Введение к работе
Диссертационная работа посвящена исследованию английских дневников семнадцатого столетия, являющихся неотъемлемой частью литературы "одного из самых славных периодов развития английского гения и цивилизации". Зпоха Реставрации (1660-1666) стала тем временем, на которое - в силу объективных и субъективных причин-пришлось создание лучших образцов мемуарной прозы, оказавших существенное влияние (как прямое так и косвенное) на развитие литературного процесса в Англии и до сего дня являющихся предметом национальной гордости британцев.
Актуальность, исследования определяется необходимостью ввода в научный обиход особого литературного пласта, развивающегося подспудно (читателю-современнику не предназначенного, адресованного тіотоілкак), не связанного своей художественной структурой с основными стилевыми тенденциями века, не ориентированного на вкусы критиков, придерживающегося особых ианров и состоящего из произведении, созданных а разной степени далекими от литературного творчества людьми. Мемуарные кзнры из-за своего изначально внелитера-турного происхождения всегда находились на периферии литературной теории и вопреки широким возможностям, которые они открывают перед теоретиками и историками литературы и культуры, .практически не исследованы учеными России.
Объектом исследования в диссертации является процесс становления жанра дневника в английской литературе, начиная с XVI века,
-
Ступников И. Английский театр. Конец XVII - начало XVIII века.-Л.-1986.-С.13.
-
После неудавшейся попытки И.Кашкина издать "Дневник" С.Пшса в тридцатые годы и Пипе, и Эвелин лишь упоминались в работах общего и частного характера. См.: История английской литературы. Ї.І, вып.^.-й. ;Д.-1946.-0.^13. Ступников и. Инн Ол&илд.-;»;.-ііз'/о.-С.5. Урнов Д. дєфо.-.М.-197&.-С.4і!. Карцев Б. Ньютон.-Ы.-1Уо7,-
С. 33, 74. История Всемирной Литературы. 1'.4.-М.-1уй7.- C.Zl'6.
-2.-
когда юным королем Эдуардом VI, математиком и астрологом Джоном ли, просвещенным ьоиноы Томасом Канингсби, гробовщиком Генри (лэтчином, государственным деятелем времен Елизаветы Фрэнсисом воленкгамом была заложена традиция, высшими достижениями которой станут созданные в семнадцатом столетии (в эпоху Реставрации) "мемуары" Джона ЭвелинаС1620-1706) и "дневник" Сэмвэля Г1ипса( 1633-1703). Использова ниє в работе "Мемуаров" Сен-Симона, дневников Л.Толстого и М.Баш-кирцевой объясняется тем обстоятельством, что "несмотря на разительное внешнее несходство, 'в различных культурах обнаруживаются те не элементы и ситуации, есякий раз по-новому связанные друг с другой. Это похоке на смену картинок в калейдоскопе: картинки разнятся, а элементы те ке. Различие и родство множества химических соединений другой пример".
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении предметом специального многоаспектного изучения стали полные издания текстов произведений д.Эвели-,
на(тпе Diary of John Tvelyn. Now first printed in full from the manuscripts belonging to Mr.John Evelyn and edited by E.S.de Beer. In six volumes.-Jxford.-1955) И С.ПиПса(Тпе Diary of Samuel Pepys. A new.and complete transcription edited by Robert Latham and William Matthews. In XI volumes.-London.- 197.1-1983). ЬперВЫе В РУССКОЙ и зарубежной практике в диссертации определяется особое место "дневника" в системе мемуарных жанров: он рассматривается не ка?: первичная форма мемуарной литературы, "форма без формы", а как жанр во многом отличный от мемуаров, ибо автор дневника занят прежде всего настоящим, а мера присутствия памяти, воспоминания в подлинном дневнике зависит от того, насколько настоящее заставляет обращаться к прошлому: далекому или недавнему. Таким образом, "дневник" оказывается своеобразным зеркалом, в котором отражаются важнейшие изменения, происходящие в литературе и культуре: эволюция моды и вкуса, важнейших эстетических представлений, отношение к степени откровенности литературы, смещение границ меиду литера-
1. Гаврилов А.К. Традиционные историко-филологические приемы -необходимое условие новизны/70диссей.-1а90.-СЛ7. М.Бахтин еще раные писал о том, что "чукая культура только в глазах другой культуры раскрывает сеоя полнее и глубже".'
т'урой и не литературой. Ь дневнике обнажаются индивидуальные психологические мотивы общественного поведения, специфика мента-льности, отношение к миру, "привычки сознания, которые били присущи культуре данной зпохи, лежали в ее неосознанной основе, "подпочве"; и предстает тот "внутренний человек", который отличается от истерических "имиджей", строящихся в соответствии с нормами и правилами, законами и приличиями: оба этих "образа" характеризуют эпоху, определяют и проявляют границы дозволенного в ней.
Цели и задачи исследования. Целью работы является изучение особенностей возникновения и путей развития дневникового жанра з английской литературе XVI-XVII веков. Отсюда конкретные задачи, имеющие историко-литературную, социально-психологическую и теоретическую направленность:
изучить проблему истоков английских дневников эпохи Реставрации, их дальнего и ближнего генезиса;
рассмотреть "Календариуы" Д.Эвелина и "Журналы" С.Пипса (так авторы называли свои произведения) в качестве "исключительных явлений"(по терминологии М.Л-.Гаспарова) в английской литературе XVII века, наиоолее полно выранающих характерные признаки своей зпохк и достойных выступать ее "полномочными представителями" в истории культуры, одновременно выпадающих из своего времени, в силу опуолинования их лишь в XIX столетии;
проследить динамику бытования и функционирования манра "дневника" в системе мемуарных жанров;
исследовать мировоззренческие и эстетические позиции "даиэристов" эпохи Реставрации, используя не только их прямые высказывания, но и непрямые свидетельства, имплицитные оценки и невольно выракеппые взгляды и представления;
провести реконструкцию личностей д.овелина и С.Пипса ьо времени и социуме на материале их произведений;
поставив С.Пипса в положение "культурного собеседника", рассмотреть его поведенческие феномены, проявившиеся в отношениях с Деборой Биллет, и проверить "серьезность'Чпс терминологии д.Ь.Панченко) его отдельных высказываний;
1. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология// Вопросы философии.-1.-1968.-С.67.
- аргументировать значимость дневниковой прозы эпохи Реставрации для становления и развития английского просветительского романа.
Чтобы внимание к гаанру дневника не могло показаться преувеличенным, связанным с субъективными симпатиями исследователя, необходимо обратить внимание на следующее. Лишенный всякой "занимательной" изобразительности романа, дневник не стал лишь исторической и литературной достопримечательностью, как многое из того, что было "сочинено", а остался эстетически значимым явлением. Эстетическая, худокественнан активность материала лучших английских дневников эпохи Реставрации напрямую обеспечена духовными, внутренними процессами, эстетикой бесспорной достоверности внутренней жизни личности как вечного к неисчерпаемого предмета литературного творчества.
Методологическая установка работы. Диссертация выполнена в русле историко-генетического, историко-поэтологического изучения литературных нанров. Работа опирается на традиции отечественной филологии и достижения современных исследователей поэтики, интерпретации текста, теории и истории литературы и культуры.
Научная значимость работы. Выполненное исследование восполняет существенный пробел в отечественной англистике, не уделявшей прежде доланого вникания ни Д.Эвєдину и С.Пипеу, ни их произведениям, которые при бликайшем рассмотрении оказываются достойными занять места в ряду лучших образцов европейской реалистической прозы XVII века.
В целом предмет исследования, методология его анализа и полученные результаты могут найти применение в процессе дальнейшей разработки историко-культурной проблематики от семнадцатого столетия до настоящего времени. Материал, изложенный в диссертации, монет быть использован при чтении общих и специальных курсов по истории зарубеанои литературы.
Апробация работы. Из общего числа 30 печатных работ по теме диссертационного исследования опубликовано 18 объемом 20 печатных листов, в том числе монографии "Факт и вымысел в английской литературе XVII-XVIII веков"(19УЗ; 5п.л.), "Обыкновенная история любви Деб Биллет и С.Нипса, описанная им са-мим"(1У94; 4,Ьп.л.), "мемуары" Джона Эвели'на"(199о; 3 п.л.) и
статьи в журнале "Филологические науки": "Сэмюэл Пепис и его "Дневник"!19оУ, №3; 0,5л.л.), "Дион Звслин - эсквайр, дментлынен, мемуарист "(19у<3, №&; О.рп.л.). Но проблемам диссертации автор выступал с докладами на "Шекспировских чтениях"(Москва, 198^), на IV, V, VI Межрегиональных международных конференциях литературове-дов-акглисхов(Воронеж, I9S4; Пермь, 1S95; аиров, i99b), а также ка Iv, VI, VIII иуришевских чтениях(Москва, 1а9ШуЛ, 19ао).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечании и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 375 страниц.