Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция художественного психологизма во французском романе XVII-XIX веков (от М. де Лафайет до Стендаля) Забабурова, Нина Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Забабурова, Нина Владимировна. Эволюция художественного психологизма во французском романе XVII-XIX веков (от М. де Лафайет до Стендаля) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.05.- Москва, 1989.- 38 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования определяется как значимостью самого объекта изучения, так и новизной аспекта его рассмотрения, связанного с проблемой психологизма, которая до настоящего времени не получила исчерпывающего теоретического и историко-литературного обоснования.

Изучение художественного психологизма в отечественном литературоведении основывается прежде всего на опыте зрелой реалистической литературы. Определился преимущественный интерес исследователей к художественному наследию реалистической литературы XIX века, в особенности к Л. Толстому и Ф. Достоевскому, как своеобразным эталонным фигурам. Свидетельство тому — работы Л. Гинзбург, Л. Скафты.мова, В. Днепрова, П. Громова и др.

Вместе с тем стала заметна тенденция рассматривать сам психологизм как открытие реализма XIX века и недооценивать предшествующие этапы его развития.

Перспективный подход к проблеме художественного психологизма наметился в исследованиях историко-типоло-гического характера, прежде всего в монографии Л. Гинзбург, посвященной психологической прозе, ПДЄ ЇІ30ЛІОЦИЯ психологического изображения человека в литературе рассматривается в исторически определенных стилевых воплощениях. Данный подход оказался весьма плодотворным для советского литературоведения 1970—1980 годов, которое начинает проявлять все больший интерес к проблемам исторической типологии художественных форм. В работах Л. Михайлова, Е. Мелетинского, .Л. Потемкиной, М. Разумовской, С. Тураева освещаются художественно значимые этапы в развитил психологизма в европейском романе от средневековья до эпохи Просвещения,

:. Объективно наметилась тенденция к трактовке психеи логизма как предмета исторической поэтики. Поэтому перед современными исследователями возникает необходимость системного и направленного изучения категории художественного психологизма в диахроническом плане в рамках более или менее широкого историко-литературного периода. Это позволило бы, во-первых, осмыслить художественный психологизм в процессе становления и развития, а необходимой исторической перспективе, во-вторых, исключило бы нормативность и умозрительность его характеристик и, в-третьих, расширило бы существующие представления о содержании и значении указанной категории в целом.

Настоящая диссертация представляет собой попытку решить обозначенные научные задачи на определённом историко-литературном материале — истории французского романа XVII — первой трети XIX веков. Выбор данного периода мотивирован целями предпринятого нами исследования. Французскому роману нового времени суждено было сыграть особую роль: он стал лабораторией 'психологического анализа, намного опередив в этом отношении другие национальные литературы данного периода. Избранный нами временной этап охватывает процесс формирования, развития и расцвета романной психологической прозы, представленной целым рядом крупнейших авторов, признанных классиков жанра. Установленные нами хронологические границы отмечены наиболее значительными в истории психологического романа данного периода писательскими индивидуальностями: мадам де Лафайет начинает историю французского психологического романа, Стендаль завершает целую эпоху его развития, открывая одновременно новый, реалистический этап романной прозы. От Лафайет к Стендалю совершалась эволюция художественного психологизма в романе, иллюстрирующая определенные закономерности в развитии художественного познания внутренней жизни.

История французского романа от Лафайет до Стендаля изучена в советском и зарубежном литературоведении достаточно широко. Наибольший интерес исследователей привлекают проблемы жанровой эволюции романа указанного периода (работы М. Мажанди, А. Куле, Ж. Мея, Ф. Грина, Р. Демори, М. Леве, Ф. Баргийе, В. Кожинова, Е. Ме-летинского, А. Михайлова, Л. Потемкиной, М. Разумовской, С. Тураева) и его поэтики (работы Р. Лофера, В. Мильн,

П. Брукса, Ж. Руссе, Ж. Фабра, П. Вайса). Существенный вклад в разработку историко-литературных аспектов развития романа XVII—XIX веков вносят многочисленные монографические исследования, посвященные конкретным авторам. Представленные в них выводы обобщаются в соответствующих разделах диссертации.

Однако эволюция художественного психологизма еще не определилась как научная проблема, привлекающая специальный интерес исследователей. Как правило, суждения о психологизме не выходят за рамки изучения творчества конкретных писателей. Поэтому нечетки до сих пор представления об этапах развития психологизма во французском классическом романе и их качественном своеобразии. Не выявлена система объективных факторов, определяющих развитие психологизма (чаще всего к таковым относят влияние литературных традиции).

Все это создает необходимость специального историко-тппологнческого исследования указанных проблем, которое поможет восстановить объективную картину формирования и развития художественного психологизма во французском романе в необходимом историко-литературном масштабе.

В качестве материала исследования избраны наиболее значительные произведения крупнейших романистов обозначенного периода, которые представляют важнейшие художественные этапы изучаемой нами эволюции: М. де Ла-файст, Гийерага, Р. Шаля, Мариво, Прево, Кребипоиа, Дюкло, Ж.-Ж. Руссо, Шодсрло де Лакло, Шатобриана, >К. де Сталь, Констана, Стендаля. Литературный фон вводится лишь по мере необходимости и в ограниченных пределах.

Методика предпринятого нами историко-литаратурного исследования требует специальных пояснений.

Исследование психологизма подразумевает целостный анализ произведения с определенных позиций. В связи с этим в изучении психологизма выделяется несколько уровней.

Во-первых, решающее значение для осмысления своеобразия художественного психологизма имеет тип психологической проблематики, которая отражает влияние вне-литературных (социально-исторических, философских, научных) и литературных (литературные традиции, эстетическая концепция определенного литературного направления, к которому принадлежит писатель) факторов, определяющих мировоззрение и своеобразие художественного

мышления. Данная проблематика обусловливает жанровое оформление- произведения, имеющее существенное значение для характера психологизма.

Во-вторых, тип психологизма самым непосредственным образом связан с концепцией личности, присущей данной эпохе и социальной среде. Данная концепция реализуется в художественном содержащий и формах воплощения внутренней жизни.

В-третьих, конкретные формы психологизма развиваются в рамках определенных художественных систем и творческих методов. Поэтому историческая типология форм художественного психологизма соотносится в нашей работе с эволюцией творческих методов во французской литературе изучаемого периода.

Исследование психологизма на уровне поэтики составляет завершающий этап, и при таком подходе явственно обнаруживается содержательность художествешных форм и средств.

При исследовании психологизма в рамках романного жанра особое значение приобретает проблема точки зрения в повествовании. В настоящее время в западном литературоведении весьма популярны жанровые классификации на основе указанной позиции. В советском литературоведении проблема точки зре/ния подучила развернутое освещение в монографии Б. Уіспенекого «Поэтика композиции» (М., 1970). В рамках предпринятого нами исследования точка зрения рассказчика, соотношение рассказчика и героя оказываются значимыми не столько в жанровом, сколько в психологическом отношении, поскольку определяют пределы и возможности психологического исследования личности в художественном романном повествовании. Поэтому они лежат в основе выделяемых нами главных типов психологизма — объективного и субъективного, соответствующих в плане композиции внешней и внутренней психологическим точкам зрения. В первом случае для рассказчика (автора, одного нз персонажей) поведение и внутренний мир человека — объект наблюдения и анализа.. Формально данная позиция закрепляется в повествовании от третьего лица. Во втором случае субъект и объект психологического наблюдения совпадают, что соответствует структуре позествовання от первого лица. Во французском романе XVII—XVIII веков впервые выявились возможности и границы субъективных и объективных форм психологизма,

Нуждается в определенных пояснениях и введенная в работу терминология. Понятие «художественный психологизм» является категориальным, обобщающим. Л. Гинзбург предложила понимать под психологизмом «исследование душевной жизни в ее противоречиях и глубинах»'. Говоря об объективных и субъективных типах психологизма, мы имеем п виду два главных способа оформления психологического содержания, определяющих конкретные приемы его интерпретации. Понятие «психологический анализ» обозначает одну из форм художественного психологизма — направленное и сознательное исследование и объяснение рассказчиком или повествователем внутреннего мира персонажей, выявление составляющих его элементов, разложение и расчленение целостного психического процесса на его составные. В рамках изучаемого нами периода психологический анализ остается основной и господствующей формой психологизма. В соответствии с принятой нами общей типологией психологизма мы выделяем две разновидности психологического анализа: субъективный (рефлексию) и объективный. Помимо психологического анализа, мы, пользуясь терминологией Л. Гинзбург, говорим о косзснных средствах психологизма, то есть изображении внутренней жизни через ее внешние проявления [речь, поступки, жесты, мимику и т. д.).

Избранный историко-типолопнческий аспект изучения художественного психологизма открывает возможности для более глубокого понимания теоретического содержания дан-нон литературоведческой категории и ее исторической эволюции в плане обогащения и реалистического углубления изображения внутренней жизни человека.

Научно-практическое значение исследования определяется возможностью его использования в общих вузовских курсах истории литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по истории французского романа, а также по теоретическим проблемам художественного психологизма в литературе.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры зарубежной литературы Ростовского государственного университета. Результаты исследований по теме диссертации докладывались па научных конференциях филологического факультета Ростовского государствен-

1 Гинзбург Л. О психологической прозе. — Л.: Сов. писатель. 1971.— С 334,

ного университета (1977, 1984, 1988), на Всесоюзном семинаре «Методология социокультурного изучения литературных направлении» (Днепропетровск, 1989). По итогам исследования опубликованы две монографии и ряд статей в местных и центральных изданиях.

Материалы и положения диссертации используются м пузовоких курсах лекций. На их основе разработано три спецкурса, которые читаются на филологическом факультете Ростовского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, десяти глав и заключения.

Похожие диссертации на Эволюция художественного психологизма во французском романе XVII-XIX веков (от М. де Лафайет до Стендаля)