Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов : К. Кулиев, А. Кешоков Калабекова Нуржан Ансаровна

Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов : К. Кулиев, А. Кешоков
<
Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов : К. Кулиев, А. Кешоков Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов : К. Кулиев, А. Кешоков Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов : К. Кулиев, А. Кешоков Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов : К. Кулиев, А. Кешоков Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов : К. Кулиев, А. Кешоков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калабекова Нуржан Ансаровна. Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов : К. Кулиев, А. Кешоков : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Калабекова Нуржан Ансаровна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2009.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1196

Введение к работе

Возникновение искусства стало закономерным и необходимым этапом эволюционного развития человечества. Ключевая особенность искусства – обращенность к человеку, в отношении к которому художественно воплощаются все вещи и явления. Именно человек – основная тема и главный предмет искусства, творец эстетического пространства и одновременно его смысловое ядро.

Проблема человеческого бытия и его взаимоотношения с миром стала «вечной проблемой» мировой философии и литературы. На разных этапах развития человечества данный вопрос получал различное решение, научные, религиозные, философские и художественные трактовки. Создавались новые концепции, отменялись старые – неизменными оставались актуальность проблемы и общечеловеческий интерес к ней.

В последние десятилетия, в связи с осознанием ограниченности естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, произошло переориентирование философии с науки на культуру в целом. Наука формирует так называемую «картину мира», для которой характерен объективный подход, формирование представлений о мире, взятом самом по себе. Философия же и искусство обращаются к мировоззренческим, бытийным аспектам картины мира, выражают отношение человека к миру, ориентируются не на изучение мира как такового, а на смысл бытия человека в мире. Человек перестает быть вещью среди вещей, явлением среди явлений, но признается субъектом, способным к изменению мира и самого себя, рассматривается в широком контексте всевозможных взаимодействий и взаимоотношений с миром, в проявлении уникальных особенностей, присущих только человеку и никому более.

Актуальность темы исследования. 1960-80-е годы характеризуются устойчивым интересом к поэтическому слову. Национальная поэзия отличается разноплановостью и разнохарактерностью художественных тенденций, существующих в художественном единстве с определяющей поэтической школой – реалистической. Подобная разнонаправленность литературных явлений одного хронологического промежутка усложняет исследование национальной литературы второй половины ХХ века и создание обобщающих работ по ней. Это определяет необходимость научно-теоретического осмысления творчества наиболее ярких поэтов – представителей столь неоднозначной и сложной литературной эпохи.

Общеизвестен тот факт, что стадиальное развитие новописьменных литератур изначально носило запаздывающий характер. Однако в конце 1960 – начале 1970-х годов северокавказские литературы, в числе которых кабардинская и балкарская, достигли определенного уровня и вписались в контекст сложившихся, самостоятельных, самобытных национальных литератур страны, развитие которых характеризовалось синтезом общих для отечественной многонациональной литературы черт, явлений, традиций с ярко выраженными специфическими особенностями.

Преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, резко изменили ситуацию. Можно с уверенностью говорить о смещении активности культурной жизни страны из центра на так называемую «периферию». Появляется все больше авторов – выходцев из малых народов, чье творчество определяет общие тенденции и вектор развития литературного процесса рубежа ХХ-ХХI веков.

В этой связи актуализируется внимание исследователей к культуре регионов, возникает повышенный интерес к национальным литературам страны. При этом анализ современного состояния национальной словесной культуры требует системного подхода, обращения не только к литературе сегодняшней, но к исследованию ее истории. Этим обусловлено бурное развитие национального литературоведения, в том числе литературоведения северокавказского.

Очевидно, что изучение основных тенденций эволюции и закономерностей функционирования национальных литератур предполагает обращение к творчеству наиболее ярких их представителей, определивших направленность литературного процесса, его динамику, включенность в общероссийский литературный контекст и национальное своеобразие.

В литературном процессе Кабардино-Балкарии 1960-80-х годов, несомненно, выделяются имена Алима Кешокова и Кайсына Кулиева, определивших пути развития поэзии республики, органично вошедших не только в северокавказский, но и в отечественный поэтический дискурс. Творчество этих поэтов отражает фундаментальные закономерности эволюции кабардинской и балкарской литератур, основные тенденции их развития и национального самоопределения.

Актуальность диссертации обусловлена потребностью в выработке целостной концепции творчества Алима Кешокова и Кайсына Кулиева и исследования созданного ими поэтического мироздания, включающего в себя отношение человека к миру.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы – исследовать специфику философской концепции мира и человека в поэзии Кабардино-Балкарии 1960-80-х годов на примере творчества Алима Кешокова и Кайсына Кулиева.

Для достижения основной целевой установки работы представляется необходимым решение ряда отдельных задач:

-выявить роль и место темы «человек и мир» в отечественной поэзии второй половины ХХ века;

-обозначить проблемно-тематические аспекты концепции мира и человека в северокавказской поэзии рассматриваемого периода;

-выявить основные составляющие концепции мира и человека в поэзии А.Кешокова и К.Кулиева;

-проанализировать особенности философской картины мира в творчестве А.Кешокова и К.Кулиева;

-выявить специфические и типологические категории антропологической концепции поэтов;

-проследить связи поэзии А.Кешокова и К.Кулиева с мифологическими и религиозными культурными традициями;

-соотнести открытия кабардинского и балкарского поэтов с историко-литературным контекстом времени.

Научная новизна диссертации заключается в том, что проблема взаимоотношений мира и человека в лирике Кабардино-Балкарии 1960-80-х годов рассматривается через призму этико-философской концепции человека и мира, представленной в творчестве А.Кешокова и К.Кулиева.

В исследовании предпринимается попытка комплексного исследования лирики поэтов с целью выявления специфики национальной художественной концепции мира и человека в их творчестве. Произведения анализируются в данном ключе, рассматриваются связи с мифологическими и религиозными культурными традициями, выявляются особенности антропологической концепции авторов.

Предмет исследования – поэзия Кабардино-Балкарии 1960-80-х годов, аспекты концепции мира и человека, художественно воплощенные в лирике А.Кешокова и К.Кулиева и определяющие как ее общие с отечественной поэзией, так и специфические черты и особенности.

Объектом исследования является творчество А.Кешокова и К.Кулиева 1960-80-х годов, рассматриваемое как цельная, уникальная, художественно организованная система в контексте национальной северокавказской поэзии.

Материалом для исследования послужили лирические произведения А.Кешокова и К.Кулиева разных лет, в которых наиболее полно, характерно явлена концепция мира и человека, сформировавшаяся в творчестве двух наиболее ярких представителей поэзии Кабардино-Балкарии.

Методологическую основу исследования составили работы ученых и теоретиков литературы, в трудах которых были определены основные, ставшие классическими принципы литературоведческого анализа: М.М.Бахтина, А.Г.Бочарова, Г.Д.Гачева, В.М.Жирмунского, В.В.Кожинова, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, В.Е.Хализева, М.Б.Храпченко и др.

Основные методы исследования. Основным методом исследования стал сравнительно-типологический метод анализа явлений кабардинской и балкарской национальной литературы второй половины XX века. В ходе исследования заявленной проблемы мы использовали и общенаучные методы (культурно-исторический, социологический, историко-типологический и др.).

Теоретическую базу работы составили научные, критические, литературоведческие исследования, посвященные лирическому роду литературы в его жанрово-видовом, проблемно-тематическом и поэтико-стилистическом аспектах. Наиболее существенное влияние на формирование научной концепции диссертационного исследования оказали труды Л.Гинзбург, В.Жирмунского, Ю.Лотмана, Ю.Манна, Б.Томашевского.

Также мы опирались на работы А.Гулыги, В.Кувакина, Р.Спивака, И.Усок, посвященные философской поэзии, ориентировались на исследования М.Гиршмана, Б.Кормана и др., в которых рассматриваются проблемы литературоведческого анализа.

В ХХ веке появился ряд работ, посвященных общетеоретическим вопросам литературы в историческом, культурологическом и философском контексте: труды М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, В.Жирмунского, Н.И.Конрада, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Г.Д.Гачева, Н.К.Гея и др., позволяющие осмыслить литературу как составную часть эволюционного развития национальной культуры.

Степень исследованности темы диссертации. В литературоведении проблема художественной концепции мира и человека всегда была одной из основополагающих доминант. Ее актуальность обусловлена неизмененным интересом писателей и поэтов к данному аспекту освоения мира.

Начиная с 1960-х годов, проблема художественной интерпретации взаимоотношения человека и мира стала систематически разрабатываться в отечественном литературоведении.

Среди работ, осмысляющих комплекс вопросов, выходящих на тему диссертационного исследования, выделяются труды М.Б.Храпченко «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы», «Художественное творчество, действительность, человек». В работах ученого литературный процесс рассматривается как сложная система взаимосвязей и взаимодействий между авторской индивидуальностью, реальной действительностью и художественным творчеством, когда художественная концепция произведений того или иного автора определяется его мировоззрением, мироощущением, отношением к миру и человеку в нем, спецификой творческого мышления.

Исследованием понятия мира и его художественного отражения в литературном творчестве занимались Г.Д.Гачев («Национальные образы мира»), Н.К.Гей («Художественность литературы»), Д.С.Лихачев («Литература – реальность – литература», «Внутренний мир художественного произведения»), М.М.Бахтин («Эстетика словесного творчества», «Эпос и роман»). Мировая литература в целом художественно отражает реальную действительность, национальная литература предполагает отображение особенностей национального мирообраза, обусловленных различными факторами психологического, этнографического, мировоззренческого, нравственно-этического и иного порядка.

Теоретико-методологические основы проблемы художественной концепции мира и человека были разработаны в трудах А.Г.Бочарова («Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-80-х годов»), В.И.Воронова («Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60-80-х годов»), Н.Г.Жулинского («Человек в литературе»), Л.А.Колобаевой («Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-ХХ вв.»), Д.С.Лихачева («Человек в литературе Древней Руси»), В.Р.Щербины («Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия») и др.

Проблема национальной концепции мира и человека в литературоведении Кабардино-Балкарии изучена не так широко и детально. Практически нет отдельных монографических исследований по обозначенной теме, однако многие ученые-литературоведы в своих трудах обращаются к различным аспектам этой большой темы. Изучая историю развития национальных литератур, к вопросам человеческой личности в ее взаимоотношениях с социальной и исторической действительностью обращались Л.Бекизова, Т.Биттирова, А.Гутов, З.Кучукова, А.Мусукаева, З.Толгуров, Ю.Тхагазитов, Ф.Урусбиева, А.Хакуашев, К.Шаззо и др.

Изучением творчества А.Кешокова и К.Кулиева занимались многие ученые, исследователи, литературоведы. На сегодняшний день имеется обширная критическая литература по художественному наследию этих авторов.

Впервые к монографическому исследованию творчества А.Кешокова подошел В.Гоффеншефер. После этого изучением творчества поэта занимался М.Сокуров, создавший один из самых значительных монографических трудов «Лирика Алима Кешокова». В.Дементьев также обратился к критико-литературному анализу творчества кабардинского поэта и писателя.

В дальнейшем большая часть ученых-литературоведов, изучавших феномен кабардинской и в целом адыгских литератур, обращалась к творчеству А.Кешокова. Различные аспекты прозы и поэзии А.Кешокова рассматриваются в монографических трудах, литературоведческих работах, статьях Л.А.Бекизовой, А.М.Гутова, А.X.Мусукаевой, 3.М.Налоева, М.Г.Сокурова, К.К.Султанова, Ю.М.Тхагазитова, А.X.Хакуашева, К.Г.Шаззо и других авторов.

Однако следует отметить, что при столь активном научно-исследовательском интересе, проявляющемся, в том числе, и в обращении к изучению творчества А.Кешокова в целом ряде диссертационных работ последних лет, на сегодняшний день практически отсутствуют современные монографические исследования, в которых бы была представлена целостная концепция творчества писателя.

По творчеству К.Кулиева имеется гораздо более обширная монографическая база. Начало исследованию поэзии К.Кулиева было положено еще в 1940-е годы Д.Кедриным, Б.Пастернаком, М.Фадеевым. В 1970-е годы появились статьи и очерки И.Андроникова, Р.Гамзатова, А.Теппеева, 3.Х.Толгурова, были изданы серьезные монографические труды Н.Байрамуковой «Кайсын Кулиев: Очерки творчества», Ст.Рассадина «Кайсын Кулиев. Литературный портрет», Т.Е. Эфендиевой «Поэзия жизни. Очерк творчества».

В 1980-90-х годах появляются научные монографические исследования С.К.Башиевой «В оригинале и переводе», В.В.Дементьева «Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве», А.Теппеева «Кайсын Кулиев», Т.Е.Эфендиевой «Кайсын Кулиев. Литературные статьи», а также обстоятельные статьи и очерки З.Х.Толгурова в книгах «Движение балкарской поэзии» и «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур Северного Кавказа».

В 2000-е годы было продолжено исследование творческого наследия К.Кулиева. В эти годы опубликованы книги С.Гуртуева «Кайсын, каким я его знал. Статьи о жизни и творчестве», Э.Кулиевой «Мой гений, мой ангел, мой друг. Воспоминания. Письма. Дневники», многотомный труд С.И.Эфендиева, Т.Е.Эфендиевой и Ф.С.Эфендиева о жизни и творчестве поэта.

Кроме того, в последние годы появился целый ряд отдельных диссертационных исследований по творчеству К.Кулиева, либо глав в диссертационных работах по северокавказской литературе.

Тем не менее, несмотря на столь обширную научно-критическую базу по творчеству рассматриваемых нами поэтов, на сегодняшний день нет отдельных монографических исследований по проблемам художественной концепции мира и человека в поэзии Кабардино-Балкарии, реализованной в творчестве величайших ее поэтов – А.Кешокова и К.Кулиева.

В нашей работе мы пытались осуществить решение тех проблем, которые, на наш взгляд, наиболее актуальны сегодня.

Теоретическая значимость работы. На основе уже имеющихся и представленных в данной работе научных изысканий возможно создание обобщающих теоретических и критико-литературных работ, воссоздающих целостную картину эволюции поэзии Кабардино-Балкарии 1960-80-х годов. В диссертации имеется научно-теоретический потенциал для создания монографического труда по проблеме специфики и национального своеобразия художественной концепции мира и человека в кабардинской и балкарской литературе второй половины ХХ века, исследованной на примере наиболее значимых фигур поэзии республики.

В более широком контексте исследование творчества отдельных авторов, в данном случае А.Кешокова и К.Кулиева, может способствовать осмыслению поэтической эпохи второй половины ХХ века в национальных северокавказских литературах в целом.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материала, собранного и систематизированного в ней, а также ее результатов при изучении курса «Литература народов Российской Федерации» на филологических факультетах вузов. Диссертационное исследование может стать основой для разработки спецкурсов и спецдисциплин по творчеству А.Кешокова и К.Кулиева, по проблемам художественной концепции мира и человека в национальных северокавказских литературах либо литературах Кабардино-Балкарии. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы аспирантами и соискателями специальности 10.01.02. – Литература народов Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (апрель 2009 г.).

Основные положения диссертации заслушаны и обсуждены на международных, общероссийских, региональных, университетских научных конференциях, а также отражены в научных публикациях автора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Лирика А.Кешокова и К.Кулиева наиболее адекватно и полно отражает специфику мировоззрения кабардинского и балкарского народов. Глубокое понимание и постижение национального миропонимания оформляется в поэтическом творчестве авторов.

2. Практически весь спектр тем и мотивов лирики А.Кешокова и К.Кулиева приобретает особое философское звучание, отражающее как общечеловеческие, так и национальные и индивидуальные взгляды поэтов на окружающую действительность, на личность в ее морально-этическом, социальном, национально-историческом аспектах.

3. Совокупность этих представлений оформляется в творчестве поэтов в целостную, обладающую внутренним единством и развивающуюся согласно определенной логике художественную концепцию мира и человека.

4. В поэзии А.Кешокова и К.Кулиева осмысливается и обобщается отношение поэтов к «вечным» вопросам и проблемам человеческого бытия. Это определяет философское звучание их лирики.

5. Мир изменчив. Изменчива история, социально-политические и общественно-экономические условия. Изменчива культура. Подвижно даже то, что характеризуется наибольшей стабильностью и устойчивостью, – традиционная национальная этическая основа. Так же и человек в лирике А.Кешокова и К.Кулиева предстает во всем своем многообразии и изменчивости. Это то любящий жизнь, уверенный в своих ценностных ориентирах и поступках человек, то человек сомневающийся, рефлектирующий, переоценивающий свой взгляд на мир и прежние убеждения.

6. Художественная концепция мира и человека в лирике А.Кешокова и К.Кулиева отражает взгляд поэтов на человека, на его место и роль в эволюции человечества, истории, страны, нации. В центре ценностных координат творчества поэтов становится Личность. Они обращаются к внутреннему миру человека, к духовному, нравственно-этическому облику современника – представителя всего человечества и своей нации. Это обуславливает важнейшие аспекты лирики А.Кешокова и К.Кулиева – философичность, психологизм, органичное единство сугубо национального и общечеловеческого.

7. Специфика идейно-философского содержания поэзии А.Кешокова и К.Кулиева обусловили специфику проблемно-тематической направленности и поэтики их лирики 1960-80-х годов.

Структура работы определяется логикой исследования лирики К.Кулиева и А.Кешокова в аспекте проблемно-тематической реализации художественной концепции мира и человека поэзии Кабардино-Балкарии второй половины ХХ века. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов : К. Кулиев, А. Кешоков