Содержание к диссертации
Введение
Часть I. Развитие советской поэзии в 60-70-8 годы. Основные тенденции, движение жанров 13 - 172
Глава I. Проблемы. дискуссии. закономерности поэтического процесса 13-60
Глава II. Пути развития лиро-эпических жанров 61 - 131
Глава III. Основные тенденции. развития лирических жанров . 132 - 172
Часть II. Стилевые искания и. тенденции в поэзии 60-70-х годов. Типология стилей и стилевых течений 173-372
Глава I. Проблемы стиля и. стилевых течений 173-200
Глава II. Поэзия конкретно-реалистического стиля, ее. ведущая роль в поэтических исканиях нашего времени 201-253
Глава III. Романтическое стилевое течение и его модификации в поэзии 60-70-х годов 254-297
Глава IV. Сложно-ассовдативная, условно-фантастическая стилевая тенденция в современной поэзии . 238 - 337
глава V. Романтико-реалистическая стилевая тенденция к тяготение к синтезу стилевых начал 338 - 372
Заключение 373-380
Библиография 381-407
- Проблемы. дискуссии. закономерности поэтического процесса
- Основные тенденции. развития лирических жанров
- Поэзия конкретно-реалистического стиля, ее. ведущая роль в поэтических исканиях нашего времени
- Сложно-ассовдативная, условно-фантастическая стилевая тенденция в современной поэзии
Введение к работе
В истории советской: поэзии 60-70-е года занимают особое место. Это один из; интересных, значительных и сложных периодов, еще недостаточно освоенных нашей критикой и литературоведением. Актуальность и научная значимость данного исследования обусловлены не только тем, что оно обращено непосредственно к современному материалу, но и направленностью на обсуждение таких фундаментальных проблем науки, как закономерности современного литературного процесса, многообразие форм и стилей в поэзии социалистического реализма В настоящее время перед исследователями советской литературы встает ряд насущных проблем а аспектов ее развития. На это нацеливает то серьезное внимание, которое было уделено вопросам литературы и искусства на ХХІУ, ХХУ и ХХУІ съездах партии, а также в партийных документах. В Постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной, критике" /IS72/ особо подчеркивалась важность задачи - "глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса"
Период развития литературы: и, в частности, поэзии, которому посвящена работа, очень важный, насыщенный, полновесный. В истории нашей страны. 60-70-е годы - это время, когда окончательно сложилось развитое социалистическое обществе сформировалась "новая историческая общность советский народ , реальные достижения: социализма были закреплены в тексте новой: Конституции СССР. Это имеет непосредственное отношение к существенным чертам современной: литературы и искусства.
Этап развитого, зрелого социализма неотделим от предшествующих периодов. Если говорить о литературе и особенно о поазии, то процессы и тенденции» начинавшиеся еще в конце 50-х: годов, прср-должались и завершались в последувдие десятилетия. Но именно 60-70-е годато сложный, динамичный и цельный период, ЭФО литература зрелого социалистического общества с ее существенными чертами, и закономерностями В ати годы плодотворно работают поатн всех поколений - от тех, кто стоял у истоков советской литературы, и тех, чей талант сформировался в ЗО-40-е годы, до впервые выступившей поэтической молодежи В ато время создаются многие выдающиеся, вершинные явления нашей поазии, как, например, книги стихов А.Твардовского, Я.Смелякова, Ы..А сеева, .[[.Мартынова, М.Светлова, многих национальных поатов /А Малышко, МЛанка, З.Межелайтиса,, Р.Гамзатова, KJCy-лиева/. Подтверждением успехов советской поазии и ее вклада в мировой литературный процесс является развитие современной поэмы /произведения Е.йсаева, С.Наровчатова, Ю.Марцинкявичюса, Д Ку-гультинова, М.Карима и других/.
Если говорить, о степени изученности атого материала, та необходимо сразу отметить, что существует обширная! критическая и исследовательская литература. С развитием поэзии этих лет связаны многочисленные дискуссии на страницах, периодической печати. Ей посвящено немала статей, книг и диссертаций . В спорах и об - З -суждениях, в работах критиков выявлялись многие существенные стороны и тенденции поэтического процесса, получили освещение проблемы гражданственности современной поэзии, ее идейно-нравственные и эстетические искания, творческое своеобразие ряда видных художников. Однако тема "Советская поэзия 60-70-х годов" как. предмет научного исследования еще далеко не исчерпана. Й особенно — в жан-рово-стилевом аспекте. Здесь перед наукой остается, в особенности актуальной задача выявления главных тенденций и закономерностей литературного поэтического, художественно-стилёвогег процесса.
В поэзии этих двух десятилетий развернулись интенсивные идейно-художественные, жанровые и стилевые искания. Характер и направленность этих поисков» их художественная значимость и результаты были различны. Она во многом зависели от целей и задач, поставленных перед собой, художниками. Наряду с плодотворными исканиями, принесшими подлинные открытия, имели место и сомнительные эксперименты, мнимые "новации" не сулившие настоящего успеха. Однако: не эти отклонения, "завихрения" и "сбои", возникавшие в творчестве отдельных авторов, определяли главную линию развития. Основные достижения поэзии 60-70-х годов определялись теми неисчерпаемыми возможностями, которые открыло перед художниками основанное на принципах верности жизненной правде, партийности ж народности новаторское искусство социалистического реализма, дающее "широкий простор для проявления личной творческой инициативы, высокого мастерства, многообразия творческих форм,, стилей и жанров" .
Огромный и сложный исторический опыт нового общества, вступившего в стадию зрелости, вооруженного уже в начале 60-х годов Программой развернутого коммунистического строительства, определил на том этапе содержание и главные задача искусства и литературы, новые тенденции их развития. Именно в эту пору в самой художественной практяке нашла выражение их идейная, эстетическая и художественная зрелость, наиболее полно и многогранно реализовались важнейшие принципы и творческие возможности Художественные искания 60-70-х годов, плодотворные тенденции развития поэтических: жанров и стилей опираются на весь социально-политический, нравственный и эстетический опыт эпохи, на традиции советской поатической классики, искусства социалистического реализма. Связь с художественно-эстетическим и. опытом и традициями поэзии эпохи. Октябрьской революции и гражданской войны, 20-30-х годов, периода Отечественной войны и послевоенного возрождения осуществлялась- не только в общем плане литературной преемственности» но и непосредственно в творчестве поэтов старшего и фронтового поколений. Все это нуждается в конкретном анализе и теоретическом осмыслении.
исходя из сказанного выше, можно определить цель и задачи исследования: на широком материале творчества поэтов разных пока-лений и индивидуальностей: раскрыть пути и способы художественного решения важных жизненных проблем, рассмтреть различные направления жанровых и стилевых поисков, выявить наиболее плодотворные пути художественных исканий, наметить типологические черты стиля, определить существенные тенденции и закономерности современного поатического процесса в его связи с предшествующим литературным развитием.
Обращение к современному этапу развития поэзии с целью выявить его существенные тенденции и закономерности в жанровом и стилевом аспекте, в связи с предшествующими периодами - требует особого внимания к вопросам теории и. методологии. Определенная проблемно-теоретическая направленность и методологическая оснащенность- исследования должна послужить гарантией от нередкой в работах, написанных на текущем материале, обзорности и эмпирической описательноети. Методологическую основу диссертации составляв ют труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы. КПСС по вопросам литературы и искусства, достижения современной литературоведческой мысли в области теории.
Современное советское литературоведение и критика опираются на прочную основу марксистско-ленинской методологии, обеспечивающей: их научность, объективность и постоянное творческое обогащение в ходе познания, осмысления и идейно-художественной оценки результатов живого литературного развития. Вместе с тем само ато развитие все время обновляет и уточняет стоящие перед литературс -ведом и критиком задачи исследования литературного процесса, era общих закономерностей и отдельных: выдающихся явлений, самих: принципов анализа произведения и творчества художника, жанровых: форм и стилевых течений. В основополагающих трудах классиков марксизма мы находим философски-теоретическую базу решения коренных вопросов художественного творчества, в частности, вопросов соотношения общего и индивидуального, что? открывает путь к специфическим проблемам анализа и типологии жанров и стилей.
В.ЙДенин писал в своей работе "К вопросу о диалектике": "...отдельное не существует иначе как в той: связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через: отдельное. Всякое отдельное есть, /так или иначе/ общее-; Всякое общее есть, /частичка или сторона иди сущность/ отдельного... Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого: рода отдельными /вещами, явлениями, процессами/ и т.д. Уже здесь есть элементы, зачатки понятия необходимости, объективной связи природи etc"1.
Анализ диалектического характера явлений, процессов в природе и обществе открывает перспективу конкретного познания их в движении, естественных связях и закономерностях. Общее и особенное, индивидуальное постигаются в их сложном, органическом и противоречивом сцеплении, взаимодействии, в их глубинной сущности и неповторимо своеобразном проявлении.
Б классическом труде "Немецкая идеология" К.Маркс и. Ф.Энгельс подчеркивали: "Индивиды всегда и при всех обстоятельствах "исходили из себя", но так как они не были единственны в том смысле, чтобы не нуждаться ни. в какой связи друг с другом ., то им необходимо было вступать во взаимоотношения друг с другом. /._.../ Словом, мы видим, что происходит, развитие и. что история отдельного) индивида отнвдь не может быть, оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяет.ся ею"2.
Проблемы. дискуссии. закономерности поэтического процесса
Характерные черты и особенности литературного процесса 60-70-х годов были обусловлены самим временем, важнейшими событиями, в жизни страны и народа, их: отражением в духовной сфере общества. Будучи тесно связана с предшествующими периодами развития, опираясь на свой богатейший исторический опыт, советская поэзия на новом этапе черпала вдохновение в борьбе народа за коммунизм, в творческом преображении земли, в становящихся реальностью замыслах освоения Вселенной, Она активно стремилась выявить и художественно запечатлеть, то новое, что вошло в жизнь и душу человека нашей эпохи Уже в конце 50-х годов в развитии поэзии обозначились новые черты и тенденции. Непосредственное влияние на нее оказала огромная работа Коммунистической партии, направленная на совершенствование и дальнейшее развитие ленинских принципов во всех областях нашей, жизни,. Отвечая на запросы времени, поаты стремились чутко отразить тег состояние духовного обновления и подъема, которое переживало наше общество.
Сами особенности общественной жизни того периода, социально-исторические условия и обстоятельства ставили, перед литературой и искусством свои специфические проблемы и задачи. И прежде всего следует отметить углубившееся внимание к правде о времени и человеке, интерес к реальным жизненным коллизиям и ситуациям, к анализу духовного мира и нравственных ценностей личности. Это стремление к реальности», достоверности, факту дополнялось мощной тягой; к новой широте охвата жизни, возросшей, масштабностью поэтического мышления.
Обращение к насущным и сложным вопросам жизни, стремление раскрыть глубинную суть событий современности и недавних лет, более пристальный взгляд на историческое прошлое нашей ст-раны отличают поэмы. В.Луговского "Новый год" и "Москва" из книги "Середина века", новые главы поэмы. А.Твардовского "За далью — дальї С новым масштабом подходя к осмыслению значительности настоящего времени как середины века /само ато название, родилось в процессе окончательной, доработки книги поэм к печати/, В.Луговской. писал: Вошла душа в большое время, правды,
Той правды, что для нас, людей, одна. Заметно усиливаются гуманистические и социально-исторические мотивы; в лирике Н.Заболоцкого Нравственные поиски, тревожные раздумья оз путях человечества» о счастье человека умудренно и страстно звучат у Н.Асеева. Ярким и вдохновенным словом о Родине, о ее природе, истории, сегодняшнем дне выделяется лирика А.Прокофьева. Пристальнее к жизни и людям, к современности и истории становятся в своих стихах Я.Смелякав, НЛшаков, С.Наровчатов, С.Орлов. Новые черты проступают и в творчестве молодых: поэтов, чьи: темпераментные голоса становятся все слышнее,, привлекая внимание читателей и слушателей.
Именно в это время необычайна возрос интерес к поазии, расширился круг .ее любителей и почитателей. Поэтическое слово зазвучало на вечерах, па радио и телевидению. Стали традицией "Дни поазии", проходившие во многих городах страны. Порою в "эстрадном" успехе некоторых молодых поэтов и возникал налет сенсационности ш поверхностной "моды" Однако главное; в атом интересе и внимании к стихам определялось не прихотью моды, а высокой т. ,\ "! требовательной любовью народа ко всему подлинно значительному, что создано в поэзии. Это обусловило и главные линии ее развития.
Задачи, поставленные жизнью, народом, решениями партийных съездов перед искусством и, в частности, перед поэзией, требовали: обращения к тому, что составляет жизненную основу творчества, - к современности. Не случайно само это слово так мощно зазвучало на писательских обсуждениях, пленумах и съездах, оно буквально не сходит; со страниц газет и журналов конца 50-х годов. Так, на Ш Всесоюзном съезде писателей /май 1959 г./ в выступлениях многих делегатов, в частности, А.Твардовского - осмыслялся новый этап литературного развития: и шла речь о качеошве произведений, посвященных современности. "Период развернутого строительства коммунизма в стране - ато не простор не номинально новые условия существования литературы, ато иная, новая мера требовательности, предъявляемой к. нам народом, которая решительно отделяет нас от минувшего периода"1.
Этому же: вопросу: как лучше выразить» наше время в поэзии -была посвящена дискуссия "Поэт и современность", состоявшаяся в декабре IS5& г» в Ленинграде. На ней присутствовало свыше ста человек, и не случайно в приветственной- телеграмме рабочих-металлистов: она была названа "Всероссийским съездом поэтов" Выступавшие на дискуссии Ж.Антокольский, 0»Берггольц, С 0рлов, А.Ирокофьев, Н.Рнленков, Б.Еучьев, НДихонов, В.Федоров и другие/ особенно подчеркивали, что от поэтов вдут глубокого раскрытия современности, а не только отклика на "злобу дня", что задача времени - всесторонне раскрыть средствами стиха внутренний мир человека, дискуссия помогла увидеть реальные успехи нашей поэзии, она свидетельствовала о живом стремлении поэтов художественно освоить. Ашогообразную современную проблематику, которая не сводится к органиченному кругу тем и мотивов, а охватывает всю сложность жизни, раскрывшегося душевного мира.
Поэтическое открытие современности, художественное воплощение ее разных сторон и граней- было задачей поэтов всех поколений. В самом разнообразии подходов и индивидуальных путей, ее решения наметилась общность творческих исканий. Говоря о нашем сегодня, поэты искали его истоки в героическом прошлом. При атом ветераны советской поэзии, привнося прошлое в духовный мир современного человека, обогащали его мировосприятие своим живым знанием истории и нравственным опытом.
Основные тенденции. развития лирических жанров
В 60-е — 0-е года пути развития и обновления поазиж отчетливо обозначились в проблемно—тематической. , нравственной-эстетической и художественна-стилевой сфере. Поиски новых жанров и жанровых разновидностей, художественных форм и выразительных средств шли в; творчестве поэтов разных поколений. В книге "Лирические атюды" /IS69/ Э»Межелайтис, в частности,, отмечал:. "Искания не имеют ничего общего, с небрежением к лучшим традициям, с отрицанием их Искания - аго разведка новых: возможностей. Это, говоря космическим языком, поиски новых: пространств, новой связи между Человеком и Историей, между Человеком и Эпохой" /3,223-224/.
Возросшая, сложность и многообразие самой жизни, расширение сферы человеческих переживаний, постоянно: умножаемые богатства художественного: опыта и традиций прогрессивного искусства обусловливали интенсивность жанровых поисков и тенденций, в лирике. Обостренное внимание к духовному миру личности в ее углубившихся связях, с обществом, историей вела к разнообразию лирических жанров и форм.. В поэзии, атих лет видное место; заняли различные формы раздумий - философских, публицистических, интимно -лирических, причем характерной: тенденцией было стремление продолжить и: развить то, что в свое время блестяще осуществил в. советской поэзии Маяковский, — живое единство, нераздельность. общественнон?ражданских и личных мотивов..
В произведениях Н.Асеева и Л.Мартынова, А.Твардовскогсг и Я. Смелякова, Б.Ручьева и В.Федорова, М.Луконина и С.Наровчатова, М. Дудина и: С.Орлова, Э.Межелайтиса и ДЛСугулыинова, а также многих: других это качество! нашл художественно разнообразное и глубокое воплощение. В начале 70—х годов ату тягу к взаимопроникновению двух начал с особой полемичностью подчеркнул Е.Евтушенко-, дав свежей книге зарубежной публицистики название "интимная лирика". Тесная связь личного и общенародного, государственного определила в лучших стихах: современных поэтов на гражданские тема социальную наполненность самых сокровенных лирических медитаций.
Во многих поэтических произведениях этого времени авторские раздумья-переживания или сюжетно-повествовательные картины соответственно выражались в формах, с одной, стороны, лирического монолога, обращения, с другой, - баллады, стихотворного рассказа или портрета. Нередким было использование и творческое обновление традиционных: жанров и строфических форм, имеющих многовековую истеь-рию: оды, элегии» сонета и др Всё это поставило перед критикой и литературоведением вопрос о необходимости конкретно-исторического исследования и теоретического осмысления процессов, происходящих в современной-лирике, что связано с немалыми: трудностями. Дело прежде всего в том,что проблема жанров и жанровых форм новейшей лирики - одна из сравнительно мало исследованных в науке.
Вообще, как: верно4 отмечает Г.Н.Поспелов: "Проблема литературных жанров очень слабо разработана в современном литературоведении"1. Говоря о трудностях классификации: и систематизации в этой области, автор в то же время справедливо настаивает на ее необходимости: "Изучение лишь отдельных жанров, вне попытки создать их: систему, чем так: часто занимаются: многие теоретики литературы, не может привести к положительным результатам" /Там же „с. 154/» Однако попытки классификации: жанров в лирике„ особенно в современной, не всегда приводят к безусловному успеху. Г.Н.Поспелов пытается осуществить задачу "различения в лирических произведениях тег же жанровых особенностей, тех же групп жанров, какие мк нашли: в эпосе и драме" /Там же,с.237/ Стремление "применить единый принцип деления во всех трех литературных родах" в данном случае позволяет, наметить лишь самые общие содержательные рубрика "национально исторических", "нравоописательных" и "романических" жанров,
С другой, стороны, в книге "Лирика среди литературных родов? Г.Н.Поспелов выделяет разновидности лирики в зависимостя от тематических различий, от направленности социального сознания писателя вглубь себя или на явления внешнего мира "Лирика может быть...
При атом основным типом, выражающим существенные свойства лирического рода, является медитативная лирика, что не мешает ее большому тяготению, к предметной изобразительности. Подобное выделение разновидностей лирики несомненно плодотворно для ее системного и тилояогическогог рассмотрения.
Поэзия конкретно-реалистического стиля, ее. ведущая роль в поэтических исканиях нашего времени
Уже в начале 60-х годов в поэзии отчетливо обозначилась стилевая линия, связанная с именами А.Твардовского, Я.Смелякова, С. Маршака, А.Яшина, С.Наровчатова, А.Межирова, Б.Слуцкого, Е.Винсь курова и других. В критике это течение получило различные наименования: реалистическое, непатетичеокое, "в формах жизни", предметно-аналитическое, конкретно-аналитическое и т.п. Выявляя: на материале других периодов развития советской поэзии, общие черты этого стиля, исследователи подчеркивали,: "В произведениях конкретно-реалистических идеал, как скрытый источник света равномерно: озаряет всю картину... Иными слешами, идеал полностью воплощен, растворен в образе. Писатель создает, полную иллюзию... доподлин-ностя, достоверности".
Воспроизводя реальную действительность такою, как она есть, поэт реалистического стиля /в данном случае речь идет о Твардов ском/ выступает: как "строгий реалист, художник чрезвычайно дорожащий естественностью повествования и точностью изображения жизни, избегающий и тени аффектов, какой бы то ни было натянутости, стремящийся работать простым, даже как бы незаметным словом и такими же рифмами, ритмами .
В противоположность романтической приподнятости, яркости красок, возвышенной патетике и обобщенности здесь на первый план выступает реалистическая простота, конкретность и достоверность, склонность к предметной детализации и выявлению существенных подробностей. Но это нисколька не мешает "в формах самой жизни" создать большие поэтические обобщения, с помощью "обычных" художественных средств-адекватно воплотить гуманистическую концепцию шь вого мира, наиболее полно осуществить эстетические принципы и творческие возможности метода социалистического реализма Существенные качества реалистического стиля, его демократизм и народность, внутренняя емкость и содержательность поэтического слова и образа, ритма и интонации, всех стиховых средств - при кажущейся их внешней простоте и незамысловатости - с наибольшей полнотой и силой раскрылись в лирике А.Т.Твардовского 60-х годов. Сам поэт видел важное достоинство этого стиля прежде всего в том, чта он дает, "во всей властной внушительности достоверные картины живой жизни", одновременно отвергая "жалкое и бескрылое, скучное, как домовая книга на экране, едва освещенное убогой мыслью копи-рование аизни"1.
"Секреты простого стиля? А.Твардовского получили освещение во, многих работах о нем2. Так, например, в книге В.Гусева хороша показаны такие важнейшие стилевые черты, как. "высокий психологизм его поэзии", особый тиц его метафоры, которая основана "не столько) на повышенном-субъективном "соединении" явлений, свойств, дерзкой сшибке отдаленного", сколько "на самой изображаемой ситуации., на "соединенном" самой жизнью"1. Заметим, что указанные особенно ста характерны и для других тропов /олицетворений, символов/ и Ві первую очередь для эпитетов Твардовского Еще в 1954 г. в ходе предсъездовской дискуссии В.Луговской говорил о различных стилевых тенденциях в поэзии, в частности, о ее движении "поп пути, естественности, подкупающей человечности стиха", о поисках и достижении высокой простоты: "Непревзойденная сила Твардовского в том, что он мыслит, думает стихом, что ему не нужно никаких дополнительных аксессуаров, сложной образности,что -бы. донести свою мысль прямиком до читателя.
Пределом такой простоты /далеко не простой/ являлся Пушкин, который говорил стихами так же проста, естественно и неповторимо? сильно, как человек, беседующий с человеком об обыденном и самом главном в человеческой судьбе, о судьбах эпох и государств?1 /3, 292-293/.
Для Твардовского, который не только стремился "донести свою мысль прямиком до читателя", а всегда добивался ее пластической реализации, воплощения в образе-переживании, особенно характерно) непосредственно закрепленное в слове все богатство предметного мира /отнюдь не сводимое к внешнему, бытовому правдоподобию/, а главное - столь же "материальное" воплощение богатства внутреннего, духовного, психологического мира человека в его разнообразных проявлениях, в сложном взаимодействии с временем, страной, народом, каждым неповторимым моментом бытия, эпохой и вселенной. Это и определяет существенные черты его стиля - не только предельную достоверность и убедительность внешнего рисунка, конкретность и аналитичность, но и т.онкий психологизм, философски-историческую масштабность поэтических обобщений, представленных в столь обычных и непритязательных "формах самой жизни".
Существенные черты и свойства, стилевые приметы земной, реалистически-конкретной, уходящей корнями в народную жизнь, глубока демократичной, масштабной и проникновенной, умной и сердечной поэзии, Твардовского отчетливо проявились в стихах его книги "Из лирики этих лет". В открывающем книгу стихотворении "Дорога дорог", написанном еще в конце 50-х годов и. не лишенном некоторого налета выспренности и риторизма, поэт видит всю страну "единой площадкой строительной", он мерит обыденные дела советских людей масштабами завтрашнего дня и эпохи, он рисует сам образ народа в былиннонбо -гатырских тонах. Отсюда и соответствующие фольклорные эпитеты /дела богатырские, сила молодецкая/, сама торжественная и мерная поступь стиха:
В места, чтог под завтрашний день застолбованы, Вступает народ, богатырь небалованный.
Сложно-ассовдативная, условно-фантастическая стилевая тенденция в современной поэзии
Эти бытовые подробности, имея для поэта особую притягательную силу, как правило, все же нужны не сами по себе. Более того, по замыслу автора, именно они призваны помочь рождению поэтического чуда. Из них самих, а может быть, в их преодолении возникают отблески: и отзвуки той красоты и гармонии, которую поэт носит в душе и созвучие которой, он отыскивает в окружающем мире,.
Начиная с первых выступлений в печати, Е.Евтушенко заявил о себе как о поэте незаурядного гражданского и публицистического дарования. Но на этом пути его постоянно подстерегала опасность, соскользнуть на поверхностную описат-ельность, риторико-декларатив-ный тон. С другой: стороны, спеша высказаться по самым важным вопросам и критически, рассматривая многие жизненные явления, поэт иногда сбивался на явную односторонность, впадал в крайности. В некоторых его произведениях 50-х годов можно обнаружить тенденцию к "дегероизации" /"Фронтовик" и др./. Размышляя о том, "что даленет великою страну", он пришел к выводу, что величие русского народа - в его якобы неизменной склонности к страданию. Тема гуманизма у Евтушенко: в ряде случаев приобретала оттенок: сентиментальной жалости к: "маленькому человеку".
В начале 60—х гг.. под воздействием самой жизни, ее реальных героев гуманистические мотивы в творчестве поэта становятся более заметными и активными. В книге "Нежность" /1962/ Е.Евтушенко) пишет о внимательном отношении к человеку, о нежности и доброте. Герои его стихов - скромные, незаметные, обычные люди /"Дядя Вася", Первая машинистка", "Старый.бухгалтер"/. Они изображаются с нескрываемым сочувствием и служат для поэта примером неустанной человеческой заботы о других, близких и дальних Правда, оттенок сентиментальной сострадательности сквозит ж в авторском отношении, и в изображении героя- Таков, к примеру, заглавный персонаж стихотворения "Дядя Вася": "Он вечен, как страдания людские, а жалости к ним столько накопил он!"
Но главное в характере и. поведении персонажей стихов, в отношении к ним автора - это деятельная доброта и человечность, прошедшие проверку в испытаниях грозной эпохи, в ее стройках и войнах, в ее повседневности. И. за обыденной неприметностью внешнего облика и жеста, за прозаическими деталями окружающей обстановки /"Выйду я из маленькой конторы,, улыбнусь растерянно весне...";, "...из большого ветхого комода выну фотографию одну"/ вырисовывается вся судьба и внутренний мир человека, то главное в нем, что видит автор в свете своей концепции гуманизма: Там, неловко очень подбоченясь, у элохи грозной на виду,
Стремясь философски осмыслить гуманистическую тему, Евтушенко хочет возвыситься над отдельными судьбами, чтобы утвердить непреходящую ценность всех и каждогог, казалось, бы, самого "незаметного" человека. В этом смысле показательно программное стихотворение, открывающее книгу: "Людей неинтересных в мире нет..." Сравнение судьбы человека с историей планеты призвано возвысить, воз-, величить ценность и; неповторимость отдельной человеческой жизни; "Не люди умирают, а миры"... И все же поэтическая мысль, развиваясь, получает своеобразный оттенок: человек интересен в первую очередь не тем, что он сделал /"Да,остаются книги и мосты,машины и художников холсты"/,а прежде всего своим "тайным личным миром".
Уходят люди... Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать.... /Там же, с.б/ Думается здесь сказалось отступление от социальных критери- / ев гуманизма в сторону отвлеченной человечности. Однако в творче-/ стве Е.Евтушенко одновременно шло и преодоление этих тенденций. Еще в середине 50-х гг. у него отчетливо обнаружились гражданские, революционно-патриотические и интернациональные мотивы /"Коммунисты", "В бою за Советскую власть"/, которые развивались и в дальнейшем /зарубежная публицистика, кубинский цикл/. В произведениях, написанных в середине 60-х гг., усиливается ощущение ответственности перед борцами революции, отдавшими жизнь за коммунистическое будущее, перед: Родиной и народом, перед лучшими людьми России, оставившими немеркнущий след в ее истории. Это чувства осознанного гражданского долга звучит в стихах сборника "Катер связи" /1966/, во многих главах поэм "Братская ГЭС" и "Казанский университет" Более зрелой и действенной становится гуманистическая концепция поэта. Его уже не столь влекут к себе заурядные, "маленькие лвди. В стихотворении "Жизнь делает нас маленькими ,." поэт как бы оспаривает свЬй прежний лозунг: "Будем великими!"