Введение к работе
Актуальность диссертации определяется необходимостью с позиций современной литературоведческой и эстетической науки исследовать литературный процесс в Англии 1Ь70-90-х годов в его
-
Урнов М.В. На рубеже веков. 1)черКИ английской литературы, И.,
-
См.: Дьяконова Н.Й. Стивенсон и английская литература XIX века. Л,, 19Б4.
-
Солоььева Н.А. У истоков английского романтизма. U.,I9U8. С.ІЗ.
закономерностях и особенностях, осмыслить художественное твор
чество писателей в аспектах традиции и новаторства, в процессе-
становления и развития художественных форм и жанрового содержа
ния, в чем обнаруживается переходный характер этой культурной '
эпохи. «
Научная новизна диссертации основа на исследовании некоторых малоизученных переходных сторон литературного процесса в Англии последней трети XIX века. Глубокое своеобразие английской прозы этого периода открывается через более полный учет специфики художественного познания в соотношениях и противоречиях с естественно-научными его сторонами. В связи с этим реальная полнота и динамичность эстетических отношений в повествовательном искусстве рассмотрена с точки зрения самостоятельного значения процессов дифференциации и художественного синтеза, что обусловило разнообразие эстетических поисков и решений, Наряду с этим в диссертации выявляется совокупность факторов, свидетельствующих о поступательном развитии ре&чизма и романтизма в их сложном соотношении с натурализмом и эстетизмом. Специальным объектом исследования стати проблемы комического и трагического, влйя-' ния театра и драматургии на английскую прозу, а такта вопросы психологизма, что позволило показать, что основным эстетическим содеря:аннем этой литературной эпохи можно признать тенденции к синтезу романтических и реалистических начал в творчестве писателей в связи с выдвижением ими на первый план проблем гуманистического идеала.
Методологической основой исс. здования явились ключевые положения материалистической теории отражения, трактующие гносеологические зспекты жизни искусства и диалектические процессы в художественном творчество. Теоретическое содержание диссертаций основано на конкретном историко-типологическом анализе отдельных художественных произведений. В диссертации учтена достижения в области эстетики и литературоведения как отечественных, так и зарубежных ученых.
Научно-практическое значение диссертации закличается в той, что ее материал и выводы открывают возможности для дальнейшего исследования литературного процесса в Англии на рубеже веков и в начале XX века. Результаты работы могут быть использоЁаны для создания учебников и чтения вузовских обеих и специальных курсов
по истории западноевропейской литературы XIX века.
Апробация работы, диссертация обсуждалась на заседаний Кафедры зарубежной литературы Башкирского государственного университета. Результаты исследований по Теме диссертации докладывались на методологических семинарах филологического факультета и научных конференциях Башкирского государственного университета (1986, 1987, 198). они были представлены в виде то-аисов нр межвузовских республиканских научных конференциях (Горький - 1984, Пермь - 1991), а также в виде докладов на семинарах слушателей ФПК, споциалистов по зарубежной литературе при филологическом факультете МГУ (1984, 1986). По итогам исследования опубликованы книга, учебное пособие и ряд статей в местных и центральных изданиях.
Структура работы, Диссертация состоит из введения, шести глав, где анализируются основные компоненты литературного процесса в Англии последней трети XIX века, и заключения, в котором подведены главные итоги исследования.