Введение к работе
Актуальность темы. Тема нравственных исканий традиционная и вместе с тем всегда актуальная в науке о литературе. Она определена доминирующим "генетическим" качеством художественной литературы — ее челоеековедчес-ким содержанием. Через Нравственное начало писатель включен в контекст эстетических исканий художников разных эпох и разных стран и одновременно связан с самыми наболевшими вопросами современности. Каждая эпоха требует определенного этического обеспечения, каждое поколение привносит нечто новое в опыт человечества. Уловить динамизм времени, различие и сходство нравственно-эстетических концепий — насущная потребность в изучении истории литературы.
Современный литературный процесс характеризуется открытой згявленностью нравственной проблематики и отмечен интенсивностью взаимосвязей национальных культур. Многими учеными замечена типологическая близость нраз-ственно-эстетических исканий писателей — В.Распутина и В-Козько1. Сходная этическая направленность двух столь своеобразных художникоз-соеременни-ков способствует осмыслению идейно-эстетической позиции, занимаемой каждым из них. Системное изучение творчества В.Козько в типологическом соотношении с анализом прозы В.Распутина открывает возможность более полного анализа литературного процесса 70-20 годов.
Связь работы с крупными научными программами, темами. Работа соответствует текущим и перспективным планам Икститута литературы АН Беларуси; госбюджетной теме "Особенности развития современного литературного процесса", выполняемой в Гомельском государственном университете.
Цель и задачи исследования. На основе типологического изучения провести анализ прозы Козько и Распутина, определить типолопмесксе сходство и различие их нравственно-эстетических исканий.
Раскрыть особенности нравственного состояния мира и человека в историческое время 70-80 годов и основные формы эстетического решения нравственно-этической проблематики.
Выявить общее м отличное в воплощении нравственного идеала в творчестве каждого писателя; в соотношении нравственного и социального начал в структуре художественного образа.
Раскрыть роль образа автора в создании идейно-нраветЕенной концепции
1 Адамович А.М. Ничего важнее. - М.: Сов. ппгстель, 1985; Кавалгнка В А. Веліч прауды: Выбранае. - Мінск: М^стліт., 1989; Тычина М. Народ и война: Национальный характер как объект изображения. - Минск: Наука и техника, 1985;
произведения.
Научная новизна полученных результатов. Впервые диссертационно проводится типологическое изучение проблемы нравственно-эстетических исканий в прозе В.Козько и В.Распутина. Творческая близость двух писателей осмысляется многоаспектно и на тематическом уровне "исследования.
Практическая значимость результатов. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем типологическом изучении прозы Распутина и Козько и других авторов, при написании монографии по творчеству В.Козько. Данные исследования расширяют представление о русско-белорусских литературных связях, об особенностях развития современной литературы и могут применяться при чтении лекций, в работе спецсеминаров.
Экономическая значимость полученных результатов. Работа может быть коммерческим продуктом.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
Типологическая связь нравственных исканий Козько и Распутина проявляется многосторонне: обнаруживается На уровне идейно-тематического, образного содержания произведения, в выборе средств изображения и, главное, в мировоззренческой позиции автора.
В творчестве писателей-современников запечатлен исторический опыт огромной этической значимости. Время 70-80 годов предстало в идейно-эстетической концепции Распутина и Козько как драматическое, чреватое трагическими коллизиями.
Критический пафос произведений пронизан верой художников в нравственное возрождение человека, что выразительно проявляется в романтически возвышенном утверждении идеального героя.
Освещая многосторонне и исторически-конкретно действительность, писатели сосредотачивают свое внимание на анализе нравственного состояния современного человека. Нравственное начало приобретает структурный характер, определяет своеобразие идейно-формальных исканий авторов.
Активная позиция автора — основного носителя нравственной концепции во многом определила целостность этических исканий писателей, "оперативность" и эмоциональную действенность произведений, их духовно-философскую содержательность.
Апробация результатов диссертации и их опубликовашюсть. Результаты, полученные в ходе исследований, докладывались на Международной научной конференции "Белорусско-русско-польское сопоставительное языкознание и литературоведение" (Витебск, июль, 1990 г.), Всесоюзной научной конференции "Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе" (Гродно, 26-29 мая 1995 г.), опубликованы в 8 работах.
Личный вклад соискателя. Диссертация и опубликованные работы,
написанные без соавторов, отражают личный вклад автора в исследование проблемы взаимодействия литератур - русской и белорусской.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, выводов и списка использованных источни-ков^одержащего 177 наименований. Обьем диссертации без списка источников составляет 97 страниц, общий объем - 108 страниц.