единичного критерия.
Лиро-эпос в творчестве Б.Олеиника как выражение жанровых исканий и нового уровня процесса медцуродового взаимодействия в современной украинской поэзии
Художественном мировосприятии доминирует качество, оказавшееся особенно созвучным эпохе 70-х годов. Являясь, с одной стороны, показателем жанровой определенности многих его произведений, оно представляет в целом одно из главных направлений идейно-художественных исканий. Такое качество можно определить как эпичность, имея в виду и родовую категорию, и главный пафос творчества. Интересные проявления функционирования эпических элементов в поэтической структуре демонстрируют описательные и повествовательные стихотворения в творчестве современных поэтов, особенно в лирике Б.Олейника.
Еще более ярким доказательством того, что тенденции взаимодействия лирических и эпических элементов в поэтической системе для украинской поэзии минувшего десятилетия стали одними из определяющих, являются лиро-эпические циклы. В них особенно заметно "усиление эпического начала, стремление к воссозданию целостной картины мира, хотя целостность и состоит из отдельных деталей"1. Усиление циклизации в украинской поэзии 70-х годов закономерно и объективно обусловлено. По мнению ученых, "в некоторые исторические периоды внутри одной национальной литературы... циклизация приобретает однозначный характер и целеустремленность: на протяжении этого периода она интенсифицируется, создаются все более тесные стихотворные единства. В результате появляются циклы, которые правомерно рассматривать как цельные художественные 1 Крижанівський С.А. Художні відкриття і літературний процес