Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова Науменко Алла Владимировна

Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова
<
Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Науменко Алла Владимировна. Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова : ил РГБ ОД 61:85-10/758

Содержание к диссертации

Введение

2. ГЛАВА I. Поэзия 60-х: проблемы и тенденции ... 21-89

3. ГЛАВА II. Творчество Н.М.Рубцова. 90-192

Раздел I. Ранняя лирика /1955-1962 гг./.. 90-110

Раздел П. Творчество Н.М.Рубцова второй половины 60-х годов /I963-I97I гг./ ... III-I68

Раздел Ш. Поэтика Н.М.Рубцова...169-192

4. ВЫВОДЫ. 192-196

5'. Список литературы. 197-215

Введение к работе

Поэзия послевоенных десятилетий и особенно второй половины 60-х годов отмечается необычайным богатством и разнообразием творческих исканий и открытий. Это интересный и сложный период развития советской поэзии. Его изучение, интенсивно ведущееся в течение последних двух десятилетий, все же еще не достаточно полно представляет это явление в советской литературе.

Постановления ЦК КПСС "0 литературно-художественной критике" /1972/, "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" /1979/, "О творческих связах литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строитель-ства" /Е982/, материалы Юбилейного пленума Союза писателей СССР /сентябрь, 1984/, ориентирузга? исследователей на раскрытие смысла и значения важнейших явлений поэтического искусства в контексте литературного развития эпохи.

Разговор о проблемах развития поэзии 60-х годов заключает в себе "объемное историко-литературное и теоретическое содержание и предполагает решение немаловажных вопросов: в каких общих соотношениях и проявлениях происходил синтез унаследованного и новаторского" ' и то, как он содействовал дифференциации и интенсификации литературного процесса того времени, а также становлению самостоятельных образных систем.

Представляется, что исследование поэзии 60-х годов как составной части общелитературного процесса предполагает сочетание проблемного и историко-литературного аспектов. І/ ІЗушмин А. Преемственность в развитии литературы. - 2-е изд* -Л.: Худ.лит., Ленингр; отд-ние, 1978, с.98.

Актуальность работы в попытке целостного литературоведческого анализа поэтических процессов 60-х годов, а также в изучении формирования и развития под знаком проблем поэзии 60-х своеобразной поэтической системы Н.Рубцова, Творчество поэта определю целое направление в лирической поэзии второй половины 60-х годов, оказало влияние на становление многих поэтических дарований в 70-ые - 80-ые годы. Целостное представление .о поэзии Н.Рубцова в советском литературоведении пока еще не сложилось. До настоящего времени она изучается лишь фрагментарно, на уровне критических описаний. Выбор периода 60-х годов в качестве материала исследования связан с тем, что в нем коренятся истоки многих тенденций, наметивших пути развития советской поэзии в последующе годы в целом. Условность хронологического обозначения рамок данного десятилетия вызвана традицией членения литературных этапов, хотя хронологические десятилетия и не обозначают этих этапов в четком виде.

Интенсивное развитие поэзии в середине века привлекало ученых и литературоведов, которые сделали немало интересных наблюдений и замечаний на основе богатого поэтического материала тех лет. Дяя этого десятилетия было характерным появление многих значительных поэтических произведений, отразивших важнейшие перемены в общественной жизни страны, и не случайно исследователи заговорили об определенной его "порубежности" '.

Эту особенность того времени с большой силой художественного чувства отразили в своих произведениях поэты всех поколений. Наиболее отчетливо проявились признаки новой жизни и нового идейно-эстетического качества образного познания мира в творчест-

I/ См.: Павловский А. Память и судьба,-Л., 1982; Кожинов В. Начало лового этапа?-Литературная Россия, 29 ноября 1974 г. ве представителей старшего поколения: Бл.Луговского "Середина века" /1958 г./, М.Светлова "Охотничий домик" /1964 г./, А.Твардовского сб. "Послевоенные стихи" /1962 г./, А.Прокофьева "Приглашение к путешествию" /I960 г./, Н.Асеева "Лад" /1961 г./, П.Антокольского "Высокое напряжение" /1962 г./, "Четвертое измерение" /1964 г./. О новом творческом подъеме у писателей старшего поколения с удовлетворением говорили Н.Рыленков и Вл.Лугов-ской.

Начало 60-х ознаменовалось также ярким утверждением в литературе таких разных молодых поэтов, как Е.Евтушенко, Р.Рожде- енс ственский, А*Вознёсший, Р.Казакова, Н.Матвеева, Вл.Цыбин, Б.Ахма- дулина и др. Эпоха бурно возраставшего энтузиазма народа, быстрого роста его самосознания на гребень волны подняла именно молодежь, чутко уловившую новые настроения. Знамением времени становилась громкая, звучащая с трибун, поэзия. К середине десятилетия четко обозначилось новое направление в поэзии. Оно определялось качественно иным стремлением осмыслить действительность, поверив ее опытом истории. В творчестве поэтов, представителей поэзии философичной, а также так называемой "тихой лирики" наметился поворот к изучению классической традиции русского стиха. В целом во второй половине 60-х годов начался процесс нравственного возвышения личности, заметно повысивший требования гражданственности. Пожалуй, ближе всего к решению этих вопросов среди молодых подошли Н.Рубцов /цикл стихов о Родине/, В.Казанцев/сб. "Поляны света" /1968 г./, "Русло" /1969 г./, А.Прасолов сб."Земля и зенит" /1968 г./, А.Передреёв сб."Возвращение" /1972 г./, А.Жигулин сб. "Рельсы" /1963 г./, "Полярные цветы" /1966 г./.

Собственно, наличие в поэзии 60-х годов двух совершенно v противоположных направлений, идущих от разных традиций /одно от _ 6 - трибунной, гроілкой поэзии Вл.Маяковского - Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский и др. - и другое - от тютчевско-есе-нинской - Н.Рубцов, А.Прасолов, А.Жигулин, Вл.Соколов и др./, скорее характеризовало необычайное богатство поэтического процесса тех лет, нежели свидетельствовало о его нецельности. В творчестве этих, столь разных художников выразилось своеобразие того времени, а также сказался большой потенциал литературы социалистического реализма.

Но самым "дееспособным" оказалось поколение поэтов, заявивших о себе до начала Великой Отечественной войны и во время ее Дшогие приншлали в войне самое непосредственное участие/ - Е.Винокуров, С.Наровчатов, М.Луконин, О.Берггольц, А.Межиров, М.Ду-дин и др./.

Для поэтов-фронтовиков, а также для А.Твардовского, Л.Мартынова, В.Федорова, В.Бокова, С.Викулова, А.Прокофьева, Вл.Солоухи на, Вл.Соколова, А.Яшина и др. вторая половина 60-х годов ознаменовалась тем, что в их творчестве особенно отчетливо наметился поворот к более глубокому освоению традиций русского классического стиха, обострился их интерес к отечественной истории, к героическому началу в человеке. Поэты стремились философски осмыслить путь советского народа к революции, к социализму. Лирика гражданского звучания в их произведениях приобрела в то время решающее значение. Поэзия наполнялась интонациями медитативного, философского характера. Неслучайно и обращение поэтов к поэме /С.Вику-лов "Преодоление"1964, "Окнами на зарю", 1965, Е.Евтушенко "Братская ГЭС" 1965, А.Вознесенский "Лонжкш" 1963, Р.Рождественский "Реквием" 1961, "Письмо в ХКХ век"1965, В.Федоров "Седьмое небо" 1965-1967, А.Твардовский "За далью - даль" 1961, Е.Исаев "Суд ' памяти" 1963/ и др. Это обстоятельство свидетельствовало о наступавшем времени обобщенно-маютабного осмысления действительности нашими художниками.

Весьма существенно характеризовали процесс развития поэзии 60-х и дискуссии, периодически протекавшие на страницах нашей литературно-художественной печати - "о самовыражении" /1960-1961, ж. Новый мир/, "о лирическом герое" - ЛГ, 1963, "о традициях и новаторстве" - ж.Вопросы литературы, 1964, "поэзия и эстрада" - сб. День Поэзии, 1964, "черты литературы последних лет" - 1964, "о поэме" - 1965, "об интеллектуальной лирике" 1966, "о содержательности в поэзии" 1967, "о гражданственности" 1968-1969.

Совершенно закономерно, что столь сложное время в развитии советской поэзии являлось и является предметом серьезного изучения. Говоря о степени изученности этого материала, необходшло подчеркнуть, что здесь существует обширная критическая и исследовательская литература.

Вплотную к изучению поэзии тех лет подошли А.Макаров "Поколения и судьбы" /1967/, А.Михайлов "лирика сердца и разума" /1965/, "Ритмы времени" /1973/ и др. книги, А.Метченко "Кровное, завоеванное" /1971/, В.Панков "Время и книги" /1974/, М.Храп-ченко "Творческая' индивидуальность писателя и развитие литературы /1977/, В.Дементьев "Мир поэта" /1980/, Вя.Гусев "В середине века" /1967/, П.Выходцев "Поэты и время" /1967/ и др.

Изучению развития поэзии 60-х годов' посвящено немало диссертаций /Л.Лавлинский "Гражданские мотивы в лирике 60-х годов, М., 1972, АЛагин "Проблемы историзма в русской советской лирике 60-70-х годов, М., 1979, В.Мусатов "Проблема художественных традиций в современной лирической поэзии 50-х начала 70-х годов", Л., 1978, З.Старкова "Проблемы современности в советской поэзии - 8 -50-60-х годов", М., 1973, В.Зайцев "Русская советская поэзия 60-70-х годов /жанрово-стилевые искания и тенденции/" -М., 1983/.

Монография И.Гринберга "Бути советской поэзии" ~М., 1968, посвящена изучению этапов движения позли за полвека. Обрисовывая движущуюся панораму советской поэзии, автор книги сосредоточил внимание на отдельных творческих портретах стихотворцев того времени. Исследователь доказательно определяет особое место выдающихся поэтов в тех или иных литературных группировках, а также четко соединяет многообразие поэтических явлений и талантов единой идеей.

А.Урбан в книге "Возвышение человека?-Л., 1968, дает общую характеристику развития поэзии 50-60-х годов, отмечая при этом "обостренное внимание поэзии к человеческой личности", к общим кардинальным проблемам духовной жизни. Подъем философской лирики он связывает с высвобождением великой духовной энергии человека и: народа в 60-е годы.

Вд.Гусев в работах "В середине века?-М., 1967 и "В предчувствии новогоГ-М., 1974 также рассматривает движение поэзии 50-60-х годов. Главное в этих книгах - стреілление соотнести реальный опыт текущего литературного процесса с генеральными тенденциями развития отечественного и мирового искусства. Автор глубоко раскрывает поэтическое богатство советской литературы в один из самых сложных и интересных моментов ее развития. 0 народности искусства, о его массовости Вл.Гусев рассуждает, руководствуясь словами Ленина о праве рабочих и крестьян "на настоящее, великое искусство". Большая часть его исследований строится на изучении стилевого своеобразия поэзии середины века, а также на выяснении стилевых особенностей той или иной художественной системы советских писателей и поэтов. / - 9 -

Монография П.Выходцева "Поэты и время?-!., 1967, посвящена вопросам традиций и новаторства в поэзии 60-х годов. Получает свое освещение и проблема народности советской поэзии. В оценках se творчества отдельных поэтов автор работы несколько субъективен.

В книге "Ритмы времени" /этюды о русской советской поэзии наших дней/-М., 1973, А.Михайлов стремится передать живое движение поэзии 50-60-х годов. Работа пусть и не в полной мере охватывает историко-литературный процесс того времени, но из всех книг о поэзии второй половины XX века является, пожалуй, наиболее интересным опытом изучения проблем и тенденций того периода. Автор привлекает к анализу большой поэтический материал, много внимания уделяет творчеству поэтов молодого поколения, много размышляет о новом пафосе современной литературы, заключавшемся в глубоком исследовании действительности. Убедительны его рассуждения и о гражданственности советской поэзии 60-х годов.

Два тома Вл.Огнева "Горизонты поэзии'.'-М., 1982, являют собой серьезный труд о многонациональной советской поэзии за несколько десятилетий. Подробно исследует автор творчество Вл.Лу-говского, Ст.Щипачева, Л.Мартынова и др. поэтов старшего поколения. Менее удачно говорит о молодой русской поэзии 50-60-х годов /Б.Слуцком, Е.Винокурове, Вл.Цыбине, А.Вознесенском/. Каждая статья написана основательно, но в книгах нет единой идеи. Книга В.Дементьева "Мир поэта'.'-М., 1980 посвящена творчеству поэтов разных поколений, различной стилевой ориентации и тематической направленности. Собственно, монография состоит из творческих портретов советских поэтов Л.Мартынова, Яр.Смелякова, Ал.Твардов-ского, Ал-ра Межирова, С.Орлова, М.Лукоина, Е.Исаева, С.Викулова, А.Яшина, Н.Рубцова. В каждой из этих глав /совершенно автономных/ дается основательный идейно-тематический анализ творчества отдельного поэта, убедительно говорится о своеобразии почерка каждого, определяется идейно-эстетическая позиция художника. Наиболее удачны очерки о поэтах так называемой "деревенской тематики" /С.Викулов, А.Яшин, Н.Рубцов/. Автору книги в ряде очерков удается раскрыть нравственно-философскую сущность творчества поэтов, ее социальную направленность.

В книге В.Панкова "Воспитание гражданина7-М., 1969, разбираются многие важные темы современного литературного процесса. С позиций критика и историка литературы он говорит о том, как пополнилась Лениниана. Автор подчеркивает главную мысль, что задача советской литературы - воспитание человека активного, ответственного перед обществом. Обилие рассматриваемых, материалов создает определенную фрагментность, но при этом все же чувствуется наличие единой линии в исследовании. Она - в убедительном описании нового героя, создаваемого советской литературой в 60-ые годы. В целом книга - результат огромной работы по осмыслению движения и развития советской литературы за десятилетие, включая и литературные дискуссии тех лет.

В диссертационных работах, посвященных отдельным проблемам поэтического процесса 60-х годов, также выявляются многие существенные стороны его развития. Так, получили достаточно серьезное освещение проблемы гражданственности, историзма, традиций и новаторства.

Л.Лавлинский в диссертации "Гражданские мотивы в лирике 60-х годов'„~М., 1972, указывает на повышенный интерес исследователей к проблемам современной лирики. Особенно автор работы выделяет процесс углубления историзма в советской поэзии, который выявил и пристальное внимание к отдельной личности. Литературовед анализирует творчество поэтов разных поколений и приходит - II - к выводу, что гражданственность - умение поэта ответить на самые важные, социально значимые вопросы времени - присуща в своей преемственности всем советским поэтам. При этом он отмечает и большое своеобразие проявления этого качества в творчестве разных стихотворцев.

А.Чагин в работе ."Проблема историзма в русской советской лирике 60-70-х годовГ-М., 1979, говорит о личностном характере современного самосознания общества. Особо выделяет довольно отчетливо сказавшуюся черту поэзии тех лет - расширение исторических горизонтов мироощущения, постижение мира в его исторической перспективе, в неразрывной связи времени. А.Чагин в ходе своего анализа утверждает, что чувство истории, являющееся неотъемлемой чертой духовного мира личности и воплощенное в образах лирического переживания, проникает в произведения разных поэтов и становится существенной тенденцией развития современной лирической поэзии.

Вл.Мусатов посвятил свою диссертацию изучению проблемы художественных традиций в современной лирической поэзии 50-начала 70-х годов. Автор работы рассматривает традицию как объективное условие бытия искусства и анализирует используемые художественные возможности современной лирической поэзии в свете опыта русской классики. Иначе говоря, исследователь предлагает анализ традиций как живого и определяющего фактора развития литературного процесса. Вл.Мусатов аргументированно рассматривает проблему человека и истории и проблему самоопределения лирики 50-х-начала 70-х годов в контексте опыта, накопленного вершинным поэтическим мышлением XIX-XX вв. Современная советская лирика двух последних десятилетий рассмотрена им как процесс, установлена связь современной поэзии с русской философской лирикой ХЕХ в. и художествен- - 12 -ными концепциярли XX в., намечены перспективы движения современной лирики.

В.Зайцев в докторской диссертации "Русская советская поэзия 60-70-х годов" /жанрово-стилевые искания и тенденции/-М., 1983, исследует закономерности литературного процесса последних лет, говорит о многообразии форм в поэзии социалистического реализма, предлагает свою классификацию стилевым образованиям в поэзии тех лет. Отмечая основные тенденции развития поэзии, автор работы дает характеристики разным поэтическим индивидуальностям, отмечает разнообразие творческих направлений.

Таким образом, проблемы поэзии 60-70-х годов в той или иной степени все же изучены. Довольно обширная критическая и научно-исследовательская литература /выше указаны лишь некоторые из работ/ освещала и освещает существенные стороны и тенденции поэтического процесса 50-70-х годов в нашей литературе. Достаточно полно исследованы проблемы историзма, гражданственности, традиций и новаторства, лирического героя и др. Во многих работах получили серьезное обоснование проблемы жанра и стиля в поэзии 60-х годов, идейно-нравственные и эстетические искания художников, широко также изучалось творческое своеобразие ряда мастеров поэтического слова.

Однако до настоящего времени нет работ обобщающего характера, синтезирующих изучение проблем поэзии того времени и дающих целостное представление о процессе поэтического развития тех лет. На необходимость появления такой работы указывали Л.Якименко и Вл.Мусатов.

Кроме того, при относительно большом количестве работ, посвященных отдельным проблемам развития поэзии 60-х годов, вне поля зрения литературоведов находится целый ряд вопросов, нере- шенность которых свидетельствует о необходимости дополнительных исследовании. Так, ждут своего научного освещения проблемы романтического и гражданского начал в поэзии 60-х, проблемы философской и интеллектуальной лирики, вопросы интенсивных жанрово-стилевых исканий. Изучение закономерностей и художественных тенденций поэтического процесса середины века становится, таким образом, совершенно необходимым и насущным. Исследование отдельных поэтических систем, раскрывшихся в 60-ые, со всей очевидностью способствует расширению представлений ученых об историческом пути нашей литературы.

О творчестве Н.Рубцова писали многие '.

Однако в своих статьях они касались чаще всего какой-^шбо одной проблемы или же давали общие характеристики его лирике, не предпринимая глубокого литературоведческого анализа отдельных циклов его стихов.' Все написанное о Н.Рубцове можно характеризовать как литературно-критическое обозрение его творчества. Оценки, данные его стихам, в ряде случаев носят довольно субъективный характер-. Однако в содержательных работах А.Пикача "Я люблю судьбу свою" /ВЛ, 1977, Ш 9/ и В.Кожинова Н.Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта.-М.: "Советская Россия", 1976 делаются попытки проследить отдельные моменты становления таланта поэта, а также высказываются мысли о необходимости написания литературоведческого исследования о поэтическом наследии Н.Рубцова.

Лирика Н.Рубцова, поэта глубоко самобытного, таланта самородного, требует освещения как историко-литературного, так и

I/ См.: Акаткин В.В, В поисках главного слова. - Вопр.лит-ры, 1974, В 3, с.39-62; Дементьев В. Предвечернее Н.Рубцова. -Москва, 1973, Л 3, с.208-215; Кожинов В. Н.Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. - М., 1976, 89 с; Пикач А. "Я люблю судьбу свою". - Вопр. лит-ры, В 9, 1977, с.92-126 и др. - 14 -теоретического. Поэтому раздел диссертации, посвященный творчеству Н.Рубцова, носит монографический характер.

В работе, согласно историко-хронологическому принципу, рассматриваются различные проблемы поэзии 60-х и анализируется формирование и развитие своеобразной поэтической системы Н.Рубцова. Устанавливаются связи его лирики с русской философской лирикой XIX и XX веков /Ф.Тютчев, Е.Баратынский, Н.Заболоцкий, А.Твардовский/, прослеживается преемственность в дальнейшем развитии поэтом крестьянской линии в советской поэзии /С.Есенин, С.Вику-лов, А.Яшин/. Делается попытка дать системное, представление о поэтике Н.Рубцова, рассматривается проблема автора в его лирической системе, проблема художественного времени и пространства, частично разбирается система рифмовки, дается характеристика используемых изобразительно-выразительных средств.

Основной целью данного исследования является стремление рассмотреть творчество поэта Н.Рубцова в контексте истории развития поэзии 60-х годов. Кроме того, выявить основные художественные тенденции и закономерности поэтического процесса середины века, определявшие его настоящее и будущее.

Смысл современной поэтической ситуации, а также и изучаемого периода 60-х невозможно уяснить себе без историко-литературного рассмотрения процессов предыдущего развития поэзии. Без этого невозможно определить и ее дальнейшие'перспективы.

Проблемно-исторический принцип изучения историко-литературного процесса, который взят на вооружение в данной работе, предполагает определенную хронологическую последовательность рассмотрения материала, хотя его членение по главам не всегда носит хронологический, последовательно-временной характер.

Представляется, что изучение отдельных проблем поэзии тех лет дробит общее представление о развитии поэзии 60-х, не дает объемного видения этого периода. В связи с этим причиной, предопределившей выбор темы, является прежде всего стремление придать работе обобщающий характер. данное исследование предполагает выявить общие тенденции в развитии поэтического процесса этого десятилетия, определить новые темы и направления, систематизировать дискуссионные материалы, возникшие в 60-ые годы вокруг проблем поэзии, проанализировать формирование и развитие своеобразной поэтической системы Н.Рубцова, писавшего в то время, - что указывает на исследование широкого крута вопросов. Однако строго ограниченный объем работы вынуждает четко выделить начало и конец изучаемого периода /середина 50-конец 60-х/, провести в связи с этим отбор имен. В работе выдержан единый принцип анализа "общих" проблем на строго локализованном материале.

Методология и методика выполнения диссертации. Методологическую основу данной работы составляют труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС по вопросам литературы и искусства. Советская эстетическая мысль и советское литературоведение, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, выработало четкие общие принципы исследования литературного материала, опора на которые и стала методологической базой данной диссертации.

Ключом к анализу проблем поэзии 60-х годов может служить ленинский подход к изучению жизненных явлений. В.И.Ленин учил "не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" ' .

Что же касается непосредственно материала советской поэзии 60-х годов, то здесь советская критика и литературоведение накопили много различных наблвдений и предварительных рабочих обобщении. Споря с ними или соглашаясь, автор работы тем не менее опирался на добытое размышлениями о поэзии таких критиков и литературоведов, как А.Метченко, И.Гринберг, А.Макаров, А.Михайлов, Вл.Гусев, В.Панков, В.Огнев, П.Быходцев, В.Кожинов, Л.Іавлинскиіі, Л.Аннинский, Ст.Рассадин, В.Дементьев и многих других.

Основная методологическая посылка работы состоит в том, что познание жизни в искусстве всегда идет на основе его самопознания. Вот почему в диссертации рассмотрение проблем развития поэзии 60-х ведется сквозь призму исторических событий, вызвавших изменения в общественно-политической и литературной жизни советского общества после ХК съезда партии. Определение же направления развития поэзии дается на основе анализа самой лирической проблематики. При этом строго соблвдался хронологический принцип рассмотрения проблем и ситуаций в поэзии 60-х годов. Сделана попытка также сказать о своеобразии преломления той или иной проблемы в творчестве отдельных поэтов, или группы поэтов, объединенных тем или иным направлением в поэзии.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуются основные методологические и методические посылки, дается историография вопроса.

I/ Ленин В.И. О государстве. Поли.собр.соч., т.39, с.67.

Первая глава "Поэзия 60-х: проблемы и тенденции" посвящена исследованию проблем развития поэзии 60-х годов, выявлению направлении и течений в поэзии того периода, обозначению тех или иных тенденций, возникавших в общем развитии поэтического процесса. В ней также систематизируются дискуссионные материалы, возникшие вокруг поэзии тех лет.

Во второй главе "Творчество Н.М.Рубцова" непосредственно анализируется лирика поэта. Эта глава состоит из трех разделов.

Первый раздел "Ранняя лирика" /1955-1962 гг./" посвящен раннему периоду творчества поэта и в нем изучаются стихи Н.Рубцова 1955-1962 гг. В разделе выявляются основные темы и мотивы ранней лирики, рассматривается жанровое разнообразие его поэзии. Дается идейно-тематическая характеристика циклу "морских" стихов поэта, представляющего собой вполне законченное образование, не имеющего продолжения в последующем творчестве. Отмечается то обстоятельство, что шяенно в ранней лирике у Н.Рубцова определяются главные темы его творчества: тема Родины, истории, русского национального характера, тема природы и человека, философская тема. Выявляется и еще одна особенность раннего периода - он явился в своем роде наиподробнейшим биографом поэта. Анализ подобного материала способствует изучению эволюции творчества художника, определению основных направлений в его развитии.

Во втором разделе "Творчество Н.Рубцова второй половины 60-х годов /I96S-I97I гг./" исследуются стихи поэта I96S-I97I гг. Автор работы прослеживает преемственность развития тем и жанрового своеобразия в рамках одной поэтической системы, доказывает неправомочность отнесения рубцовской поэзии к "тихой лирике". Подробно характеризуются в этом разделе темы Родины, деревни, истории - главных в зрелом творчестве поэта. Выделяются в отдель- ные циклы стихи-посвящения, а также стихи о животных. Прослеживается определенная эволюция в становлении темы поэта и поэзии в лирике Н.Рубцова этого периода. Кроме того, дается развернутое описание традиций Ф.Тютчева, Н.Заболоцкого, А.Твардовского, С.Есенина в творчестве Н.Рубцова.

Наблюдения над зрелым периодом творчества поэта показывают всю сложность и художническое своеобразие этого таланта, наиболее полно и объемно раскрывают все стороны его поэтического дарования.

Третий раздел посвящен поэтике Н.Рубцова, пока еще мало исследованной советским литературоведением. В этой части работы ее автором делается попытка целостно представить поэтику творчества Н.Рубцова, систематизировать и обобщить некоторые наблюдения критиков и литературоведов. Впервые предлагается анализ образной системы, системы времен, а также категории пространства. Систематизируется наличие тропов в лирической системе поэта. Анализ поэтики Н.Рубцова позволяет говорить о его творчестве как о целостной социально-философской системе, своеобразие которой заключается в соединении социально-нравственного, психологического и социально-философского планов ее проблематики. Кроме того, разнообразная ритмика стихов, наполненность звуковыми образами, искусная аллитерация - являются отличительными особенностями поэзии Н.Рубцова.

В заключении сделаны выводы о поэтической ситуации 60-х годов, а также определено место поэзии Н.Рубцова в нашей литературе.

Научная новизна работы состоит в том, что настоящая диссертация является одной из первых попыток историко-литературного изучения советской лирики 60-х годов как процесса в его внутрен- - 19 -нем проблемном содержании. Этот материал еще не исследовался в таком аспекте. В отличие от предшествующих работ, посвященных одной какой-либо проблеме развития поэзии того периода, в данной работе дается синтез проблем и в их свете рассматривается творчество Н.Рубцова, определяется место его лирики в общем русле развития поэзии 60-х годов. Характеризуется значение его творческого вклада в литературный процесс середины 60-х годов, дается оценка его поэтическому наследию в целом.

Практическая значимость работы: в разработке спецкурсов и спецсеминаров по современной советской поэзии, ибо для анализа поэзии 60-х годов привлечен широкий круг произведений, в которых ярко проявляются важные тенденции современного литературного процесса; в составлении учебных программ и пособий для студентов Филологических факультетов высших учебных заведений. Материалы диссертации могут быть использованы в чтении лекций для учителей школ и широкого круга трудящихся, при написании дипломных работ студентами, рефератов по вопросам современной советской поэзии.

Выводы диссертации могут представить интерес при продолжении исследований по данным проблемам.

Апробация диссертации и публикации. По теме диссертации опубликованы две статьи: 1.0 традициях философской лиршш в творчестве Н.Рубцова. - Вестник Киевского университета, сер. Литературоведение. Языкознание. Выпуск 25, Киев, КГУ, 1983 г., с.55-83. 2. Тема Родины в лирике Н.Русщова. - Республиканский межведомственный научный сборник "Вопросы русской литературы", выпуск 1/43/, Львов, "Вища школа", 1984, с.25-31.

Основные положения работы излагались в процессе обсуждения ее глав на аспирантских семинарах кафедры и заседаниях кафедры, а также в выступлениях на научных конференциях молодых ученых

Украины /1983 г., 24-25 мая, Институт литературы имени Т.Г.Шевченко АН УССР, 1984 г., 29-30 мая, там же/.

По материалам диссертации был прочитан цикл лекций о советской поэзии для студентов Киевского университета им.Т.Г.Шевченко /ноябрь-декабрь 1983 г., апрель 1984 г./.

Поэзия 60-х: проблемы и тенденции

Вопросы развития советской поэзии вызывали и вызывают как у читателей, так и у критиков и литературоведов постоянный и глубокий интерес. Только он по-разному проявлялся: бурно, захватывающе /начало 60-х/, и резко противоположно, почти отсутствующе /конец 60-х - начало 70-х, когда проза потеснила поэзию и весьма существенно/.

Особенно остро встали проблемы развития литературы в целом, и поэзии в частности, в конце 50-х, начале 60-х годов. Это констатировали в своих статьях и выступлениях все исследователи и критики того времени. Об очевидности этого язвления говорят и сегодня пищущие о прошедшем периоде истории нашей литературнг .

Прежде всего исследователи попытались решить проблему ограничения, если можно так сказать, выделения периода 60-х как явления, внесшего в процесс развития советской поэзии существенно важные изменения.

Если исходить из фактов литературного развития тех лет, то можно указать на следующие обстоятельства: в 1956 году вышел первый сборник "День поэзии", ставший традиционным ежегодным выпуском; Вл.Луговекой говорил о наиболее плодотворном времени в своем творчестве именно в 1956 г.; А.Твардовский напечатал в 1956 г. главу "фуг детства", в которой высказал мысль об ответственности человека за прошлое, "за все на свете". Глава цроник I/ См.: Материалы дискуссии "Черты литературы последних лет". -Вопр. лит-ры, 1964, Ш 2,4,5,6,7,8,9,10,12; Панков В. Воспитание гражданина. - М., 1965; Павловский А. Память и судьба. -Л., 1982; Кожинов В. "Начало нового этапа?". - Литературная Россия, 1974,29 ноября; Чупринин С. "60-ые-70-ые: Волна вослед волне. - Новый мир, 1981, № 5, и др.-нута размышлениями о злоупотреблениях и жертвах культа личности. Критик Б.Сарнов справедливо отмечал, что появление в поэзии лирического признания А.ТвардовскогЪ невозможно было 10 лет назадг . В силу объективных исторических и общественных причин эта глава действительно еще не могла появиться. Годом нового подъема творческих сил А.Прокофьева стал также 1956 г, С этого времени начинает мастер лирического стиха свое восхождение к вершине - "Приглашению к путешествию"» Л.Мартынов с поразительной художнической интуицией заметил наступление новой нравственности и предсказал ее еще в 1954 г.:

Ранняя лирика /1955-1962 гг./..

К началу 60-х годов сформировался и получил дальнейшее развитие самобытный талант Н.Рубцова. Процесс обретения им своего поэтического лица и совершенной, уникальной поэтической формы проходил под знаком проблем этого сложного, значительного периода всей советской поэзии. Это было время исключительно плодотворного развития гражданской лирики, возросшего чувства истории, осмысления ратного и трудового подвига народа, его революционных традиций. Отчетливо выявилось стремление раскрыть всю глубину социалистической личности. Этому способствовал вдумчивый анализ действительности, исследование ее национальных: корней и истоков, философское осмысление мира. Наконец, возрождение испытанных традиций, обращение к родине, истории, к проверенным временем нравственным и эстетическим ценностям.

К середине 60-х годов стала яснее ощущаться потребность в поэзии "успокоенной", аналитической. Повышенное внимание к общечеловеческим ценностям как бы проявило, оттенило обаяние традиций, "Строгий классический стих вновь и вновь становится мерой прекрасного в поэзии"1 . Лирика размышлений и классической гармонии стиха захватила поэтов всех поколений. Атмосфера творческой активности, свобода лирического высказывания, господствовавшие в поэзии того времени, способствовали плодотворному развитию I/ Михайлов А. Живут на Руси поэты.-М., 1973, с.238 -многих дарований. Одним из таких талантов, мощно заявившим о себе в середине 60-х годов, и был "феномен" Н.Рубцова.

Его путь в "большую" поэзию был сложным, принесшим поэту немало горечи и разочарований. Вот как характеризовал поэт начало своей творческой деятельности в предисловии к первому своему рукописному сборнику "Волны и скалы": "Четкость общественной позиции поэта считаю не обязательным, но важным и благотворным качеством. Этим качеством не обладает в полной мере, по-моему, ни один из современных молодых поэтов.

Творчество Н.М.Рубцова второй половины 60-х годов /I963-I97I гг./

В этом разделе наблвдается дальнейшее развитие и совершенствование таланта Н.Рубцова в годы его пребывания в Москве.

1963 год в его творчестве можно считать поворотным, переломным. Убедительно об этом говорят стихи поэта, обсуждавшиеся на семинаре Н.Сидоренко в 1962-63 гг.: "Птицы разного полета", "Конец", "Разлад", "Старпомы вдут...", "Элегия", "Я уеду из этой деревни", "Рукой раздвинув темные кусты", "Жар-птица", "Я буду скакать", "Тихая моя родина", "Грани", "На Родину" и др. Все эти стихи составили основу неопубликованного сборника "Волны и скалы" и более позднего, опубликованного в 1967 г. сборника "Звезда полей". После появления "Звезды полей" в печати многие критики "серьезно заговорили о поэзии Н.Рубцова" , а Св.Педенко указывал на "начало зрелого периода творчества поэта" . Очевидно, что 1967 год был годом признания зрелого мастера, в какой-то степени даже вершинной отметкой устремлений автора. Этот год скорее констатировал уже состоявшийся факт, истоки которого коренились еще в стихах раннего периода. Ближе к истине в этом смысле все-таки В.Кожинов, близко знавший поэта, внимательно следивший за развитием его творчества. Действительно, благотворное влияние нового окружения Н.Рубцова незамедлило сказаться в его стихах 1962-63 гг. да и на всех последующих. Хотя сама "истинная" основа его лирики, ее I/ Михайлов А. Живут на Руси поэты крепкий и живописный язык", способствующие созданию "подлинно хороших стихов" , уже была отмечена его учителем Н.Сидоренко. К середине 60-х годов поэт чаще обращается к теме родной деревни, природы родного северного края, к подлинности человеческого характера, его самобытности.

Похожие диссертации на Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова