Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания Тулкина Татьяна Викторовна

Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания
<
Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тулкина Татьяна Викторовна. Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Саранск, 2006.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1305

Содержание к диссертации

Введение

1 Художественный мир лирики В. Гадаева 11

1.1 Тема гражданственности и патриотизма в стихотворном творчестве поэта 15

1.2 «Поэзия чувства» и «поэзия мысли» в лирическом сознании В. Гадаева 55

2 Жанрово-тематическое своеобразие поэм В. Гадаева 84

2.1 Ранние поэмы: тематика и проблематика 86

2.2 «Маленькая поэма» как особый жанр в творчестве В. Гадаева 105

3 Идейно-эстетическое и жанровое своеобразие прозы В. Гадаева ... 117

3.1 Художественные особенности лирической миниатюры 119

3.2 Соединение документального и художественного в литературном очерке и эссе 124

Заключение 150

Список использованных источников 157

Введение к работе

Среди писателей Республики Мордовия, которые пользуются вниманием широкой читательской аудитории, творчество Виктора Гадаева занимает, по общему признанию, одно из ведущих мест. Как отмечает литературовед Г.И.Горбунов, «поэтическая судьба Виктора Гадаева - явление весьма редкостное, можно сказать: уникальное. Так думать побуждают нас его лирическая одарённость и почти полувековая преданность патриотической тематике, не только сотворение тридцати поэм - памятников величайшим художникам мира - и умение переключаться на проникновенную прозу, но, прежде всего, неутомимость в стремлении к постижению смысла человеческого существования на земле и личная причастность к судьбе народа»[36,с.5]. Одной из самых примечательных черт творчества В.А. Гадаева, на наш взгляд, является то, что в его поэзии и прозе синтезировались лучшие традиции русской литературы XIX - XX вв., прежде всего в области лирической поэзии. Несомненно влияние и мордовской литературы, в творческом пространстве которой писатель находится всю свою жизнь. Именно необходимость выявления путей трансформации этого синтеза, характерного для художественной практики подавляющего большинства писателей Мордовии, определяет актуальность изучения русской словесности на территории республики.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью целостного изучения поэтики литературного творчества одного из самых значительных современных русскоязычных писателей Мордовии В. А. Гадаева на фоне процессов, протекающих в художественной литературе республики последних десятилетий.

Научный интерес к творчеству В. А. Гадаева приобретает особую остроту в связи с осмыслением такого явления, как русскоязычная литература Мордовии, позволяющим расширить представление об общих процессах развития мордовской литературы. Вместе с тем следует отметить, что любая литература, ее развитие и обогащение в первую очередь зависят от личности,

4 мастерства и одаренности каждого ее представителя. Выявление особенностей творчества того или иного автора, определение своеобразия тематики, проблематики, идейной направленности, поэтики его произведений, глубокий и тщательный анализ конкретных, наиболее ярких в художественно-содержательном аспекте книг дают возможность выявить, в чем состоят специфичность, оригинальность, самобытность и уникальность мордовской литературы в целом.

Литературоведение Мордовии уделяет в последние годы всё большее внимание изучению разнообразных аспектов творчества писателей республики. Это, например, такие монографические исследования, как «Пётр Кириллов» А. Алёшкина; «Михаил Ильич Безбородов» Ж. Конаковой; «Алексей Дорогойченко», «Дмитрий Морской», «Иван Данилович Пиняев» Л. Васильева, «Поэтический хронотоп жизненного пространства» Т. Кубанцева и др. В то же время нельзя не заметить, что преимущественное внимание уделяется либо классике мордовской литературы, либо творчеству писателей Мордовии старшего поколения. Несмотря на то, что современные литературоведы и критики предпринимают попытки восполнить этот пробел, объемная картина истории литературы Мордовии 1960 - 1990-х гг. до конца еще не написана, и в этом контексте монографическое изучение творчества любого из активных участников литературного процесса указанного периода имеет существенное значение.

Виктор Александрович Гадаев - уроженец села Новотроицкое Старо-шайговского района республики Мордовия - яркий, одаренный и самобытный художник слова, посвятивший всю жизнь литературе. Его творчество известно не только в Мордовии, но и далеко за ее пределами. Многие его произведения были опубликованы в Москве, Казани, Чебоксарах, Ижевске, на Алтае, его стихи неоднократно транслировались по Всесоюзному радио, стихотворение «Древен он, этот колодец...» вошло в антологию русской поэзии «Час России» (1988). В 1991г. писатель удостоен Государственной премии Республики Мордовия, а в 1994 г. ему присвоено звание «Заслуженный

5 поэт Республики Мордовия». И тем не менее поэзия В. Гадаева довольно редко становилась отдельным объектом внимания республиканских литературоведов и критиков. В основном это были небольшие газетные публикации, представляющие собой отдельные отзывы о том или ином сборнике писателя. Таковы статьи А. Петайкина «Вечная мельница» (1969), А. Реводько «Сияньем юности озарена» (1972), А. Тяпаева «На фоне поэтического мастерства» (1976), В. Бабичкова «Те еще вершины» (1980), И. Кудашкина «Мажорная сила поэзии» (1981), А. Доронина «Наедине с миром» (1983), Г. Горбунова «Богат любовью к людям» (1990), «О Викторе Гадаеве - поэте» (2004) и другие. В год присуждения В. Гадаеву Государственной премии МАССР за заслуги в области литературы и культуры о его творчестве в различных периодических изданиях выходит целый ряд статей: М. Петайкина [135, 136], А. Терентьева [159], А. Доронина [93], А. Маркина [125] и других - где весьма скудно прослеживается творческая судьба поэта, даются лишь общие сведения о тенденциях развития его поэзии.

Первой попыткой научного осмысления творчества В. Гадаева, на наш взгляд, стала статья С. Г. Девяткина «Озарение» [87], в которой исследователь выявляет ряд особенностей его произведений, среди которых особо выделяет художественную предметность, экспрессию, живое чувство, пластику. Основными темами творчества поэта, по мнению автора статьи, являются темы родины, родного края, творчества, красоты, а доминирующей художественной идеей у В. Гадаева, с его точки зрения, стали «одухотворенное мироощущение, воспевание добра, красоты, труда на земле» [87, с. 269].

К специфике поэтического творчества В.Гадаева в ряде своих работ обращается СП. Гудкова [см. 80-84]. Автор подчеркивает в них прежде всего тяготение поэта к темам отчего края, Родины, к теме войны. В его поэмах явно и четко доминирует тема творчества и судеб великих людей искусства, а поэмное «трехкнижие» автора - заметное явление в русскоязычной поэзии Мордовии. Исследователь вполне справедливо считает их доминирующими достоинствами «живость, образность, доступность и лаконизм языка, нали-

чиє коллизий, в которых действия героев изображаются в русле времени, судеб народа и государства» [83, с. 6-8].

В последние тридцать лет в различных сборниках и антологиях публиковались небольшие статьи, содержащие биографические сведения и общий обзор творчества В. Гадаева, но подобные заметки нельзя назвать полноценными исследованиями. Кроме того, следует отметить, что если В. Гадаеву-поэту в республиканском литературоведении уделялось внимание (существуют работы научного, литературоведческого плана), то изучение прозаического наследия писателя пока ещё не становилось предметом отдельного рассмотрения. И поэтическое, и прозаическое творчество В. Гадаева до сих пор не подверглось всестороннему изучению, и мы согласны с позицией С. Г. Девяткина, по мнению которого «одним из таких, по-настоящему не открытых и не оцененных должным образом русских авторов, является В. Гадаев, чьё имя довольно часто упоминается в статьях, годичных обозрениях, звучит с трибуны писательских съездов и собраний, некоторые книги получили отклики в газетных рецензиях. Но все эти «знаки внимания» слишком фрагментарны, судить по ним о творческой эволюции поэта вряд ли возможно» [87, с. 266].

Научная новизна диссертации состоит в том, что в настоящей работе делается первая попытка монографического исследования творчества В. Гадаева в контексте развития мордовской литературы, где предложен комплексный анализ художественного мировидения писателя. Исследуется пласт его художественных и художественно-публицистических произведений с целью выявления общих тенденций творчества, морально-этических и эстетических принципов писателя, определения более детального жанрово-тематического спектра литературного наследия В. Гадаева, что поможет дать более объективную картину общего состояния литературного процесса в республике.

Останавливая свой выбор на творчестве конкретного писателя, как предмете изучения, мы исходим из следующего: существующее сегодня

7 пристальное внимание отечественного литературоведения в основном к вершинным произведениям и писателям с «громкими» именами вряд ли является правомерным. Литература в целом и русскоязычная в частности, создается усилиями и трудом множества писателей, как именитых, так и малоизвестных. Долг литературоведа - изучение творчества писателей и «первого», и «второго» ранга, ибо без исследования художественных произведений последних невозможно полно описать историю и настоящее состояние литературы. Исследование творчества В. Гадаева, выявление своеобразия его художественного видения действительности позволят более детально продемонстрировать и общий литературный процесс не только в мордовской, но и во всей отечественной литературе. Таким образом, недостаточная изученность литературного творчества В. Гадаева и несомненная важность подобного исследования обусловили обращение к обозначенной проблеме. В данном диссертационном исследовании предпринята попытка выявить особенности и своеобразие поэзии и прозы В. Гадаева. Работа строится на анализе языкового, системно-образного, проблемно-тематического и жанрового материала, что позволяет более полно выявить творческую индивидуальность писателя.

В этой связи данное исследование, представляющее собой достаточно полный анализ многогранного творчества В. Гадаева в контексте литературной культуры Мордовии в целом, является новым и актуальным.

Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе анализа проблемно-тематического, жанрового, стилистического и языкового аспектов творчества В. Гадаева осмыслить и раскрыть доминантные черты поэтики художественных произведений писателя, выявить специфику его творчества, делающую его самобытным, проникновенным и колоритным художником слова, определить конкретные художественные проявления национального начала.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

- определение способов выражения нравственного и эстетического идеала в произведениях В. Гадаева;

- рассмотрение особенности поэтики поэзии и прозы автора;

- выявление жанровой специфики крупных поэтических форм
литератора;

выделение ряда характерных для писателя художественных средств и приёмов, к которым он обращается с целью осмысления и отображения окружающей его действительности;

анализ прозаических произведений В. Гадаева с акцентом на установления их жанровой специфики, тематики, художественных средств;

-установление воздействия мордовской литературно-художественной и культурной традиции на творчество В. Гадаева.

Методом исследования является целостный литературоведческий анализ, позволяющий через изучение средств художественной выразительности прийти к пониманию своеобразия творческого мышления В. Гадаева, рассмотреть художественное произведение с различных сторон, вникнуть в идеи, развиваемые художником, выявить его индивидуальное восприятие мира, определить общую направленность его творчества.

Веским аргументом в защиту комплексного многосрезного этностиле-вого анализа русскоязычных художественных произведений может служить тезис У.Б.Долгат о целесообразности структурно-аналитической методики при исследовании «многих явлений литературного творчества, которое представляет сложный процесс интеграции различных функциональных элементов, включая образы, язык и стиль, эстетические, этнические и другие признаки. Особенно плодотворна аналитическая дифференциация художественной структуры, когда возникает необходимость проникновения исследовательской мысли в область национальной эстетики, определение национальной специфики произведения в условиях обычной или необычной (имеется в виду иноязычность творчества) языковой среды» [91, с.200].

Предметом исследования являются поэтическое и прозаическое творчество В. Гадаева, его своеобразие, закономерности развития, проблемно-тематический состав, образное воплощение идей и мыслей автора, его поэти-

9 ческий потенциал, этнические, характерные, индивидуальные черты, которые писатель реализует в своей художественной практике.

Источники исследования: поэтические и прозаические художественные и публицистические произведения В. Гадаева, вышедшие отдельными книгами, в сборниках и периодической печати [см. 1-37]. Выбирая поэтические и прозаические тексты автора, в диссертации более подробный анализ проведён исследователем духовного потенциала писателя, где раскрываются неповторимая индивидуальность и мастерство художника слова.

Теоретико-методологической основой исследования послужили принципы сравнительно-исторического литературоведения, получившие развитие в трудах крупнейших отечественных литературоведов (А. Н. Весе-ловский, М. М. Бахтин, В. М. Жирмунский, М. П. Алексеев, А. В. Михайлов и др.), а также принципы целостного анализа художественного произведения (М. М. Гиршман, В. В. Федоров) и стиховедческого анализа (Б. П. Гончаров, М. Л Гаспаров). Методологически значимыми для нас явились труды В .В. Виноградова, И. Л. Гринберг, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Г. Н. Поспелова, Т. И. Сильман и др. Также мы опирались на исследования литературоведов и критиков Мордовии, занимающихся общими проблемами мордовской литературы: А. В. Алешкина, В. Е. Бальцановой, А. И. Брыжинского, Г. И. Горбунова, С. Г. Девяткина, В. И. Дёмина, Н. Н. Кочетковой, О. В. Кузнецовой, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова, Т. И. Кубанцева и др. Кроме того, был привлечён ряд статей, рецензий, заметок, посвященных творчеству В. Гадаева: А. Брыжинского, Г. Горбунова, Т. Григорьевой, С. Гудковой, С. Девяткина, Т. Кириченко, И. Кудашкина, А. Петайкина, С. Поделкова, С. Попова, А. Реводько, Ф. Салказановой, А. Терентьева, А. Тяпаева.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования её результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении особенностей национальной литературы, её актуальных проблем, при чтении курса лекций, при разработке курсов

10 по выбору, связанных с проблемами изучения творчества русскоязычных авторов Мордовии, при написании студентами курсовых и дипломных работ, при создании учебных и методических пособий и рекомендаций, составлении программ, хрестоматий, обзорных работ по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в докладах и сообщениях на научной конференции «Ога-ревские чтения» и конференциях молодых ученых Мордовского университе-" та (2001 - 2005 гг.); обсуждались на заседаниях кафедр русской и зарубежной литературы и этнокультуры Мордовии ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва», отражены в 5 публикациях автора.

Структура работы определена объектом исследования, состоянием разработанности темы, целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении определяется актуальность темы работы, степень ее разработанности, ставится цель, описываются теоретическая, методологическая основы, предмет, источники, научная новизна. В первой главе проводится анализ лирических произведений В. Гадаева с целью выявления своеобразия лирики в тематическом аспекте и на уровне поэтики. Вторая глава посвящена выявлению жанровой специфики крупных поэтических форм в творчестве поэта. В третьей главе определяются специфические черты и жанровые предпочтения прозы писателя. Заключение содержит выводы и результаты исследования. Общий объём работы составляет 170 страниц.

Тема гражданственности и патриотизма в стихотворном творчестве поэта

Любовь к отчизне, к земле, свобода, вольность, честный труд, благо родные чувства к ближнему пронизывают гражданскую лирику мордовских поэтов. Литература писателей Мордовии, особенно поэзия, по справедливо му замечанию СП. Гудковой, - «это значительное явление в культурной жиз ни республики. Её определяют широта диапазона тем, различных спектров f+., красок, жанровая разносторонность. Поднимая актуальные для общества проблемы, поэты республики стремятся художественно проецировать их на жизнь народа, своего края, найти общезначимое не в какой-то абстрактной действительности вообще, а именно в той, что их окружает, - с её территори ально-экономическими, этническими, культурными особенностями» [83, с. 14]. Творчество В. Гадаева характеризует прежде всего ощущение «радо сти» жизни. О присущем поэту лучезарном, радостном взгляде на мир гово рят уже названия его стихотворных сборников: «Праздники сердца» (1975), ф «Праздник земли» (1980), «Любви высокая звезда» (1983) и др. Для В.Гадаева доминанта художественного видения мира - чувство, ведущее Ф изобразительное средство - яркий, сильный, «цветной» эпитет.

Гражданская лирика В. Гадаева отличается широтой тем и разнообразием поднимаемых поэтом современных актуальных проблем. Уже в перовой книге стихов и поэм «Вечная мельница» (1969) четко обозначилась одна из ведущих тем творчества поэта - тема малой родины, отчего края.

В. Гадаев любит свою землю, свой «край знойнолицый» (так в одном из to стихотворений поэт называет Мордовию). Любит и умеет передать свою лю бовь читателю. Любовь эта, как видим из лучших стихов поэта, далека от А громких деклараций и клятвенных признаний, столь часто встречающихся в стихах многих поэтов 60-70-х годов. О своих чувствах, симпатиях, привязанностях поэт не сообщает - он пытается заразить ими читателя, так же, как на всю жизнь заразился сам неброской, но милой сердцу красотой среднерусской природы, «синими туманами», «глухим табунным топотом», «базарами, красочными с утра» в своём родном селе Новотроицке [87, с. 269].

А.И. Брыжинский также указывает на тяготение поэта к теме родного края: «В. Гадаев заявил о себе как о поэте ярких и зримых впечатлений, идущих от любви к природе и людям родного края. Особенно выразительны стихи, в которых он создает мир своего села с его особенным укладом жизни» [57, 131]. А. Доронин считает, что «в творчестве Гадаева главная тема - тема родного края, тема родного народа, родство с теми местами, откуда он вышел, и к которым, как к животрепещущему роднику, проникается всей своей душой и плотью. Для В.Гадаева Родина - это прежде всего село Ново-троицк, его люди, поэту близкие и понятные. Доброту, понимание и искренность он ищет прежде всего в истории своего народа» [93, с. 7]. Действительно, образ родного края, тема малой родины занимают в лирике В.Гадаева особое место.

Гражданская лирика русскоязычного поэта В.Гадаева нередко обогащается мордовскими мотивами. Обряды, быт, национальная одежда, мордовская лексика - всё это находит воплощение в его поэзии, придавая ей особую выразительность, например, в таких стихах, как «Мордовка из села Лемдяй», «Мокшанка», «Село Новотроицк», «Полотна Сычкова», «Что мне розовый кокошник...», «Две мокшанки стоят на крыльце...», «В бордовых кокошниках, в шалях...», «Масленица», «А в избе у нас», «Старошайговская мордовка» и др.

Первая книга стихов В.Гадаева «Вечная мельница», которую он писал пять лет и о которой известный советский поэт Егор Исаев сказал, что «она прекрасна» открывается стихотворением, посвященным родной земле, своей деревне: Поклон вам, тихие деревья. Поклон тебе, скворечник мой, Над нашей мирною избой, Поклон тебе, моя деревня. Здесь в сумерках звезда мерцала Под говор меркнувших полей. Она в душе моей сияла И в светлой горнице моей. Улыбкой памяти далекой Мои глаза озарены. Я слышу зов мечты высокой

Из первозданной глубины [1, с. 8]. И уже в ней видны первые лучики искреннего вдохновения, «творческая стезя, предназначенная самим Богом». Благодарность родной деревне, любовь к ней В. Гадаев сохранил во многих своих произведениях. В каждой новой книге поэт вновь и вновь воспевает, открывает для читателя свой родной Новотроицк, ставший для него опорой в жизни, землей, дающей жизненную силу, успокоение, душевное равновесие: И снова родину я вижу, Мои холмистые места. Взмывает ласточка над крышей, Как молния, слетев с гнезда. Я не иду, лечу до дома, Взволнован, с пересохшим ртом. И, словно страннику чужому, Шумит мне тополь под окном. Вдыхаю полной грудью, жадно Я воздух родины, и свет В душе затеплился, как радость, И - никаких тревог и бед. О жизнь? Без этих мест святых

«Поэзия чувства» и «поэзия мысли» в лирическом сознании В. Гадаева

Русская пейзажная лирика - это богатейшая сокровищница нашей литературы. Имена А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина и многих других тесно связаны в нашем восприятии с красотой родной природы, воспеванием гармонии и яркости, красоты, очарования русского пейзажа. Эти поэты создали лучшие образцы пейзажной лирики. А.Г. Поспелов отмечал, что «русская пейзажная лирика отражает душевные переживания человека, проявляет все богатство и разнообразие своего содержания через восприятие внешнего мира, через созерцание природы, находит свое утонченное выражение в эмоционально - осознанных деталях пейзажа» [140,с.185].

В аспекте пейзажной лирики мордовские русскоязычные поэты, воспитанные на традициях русской классической литературы и художественных памятниках устного народного творчества, глубоко усвоили, что отображение полноты жизни немыслимо вне природы, окружающей человека, ибо с ней его связывает «тысяча неразрывных нитей». Природа, захватывающая величием красоты и удивляющая загадочностью внутреннего движения, для всех писателей является важнейшим стимулом художественного творчества. Однако современным поэтам сложнее создавать столь же пленительные и трогающие стихотворения о природе, как классические образцы. Поэтому мы склонны согласиться с мнением СП. Гудковой, что «немногим русскоязычным поэтам Мордовии удалось создать такие стихотворения» [83, с.7]. И всё же следует уточнить, что данное утверждение лишь частично относится к пейзажной лирике В. Гадаева 60-70-х годов. При рассмотрении пейзажной лирики тех лет замечено, что многие мордовские русскоязычные поэты (А.Терентьев, Е.Конкина, В.Егоров, Н.Снегирёв и др.) нередко оказывались в плену противопоставления нового, передового старому, отживающему, что лишало героев индивидуальности, а в аспекте художественных средств, ограниченных лишь белой и чёрной красками, зачастую приводило к созданию стихотворений, страдающих описательностью, заданностью и схематизмом.

Такие стихи нередко встречаются в первом сборнике В.Гадаева «Вечная мельница». Они отмечены банальностью восприятия, отсутствием своего, авторского видения природы. В картины природы привлечены бытовые моменты, которые депоэтизируют пейзажную зарисовку: Леса ненастье оголяет, Ползет проселочным путём, Холодной изморозью тает И хлюпает под сапогом. В такую пору без лопаты, Без троса в кузове пустом

В надежде на случайный трактор, Шоферу греться под мостом [1, с. 20]. Образ осенней распутицы поэт создает лишь путем невозможности проезда деревенским транспортом и собственным восприятием распутицы лирическим героем, отмеченным прозаичностью, будничностью: В такую пору на телеге И то от сырости хоть плачь. И все мечтаешь о ночлеге, Чтоб бросить свой промокший плащ [1, с. 20]. Явно прослеживается несовершенность ритмической формы, где соответствие двухстопного размера достигается не мастерством поэта, а вкраплением междометия «ой!», явно лишнего: В такую пору - ой! - как тянет

В избу на теплую кровать [1, с. 20]. В конце 70-80-х годов в пейзажной лирике В.Гадаева вышеперечисленные несовершенства встречаются в значительно меньшей степени - во всё больших сферах и на разных уровнях художественной формы (в стихе, стиле, жанрах) проявлялись новаторские тенденции. В. Гадаев избирает для изображения намеренно простые и понятные картины, ощущается стремление к яркому их изображению, к приданию простым зарисовкам поэтич ности и значимости, хотя и не всегда этого удается достичь. Так, например, желая придать прозаической картине позднего лета в огороде поэтичность и красоту, поэт прибегает к цветовой лексике (тыквы желтые, строй подсолнухов медно-золотой), к звуковой лексике (щебет ласточек, жужжат в махорке пчелы), но при этом в картине природы немного не хватает живости, гармоничности, чувствуется разбросанность образов, нет их глубокой связи, создается впечатление поверхностного, бездумного созерцания: Тыквы желты в огороде Меж картофельной ботвой. Строй подсолнухов безглавых, Жухлый, медно-золотой. Щебет ласточек под крышей, Близок, близок их отлет. И жужжат в махорке пчелы,

Собирая поздний мед [6, с. 21]. Некоторое художественное несовершенство наблюдается и в форме произведения: ритмичность достигается неправильностью падежных форм во второй строке, повторами. Но следует отметить, что отдельные неудачи поэта не распространяются на всю его пейзажную лирику. Большинство стихотворений о природе наполнены глубокой мыслью, яркими образами.

Пейзажная лирика В.Гадаева - это не лирика впечатлений, её образы всегда заключают в себе глубокую обобщающую мысль. В явлениях природы поэт ищет отклик своим переживаниям, он исступленно любит жизнь, что выражается в его любовании и восхищении зримой красотой и прелестью природы. Особенное восхищение поэта вызывают такие моменты жизни природы, в которых с наибольшей активностью и яркостью проявляются её сила, мощь, благотворное влияние на жизнь в целом. Так, восторженно описывает художник слова оживление природы после дождя, наполнение окружающего мира светом:

Ранние поэмы: тематика и проблематика

К жанру поэмы В. Гадаев обратился почти сразу после прихода в литературу. Уже в первом сборнике поэта «Вечная мельница» (1969) помещено пять поэм. Две из них «Красота» (1968) и «Рембрандт на постоялом дворе «Королевская корона» (1967), о людях искусства, впоследствии вошли в цикл «маленьких поэм». Первые три: «Дом на краю села» (1967), «Чужой» (1968), «Монумент» (1968) - знаменуют собой своеобразное открытие поэтического видения В.Гадаева, как автора поэм.

Тема Родины - одна из ведущих тем в лирике поэта - находит в поэме «Дом на краю села» несколько иное преломление. В первой части поэмы автор погружается в воспоминания о своей малой родине, уносится мыслью к родному Ново-Троицку. Воплощается идея, что человек в течение всей своей жизни тяготеет к своим корням, живет в мире воспоминаний о своём детстве, своей юности, его тянет туда, где он узнал жизнь, испытал первые эмоции, соприкоснулся с вечностью:

Как ни живи, а сердце все же

Взгрустнет и вспомнит о былом [1, с. 47]. Во второй части автор подробно описывает все самое дорогое для его сердца и вводит ряд автобиографических элементов, переживаний, что делает образ лирического героя проникновенным, интимным. Лирический герой В. Гадаева - цельная натура, обладающая богатством психологического самовыражения - предстает полностью погруженным в воспоминания о давно минувшем прошлом, воскресшем в его памяти: О, где вы, в сумеречной сини, Наивный шепот бытия, Премудрый дедушка Василий, Наталья, бабушка моя? Передо мной встают иконы, Дни шумных свадеб, именин, Чаи, домашние законы,

Метель пуховая гусынь [1, с. 48]. Третья часть поэмы - это возвращение в настоящую жизнь, осознание, что прошлое уже далеко и невозвратно. Но оно дорого нам тем, что сосредоточило в себе мудрость прошедших лет, облики дорогих людей, воспоминания о примечательных событиях. Лирический герой детально и подробно перечисляет все милые ему образы прошлого, давно уже ставшие историей. Но такое перечисление не случайно. Конечно, юный поэт еще наивен в своих взглядах на жизнь, увлечен своими воспоминаниями, стремится перечислить всё действительно ценное для него, отсюда возникает некоторый переизбыток автобиографических фактов и событий. Но в четвертой части эта наивность исчезает. Вывод, содержащийся в этой части, принадлежит мудрому человеку, уверенному в том, что он говорит, и этот вывод - главное достоинство этой еще не совершенной в жанровом плане поэмы: Как ни казалось бы нам странно, Мы в этом доме рождены. Отечества нет без преданий, Нет нового без старины. И потому я буду помнить, Куда бы жизнь ни позвала, Семью, обычаи, законы,

Дом на окраине села [1, с. 50]. Удивляет и вызывает уважение такая зрелость мышления. В. Гадаев через синтез лирико-биографического и социально-этического дал объемное изображение значимости прошлого для жизни человека, через портрет одного конкретно-индивидуального лирического героя, через его внутренний мир, его размышления приблизил судьбу одного человека к судьбе родины, к судьбе народа.

Для данной поэмы характерны отсутствие эпических картин, камерность, преобладание откровенной биографичное, сосредоточенность на отражении потока чувств, что позволяет говорить о том, что при раскрытии

темы любви к родине, к своему прошлому автор использует жанр лирической поэмы весьма удачно.

Интересна своей глубокой социальной тематикой и другая ранняя поэма - «Чужой». В. Гадаев как гражданский поэт видит проблемы подчас не замечаемые другими мастерами художественного слова, и здесь он обращается к сугубо бытовой, но весьма актуальной проблеме разрушения семьи из-за человеческой порочности и эгоизма.

Поэма имеет сюжетный характер, охватывающий небольшой эпизод из жизни самых обыкновенных людей - мужчины и женщины, бывших когда-то одной семьей, но из-за порочности первого, распавшейся. На первый взгляд, тема и ситуация, описываемые в поэме, недостойны эпического повествования, но при близком рассмотрении обнаруживается, что В. Гадаев ставит одну из острейших проблем современности, которая не может решиться обществом на протяжении многих лет, выводит далеко не положительного героя, но типичного для своего времени. В центре поэмы образ Федора, одинокого человека, вокруг которого ключом бьет жизнь, уже давно чужая для него: Не спит большой и шумный город, Наполненный вечерней мглой. В тумане вспышки светофора

И гул за каменной стеной [1, с. 51]. Среди городской суеты - одинокий, мрачный человек, осознающий свою никчемность в этой жизни, непричастность к ее кипению. Автор создает зримый облик героя, бросает взгляд на его прошлое, т.к. именно оно и объясняет одиночество этого персонажа: Высокий лоб уже в морщинах И силы бычьей нет в руках Осталась в номерах гостиниц, В чужих постелях и домах. Она растрачена в попойках И в ресторанной кутерьме. Поблекла вместе с жизнью бойкой

Густых волос былая медь [1, с. 51]. Уставший, стареющий человек сам виноват в своем состоянии: за его плечами нет ничего им созданного, он растратил себя в своих пороках, оставил после себя лишь брошенную семью. Поэт прослеживает, как осознание своего одиночества порождает желание героя возвратить прошлое, вернуть ощущение человеческого тепла, стремление вернуть свой дом, семью, жену, детей. Он подробно описывает встречу бывших супругов, тонко подмечая психологию женщины, которая, увидев мужа, испытала не удивление, не радость, а страх: Страшный холод Заполнил сердце И в испуге Она отпрянула назад [1, с. 53]. Автор сумел точно и выразительно описать состояние женщины, подчеркнув при этом типичность ситуации. Слово «прости» уже неуместно: невозможно простить целую череду обид, боли, страха и загубленных надежд.

Художественные особенности лирической миниатюры

Чтоб в мире не было вражды [11, с. 42]. Совершенно иная цель у Микеланджело («Красота»). Он изнуряет себя, мучает, истязает, закрывшись в капелле, он весь отдался творческому процессу: Четыре года, полулежа, Не чувствуя распухших ног, В капелле мастер смуглокожий

Расписывает потолок [11, с. 46]. Микеланджело в этот момент признанный мастер, гениальный скульптор, его Давид уже украшает дворцовую площадь как символ Италии. Но художник не останавливается на достигнутом, он продолжает совершенствовать себя и свое искусство. Его цель - красота, ее гармония, достижение недосягаемого идеала, абсолютного совершенства. Во имя этого он игнорирует даже просьбы Папы Римского, для Микеланджело существует лишь искусство, несущее людям истинную красоту: +/ Лишь пыль осела, тяжела, С лесов разобранных Под сводом Цветным Капелла ожила. И толпы римлян шли в капеллу, Дивились фрескам: -Красота! [11, с. 49].

У каждого художника в поэмах В. Гадаева своя цель, свое видение предназначения искусства и своего предназначения на земле. И каждый художник выведен автором необыкновенной, особенной личностью, гениаль ной индивидуальностью, оставившей свой след в веках, привнесшей в этот земной мир и добро, и истину, и красоту.

Книга «Озаренная жажда» переплетается в этом плане с книгой «Прозрение», куда вошли поэмы о Леонардо да Винчи, Рембрандте, Брейгеле, Александре Иванове, Гойе, Ван Гоге, Павле Федотове, Илье Репине, Матей-ко, Фёдоре Васильеве и Родене.

В поэме «Жажда Леонардо» перед нами предстает великий Леонардо да Винчи в момент своих исканий, мук творчества. Терзаюсь, к тайне подступая. Вселенной тайна тяжела, Громадна - под замком земным [16, с. 7]. Но душа не находит успокоения, «Исканье смысла» не понято толпой, которой чужды также поиски, Леонардо .мечется в поисках души, которая поймет его. «Глаза враждебные друзей» преследуют творца, ни верхи, ни низы не признают его таланта, лишь немногие считают, что у него: Страшный ум. И для одной лишь головы.

Вчера украдкой приоткрыл Я на мольберте покрывало И в восхищении застыл. Лицо мадонны, как живое. И рядом ангел, как в огне, В душе разлился, вспыхнул праздник, И захмелела голова От красоты [16, с. 27]. Леонардо у В.Гадаева ищущий художник, его живой ум интересуется всем - искусством, инженерией, анатомией. Путь к совершенству сложен и тернист. Леонардо жаждет обновления искусства:

Талант - стремление к новизне [16, с.29]. Но при этом для Леонардо не всякая новизна полезна. Искусство есть красота, гармония и разум:

Кисть не врет, Когда душа и ум согласны. Но не создашь так сразу, вмиг-Гармонию цветов и ясность. Тут надо думать [16, с.29]. Достигнув известности и признания, художник не всегда обретает счастье, это показывает поэт на примере своего героя, одиноко стоящего в ночи: «Нет ни жены ни дома / Некому сердце открыть», размышляющего о своей судьбе и об участи художников, творцов:

Художник, Как ты всегда одинок! Нет настоящего друга. Думай, терзай и таи, Как под стальною кольчугой, Тайны и мысли свои [16, с.ЗЗ]. Талант пугает недалекую, бездушную толпу, она ненавидит его, злорадствует, ей недоступны тайны мирозданья, она глуха к красоте, не желает познать истину, и поэтому путь многих творцов тернист, печален, полон душевной боли и просветленной радости одновременно. Такой талант чужд современникам, но признан потомками, что и утверждает автор. Из ночи той цокот услышал я нынче. Пронзил меня взгляд Леонардо да Винчи [16, с.41]. Печальна и трагична судьба другого великого художника. В поэме «Рембрандт на постоялом дворе», «Королевская корона» писатель показыва ет своего героя в нищете, забытого всеми. Некогда известный, молодой талант, купающийся в лучах славы, предстает в поэме оборванным, неухоженным, голодным, живущим в маленькой каморке: К порогу шляпа отлетела. Он, как ребенок, зарыдал. Тоска в прерывистом дыханье. И было страшно в этот миг Его глухое бормотанье.

Лежал и корчился старик [16, с.37]. Истерзанное годами тело, сломленная потерей родных, близких и любимых душа, но не сломлен дух, гордый характер: великий Рембрандт не желает принимать подачек от «усатых бюргеров». Он - художник, он величайший, гениальный мастер, ему дано многое. По сравнению с его высокопоставленным гостем, наследным принцем Тосканы, Рембрандт более богат. Мастерство - вот богатство Рембрандта, и таким богатством никогда не обладать заурядным людям, сокровище Рембрандта сохранится в веках. Автор восхищен силой духа и великим дарованием художника: Пусть одиночество, пусть в двери Опять лишения стучат. Пусть подлой завистью унижен, Пусть поседела голова. Но лишь расти - все выше, выше. Идти к вершинам Мастерства! [16, с.39]. Судьбе Рембрандта вторит судьба Брейгеля, вокруг которого погромы, виселицы, беспорядки. Но в своей мастерской, где парит душа художника, Брейгель видит светлое, в нём живёт надежда, его мысли со страдающим народом. Он - патриот, и поэтому ему чужд страх, он борется с врагами доступным только ему, но мощным разящим оружием:

Похожие диссертации на Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания