Введение к работе
Актуальность и научная новизна исследования. В
современном литературоведении проблема жанра занимает особое место. К ней псе чаше обращается как отечественная так и зарубежная филологическая наука. Знание законов жанровоіі теории позволяет увидеть предмет в ином, часто неожиданном свете, наблюдать его в процессе становления и изменчивости. Существенные сдвиги в этой области произошли после появления теоретических изысканий Ю.Н. Тынянова и М.М. Бахтина, которые увидели в литературном жанре элементы живой структуры, подчиняющейся "речевой" деятельности человека.
Теория в своих умозрительных построениях продвинулась достаточно далеко. Однако практическое освоение намеченных проблем пока не получило должного освещения: поэтика отдельных лирических жанров все еще остается малоизученной. В связи с этим огромную важность приобретают работы, каким-либо образом ликвидирующие данный пробел.
Точкой отсчета для настоящей диссертации послужили "Элегии" или "Эротические стихотворения" французского поэта XVIII века Эвариста Парни. Критический анализ его элегий, их противоречивого жанрового естества. повлек за собой значительное расширение поля исследования: элегическое слово Парни было взято уже в контексте бытия "печального" жанра во Франции и Англии XVIII века. Так возник круг проблем, требующих своего разрешения: культурная ситуация в Англии и Франции XVIII века, повлиявшая на литературное самосознание эпохи: общее состояние поэзии, часто определяемое критикой как "версификаторство" или "непоэтичность", и в то же время неожиданно настойчивое обращение именно к интимно-искреннему слову; место и роль элегии в сбалансированно-устойчивой иерархической системе поэтических жанров: различия в путях развития английской и французской элегии и степень их взаимовлияния.
Рассмотрение элегии в синхроническом аспекте, то есть с точки зрения ее функционирования в нормативном жанровом пространстве XVIII века. в среде смежных поэтических высказываний. показалось недостаточным. Без прояснения дифференциальных признаков, сущностных черт самого жанра элегии как литературного феномена, складывавшегося с античных времен, разговор о XVIII веке мог бы показаться несколько абстрактным. Закономерным образом этот вопрос нашел свое отражение в попытке реконструкции явления в его диахронической ретроспективе.
Можно утверждать, что до сих пор исследования подобного рода не предпринималось. На основании последних открытий теоретической мысли нами не только произведена работа по выяснению "речевых" особенностей элегического высказывания как такового, но и рассмотрена его жизнь и "борьба" за свое ценностное существование в качестве элемента "динамической" жанровой структуры.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение поэтики элегии, ее жанровых особенностей, проявляющихся через соприкосновение с другими лирическими высказываниями. Необходимо показать наиболее значимые моменты в эволюции жанрового слова элегии наравне с его противоречивым вживанием в поэтическую среду века Просвещения. В связи с этим были определены основные задачи исследования, заключающиеся в следующем:
- сформировать собственное рабочее определение жанра
элегии как речевого высказывания:
- реконструировать понимание элегического слова в
Античности и его становление в пространстве письменной речи;
- обозначить процесс постепенного вхождения элегии не
только в область жанровой рефлексии, но и ее встраивание в
систему жанров "нового времени":
- выявить причины, по которым в "рациональном" обществе
XVIII века возникает настоятельная потребность в ином типе
поэтического слова- искреннем и истинно прочувствованном;
описать характерные черты французской и английском элегии XVIII века, ее бытие среди смежных жанров и выход на доминирующие позиции в жанровой системе:
показать как с выдвижением жанра элегии на одно из центральных мест он становится своеобразной ареной "спора"
различных жанровых установок;
доказать значимость в XVIII веке элегического
высказывания в становлении новой поэзии "естественного" слова,
пропущенного сквозь пережитые чувства поэта.
Методологические принципы исследования.
Методологической базой для данной работы послужили теоретические разработки Ю.Ы. Тынянова и М.М. Бахтина, касающиеся "речевого" существа письменного слова. За основу были взяты также общие принципы теоретической поэтики, предполагающей рассмотрение отдельного литературного жанра во взаимодополняющих друг друга контекстах диахронии н синхронии.
Научно-практическое значение работы. Выводы, к которым удалось прийти в ходе анализа жанрового "облика" элегии, подтвердили ценность и практическую значимость современных исследований, ведущихся в сфере поэтики жанров. В конкретном приложении теория показала себя "работающей". С ее помощью были выявлены те черты отдельного жанрового слова, которые ранее оставались в тени: его "речевая" природа, склонность к гибкому взаимодействию и перестройке в зависимости от качества жанрового "окружения", способность подстраиваться и влиять на общую картину литературного самосознания.
Результаты исследования в некоторой степени призваны восполнить пробел, имеющийся в области реализации теоретических построений, а также послужить своеобразным продолжением разработки проблемы в разрезе исторической поэтики. Материалы диссертации могут быть использованы в общих и специальных курсах лекций, на спецсеминарах по истории зарубежной литературы XVIII века, истории французской
ь и английской словесности. включающих проблематику межлитературных взаимосвязей.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в публикациях, в выступлениях на кафедре сравнительной истории литератур Российского государственного гуманитарного университета, на заседаниях Проблемной группы под руководством профессора И.О. Шайтанова. По теме работы были прочитаны доклады на Пуришевских чтениях (1997г.). на научных конференциях в Коломне (1998г.) и Самаре (1996г.). Некоторые результаты исследования были использованы в ходе практических занятий спецсеминара "Англия-Россия" (РГГУ. 1997/1998).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.