Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию поэтики единственного в
творчестве О.Голдсмита романа "Векфилдскии священник", появившегося в
1766 г. Это время, когда просветительская художественная система, уже
достигнув своих вершинных образцов, стала обнаруживать признаки
кризиса рационализма. Признаки кризисного сознания обнаруживаются уже
в последнем романе Филдинга "Амелия", а "Путешествие Хамфри
Клинкера" Смоллета несет в своей поэтике приметы зарождающейся новой
художественной системы, каковой являлся сентиментализм. Творчество
О.Голдсмита в современном отечественном литературоведении принято
рассматривать в рамках этого литературного направления (А.А.Елистратова,
А.Г.Ингер, С.В.Тураев, А.Аникст), которое обычно соотносят с поздним
этапом эпохи Просвещения. Большинство зарубежных исследователей
О.Голдсмита склонно причислять его к переходному этапу от Просвещения
к романтизму (Р.Ф.Брисседен, С.Д.Кокс, Д.Мюллан). Мы будем
придерживаться точки зрения отечественных ученых, считая закономерным рассматривать "Векфилдского священника" в русле развития всего просветительского романа.
Творчество О.Голдсмита изучено значительно меньше, чем, например,
наследие английского писателя-сентименталиста Л.Стерна. Среди работ,
посвященных произведениям О.Голдсмита, особый исследовательский
інтерес был сосредоточен на его поэзии (диссертации и работы
Ц.Г.Алиловой, Н.И.Соломенко). Ряд исследований освещает проблемы
[драматургии и журналистики (Э.Родвей, А.Г.Ингер, И.Ф.Тайц и др.).
изучалось и восприятие творчества Голдсмита в литературах других стран:
эусской и американской (В.Н.Топоров, Ю.Д.Левин, Р.И.Бродавко). Ряд
зарубежных исследований монографически описывают биографию и
творческий путь писателя (У.Блэк, О.У.Фергюсон, Б.Форд, Д.Форстер,
З.Фримен, В.Ирвинг, К.Керк и др.). Среди немногих работ,
непосредственно посвященных роману "Векфилдскии священник",
5ыделяются своей фундаментальностью монографическая глава в книге ^.А.Елистратовой "Английский роман эпохи Просвещения" и многоплановое исследование С.Бэкмана о литературном фоне этого уникального іроизведения. До настоящего времени вопросам поэтики романа 'Векфилдскии священник" как художественного целого специальных монографий не адресовалось, хотя определенную ценность представляют (екоторые наблюдения, рассредоточенные в трудах, написанных как по юводу голдсмитовского творчества (Р.Квинтана, Э.Л.Селлс, Р.Хопкинс),
так и исследующих более общие проблемы, связанные с историей просветительского романа (Э.Бейкер, Б.Кузьмин, М.Г.Соколянский). Актуальность исследования заключается в следующем:
1. Современная теория литературы располагает рядом новых
разработок категорий теоретической поэтики, которые применялись к
просветительскому роману лишь фрагментарно. В настоящем исследовании
в процессе анализа прозы Голдсмита используется теоретический потенциал
трудов М.М.Бахтина и Ю.М.Лотмана.
-
Не изученными остались наиболее характерные аспекты поэтики произведения О.Голдсмита "Векфилдский священник", определяющие его художественную самобытность, с одной стороны, и позволяющие осмыслить его в контексте литературного развития эпохи Просвещения - с другой. В этой связи исследуются особенности хронотоґіической организации романа, специфика и оригинальные функции Заглавия произведения и его подзаголовков, новые моменты в использовании О.Голдсмитом "чужого слова" (категория интертекстуальности) и др.
-
Особую исследовательскую актуальность представляет возможность рассматривать шедевр Голдсмита как итог художественного синтеза, вырастающего на основе истории развития просветительского романа и формирующихся новых черт, присущих художественной системе сентиментализма. Исходя из этого, изучается своеобразие соотношения "своего" и "чужого" слова на протяжении литературной эволюции просветительского романа в произведениях Д.Дефо, С.Ричардсона, Г.Филдинга, Т.Смоллета, О.Голдсмита.
4. Проблема межжанрового взаимодействия эссе и романа в
творчестве Голдсмита представляет определенный исследовательский
интерес и до настоящей работы не являлась предметом специального
рассмотрения.
Всем этим и обусловливаются цели и задачи диссертационного исследования: изучить особенности поэтики романа О.Голдсмита "Векфилдский священник" в контексте английского литературного процесса первой половины XVIII в., что позволит выявить его значимость для последующего развития английского романа.
Научная новизна диссертации определяется тем, что она представляет первую в отечественном и зарубежном литературоведении попытку системного подхода к анализу поэтики голдсмитовского шедевра, до этого времени не рассматривавшегося в таком аспекте в литературоведческих работах о писателе. Ранее оставались вне поля зрения исследователей проблемы межжанрового взаимодействия в прозе изучаемого автора, специфика хронотопической организации романа, семантика и функции его
названия и подзаголовков к главам произведения, категория и формы интертекстуальности в "Векфилдском священнике".
Методологию работы определил комплексный подход, позволивший
применить типологический анализ наряду с историко-генетическим и
текстологическим. Методологической основой диссертационного
исследования являются труды М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана.
Научно-практическая ценность диссертации заключается в том, что результаты проведенного анализа могут быть использованы при разработке общих вопросов характеристики динамики английского литературного процесса XVIII в., при подготовке монографической лекции по творчеству О.Голдсмита, а также спецкурсов и спецсеминаров по английскому сентиментализму и истории английского романа эпохи Просвещения. Кроме того они могут оказать методологическую и практическую помощь студентам в овладении конкретными приемами изучения литературного процесса и интерпретации и анализа художественного произведения.
Основные положения диссертации получили апробацию на Международных научных конференциях ученых-англистов в Перми (1995) и Вятке (1996), в Поморском Международном гос. университете в Архангельске (1995), на межвузовских научных конференциях в Санкт-Петербурге (Герценовские чтения 1995, 1996), Иваново (ИвГУ, 1995) и Твери (Тверской гос. университет, 1996), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава НовГУ по итогам научно-исследовательской работы (Новгород, 1995, 1996, 1997).