Введение к работе
Актуальность исследования определяется необходимостью об
стоятельного изучения поэтического и драматического наследия
писателя, без чего не мояет быть достигнуто глубокое понимание
своеобразия всего творчества Аддисона как целостной художест
венной системы. , .
Новизна исследования состоит в-попытке рассмотреть творчество Аддисона как художественную систему, изучить формирование и последунцую эволюцию элементов этой системы. Рецепция Аддисона русской литературой ХУЩ века проходила с иных эстетических позиций, чем в английской литературе. Свидетельство это-.му - произведения Аддисона воспринимались в России как явления одного ряда с творениям родоначальников английской сентиментальной поэзии Д.Томоона и Э.Юйга. Стихотворения,и пьесы, являвшиеся дал современников Аддисона образцом яанра традиционного /Д.Деннис, к примеру, не оценил эволюционный момент в "Ка-тоне", выявленный позднее в России/, в иной "идеологической среде"/М.М.Бахтин/ "входят в другой жавр"/Ю.Н.Тынянов/. Ко времени А.С.Пушкина этот эволюционный момент уже утратил свое значение /поэты'и писатели пушкинской поры' рассматривали Аддисона только как классициста/, но в последнюю треть ОТ века и первое десятилетие XIX века это значение,- рассматриваемое в настоящем исследовании, было выявлено правде всего. В процессе "смещения"/Ю.Н.Тынянов/ меняется соотношение » смысл элементов индивидуальной системы Аддисона, появляется возможность оценить
их эволюционное значение, а анализ рецепции в целом позволяет дать более углубленную характеристику его творчества. Отсюда -. включение в данное исследование главы о восприятии поэзии и драматургии Аддисона в России ХУШ века.
Объектом исследования являются ранние стихотворения Аддисона, написанные в девяностые годы ХУЛ взка, поэма "Поход"/1705/, опера **Розашнда"/1707/, трагедия "Катонн/1713/, комедия "Ба-рабанщик"/1716/. Ряд других произведений писателя /в первую очередь, эссеистика, не входящая в предмет нашего изучения/ затрагивается лишь в целях более полного раскрытия тем и образов сочинений, находящихся в центре нашего исследования.
Цель работы - рассмотреть творчество Аддисона как систему,
объяснив закономерности ее становления и функционирования в
связи с литературным процессом в Англии конца ХУЛ - начала ХУШ
века; показать как происходил процесс восприятия творчества
Аддисона русской литературой ХУШ века, устанавливая эволюцион
ное значение отдельных .элементов индивидуальной жанровой.систе
мы. ' .
Задачи работы:
Определить жанровое своеобразие ранних стихотворений Аддисона, выявить истоки, связь с предшествующей традицией и литературным процессом рубежа ХЯІ-ХУШ веков. .
Раскрыть традиции и новаторство драматургии Аддисона, ее связи с ранним творчеством и, особенно, с эссеистикой.
Определить своеобразие тенденций рецепции творчества Аддисона русской литературой ХУШ века, дать характеристику различным формам этой рецепция.
Методологической и теоретической базой исследования послужило понимание искусства как специфической сферы общественного сознания. Работа опирается на труда, монографии и статьи русских, советских и зарубежных исследователей, посвященные теории жанров, проблемам литературы ХУШ века и творчеству Аддисона.
Методика исследования базируется на историко-литературном и сравнительном анализе, включающем в себя элементы метода, "историко-литературной реконструкции1*. .'
Апробация работы. Диссертация обсуждалась по главам и полностью на кафедре всемирной литературы Московского педагогического государственного университета имени'В.И.Ленина. По основным разделам были прочитаны три доклада на проводимых в
ЖП7 им. В.И.Ленина Всесоюзных научных конференциях "Пуришев-ские чтения".в апреле и декабре 1989 года, декабре 1990 года.
Объем и структура работы. Введение, три главы, заключение и список литературы размещаются на 223 страницах, из которых 198 составляют основной текст. Список цитируемой и использованной литературы включает 270 наименований, из них 143 - на иностранных языках.