Содержание к диссертации
Введение
I. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В СТИЛЕВОЙ ТИПОЛОГИИ СОВЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 15
1, Изучение принципов художественного многообразия советской литературы в 1920-70-х годах 15
2. Идейно-художественное своеобразие советской литературы как направления и его влияние на процессы стилеобразования 47
II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕЧЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРА
ТУРЫ 1950-70-Х ГОДОВ КАК ОСНОВНЫЕ РУСЛА СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 123
1. Обобщенно-поэтизирующие стили 123
2. Философско-аналитические стили 176
3. Историко-аналитические стили 212
4. Пути синтеза 263
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 295
БИБЛИОГРАФИЯ 305
- Изучение принципов художественного многообразия советской литературы в 1920-70-х годах
- Идейно-художественное своеобразие советской литературы как направления и его влияние на процессы стилеобразования
- Обобщенно-поэтизирующие стили
class1 ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В СТИЛЕВОЙ ТИПОЛОГИИ СОВЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ class1
Изучение принципов художественного многообразия советской литературы в 1920-70-х годах
Идея взаимосвязи единства и многообразия, художественного богатства социалистического искусства проходит через все важнейшие программные партийные выступления по вопросам искусства и литературы, начиная со статьи В.И.Ленина "Партийная организация и партийная литературы". Статью пронизьюает мысль о двух неразрывных качествах будущей социалистической литературы. В.И.Ленин убежден в том, что социалистическое содержание -"идея социализма и сочувствие трудящимся" - станет органической основой единства литературы, ее духовной монолитности, а в разнообразии ее форм при обеспечении "большого простора личной инициативе, индивидуальным особенностям" проявится свобода художника нового типа.
В Программе КПСС записано: "Главная линия в развитии литературы и искусства - укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед". Формулируется в основополагающем документе партии мысль о закономерном характере многообразия художественных путей советского искусства: "В искусстве социалистического реализма, основанном на принципах народности и партийности, смелое новаторство в художественном изображении жизни сочетается с использованием и развитием всех прогрессивных традиций мировой культуры. Перед писателями, художниками, музыкантами, деятелями театра и кино открывается широкий простор для проявления личной творческой инициативы, высокого мастерства,многообразия творческих форм, стилей и жанров".- - Б процессе развития советской литературы последнее тридцатилетие - это период, обусловленный общими историческими закономерностями развитого социалистического общества, отчетливо выявляющий черты художественного многообразия, характерные для нее как для литературы социалистического реализма. Достаточно ясно выражена в литературном процессе 50-70-х годов и ее идейно-художественная специфика, ее неповторимость.
Понимание природы связи социалистической сущности, принципиального идейного новаторства с художественным многообразием нашей литературы на каждом новом этапе истории советской литературы и литературоведения обогащается новыми оттенками, приобретает все большую теоретическую точность.
Идейно-художественное своеобразие советской литературы как направления и его влияние на процессы стилеобразования
Значительность новаторства советской литературы, обусловленная мировым значением Октябрьской социалистической революции, сопоставима, вероятно, только с универсальной широтой ее эстетических традиций. Новаторство и традиции прослеживаются и в границах индивидуального творческого пути писателя, и в масштабе целостных художественных систем искусства. Самый общий фактор развития советской литературы - ее коллективных и индивидуальных, национальных и интернациональных явлений - это взаимопроникновение эпохальной системы, связанной с классовостью искусства, и системы искусства, порождаемой закономерностями развивающегося бесклассового коммунистического общества. Взаимодействие этих двух систем, двух типов искусства, двух стадий художественного развития происходит как в форме относительно резких сдвигов и изменений художественных структур, так и в форме медленных процессов, по сути качественно новых, но не всегда резко обозначенных в области стиля.
Опыт советской литературы показывает также, какими сложными были взаимоотношения содержания и формы в процессе становления основных принципов социалистического реализма. На отдельных этапах нашего искусства, и непосредственно, и, напротив, очень опосредованно отражая движение истории, форма и содержание советской литературы то развиваются гармонично и взаимосвязанно, то опережают друг друга, стремясь запечатлеть порой не столько существо, сколько самый темп и ритм, самую экстраординарность процессов развития жизни и сознания общества. Одновременно с новыми стилевыми явлениями в каждой национальной социалистической литературе сохраняются и развиваются, подчас играя не.меныдую идеологическую и эстетическую роль, стили традиционные, сложившиеся в своих главных свойствах в предшествующей литературной ситуации, стили, несущие не столько черты отдельного переломного периода, сколько основные или более частные особенности целой литературной эпохи, устойчивые свойства специфически национального мировосприятия.
На разных этапах истории под влиянием запросов общества в искусстве акцентируется, получает преимущественный выход в стиль то его отображающая, то эмоциональная стихия, то стихия прямого идеологического выражения. Это характерно и для советской литературы, выявляющей те сложные, иногда кажущиеся неожиданными пути, которыми идет эстетическая разведка нового в самой жизни и происходит установление живых контактов с прошлым мировой и своей национальной культуры.
В любую эпоху мы наблюдаем устойчивую, повторяющуюся в самых общих чертах многомерность литературного процесса. Расчлененность и относительная самостоятельность взаимосвязанных художественных тенденций извечно существовала в искусстве как внутренний механизм его органического развития, как естественная структура художественного процесса. Исторически неповторимые конкретные качества содержательного и эстетически-сти- . левого облика направлений и течений разных эпох не могут сегодня помешать их типологическому анализу.
class3 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕЧЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРА
ТУРЫ 1950-70-Х ГОДОВ КАК ОСНОВНЫЕ РУСЛА СТИЛЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ class3
Обобщенно-поэтизирующие стили
В предыдущей части работы мы говорили о том принципиальном значении, которое имели для развития литературы и литературно-художественной критики дискуссии конца 1950-х - 60-х годов, начиная с дискуссии 1957 года о реализме, внесшие существенные акценты в понимание реализма и социалистического реализма, нацелившие исследователей на изучение многообразия советской литературы, широты ее стилевых контактов и типологических связей.
Но обогатив литературоведческую мысль, дискуссии 50-60-х годов, одновременно усложнили обсуждаемую теоретическую проблематику, обнаружили необходимость разработки внутринаучных, методологических проблем, связанных в особенности с понятиями метода, реализма, романтизма, социалистического реализма. Более пристальный и аналитичный взгляд на функционирование этих понятий в системе современных категорий обнаруживает в ряде моментов неотчетливость их содержания и состава, двуплановость, неразграниченность с понятиями смежными. Так, даже в недавно опубликованной "Теории литературы" ее автор Г.Н.Поспелов констатирует: "... в последнее десятилетие термин "метод" утратил определенность своего содержания... Но термин "метод"... литературоведы не заменили никаким другим, что явно препятствовало развитию научной мысли". Отказываясь в своей книге от этого, перенасыщенного ныне термина, автор учебника "Теория литературы" видит конструктивный путь решения проблемы в сохранении в практике теоретической работы самой сути прежнего понятия метода как "определенного принципа художественного отражения жизни" и, далее, в выявлении основных свойств понятия "реализм", чтобы затем уже выяснить, что "существует в этом же плане отличное от реализма, каковы могут быть другие принципы отражения жизни" Л.И.Тимофеев в статье "О понятии художественного метода" также писал о необходимости уточнить понятие метода, но иным путем: разграничив систему конкретно-исторических принципов подхода художников к действительности (закрепив именно за этой системой термин "художественный метод") и - систему отвлеченных, общих принципов, названных ученым "типами творчества", а именно: принципами воссоздания и пересоздания действительности в искусстве.
Оба этих подхода существенно прояснили ситуацию в теоретической науке, способствовали дальнейшему ее движению, но не исчерпали проблемы методіД во всех ее актуальных моментах. После-дущие литературные дискуссии вокруг идеи "реализма без берегов" поставили на очередь дня несколько иной аспект проблемы: вопрос о соотношении художественной гносеологии и аксиологии в социалистическом реализме, в реализме вообще, еще шире - в любом художественном методе.