Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма) Пэшко, Валерий Ерминингельдович

Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма)
<
Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма) Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма) Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма) Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма) Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма) Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма) Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма) Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пэшко, Валерий Ерминингельдович. Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма) : Дис. ... канд. филологические науки : 10.01.05.-

Содержание к диссертации

*

Введение : с. 3 - 15

Глава первая q. 16-61

Психологический анализ, его углубление в ходе развития романного жанра:

а) Понятия психологизма и психологического анализа.

б) Взаимохарактеристики персонажей, возрастание роли
взаимохарактеристик.

в) Внутренняя речь как важнейшее характерологическое
средство.

г) Психологизация западноевропейского романа ХУШ-ХГХ вв.

д) Новаторство Л.Н.Толстого в области психологического анализа.

е) Усиление психологизации литературы на рубеже XIX
и XX вв и ее причины.

ж) Психологизм в английском романе конца XIX - начала XX вв.
Глава вторая с. 62 - 106

Воздействие толстовского психологизма на творчество Д.Голсуорси:

а) Первый период развития психологизма в творчества
Голсуорси (1897 - 1917).

б) Усиление толстовского влияния на Голсуорси в период
создания им эпических циклов.

Глава третья с. Ю7 - 146

Толстовский метод психологического анализа и творчество английских писателей-модернистов (Джойс и Толстой):

а) Предпосылки толстовского влияния.

б) Роман Джойса "Портрет художника в юности" и психоло
гический анализ в нем.

в) Роман "Улисс" и поток сознания.

г) Рубежи между реализмом и модернизмом.

Заключение с. 147 - 152

Библиография . с, 153 - 174

Приложение с. 175 - 203

Введение к работе

Творчество английских писателей начала XX века уже многие годы привлекает внимание исследователей литературы как в нашей стране, так и за рубежом. В центре внимания литературоведов при этом, как правило, оказываются проблемы литературных традиций и соперничество различных эстетических школ и направлений. Этот период развития английской литературы освещается в серьезных, глубоких работах таких зарубежных исследователей, как Дж.Бич, Е.Форстер, Ф.Свиннертон, А.Уорд, Э.Уилсон, Б.Эванс, А.Коллинз, СО» Фаолейн . Эта же эпоха подробно анализируется и в работах, охватывающих более широкий диапазон времени в истории английской ли- ' тературы. Среди них следует особо выделить исследования таких

авторов, как Дж.Пристли, Д.Дейчиз, У.Тиндалл, Дж.Маккормик,

У.Аллен, А.Кеттл .

Следует отметить, однако, что в большинстве своем зарубежные исследователи, сопоставляя творческие достижения писателей-реалистов данной эпохи, таких как Г.Уэллс, А.Беннет, Дж.Голсуорси,Б.Шоу, с творчеством Д.ГДоуренса, Дж .Джойса, В.Вульф и других писателей модернистской ориентации, отдают предпочтение последним. Именно модернисты с их амбициозными экспериментами, по мнению зарубежных критиков, сказали новое слово в развитии английского романа, продвинули вперед технику письма, разработали новые тематические пласты. Такая ярко выраженная пристрастность зарубежной буржуазной критики объясняется, с одной стороны, стремлением преуменьшить художественные достоинства произведений писателей, бичующих социальные язвы буржуазного общества, с другой стороны - общим кризисом буржуазной культуры, засилием ложных эстетических идей.

В советском литературоведении литературный процесс в Англии начала XX века нашел объективное освещение в целом ряде серьез-

ных исследований, таких как работы Д.Г.Жантиевой, В.В.Ивашевой, Н.П.Михальской . Отдавая должное таланту и художественным поискам таких писателей, как Дж.Джойс, В.Вульф, Д.Г.Лоуренс, советские литературоведы выдвигают, наряду с обязательным критерием высокой художественности, критерий философско-этический, выясняя при этом насколько гуманистична концепция человеческой личности у того или иного автора. Как раз в этом отношении произведения писателей-модернистов сильно уступают творениям выдающихся реалистов эпохи. При этом советские исследователи отмечают, что и в художественном отношении произведения таких писателей как Дж.Голсуорси, А.Беннет, Э.М.Форстер отнюдь не являются воплощением консерватизма и косности, которые им пытаются приписать западные критики: им свойственны и новаторские искания и неповторимое своеобразие стиля.

Многие советские исследователи4 весьма убедительно доказывают, что так называемые находки модернистов в области формы, как, например, свободное обращение с романным временем, использование подтекста и символов, раскрытие чувств и мыслей персонажей в "потоке сознания" и прочае, широко использовались писателями-реалистами задолго до модернистов, но, будучи всегда подчинены раскры -тлю содержания, никогда ими не выпячивались и потому не привлекали к себе особого внимания критики.

Задолго до модернистов был освоен писателями-реалистами и весь широкий диапазон человеческого сознания, вплоть до самых глубоких слоев, получивших название подсознательных. Неоценимый вклад в эту область художественного освоения человеческой психологии был сделан Л.Н.Толстым.

Именно выявлению воздействия толстовского психологизма на английских писателей начала века и посвящена данная работа.

Исследованием толстовского влияния на английскую литературу занимались многие специалисты в нашей стране и за рубежом. Из за-

рубежных исследователей следует выделить прежде всего работу

Г.Фелпса "Русский роман и английская художественная литература"5. В главе, посвященной Толстому и его влиянию на английских писателей, Г.Фелпс отмечает многогранность этого влияния: от идейно-тематического до формально-стилевого. Как фактор оказавший наиболее глубокое воздействие на английских романистов и на всю миро -вую литературу, автор выделяет необыкновенно естественное и гармоничное сочетание макро и микромира в толстовских романах: эпического размаха и тонкого психологического анализа. Автор отмечает, что влияние Толстого распространялось не только на реалистов: Гол-суорси, Уэллса и Шоу, но и на таких писателей, как Олдос Хаксли, Д.Г.Лоуренс, Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф.

Среди работ советских авторов особого внимания заслуживают исследования Т.Мотылевой, А.Зиннера, А.Чичерина . При этом Т.Моты-лева и А.Чичерин не ограничиваются анализом влияния толстовской традиции лишь на английскую литературу, однако разделы, посвященные воздействию Л.Толстого на английских писателей, весьма обширны и глубоки.

В основном все названные авторы, включая зарубежных, рассматривают факт воздействия толстовской традиции в плане содержания и композиционно-структурном аспекте. Что касается такого важного момента как психологизм у Толстого, то за рубежом частный случай его

воздействия рассмотрен в работе М.Окутюрье , а в советском литера-туроведении в небольших по объему статьях А.М.Шрайбман0 и Т.Ф.Разумовской9 .

В статье М.Окутюрье сопоставляется внутренняя речь персонажей Толстого и "поток сознания" у Дж.Джойса и В.Вульф. Автор приходит к мысли о полной идентичности толстовских иррациональных монологов "потоку сознания" у модернистов. Отдавая должное серьезности проведенного М.Окутюрье анализа, вряд ли можно в полной мере согла -

ситься с выводами автора. При всем своем формальном сходстве, которое, разумеется, не случайно и свидетельствует о возможном влиянии Толстого на Джойса и Вульф, внутренняя речь у русского писа- і теля существенно отличается от модернистской модификации "потока сознания" по функции: у Толстого предельно сбивчивая, эллиптич -ная внутренняя речь - лишь средство передачи душевного или физического состояния героя, она никогда не становится способом изложения фабулы ,как у модернистов.

Статья А.М.Шрайбман представляет интерес как попытка сопоставить внутренние монологи Толстого с таковыми у Голсуорси. Автор обнаруживает многие черты сходства между ними с точки зрения стиля. Однако, сопоставляя внутреннюю речь у двух писателей-реалистов, А.М.Шрайбман, на наш взгляд, необоснованно говорит об отсутствии каких бы то ни было даже формальных черт сходства внутренних монологов у них с "потоком сознания".

Т.Ф.Разумовская также рассматривает в своей статье вопрос о творческом преломлении толстовской психологической традиции в художественной манере Дж.Голсуорси. При этом она отмечает сходство у обоих писателей в подходе к использованию тех или иных средств обрисовки характера, в зависимости от идейно-тематической и композиционной роли изображаемого персонажа. Психологический анализ у Голсуорси Т.Ф.Разумовская расценивает как весомый вклад в дальнейшее развитие толстовской традиции в области психологизма. С этим выводом автора трудно не согласиться, но приходится отметить его довольно слабое подкрепление в содержании самой статьи. Автору не удалось достаточно убедительно показать суть новаторства английского писателя в этой области.

У других исследователей, чьи работы посвящены проблеме влияния Толстого на английских писателей , факт воздействия толстовского психологизма лишь констатируется, детальный анализ этого

7 аспекта не входил в их планы.

Учитывая недостаточную разработанность этой стороны чрезвы -чайно многоаспектной проблемы толстовского влияния на английскую ' литературу, мы считаем необходимым и актуальным выявление степени воздействия на нее Толстого-психолога, Проследить толстовское влияние на уровне психологизма представляется весьма интересным в плане прояснения и уточнения межлитературных связей.

Особо интересным моментом, на наш взгляд, является выявление своеобразия преломления толстовской традиции в английском реалистическом романе и в романе модернистской ориентации. В качестве непосредственных объектов для такого сопоставительного анализа взято творчество Джона Голсуорси и Джеймса Джойса.

Творческое наследие Дж.Голсуорси выдержало проверку временем. Не слабеет читательский интерес к произведениям писателя, литературоведы и критики продолжают углубленно анализировать его произведения. Приходится отметить, однако, что в самой Англии на фоне неубывающего интереса читателей к произведениям Дж .Голсуорси явственно проступает отсутствие серьезных попыток осмыслить творчество писателя профессиональной критикой. В послевоенные годы в основном были лишь переизданы некоторые книги и статьи о творчестве писателя, написанные еще при жизни Дж.Голсуорси**. В 1963 г, было переиздано главное произведение писателя - "Сага о Форсайтах". Примечательно, что исполненное симпатии предисловие к этому изданию написал Ивлин Во, писатель поколения, пришедшего на смену "эдвардианцам", поколения, во многом противопоставившего себя им. Не явилось ли это свидетельством запоздалого признания заслуг тех, кто был несправедливо оттеснен на второй план в период бурного цветения модернизма?

Некоторое оживление интереса британской критики к литературному наследию Голсуорси произошло в 70-е годы, после выхода на

телеэкраны многосерийной экранизации "Саги". Однако полной "pea- ' билитации" у британской критики писатель не получил и после этого. Немногословные комментарии к творчеству писателя, которыми ограничивались авторы вышедших за последние годы в Англии литературоведческих исследований об английской литературе XX в., в основном представляют собой перепевы вульфовских сентенций о пресловуто той "традиционности" Дк.Голсуорси .

За пределами Великобритании наследие Голсуорси куда более тщательно изучается и анализируется .

В нашей стране творческое наследие Голсуорси привлекало и привлекает внимание исследователей литературы. В целом ряде статей, вышедших в разные годы, рассматриваются различные аспекты творчества писателя (см.библиографию).

Первой в нашей стране к творчеству Голсуорси обратилась Д.Г. Жантиева, внесшая весомый вклад в исследование художественного наследия английского писателя.

В I960 г. вышла из печати монография Н.Я.Дьяконовой о Голсу-

14 орси-драматурге .

Серьезной попыткой осмыслить весь творческий путь английского писателя явилась монография М.И.Воропановой . В этой работе автор осуществляет всесторонний анализ творчества английского писателя, определяет его место в мировом литературном процессе, выявляя при этом как черты его оригинальности и самобытности, так и несомненную его принадлежность к реалистической литературной традиции.

Несомненно, заслуживают глубокого внимания и монографии М. Тугушевой , А.Дубашинского , А.Гаврилюк . Первая из них, как и монография М.И.Воропановой, представляет собой критико-биогра-фический очерк, хотя и с меньшим тематико-событийным охватом. Две другие посвящены анализу книг форсайтовского цикла.

Однако психологический анализ в творчестве Дж .Голсуорси остается темой почти нетронутой специалистами в области литературы. Более того, многие зарубежные литературоведы абсолютно бездоказательно отказывают писателю в умении создавать психологически убедительные образы (В.С.Приччет, В.Маркович и др.). В нашей стране тоже нет работ, специально посвященных проблемам психологического мастерства Голсуорси. Однако в целом ряде работ о художественном

стиле писателя так или иначе затрагивается вопрос о его психолото гическом мастерстве . Наибольший интерес в этом плане представляют диссертационные исследования.двух уже упомянутых нами автори ров Т.Ф.Разумовской и А.М.Шрайбман , а также исследование A.M.

Гавршпок .

В первой части своей работы Т.Ф.Разумовская подробно анализирует воздействие тургеневской поэтики на формирование художест -венного мастерства Голсуорси в период его раннего творчества. Диссертант выявляет черты сходства в отдельных приемах письма, в построении произведений, в идейно-образном строе.

Поэтика так называемых "классовых" романов Голсуорси (от "Острова фарисеев" до "Патриция") сопоставляется с художественными особенностями романов Диккенса. Автор проводит параллель по двум линиям - по линии формы и на идейно-тематическом уровне.

В последней главе диссертации рассматривается художественный строй романа "Темный цветок" в его сопоставлении с романом Л.Толстого "Анна Каренина". Сравнение форм психологического анализа в романе Толстого с аналогичными формами в романе "Темный цветок", а также романами Форсайтовского цикла приводит автора к выводу о внутренней преемственности эволюционного развития Голсуорси-ху-дожника и его тесной связи с толстовской психологической традицией.

К недостаткам этой интересной работы следует отнести не сов-

сем понятную логику сопоставления (ранний этап творчества Голсу-орси и Тургенев , романы о "высшем обществе" и Диккенс, "Собственник" , "Темный цветок", "Сага" и Толстой). Остается неясным из чего вытекает именно такая очередность в сопоставлении.

В диссертации А.М.Шрайбман подчеркивается факт недостаточной разработанности проблемы стилистического мастерства Голсуорси. Два раздела работы отведены анализу таких важных способов раскрытия психологии персонажей у писателя, как подтекст и внутренний монолог. Интересен раздел второй главы, посвященный мастерству подачи подтекстных значений у Голсуорси, однако иногда А.М.Шрайбман усматривает подтекст там, где имеет место лишь раскрытие основного значения, по-видимому, забывая о том, что подтекст - это всегда второе, дополнительное значение ситуации, фразы, поступка, и т.п. Так, например, она считает, что многочисленное повторение в тексте романа "Собственник" эпитетов, производных от заглавия ("собственнический", "собственный" и т.п.) - есть подтек-стное раскрытие темы собственничества в романе.

В разделе этой главы о внутреннем монологе у Голсуорси автор диссертации приводит классификацию внутренних монологов в соответствии с их содержанием. Автор отмечает, что построены они в основном на несобственно-прямой речи, при этом подчеркивается все большая развернутость внутренних монологов у героев в последующих за "Собственником" частях "Саги". В ходе анализа внутренней речи у Голсуорси А.М.Шрайбман проводит мысль о ее полном отличии от "потока сознания", что, по нашему мнению, недостаточно сильно аргументировано.

В работе А.М.Гаврилюк, в разделе, где анализируется литературный стиль Голсуорси, автор уделяет внимание таким средствам психологической характеристики у писателя, как портрет, внутренняя речь, диалог, деталь, описание обстановки жилища. Диссертант

убедительно доказывает факт высокого художественного мастерства Голсуорси, демонстрируя на многочисленных примерах из произведений писателя широту диапазона применяемых им художественных средств. Однако при определении терминов "внутренняя речь", "внутренний монолог", "несобственно-прямая речь" автор, как нам кажется, допускает некоторые неточности. Так, например, в понятие "внутренний монолог" как один из элементов включается монолог, произносимый вслух, а "несобственно-прямая речь" рассматривается как разновидность "внутренней речи". К недостаткам данной работы следует отнести и резкое противопоставление художественной манеры писателя стилю модернистов на уровне технического приема. Несомненно существующее различие между поэтикой модернизма и реализма лежит, как нам представляется, в иной плоскости.

О творчестве Дж.Джойса за рубежом опубликовано огромное количество работ. Но большинство из них посвящено главным образом толкованию многочисленных намеков, мотивов, подтекстных параллелей в книгах писателя. В значительно меньшем количестве работ специально анализируется психологическое мастерство писателя, хотя многие исследования содержат объемистые разделы, освещающие эту сторону творчества Джойса. Особо ценными в этом плане представляются

нам работы Р.Эллманна.

?? Монография этого автора "Джеймс Джоймс" , объемом около девятисот страниц единодушно признана зарубежным литературоведением одной из лучших книг критико-биографического характера, написанных в нашем веке. В год ее выхода (1959) Эллманн получил Национальную премию США как автор наиболее выдающегося произведения критико--документального жанра. Биографический материал в книге подчинен кропотливому и тонкому разбору художественных произведений автора. Эллманн анализирует все многочисленные источники влияния на писателя, все слагаемые его творческого метода. Автор внимательно про-

слеживает процесс становления художественного мастерства писателя) дает объективную оценку всем формальным поискам Джойса. В этой работе Эллманн впервые обращает внимание на глубокое уважение и любовь Джойса к Толстому, отмечает близость "потока сознания" у ирландского писателя толстовским иррациональным внутренним монологам. Именно внутренние монологи у Толстого Эллманн рассматривает как возможный источник заимствования для Джойса..

В своих более поздних работах "Улисс на берегах Лиффи" (I972)23 и "Внутренний мир Джойса" (I977)24 Р.Эллманн, еще в большей мере сосредоточившись на художественном мастерстве писателя, расширяет и углубляет свой анализ." Новым мотивом в последней работе исследователя явилось выяснение политических взглядов писателя. В частности, автор ставит под сомнение устоявшуюся точку зрения об аполитичности Джойса. Он доказывает, что его политическая платформа была близка бакунинской и нашла весьма четкое отображение в произведениях писателя. Хотя попытка Эллманна связать Джойса с Бакуниным выглядит малоубедительной, ему в полной мере удалось показать связь Джойса с прогрессивными политическими тенденциями эпохи.

Заслуживает внимания и работа СЛ.Голдберга , которая также представляет собой критико-биографический очерк о Джойсе. Характерно, что лейтмотивом этой работы также является мысль об ученичестве Джойса у Толстого, а одна из глав (о романе "Поминки по Финнегану") даже'имеет подзаголовок - "Много ли человеку земли нужно?".

Среди работ, специально рассматривающих психологизм и средства психологического анализа у Джойса, следует особо выделить работы М.Фридмана26, Р.Хамфри , Э.Стайнберга . В них авторы уделяют особое внимание "потоку сознания" у Дкойса, пытаются выявить истоки этого стилистического приема, анализируют его разновидно-

ІЗ сти в творчестве писателя."" ~

В нашей стране работ, посвященных творчеству Дж.Джойса, очень немного. Здесь следует отметить прежде всего соответствующие разделы, в которых подвергается разбору творчество писателя, из

книг Д.Г.Жантиевой29, Н.П.Михальской30, В.В.Ивашевой31. В 1967 го-

я? ду вышла небольшая по объему книга Д.Г.Жантиевой , представляющая собой критико-биографический очерк. Кроме этого в разное время был опубликован ряд статей о Джойсе Д.Мирского, Д.Урнова,

Е.Гениевой, Н.Михальской .

Самой обширной и подробной работой о Джойсе на сегодняшний день в нашей стране является диссертация Е.Ю.Гениевой , написанная в 1972 г. В этой работе автор детально анализирует эстетические воззрения писателя и все его произведения. В плане раскрытия мастерства Джойса-психолога особый интерес представляют разделы, посвященные романам Джойса и психологическому эссе "Джакомо Джойс". В них диссертант прослеживает процесс становления приема "потока сознания" у писателя, рассматривает различные источники влияния на Джойса в выработке этой характерной техники письма. В главе, где рассматривается роман "Улисс", автор анализирует также мастерство писателя в создании психологического портрета. Выявляя элементы новаторства и традиционности в художественной манере Джойса, автор подчеркивает связь писателя с английской национальной традицией, а также выявляет признаки влияния на него психоаналитических теорий Фрейда и ибсеновских диалогов и монологов.

В нашей работе, уточнив значение понятий "психологизм", "психологический анализ", "внутренняя речь", "несобственно-прямая речь", "поток сознания", мы попытаемся выявить в художественном психологизме Голсуорси и Джойса признаки толстовского влияния и проследить за развитием в их художественной палитре таких важных приемов психологического анализа, как внутренняя речь, а также-

тесно связанных с нею - способа взаимохарактеристик и психологи- г ческого портрета.

Частью этой общей задачи является наша попытка подкрепить конкретным анализом произведений Голсуорси и Джойса ранее высказанную в нашем и зарубежном литературоведении мысль о том, что специфический прием психологического анализа, получивший в литературоведении название "поток сознаниям, был введен в литературную практику именно Л.Н.Толстым и, что вслед за ним прием этот широко использовался и используется не только модернистами, но и реалистами всех последующих поколений. Затрагивая таким образом проблему взаимодействия и взаимопроникновения реализма и модер -низма, мы постараемся уточнить линии размежевания этих двух художественных направлений.

Кроме того, на примере романного творчества Голсуорси мы попробуем показать, как формальная структура психологической характеристики образа зависит от жанровой принадлежности романа (роман малой формы - роман эпического характера).

Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы воздействия толстовского психологизма на английских писателей начала XX века. Выявить признаки возможного влияния Л.Н.Толстого на английский роман данной эпохи на уровне психологизма представляется весьма интересным и актуальным в плане прояснения и уточнения межлитературных связей.

Научная новизна работы состоит в том, что своеобразие воздействия толстовской психологической традиции выявляется через ее преломление в английском реалистическом романе и в романе модернистской ориентации. В качестве непосредственных объектов для такого сопоставительного анализа взято творчество Джона Голсуорси и Джеймса Джойса. Следует заметить, что при всем многообразии исследований, посвященных творчеству этих писателей, ни у нас в стра-

не, ни за рубежом на сегодняшний день нет работ специально посвященных их психологическому мастерству. Новизна работы выражается также в том, что в ней впервые сделана попытка доказать через сравнительный анализ произведений Толстого, Голсуорси и Джойса приоритет реалистической традиции в использовании такого новаторского приема психологического анализа как "поток сознания".

Методологической основой при разработке данной темы послужили положения марксистско-ленинской философии и эстетики, помогающие правильно понять сущность межлитературных связей, диалекти -ческую зависимость между социально-экономическим развитием общества и становлением мирового искусства и литературы. Освоение материала велось на основе достижений современного советского ли -тературоведения, заложившего прочные основы верного понимания сущности и места реализма и модернизма в мировом литературном процессе и их взаимоотношений. Теоретической основой утверждений и выводов о влиянии психологической традиции Л.Н.Толстого на английских романистов начала XX в. явились работы В.М.Жирмунского, И.Г.Неулокоевой, А.А.Елистратовой, Р.М.Самарина, Т.Л.Мотылевой и других советских исследователей.

Практическое значение работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки затронутых в работе проблем: они могут найти применение в общих лекционных курсах по зарубежной литературе XX в. и в курсе истории литературы Англии и США, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории зарубежной литературы начала XX в.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения (см.оглавление).

Похожие диссертации на Английский роман первой трети XX века и традиции Л.Н. Толстого (проблема психологизма)