Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Становление героя в рассказах В.Белова 60-х годов о "малой" родине 15
Глава II. Проблема активности характеров в про изведениях В.Белова о колхозной де ревне 67
Глава III Взашлодействие основных типов характеров в прозе В.Белова 129
Заключение 180
Список использованной литературы 184
- Становление героя в рассказах В.Белова 60-х годов о "малой" родине
- Проблема активности характеров в про изведениях В.Белова о колхозной де ревне
- Взашлодействие основных типов характеров в прозе В.Белова
Введение к работе
Формирование "идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты , является, как отмечалось на июньском(1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, одной из главных целей, стоящих перед обществом развитого социализма. Весомый вклад в ее осуществление вносит современная советская литература. Среди писателей, отдающих свой талант этому благородному делу, одно из первых мест принадлежит В.И.Белову.
Обращение в данной диссертации к проблеме характера в прозе В.Белова обусловлено как эстетическими, изначально существующими, особенностями художественного творчества, так и требованиями сегодняшнего дня, предъявляемыми обществом литературе и науке о ней.
Характер как особая литературоведческая категория почти всегда был одним из важнейших критериев художественности литературных произведений. Большой успех, выпавший в 60-70-е годы на долю произведений так называемой "деревенской прозы", в том числе и произведений В.Белова, в немалой степени объясняется их высокими эстетическими достоинствами, наличием в них интересных, многогранных, оригинальных характеров. Не случайно в приветствии Секретариата правления Союза писателей СССР, направленном В.Белову в связи с его пятидесятилетием, говорилось: "Разносторонне талантливый художник, Вы в своих рассказах и повестях, очерках, сказках, пьесах сумели глубоко и проникновенно выразить народный жизненный опыт, создать целую галерею самобытных и ярких народных характеров, воплотить исторические судьбы русского крестьян-ства" .
Вместе с тем типический характер всегда нес и несет в себе большую идеологическую нагрузку. Это было еще раз подчеркнуто в постановлении Щ КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства": "Новые поколения советских людей нуждаются в близком им по духу и времени положительном герое, который воспринимался бы как художественное открытие, влиял на поступки людей, отражал бы судьбы народные .
Удовлетворяя потребность советских людей в устойчивых и прочных идеалах, В.Белов в своем творчестве обратился к основам народной жизни - к языку, обычаям, нравственности русского крестьянства. Существенной чертой произведений В.Белова, как и произведений Ф.Абрамова, В.Астафьева, Е.Носова, В.Распутина, стал при этом пафос "сохранения в качестве непреходящего достояния социалистического общества всего ценного в традициях деревни - своеобразного национального уклада, близости к природе, трудовых навыков, народной морали . О чем бы ни писал В.Белов: о деревенских плотниках или о молодых ученых, об исчезающих деревнях или о противоречиях современного города - всегда у него присутствует эта главная мысль - мысль о сохранении, а в иных обстоятельствах, и о возрождении всего ценного в традициях деревни. И хотя еще рано подводить окончательные итоги творческого пути писателя, главное, думается, он уже совершил: в лучших рассказах и повестях, в получивших широкую известность очерках о народной эстетике с полной мерой отпущенного ему таланта показал правду и красоту крестьянской жизни и, вместе со своими сподвижниками по перу, заново открыл, по выражению И.Дедкова, "полный, не усеченный смысл слов "крестьянин", "деревня", "труд земледельца", "родная земля", "малая родина" .
Отмеченные особенности прозы В.Белова, так же, как и выбранный нами аспект ее исследования, позволивший остановиться на таких важных литературоведческих проблемах, как проблема положительного героя и близкая к ней проблема эстетического идеала в литературе социалистического реализма на данном этапе, определили актуальность диссертации. Чутко откликаясь на запросы времени, которое,, по словам Ф.Абрамова, "властно требует... человека-хозяина, человека с развитым самосознанием, обостренной гражданской совестью, с широким историческим кругозором, способного не только мыслить по государственному, по-хозяйски, но и отвечать за все происходя
уделил созданию характера человека, в котором воплотились бы как традиционно-положительные черты крестьянина-труженика, так и то прогрессивно-новое, что внесла в его сознание и поведение Великая Октябрьская социалистическая революция.
В своем понимании "характера" как художественного явления мы опирались на литературоведческие работы1, объясняющие его как образ человека в его социально-исторической обусловленности, в неразрывном единстве индивидуального и общего и - вобравший в себя авторскую нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. Важным добавлением к этому определению служит положение теории социалистического реализма, согласно которому "характеры не только определяются обстоятельствами, зависят от них, но в свою очередь способны активно относиться к ним, революционно их преобразовывать" . В трактовке активности характеров мы исходили из того, что "при существующих в нашей стране социальных условиях она (активность. - В.Е.) направлена не на коренное преобразование их, а в сторону их усовершенствования, так как при социалистическом образе жизни возникающие конфликты имеют практически разрешимый характер" .
При оценке действенности созданных писателем характеров представляется плодотворной мысль С.Г.Бочарова о том, что "литература не только отражает жизненные человеческие типы, социальные и психологические, - она создает новые личности и типы, подобные действительным, их объясняющие, оценивающие и "продолжающие", содержащие "прибавление" к ним"1. Наблюдение ученого, по которому художественная идея, заключенная в том или ином характере, может способствовать не только воспроизведению известных черт социальной психологии, но и - передавать "сознание о необходимости дру-гих, отсутствующих у героя качеств , будет учтено нами при анализе произведений В.Белова.
При определении объема темы диссертации мы ориентировались на характеры, созданные писателем в основном в двух жанрах - в рассказах и повестях. Подробно останавливаться на характерах, изображенных в романе "Кануны", мы не предполагаем, потому что это произведение еще не закончено (из задуманных трех книг опубликована только одна), и его герои, естественно, не проявили пока всех своих возможностей. Тем не менее в целях подтверждения наблюдений и выводов, которые возникнут в процессе анализа произведений малой и средней эпической форды, мы будем обращаться и к "Канунам", и к "Ладу", и к поэтическому, и к публицистическому творчеству писателя.
Свое миропонимание и мирочувствование В.Белов выразил посредством создания в основном двух типов характеров: характера ге роя-интеллигента, во многом близкого автору, но не тождественного ему, и характера крестьянина советской эпохи, в котором нашла отражение прежде всего положительная программа писателя. Сосредоточенность В.Белова на изображении отмеченных нами характеров в известной мере традиционна в отечественной литературе. Из классиков в этой связи можно назвать Л.Толстого, И.Тургенева, М.Горького, И.Бунина. Из современников В.Белова - Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Казакова, В.Дихоносова, Е.Носова, В.Распутина. Думается, что даже с учетом различия творческих программ перечисленных писателей, в основе их повышенного интереса к названным характерам лежит единое для всех стремление, с одной стороны, приобщить своих любимых, а порой и прямо автобиографических героев, к трудовому и нравственному опыту народной жизни; а с другой -желание обогатить этот опыт чертами новой, нарождающейся культуры. Роль героя-интеллигента рассматривается при этом не только как роль блудного сына, возвращающегося домой за духовной поддержкой, но и как роль своего рода посредника между старым и новым, традицией и прогрессом; как роль проводника, через который происходит обогащение обеих сторон благотворным для них содержанием.
В предшествующих этой научных работах, монографиях и диссертациях, выделенные нами типы характеров рассматривались, как правило, отдельно друг от друга. Акцент делался либо на осмыслении народного характера, получившего воплощение в жанре повести , либо на анализе характера интеллектуального героя лирических рассказов писателя1. В критике и литературоведении отмечалось лишь внимание В.Белова к героям разной социальной и психологической направленности . До глубокого и всестороннего анализа их взаимоотношений дело не доходило.
Становление героя в рассказах В.Белова 60-х годов о "малой" родине
Начало литературной деятельности В.Белова (конец 50-х -первая половина 60-х годов) совпало с важными социально-психологическими изменениями в жизни советских людей. Вступление страны в новый этап своего развития, этап развитого социализма, повлекло за собой такие сдвиги в бытии и сознании народа, которые Ф.Абрамов, с присущей ему гражданской горячностью, сопоставил по масштабам с процессами, происходившими в период коллективизации .
Литература откликнулась на общественные перемены жанровыми и тематическими поисками, выдвижением нового героя. Как верно заметил Ю.Кузьменко, человек в произведениях художников слова этих лет "стал меньше ассоциироваться со своей профессией и служебной функцией, оказался шире того дела, которым он занят, приобрел самостоятельный интерес".
Жажда достоверности, обострившаяся у советских людей во второе послевоенное десятилетие, проявилась в стремлении писателей исследовать жизнь в ее неприкрытой реальности. В литературе увеличилась роль художественного очерка и возникших на его основе жанровых образований типа "Владимирских проселков" и "Капли росы" В.Солоухина, положивших начало развитию так называемой лирической прозы.
Не входя в число писателей данного направления, В.Белов, тем не менее, не мог не испытать на себе влияния той стихии лиризма, которая захватывала в этот период обширные области литературы.
С другой стороны, лиризм и поэтичность произведений В.Белова, составивших своеобразный цикл рассказов о "малой" родине (мы выбрали для анализа этюд "На родине", рассказы "Поющие камни", "Вор", "За тремя волоками", "Бобришный угор", миниатюру "Холмы"), своими истоками уходят в ту благодатную социально-нравственную среду, в которой формировались характер и эстетический вкус писателя. В.Белов не раз подчеркивал, что на его личную судьбу больше всего повлиял существующий на его родине культ слова, русского языка, почти не изменившегося за несколько веков истории1. Поэтическую устремленность юного Белова, несомненно, питали и природа русского Севера, полная "ярких... выразительных, очень контрастах ных и многозвучных красок" ; и его мать Анфиса Ивановна, которую
Ф.Абрамов назвал самым большим дивом, увиденным им на беловской земле , а Е.Носов сравнил с пушкинской няней Ариной Родионов ной; и стихи знаменитого земляка А.Яшина.
Начальный опыт в раскрытии внутреннего мира человека, своего молодого современника В.Белов приобрел, надо полагать, еще в пору увлечения поэзией (в 1959 году В.Белов поступил на отделение поэзии Литературного института им.А.М.Горького). Основная тема стихотворений и поэм В.Белова была коротко и ясно сформулирована в названии его первого (и последнего) поэтического сборника - "Деревенька моя лесная". Лирический герой Белова-поэта, словно предвосхищая своего прозаического двойника, с грустью вспоминал: ... Только вскоре к песням незнакомым, Не простившись с музыкой своей, Я ушел извилистым прогоном От моих девчат на много дней. И тогда совсем не горевал я, Уходя из дома налегке, Что минует юность зоревая От лесной деревни вдалеке. . Лишь потом, сильнее год от года, Призывал к себе отцовский край... о ("О чем поет гармонь") Он испытывал чувство недовольства собой от того, что: Все искал чего-то вдалеке, По земле мотался вкривь и вкось, А теперь вот в тихом городке Все, что надо, все почти нашлось... ("Вологда", 31). Больше всего героя заботила мысль о том, чтобы вновь завоевать доверие и любовь своих земляков, слиться со своей землей:
...Коль приютит судьбу мою Застолье наше дружное -О большем не подумаю, И большего не нужно мне, Лишь с вами б жить и знать еще, Что среди вас не лишний я, Что есть друзья-товарищи Да Родина давнишняя. ("На празднике", 17).
Все эти мотивы, не став фактом самостоятельной большой поэзии, получили развитие в прозе писателя. Впоследствии Белов отметит главный, на его взгляд, недостаток своих стихотворных опытов: "...Сочинения мои были, в основном, подражательными (по форме подражал Маяковскому, по содержанию - Некрасову)"1.
Поэтом, как известно, В.Белов не стал. В 1964 году он закончил Литературный институт уже как прозаик. Но сочинение стихов не прошло для него даром. Пользуясь словами В.Г.Белинского, можно сказать, что "лиризм, существуя сам по себе, как отдельный род поэзии , органично вошел в его прозу, наполнив ее тревогами и радостями лирических переживаний, придав ей ни с чем не сравнимую прелесть поэтического звучания. Лучше всего об особенностях языка своих прозаических произведений сказал сам В.Белов в одном из ответов на анкету "Вопросов литературы": "Прозаик, - говорил писатель, размышляя о взаимовлиянии прозы и поэзии, - пишущий или когда-то писавший стихи, зачастую отличается от прозаика, не писавшего стихи, лаконизмом, обостренной, болезненной реакцией на собственную водянистость. Отличается такой прозаик и тем, что его фразы, абзацы, даже смена глав и строк ритмичны. Нечего говорить об образности языка: ее концентрация обычно намного выше, сильнее у тех прозаиков, которые прошли "поэтическую школу .
Проблема активности характеров в про изведениях В.Белова о колхозной де ревне
Писательский талант В.Белова с особой силой раскрылся в произведениях, основными героями которых стали крестьяне советской эпохи - звмлепашцы и пастухи, плотники и печники, доярки и говоруньи-старухи. Создавая характеры этих героев, писатель, верный одному из своих эстетических принципов, выделил преаде всего их положительные стороны, такие, как жизнестойкость, самоотверженность, трудолюбие, моральную чистоту. Вместе с тем, стремясь к объективному отражению действительности, В.Белов не скрыл и тех нравственных потерь, которые постигли колхозное крестьянство на его нелегком пути строительства новой жизни.
В этой связи в главе ставится задача выявить, как проявились положительные и отрицательные черты характеров героев в их взаимоотношениях с обстоятельствами, какие изменения они претерпели в ходе общей эволюции творчества писателя. Это тем более важно, что, в отличие от героев лирических рассказрв, испытывающих душевную боль при виде исчезающих уголков их "малой" родины, героям эпических произведений В.Белова приходится сталкиваться еще и с немалыми материальными трудностями жизни в деревне. Вопрос, прозвучавший в этюде "На родине" ( "Может быть, так оно и надо? Исчезают деревни, а взамен рождаются веселые, шумные города..."), затрагивает самые основы их бытия. Вот почему приобретает первоочередное значение проблема социальной и духовной активности крестьянских героев В.Белова (как, пожалуй, и большинство героев "деревенской прозы"); от их инициативы, заинтересованности в делах родного колхоза или совхоза зависит в конечном итоге, как не раз подчеркивал Ф.Абрамов, благополучие деревенской жизни.
Отличительной чертой писательской работы В.Белова является то, что воспроизводимые явления общественной жизни и человеческие характеры рассматриваются им в их исторической обусловленности. Такой подход писателя, в частности, к интересующей нас проблеме активности словно бы отвечает ленинскому совету "смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стада теперь" .
В своих произведениях В.Белов основное внимание уделил трем этапам развития севернорусской деревни за годы Советской власти: коллективизации, войне и второму послевоенному десятилетию. Художественное постижение крестьянского характера советской эпохи писатель начал с 60-х годов.
С.Залыгин писал, что людей, послуживших прообразом бедов-ских героев, в наше время не так легко и найти, что в чем-то они, возможно, приотстали от века. В качестве одной из главных задач, стоящих перед писателем, в залыгинской статье верно, на наш взгляд, выделялась задача "рассказать о том, как же человек вписывается в свой век", как достичь полного единения человека со своим временем, "какими должны быть обе стороны - и человек, 2 и его время?" . Ответу на этот вопрос подчинено, в сущности, все, написанное В.Беловым, включая его "Лад" и публицистику.
В отличие от интеллектуально насыщенной, духовно напряженной жизни героев-интеллигентов, получившей воплощение в ассоциативных формах лирического рассказа, размеренная и основательная жизнь представителей колхозного крестьянства воспроизводится писателем в основном эпическими средствами изображения, основным из которых является неторопливый и последовательный рассказ о происшедших событиях "со стороны". Изменения, происходящие в деревне, и их оценка даны, как правило, в восприятии самих сельских жителей, людей преимущественно пожилых и обладающих большим жизненным опытом. Автор прямо не высказывает своего мнения о верности или неверности этого восприятия, поэтому в числе задач, возникающих при анализе разбираемых в главе произведений, оказывается задача по выяснению именно его позиции относительно созданных им характеров и обстоятельств; выяснение того единства "самобытного нравственного отношения автора к предмету", которое, по Л.Н.Толстому, есть цемент, связывающий "всякое художественное произведение в одно целое" .
Рассмотрение эволюции активности "деревенских" героев В.Белова мы начнем с рассказа "Кони" (1964), который по актуальности, по особенностям характера главного героя, по уровню художественного воплощения замысла ("отличным рассказом" назвал это произведение В.Астафьев ) занимает одно из ключевых мест в творчестве писателя.
За частным, казалось бы, фактом сдачи колхозных лошадей государству (протяженность этого события во времени и пространстве составила основу сюжета "Коней") писатель увидел явление большой общественной важности. Своим рассказом он словно спрашивал: а всегда ли мы правы, отказываясь от испытанных, надежных, а в иных местах и незаменимых средств ведения хозяйства? Отношение к этому вопросу В.Белов выразил через контрастное изображение двух центральных персонажей произведения - старого пастуха Лабути и шофера Сереги.
Избрав одним из средств раскрытия характера Лабути описание его душевного состояния (что могло быть продиктовано особенностями жизни героя - большей частью в лесу, наедине с природой, лошадьми и самим собой), писатель отмечает духовную наполненность его внутреннего мира. Это выражается, в частности, в выборе таких слов, как Лабуте "подумалось", Лабутя "почувствовал", у Лабути была "одна давняя сладкая задумка". Авторская симпатия к пастуху проявляется в описании его внешности, в которой выделяются бесхитростные светло-синие глаза; в описании поведения, в котором подчеркивается общительность и щедрость. Писатель отмечает высокий профессионализм своего героя ("Лабутя знал каждую лошадь так, как знал самого себя" ), добросовестность (за хорошую работу правление премировало его карманными часами). Наконец, даже в его прозвище - Лабутя - слышится что-то доброе и располагающее к доверию.
В отличие от Лабути характер Сереги значительно беднее по своему содержанию и раскрывается в основном через поступки и речь. Душевная ущербность молодого шофера угадывается из его поведения по отношению к Лабуте (поджигает ради шутки шалаш, в котором дремал после ночи пастух; резко обрывает его в разговорах), к животным (обдает коней, уводимых в город, дорожной грязью из-под колес своего ГАЗ-69, "скалит зубы" по этому поводу), к женщине (его циничный ответ на вопрос Лабути о "миловидной учительнице" заставляет старика съежиться). Окончательным ударом, разрушившим Лабутино восхищение этим "удалым" парнем, стало переданное походя распоряжение председателя: "с утра гнать лошадей в деревню... сдавать государству" ( 1,486 ). Еще не веря в то, что услышанное им - правда, Лабутя взывает к здравому смыслу не столько самого Сереги, сколько - тех, кто так или иначе оказался причастен к этому распоряжению. "Куда ты без лошади? - говорит он. - Без лошади, парень, и без дров насидишься, и за сеном на твоей механизме тоже не съездишь" (1,468). И только услышав в ответ приказное и окончательное: "Сказано, в деревню гони!" -как-то сразу сдался.
Взашлодействие основных типов характеров в прозе В.Белова
В первых двух главах диссертации мы установили, что в ряде произведений В.Белова функционируют однотипные характеры, с преобладанием в одних из них лирического, а в других - эпического начала. Эти характеры рассматривались нами в основном отдельно друг от друга, что диктовалось, во-первых, содержанием произведений, в которых они получили свое художественное воплощение, а во-вторых, теми задачами, на которые опиралась и опирается вся исследовательская работа в диссертации. В частности, такой подход позволил более подробно остановиться на достоинствах и недостатках привлеченных для анализа литературных характеров, выявить общее и индивидуальное в их структуре, проследить за их эволюцией. Наблюдавшееся взаимовлияние характеров в рассмотренных рассказах и повестях В.Белова проявлялось в слабо выраженных или опосредованных формах - через описания природы, трудовой деятельности, вещный мир, язык.
В заключительной главе диссертации мы обратимся к тем произведениям писателя, в которых две основные группы его героев показаны в непосредственных контактах друг с другом. Анализу этих контактов и посвящена третья часть данного исследования.
Еще будучи студентом литературного института В.Белов написал рассказ, ставший для него, как и этюд "На родине", своеобразным творческим манифестом, - рассказ "Колоколёна" (1963). Если в этюде "На родине" основным предметом поклонения героя явилась природа родного края, то в рассказе, или в сказовой новелле, как еще называют произведения такого типа , "Колоколе-на" им стали люди. В этом небольшом по количеству страниц, но чрезвычайно емком по содержанию произведении отношения главных героев - вернувшегося в родные места повествователя и старой крестьянки - показаны с той мерой доверия и любви, с какой они предстанут, с небольшими изменениями, во всем последующем творчестве писателя.
Являясь по существу образами одного и того же человека, близкого автору прежде всего по своему мироощущению (о близости автору героя "На родине" говорилось в первой главе; что касается героя "Колоколёны", то, помимо ряда косвенных доказательств 2 этой близости, в первой публикации рассказа он прямо назывался "Васенькой", то есть по имени автора), образы героев-повествователей "На родине" и "Колоколёны" отличаются по тем функциям, которые они выполняют в произведениях. В сказовой новелле, по сравнению с этюдом, значительно уменьшилась степень непосредственного участия героя в сюжете и изменилась роль, которую он играет по ходу действия. Бели в лирических рассказах ("На родине", "Бобришный угор" и др.) субъект и объект речи выступали в одном лице и все повествование организовывало поэтическое и интеллектуальное слово героя-повествователя, то в рассказах "Коло-колена", "Письмо", "Гоголев", "Утром в субботу" субъект и объект речи разделены. Герой-повествователь выступает в роли, подобной той, которую выполняет образ повествователя в рассказе М.Шолохова "Судьба человека".
Основное внимание, как и в шолоховском рассказе уделено герою-рассказчику. От сосредоточенности на собственном внутреннем мире и на мире природы писатель привел своего автобиографического героя к необходимости приобщения к миру народной жизни .
Композиционно "Колоколена" делится на три, органично связанные между собой части - экспозицию, основную часть и концовку. Основная часть представляет собой воспоминания героя-повествователя о его родной Вологодчине (деталь, свидетельствующая об автобиографизме образа героя-повествователя), о людях, чьи образы в минуты тоски и печали встают у него перед глазами. Коротко обрисовав в экспозиции ночную жизнь большого города, повествователь переносит читателей в мир своей "тихой" родины и сразу же знакомит с одним из представителей этого мира: "Однажды в такой бессонный час я вспомнил Параню-старуху, давнишнюю мою знакомую" (1,412) .
Важную роль в характеристике "давнишней" знакомой героя играет ее портрет. Всматриваясь в лицо старой крестьянки, повествователь отмечает: "Параня постарела: губы у нее ввалились, нос стал еще острее, но говорила она все так же хорошо, громко, на весь дом, слова, как и раньше, не придумывала, а они сами у нее сыпались" (1,413). Эта портретная зарисовка, перекликаясь с заглавием рассказа, задает бодрый, оптимистичный тон всему дальнейшему восприятию центрального образа произведения.
Основным средством раскрытия характера Парани, как и характеров большинства других персонажей писателя, является конфликт, с этапами развития которого читатели знакомятся со слов самой героини. Речь Парани характеристична. В ней нашли отражение психологические особенности, темперамент, социальная роль героини. Средствами этой речи в рассказе воссоздаются также приметы той конкретно-исторической среды, во взаимоотношениях с которыми проявлялся и закалялся характер персонажа.
С особой силой и полнотой характер Колоколёны раскрылся в столкновениях с односельчанином Пашей-хлюстом, персонажем, чей образ жизни наиболее близко смыкается с жизненным поведением абрамовского Егорши Ставрова и Митьки Полякова из "Привычного дела". Параня открыто упрекает этого, по ее словам, "москвича невыделанного" в том, что он "сам без руля и людей в смущенье" приводит; советует ему не надеяться на легкий заработок, не пренебрегать крестьянским трудом.