Введение к работе
Актуальность темы. В ряду актуальных проблем современного литературоведения важное место занимает изучение переходных литературно-художественных явлений, лежащих на границе культурных эпох. "Готический" роман относится к числу именно таких феноменов, ибо время его рождения и расцвета — как раз переходная эпоха конца XVIII — начала XIX в., отмеченная кризисом просветительского мировоззрения, масштабным пересмотром былых представлений о мире и человеке Исследователи традиционно расценивают "готику" как одно из репрезентативных проявлений этого кризиса, справедливо видят в ней манифестацию наиболее общих типологических закономерностей литературного процесса указанного периода. Вместе с тем уже на этой, классической стадии своего существования "готический" жанр разрабатывает ряд тем и проблем, концептуально близких к художественным и философским идеологемам XX в — ив том числе современной, тоже переходной, отмеченной ценностным релятивизмом, эпохи. В этих аспектах избранной темы видится ее актуальность для современной филологической науки.
Произведения Анны Радклиф (Ann Radcliffe, 1764—1823) являются классическими образцами раннего этапа истории "готической" литературы. Основу творческого наследия Радклиф составляют шесть романов — "Замки Этлин и Данбейн" (1789), "Сицилийский роман" (1790), "Лесной роман" (3791), "Удольфские тайны" (1794), "Итальянец" (1797), Тастон де Блондевиль, или Празднество при дворе Генриха III в Арденнах" (1802, опубл. 1826),— различные по своему художественному уровню, но представляющие собой (за вычетом последней книги) относительно целостный литературный контекст, обладающий едиными идейно-эстетическими принципами и общими чертами поэтики Вместе с тем именно роман "Итальянец, или Исповедальня Кающихся, Облаченных в Черное" (The Italian, or The Confessional of the Black Penitents) является примечательной вехой в творческой эволюции писательницы: при сохранении основных особенностей прежних произведений Радклиф в нем одновременно намечается переход автора к новым эстетическим позициям, нашедшим воплощение в "Гастоне де Блондевиле". Исследованию поэтики и проблематики "Итальянца" в идейно-эстетическом контексте английской "готической" прозы последней трети XVin в. и в контексте творческой эволюции Радклиф и посвящена настоящая работа.
Цель работы заключается в выявлении эстетических основ и ведущих идейных тенденций творчества Радклиф путем анализа проблематики, специфики художественного метода и жанровой природы ее произведений, в определении роли и значения ее прозы в истории "готической" литературы. Для достижения этой цели представляется необходимым решить следующие задачи
— выявить эстетикоо-философские и литературные истоки творчества
Радклиф; исследовать степень и характер преемственности ее сочинений по
отношению к предшествующей "готической" традиции.
определить отличительные черты индивидуальной писательской манеры Радклиф, присущие ее прозе изобразительные принципы, особенности сюжетосложения, повествовательные приемы, инвариантные мотивно-тематические структуры, проанализировав их в контексте произведений других представителей данного жанра,
рассмотреть творчество Радклиф в его динамике, обозначив основной вектор художественной эволюции ее прозы.
Поздний роман Радклиф "Итальянец"' удостаивается при этом специального рассмотрения, поскольку в посвященных ее творчеству исследованиях он долгое время не получал достаточного внимания, находясь в тени "Удольфских тайн" — наиболее известной книги писательницы, - и лишь в последнее десятилетие вызвал к себе интерес зарубежных ученых Состояние проблемы. Многие вопросы, поднимаемые в диссертации, частично уже нашли отражение как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении. Научная литература о "готическом" романе, и в частности о прозе Радклиф, огромна и к настоящему времени обобщена в обстоятельных обзорах и библиографиях Д Дж МакНатта, Р.Д.Спектора, Д.Д.Роджерс и др. исследователей, поэтому при рассмотрении современного состояния изучаемой проблемы в диссертации фиксируются лишь наиболее общие и характерные тенденции зтой богатой и методологически разнообразной критико-аналитической традиции.
На сегодняшний день сложились три основных подхода к изучению "готической" прозы, три различных понимания генезиса и характера этого литературного явления. Первая из этих трактовок, сложившаяся раньше других и обоснованная в работах Г.Бирса, Э Биркхед, Э Райло, а позднее — в широко известных монографиях М.Саммерса "Готический поиск" (1938) и Д.П.Вармы "Готическое пламя" (1957), гласит, что "готический" роман явился наиболее
значительным проявлением масштабного литературно-художественного движения, отмеченного протестом против классицистско-просветительского культа разума и становлением отдельных элементов эстетики и поэтики романтизма. Эта трактовка возникла в период утверждения в литературоведения теории предромантизма, сформулированной Иван Тигемом и его последователями, и испытала на себе ее прямое влияние. Другая традиция истолкования "готики" акцентировала актуальный для позднепросветительской эпохи социально-политический подтекст жанра и, связав "готический" -роман с идеологией Великой Французской революции, интерпретировала его как форму духовного освобождения личности из-под власти патерналистских общественных концепций и тоталитарных институтов (работы Дж.М.С.Томшошс, М.Леви, С.Клигера, РЛолсона и мн.др.).
Наконец, в последнее время получило широкое распространение психоаналитическое истолкование "готики" как литературы о темных глубинах человеческого подсознания, табуированных влечениях, подавляемых страхах, -неврозах и комплексах, олицетворенных (сублимированных) в виде всевозможных ужасов и чудес. К последним двум трактовкам непосредственно примыкают многочисленные феминистские или тендерные исследования (Э.Болз, Е.КОСОФСКИ Седжвик и др.), посвященные преимущественно женской ("сентиментальной") "готике" и рассматривающие не столько литературно-художественные, сколько социокультурные ее аспекты. Следует заметить, что элементы тендерного анализа присутствуют практически во всех исследованиях этой темы, изданных за рубежом (в основном в США) в последнее десятилетие. Отдельные наблюдения такого рода, приводимые в работах Э,Дж.Клерм, Р.Майлса, П.МСпакс, К.Шмитта и др. и представляющиеся перспективными для собственно литературоведческого анализа прозы Радклиф, использованы и в настоящей диссертации В последнее время этот круг исследований пополнился серией новых работ, среди которых значительное место занимают работы о творчестве Радклиф (Б.Берглунд, Т.Касл, З.ДжДлери, РЯортон, Р,Майлс, Д.Роджерс, М.Кэвуэл), Заново опубликованы некоторые еесочинения: в 1998 г. вышли в свет снабженные -расширенными комментариями новые оксфордские издания "Удольфских тайн" и "итальянца".
В отечественном же литературоведении работы об английском "готическом" романе весьма немногочисленны (статьи
В.М.Жирмунского, М.П.Алексеева, В.Э.Вацуро, А А Елистратовой, К.НАтаровой, Т.ВЗеленко, М.Б.Ладыгина, раздел в книге Н.А Соловьевой "У истоков английского романтизма") — и все без исключения выдержаны в духе первого из трех упомянутых подходов Следует отметить, что исследования А.А.Елистратовой, М.П.Алексеева, В Э.Вацуро, Т.В.Зеленко закладывают серьезную основу дальнейшего изучения как самой английской "готики", так и ее восприятия русской литературой XVIII—XIX вв ; однако большая часть других отечественных работ не содержит принципиальных новаций по сравнению с исследованиями английских, французских, немецких, американских ученых. Единственная в отечественной науке диссертация, посвященная творчеству Радклиф (Н.И.Череякова. Творчество Анны Радюшф.- Л ,1986), дает в целом верную общую характеристику ее "готической" прозы, но также не вносит ничего существенно нового в понимание специфики произведений романистки.
Данная работа призвана хотя бы отчасти восполнить этот пробел. Несмотря на наличие за рубежом солидной исследовательской традиции, степень изученности данной темы далека от желаемой полноты Целый ряд теоретических вопросов требует более четкой расстановки смысловых акцентов или, напротив, нуждается в нюансировке излишне однозначных, грешащих упрощением сложного литературного материала позиций и формулировок. Понятие "предромантизм" и его соотношение с сентиментализмом, взаимодействие повествовательных традиций просветительского и "готического" романов, трансформация исходных идейно-эстетических принципов "готического" романа, литературные самоопределения "готических" авторов и их объективный смысл — в традиционное понимание этих и других вопросов настоящая диссертация вносит принципиальные смысловые уточнения. Впервые устанавливается ряд литературных источников "Удольфских тайн" и "Итальянца" Этим определяется научная новизна данной работы
Теоретической и методологической основой настоящего исследования является системный подход, основанный на сочетании структурно-типологического и сравнительно-исторического методов анализа явлений литературы Творчество Радклиф рассматривается как целостная идейно-художественная система — во взаимообусловленности мировоззрения автора, его эстетических взглядов и поэтики произведений, и вместе с тем -во внутренней логике своего развития и с учетом генетических и контактных связей с сочинениями ряда других писателей Просвещения и романтизма.
Практическое значение работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционного курса по истории зарубежных литератур XVIII в., а также спецкурсов, посвященных "истории английской литературы, развитию повествовательных жанров в литературе Нового времени, эволюции художественных стилей и направлений. Апробация работы. Отдельные положения диссертации-были изложены в серии докладов на конференциях, объединенных тематическим названием "Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе" (49—51-е герценовскяе чтения. Санкт-Петербург, 1997-1999) и отражены в опубликованных тезисах, статьях и комментариях к художественным текстам
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии.