Введение к работе
Актуальность исследования... Предлагаемое диссертацикшэе sc-следоваїко посвячено изуадптк истсркк г^ігра бітаграфзїЕ z йТ«-~з*» еоп литературе ХУШ -ПК зеков - клочзкк scai.oB в процесс? sr-з становленім и формирования,,
Интерес к одпоп из так называсяг: маргинальных лктерат>рг;хс фори вкэван естественной потребкооїьо з псото.чіа:о?.ї расЕигесглг: дпг-пазона литєратуроведтеоіпк поіктгоз,, з каб лад змиях ::s ес^~-,г^.::-> 5^k:s явлениями литературного творчества, роль п зглчєїпїо serous ще недостаточно оцонзш»
При шйуїдихся разнообразии: н обилии ->абот по истории канра биографии / ССАверинпев, І'вЯЛ'іг.г2бург, РХоксратщена, ДоС?гуф -ijiepj А.Ерют и дро/r з большой і:.еро по его гзоргк / Д«0лужзьс П.Краснов, А.Пглтс.;,, РЛжгягга, ЯЛСэндолд, Я.Эдель и ;і?с/ -??: он,-тіша потребность в сборе фактического материала / кг. зїо ераге::;::;?~ со указывает автор фундаментального обзора работ по такой тэкй И.ІГ.Езленьиий/,, емнея которого видится не стольно з разрег с;б~с теоретических проблем, связаншх с утим :,уско)іьзаїзиж.',: г/інгсг^» сколько в понимании "логіст его парадигілатичесігах сдкїРиП% кєзе-ігазї.-л сближения її отдаления от другії* гапрэв, прішцкгоз '.;;an-:o;vvr.5- твпя с їпкі. Результати сопр^-ппдг исследований по исїорйшгкрг.йа-шгоских -unpon, роїгаїа препде еоого, побуждаю? обратиться к їся ііліді /вернее, пер/серийным/ фер-іаїл,, аетєтпческие нрищілі::: уетзр^с способствовали становлення зедущих литературных "o'pass ванни, при: с гем раскрывалась и собственная значимость, уникальность г.ергтж как явлений художественного творчества. Обращение к "второсгепзз-mi'i литературный ftop_ait, как правиле, даст ...о смогло с з :> пожоезіс;' взглянуть на яаі=ри "п^таего ряда", уточніть іпс геигзка, .зпсдкїгіг; поетики, эстетических прг ЦІПІ03.
lie пришагдя значенім того огромного вклада з разработку ;сср:яї и истории гльра биографии, которая сделан утекши зарубежных сг*Ра=3 и калики литєратуроведаїїіїо следует отметить, что беяызкпетм <йун» дакенталышх работ по проблеме написали несколько дегяти-зткй гону назад? во мкогсц сгаг отстали от сов-рзмешпгг л'геературопедчеекгс: концепции, теорий. Главный авторитетный труд по история аьгекгл-еоп биографии Дональда Стауп^зра '"еет озиыгоцитчльнчй харастср, рп ."вэодил" в традиционные' наупныи обиход савка, бкагра^ичееккз произведения,, малоизвестіа. а нсгорнко-якгературйлэ *л."Тхї, пототахз
*ыли "вписаны" в традиционные представления об истории английской литературн. Современные исследователи яанра в большинстве случаев сосредоточивались на синхронической анализе, на материале одного врсиаяного среза; в теоретических разработках биография нередко предстает либо как чвление изолированное, либо "растворенное" в иных канрах и стилях.
Представленная диссертация является тагам образом первой попыткой в отечественном литературоведении изучения истории жанра биографин в динамике, v рамках английской лнтє^татури Х2ГН1 - XIX в.в. Автор исходит из потеснил жанра биографии гак особой Яорш литературного творчества со своими законами поэтического и чтиле«ого функционирования.
Екшанйо сосредоточено на одиоа из ведущих, klx кажется„ канро-шя разновидностей биографии' - писательской 6i:orr"*Hnp когда авто-рем Еязкеопнсания писателя стаїювитея другой писатель. В гаком слу-"чае наблюдается удивительный сплав шетерства писателя и литерато-ра-фнюлога, ярчо вшиляется сама специфика биографического искусства, этого особого типа "гуманитарного знания"/ Ц.Бахтин, Г'.Вино-
. В анализ включены произвадешЯ( которые практически не знано-ш отечественным читателям и которые не были предметом исследования s нашем литературоведении.
Нет, и задата диссертационного исследоваши имеют и историко-литературное, и теоретическое значениз. Изучение того, как pas-, вивалась английская писательская биогра-рия на протяжении двух веков, позволяег расширить представление о литературном процессе в Англии в целом, уточнить в нем место и ропь как ведущих так и пернферик-нях участников. Шзсте с те * гтц было понять и раскрыть в дина-M*uidp исторической изменчивости сацу жанровую природу биограі^ииг "специфику єо художественности; при всем "ускользающем" характере Еанровых прилет вайгт доминанту, свойственную определенной snoxe, направлению, ищриидуальнооти автора.
Методологической основой е связи с этим был социокульт.урологк-чвакт принцип анализа, исторические варианты писательской биографии рассматривались в контексте культуры, как отражение изменений,, происходивших в сознании, мироощущении, эстетических принципах в катщую конкретную эпоху. Автор опирался и на современные дости-
жешія в исто-ико-поэтологическом изучении текста, литературшае жанров.
Теоретическат и практическая значимость работы иидатся в чощ что представленный конкретный историко-литературный материал поз» воляет регламентировать "вольные" теоретические размышления, ваз-казывания о жанре биографии, найти какие-то общие точки оясчега, позволяющие воспринимать биографию как полноценный и полноправ"? ныП литературный ф'еномен со своей узнаваемой и внявляєїйй гаоэгя-кои. Практическую и теоретическую экачпмость в курсах то кстери! зарубежной литературы будет, как кажется, иметь а»аишз мяло- ./или вовсе/ неизвестных произведений, литературных форм в їворчєоїва известных английских писателей - У.Годвина, Карлепля, В.Скетта, локхарта, Т.Мура и др.
Апробация . Основные положения диссертации' изложены в опубликованных статьях и трех учебных пособиях / общий объем. - Г? И.Ж./. Результаты исследования были представлены на научных конференция.: в Днепропетровской госуниверситете / 1938- 93/, мзквузовских конференциях в МГУ /1588- 93/, Симферополе /1989/, Одессе /іЗУІ/v ' Орле /19У2/, РАН'о /1992/, на Пуришевский чтениях в ОТУ /1991-92/, Смоленске /І9У8/.
Структура диссертации . Диссертация состоит из выведения, четырех глав, заключения и примечаний, включаючих цитируемую научнуг литераауру.