Содержание к диссертации
Введение
2. Глава I. НРАВСТВЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ 21 - 112
3. Глава П. СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ И СРЕДСТВ - 178
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 179 - 189
5. СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .190-209
Нравственно-социальная проблематика и концепция героя
Герой прозы 70-х - начала 80-х годов - явление многомерное, судьба литературного персонажа зачастую становится центром пересечения сложнейших вопросов бытия.
Распространены а привычны сегодня типологические ориентиры: герой производственной прозы, герой нравственно-философской или лирико-исповедальной литературы и так далее. Эти социальные и нравственно-психологические контуры характера создают своего рода систему зеркал, обозначают ту плоскость общественной и личной жизнедеятельности, в которой наиболее полно реализуется личность героя-современника. Глубина и неоднозначность его характера не раз подтверждалась литературной критикой .
1 Щербина В.Р. Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия. - М.: Советский писатель, 1964; Тимофеева В.В. Дути художественного исследования личности из опыта советской литературы/. - Л.: Наука, 1975; Она же. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. -М.: Мысль, 1977; Храпчен-ко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 3-е. -М.: Советский писатель, 1975; Овчаренко А.И. Новые герои - новые пути: от М.Горького до В.Щукшана. - М.: Современник, 1977; Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера: Классические традиции и советская литература. -М.: Наука, 1978; Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной прозе. - М.: Советский писатель, 1977; По-грибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы.- Киев: Выща школа, 1981; Храпченко MJJ. ХудоВ своем выступлении на юбилейном пленуме /1984/ Союза пиоате-лей СССР Генеральный секретарь Щ КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.ТЛерненко отметил, что, "помогая партии воспитывать людей в коммунистическом духе, формировать подлинно советский характер,1 наши литература, искусство много сделали, чтобы раскрыть природу такого характера, чтобы создать правдивые, полнокровные образы людей, беззаветно преданных народу, социализму, воплощающих героику строительства нового мира" .
Система художественных образов и средств
В своем стремительном и противоречивом развитии человечество подошло к тому этапу, когда оно "должно относиться к природе, к планете как целое к целому" . Суть этого "нового сознания и нового мышления" А.Громыко и ВДомейко видят в том, "чтобы человек смог подняться над сегодняшними проблемами и страстями и взглянуть на нашу планету глазами землянина" .
Если "малой Родине" для отдельного человека является родной дом, частица земли, то для всего человечества домом становится ся планета .Художественно неповторимы и своеобразны средства расширения границ "дома", его очертания все чаще совпадают с контурами планеты. По высшим нравственно-гуманистическим критериям Дом -это вся планета, сберечь ее - и долг, и необходимость для чело-Федоров С. Сберечь природу для людей. - Правда, 1981, 16 февраля. Громыко А., Стремясь сделать образ Земли, образ планеты - дома многомерным и пространственно зримым, современные писатели зачастую вводят в свои произведения космическую линию. Так, в "Буранном полустанке" Ч.Айтматова Земля, человеческий дом, предстает и в восприятии Бдигея Жангельдина, ставшего случайным свидетелем старта космического корабля, и в восприятии паритет-космонавтов, решившихся во имя будущего планеты на "путешествие в неведомое".